"Видоизменения надземных побегов"
учебно-методический материал по биологии (6 класс) по теме
Урок разработан в соответствие ФГОС в 2015 году. Урок предназначен для 6-го класса по линии "Сферы" Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко,И.Я. Колесникова "Биология. Живой организм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidoizmeneniya_nadzemnyh_pobegov.docx | 125.64 КБ |
rabochiy_list.docx | 97.29 КБ |
plan_uroka.docx | 11.25 КБ |
vidoizmeneniya_nadzemnyh_pobegov.pptx | 698.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан в соответствие ФГОС учителем биологии
МОУ «Медновская СОШ» Ларионовой И.М. в 2015 году.
Урок предназначен для 6-го класса по линии Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко,
И.Я. Колесникова "Биология. Живой организм"
Урок по биологии в 6 классе
Тема урока: видоизменения надземных побегов
Тип урока: усвоение новых знаний
Метод: комбинированный, групповая работа.
Модель обучения: базовая (6 класс – 1 час в неделю).
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать представление о видоизменениях побега на примере надземных побегов,
- умение устанавливать взаимосвязь строения и условий среды обитания
- работать с различными информационными ресурсами в ходе подготовки сообщений
Развивающие: развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ. Выделять существенные приспособления листьев к разным условиям среды.
Воспитывающие: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу,
развивать навыки самопознания живой природы.
- Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Личностные УУД: готовность к самообразованию и самовоспитанию. Установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование. Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы. Учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Развивать внимание учащихся. Обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика. Учить постановке вопроса.
Оборудование:
- учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- работа с ЦОР;
- электронная презентация
- Флеш-анимации
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 6 мин.
Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.
Построение проекта – 6 мин.
Реализация проекта – 8 мин.
Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) - - 3 мин.
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Приветствие учителя. Добрый день, ребята. У нас сегодня гости. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это состояние души».
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. У нас с вами сегодня урок необычный: урок-исследование.
Учитель: Но для этого нам надо вспомнить. На предыдущих занятиях мы с вами изучали стебель с листьями или почками. Напомните, что это такое?
Учащиеся: Стебель с листьями или почками – побег.
Учитель: Удивительно, насколько многообразны побеги. Иногда этот орган даже невозможно узнать. Трудно увидеть побег в колючке боярышника или усике винограда. Почему с ним происходят такие «превращения»?
Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить?
Учитель: Правильно. Познакомимся с видоизмененными наземными побегами. Записи вы будете вести в рабочих листах.
Учитель: Какова же цель урока?
Учащиеся: Какие бывают видоизменения надземных побегов?
Учитель: Какие задачи урока нам предстоит решать?
Учащиеся: Какие видоизменения листьев, стеблей и почек существуют. Какую роль играют видоизмененные побеги.
Учитель: Итак, возьмите рабочие листы, сформулируйте и запишите тему урока.
Учащиеся самостоятельно записывают число и тему урока.
Учитель: «Видоизменения надземных побегов». Запись числа и темы урока учителем на доске.
2.Актуализация опорных знаний
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
- Какие виды корней вам известны?
- Какие корневые системы вы знаете?
- На интерактивной доске показан рисунок, виды корней, подпишите