Законы физики и организм человека.
статья по биологии (9 класс) по теме
В статье приводятся примеры действия физических законов в организме человека. Материал может быть использован для проведения тематического вечера или в контексте интегрированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakony_fiziki_i_organizm_cheloveka_-_1.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
«Законы физики и организм человека» - межпредметный вечер в IX классе
В наши дни проблема межпредметных связей приобрела особенно актуальное звучание в связи с обсуждением вопроса о возможности введения в школу интегрированных курсов, в частности курса «Естествознание».
В статье мы не будем подробно рассказывать о методике организации и проведения данного вечера, так как по этой проблеме имеется достаточное количество литературы, а предложим учителям некоторые вопросы с ответами, используемые нами при организации заочного конкурса и викторины на самом вечере.
- Почему при венозном и капиллярном кровотечениях кровь вытекает из раны равномерно, а не пульсирует в такт биению сердца?
Пульсация крови сглаживается вследствие эластичности сосудов и наличия трения.
- Почему повреждение крупных вен (подключичной, яремной, верхней полой) представляет большую опасность для человека, чем повреждение крупных артерий?
Давление в крупных венах меньше атмосферного, что является причиной всасывания воздуха и возникновения газовой эмболии при повреждении такого сосуда. В артериях давление превышает атмосферное, поэтому их повреждение не приводит к газовой эмболии
- Почему сильная жара труднее переносится во влажных и болотистых местах, чем в сухих?
В болотистой местности относительная влажность воздуха велика, поэтому вследствие слабого испарения пота уменьшается теплоотдача и организм человека перегревается.
- Какие изменения происходят в характере теплообмена человека с окружающей средой в условиях, когда температура среды выше температуры тела?
При высокой температуре окружающей среды теплоотдача путем конвекции и теплоизлучения (вследствие увеличения количества крови, циркулирующей через сосуды поверхности тела) уже не может поддерживать тепловой баланс тела. В данных условиях для сохранения постоянства температуры тела человека основное значение имеет испарение пота с поверхности кожи. Таким путем организм отдает очень большое количество тепла и предохраняется от перегрева.
- Почему люди, одетые в прорезиненную одежду, трудно переносят жару?
Организм человека, одетого в прорезиненную одежду, при жаркой погоде быстро перегревается, так как происходит испарения пота.
- Почему в горных районах, расположенных на высотах более 3500 м над уровнем моря, даже у здоровых людей появляется одышка, головокружение и сердцебиение?
На таких высотах меньше парциальное давление кислорода в атмосфере, а следовательно, и в крови человека, что приводит к названным явлениям.
- Почему у альпинистов, пребывающих даже короткое время в высокогорных районах сильно и быстро загорают лица?
Воздух, находящийся в нижних слоях атмосферы, обладает большей плотностью и, кроме того, сильно запылен. Поэтому он задерживает большую часть ультрафиолетового излучения, вызывающего загар кожи человека. На большой же высоте воздух сильно разрежен и гораздо чище. А чем ниже плотность воздуха, тем меньше поглощение и тем больше ультрафиолетового излучения проникает через него.
- Больному прописано определенное число капель лекарства на один прием. В какую сторону следует изменить это число (увеличить или уменьшить), если капли отсчитывают в жарко натопленном помещении.
Коэффициент поверхностного натяжения жидкости уменьшается при повышении температуры. Поэтому масса капли, отрывающейся от жидкости в жарко натопленной комнате, меньше чем в прохладной. Для получения необходимой дозы лекарства в данном случае нужно увеличить количество капель по сравнению с прописанным.
- Что является источником энергии при работе мышц человека?
Источником энергии при работе мышц являются органические вещества (углеводы, жиры и белки), подвергающиеся в клетках распаду и окислению, в результате чего освобождается скрытая в них энергия.
- Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом или другим веществом?
Удельная теплоемкость воды значительно выше, чем у воздуха и многих других веществ. Поэтому водяная грелка охлаждается дольше.
- Объясните механизм процесса дыхания у человека.
Обмен воздуха между легочными пузырьками и внешней средой осуществляется в результате ритмических дыхательных движении грудной клетки. При вдохе объем грудной клетки и находящихся в ней легких увеличивается; при этом давление в них понижается и воздух через воздухоносные пути входит в легочные пузырьки. При выдохе объем грудной клетки, а следовательно, и легких уменьшается, давление в легочных пузырьках повышается и воздух с избыточным содержанием оксида углерода — углекислого газа выходит из легких наружу.
- Объясните механизм процесса движения пищи по пищеварительной системе человека.
Пища, находящаяся в полости рта, проталкивается в глотку и пищевод мышечными сокращениями языка. Слюна, пропитывающая пищевой ком, делает его скользким, что уменьшает силу трения, возникающую при его движении по пищеводу. Вслед за поступлением пищи в полость глотки происходит сокращение мышц, суживающих просвет глотки выше пищевого кома, вследствие чего он продвигается в пищевод. Затем происходит сокращение мышц пищевода и пища проходит в желудок.
- Чем объяснить, что иногда человек, случайно схватившийся за оголенный электрический провод, бывает не в силах оторвать от него руку?
Руку удерживают на проводе отнюдь не электрические силы. Проходя по мышцам руки, ток вызывает их сокращение, и рука крепко схватывает провод. Электрики, работая с проводами, которые могут оказаться под напряжением, стараются прикасаться к ним тыльной стороной руки. В этом случае сокращение мышц под действием тока, напротив, отбрасывает руку от провода.
- Почему в опытах при определении сопротивления тканей организма по закону Ома в установке с источником постоянного тока расчетный результат бывает больше, чем действительное значение сопротивления?
Прохождение постоянного тока через ткани организма сопровождается их поляризациеи, т. е. возникновением в тканях вторичной электродвижущей силы, направленной против подводимого внешнего напряжения. Это приводит к уменьшению силы тока в цепи, следовательно, к кажущемуся увеличению сопротивления.
- Почему при равенстве напряжения постоянного и переменного токов последний оказывает более сильное воздействие на организм человека?
При прохождении постоянного тока через ткани организма происходит их поляризация, что вызывает уменьшение силы тока в цепи. При прохождении через ткань переменного тока промышленной частоты степень возникающей поляризации меньше, чем в цепи постоянного тока, так как она зависит от частоты колебаний (с увеличением частоты поляризация уменьшается и становится равной нулю при частотах порядка 106 Гц), следовательно, при одинаковом напряжении переменный ток, проходящий через ткань, вызовет более сильное раздражение нервной системы и окажет более сильное воздействие на организм в целом. Такие различия в действии токов наблюдаются при напряжении до 50 В. Опасность токов обоего рода возрастает с увеличением напряжения и уравнивается при 450 - 500 В.
- Молния не раз поражала людей. Бывали случаи, когда при этом дыхание человека останавливалось на несколько минут, но затем восстанавливалось, после чего у него не обнаруживалось никаких остаточных мозговых нарушений, вызванных кислородным голоданием или электрическим шоком. Как это объяснить?
Как правило, смерть человека, пораженного разрядом молнии, возникает от серьезных ожогов внутренних органов и прекращения сердцебиения. Однако если одежда и кожа человека были мокрыми (а ведь часто молния наблюдается во время дождя), то электрический разряд может и не проникнуть во внутренние органы тела; основная часть тока пройдет по слою воды, находящемуся на поверхности кожи. В этом случае у человека в результате шока могут прекратиться сердечная деятельность и дыхание. Предполагается, что во время такого шока потребность мозга в кислороде резко уменьшается, и вовремя проведенное энергичное искусственное дыхание может быстро возвратить человека к жизни.
- Чем объяснить, что человек, находясь в воде, даже очень чистой, плохо различает предметы?
Ход лучей, попадающих в глаз, зависит от показателей преломления и радиуса кривизны поверхности роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая (оптическая) сила глаза определяется действием тех сред, через которые проходит луч (от хрусталика зависит лишь коррекция изображения, связанная с удаленностью предмета от глаза). В воде преломляющая сила роговицы сводится практически к нулю вследствие того, что показатели преломления воды и жидкости, находящейся внутри глаза, почти одинаковы и свет, не преломляясь, проходит сквозь роговицу. Вследствие этого оптическая сила глаза уменьшается и на сетчатке не образуется четкое изображение предметов.
- Какой человек будет лучше видеть предметы под водой — страдающий близорукостью или дальнозоркостью?
Вода ослабляет преломляющую силу глаза, но так как в обычных условиях она больше у человека, страдающего близорукостью, то в воде он будет видеть предметы несколько лучше, чем человек, страдающий дальнозоркостью.
- Почему при воздействии на организм человека различных видов излучения (при одинаковых физических дозах) более сильное биологическое действие оказывает α-излучение?
Биологический эффект лучевого воздействия зависит от энергии излучения и его ионизирующей способности, которые у α-частицы являются наибольшим по сравнению с другими видами излучения. Но это проявляется только в случае, если облучение происходит изнутри. Внешнее облучение α-частицами не столь опасно, потому что эти частицы очень сильно поглощаются веществом (например, даже листом бумаги).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Законы физики и организм человека"
Крайне малое время, отведенное на усвоение школьниками знаний в области физики в процессе учебных занятий, а также во внеурочное время, сказывается на недостаточном уровне знаний.Влияет и дефицит знан...
Исследовательская работа "Познай самого себя" физика + химия +организм человека
Физика и химия практически изучают одни и те же объекты, но только каждая наука видит в этих объектах свой предмет исследования. Законы этих предметов тесно переплетаются. Эти законы не н...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ: "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека."
В данной разработке представлен конспект урока, который проводится совместно учителями физики и биологии. Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка. Учащиеся заранее готовя...
Применение законов физики в жизни человека
Презентация ученика, на какие законы, явления основывается быт человека. Применение законов физики в устройствах, которыми пользуемся в жизни. Презентация с продолжением. Но сильно сжатом ...
Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».
На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....
Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».
На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....
Технологическая карта интегрированного урока по физике и биологии "Физика и организм человека"
Технологическая карта интегрированного урока физики и биологии "Физика и организм человека"...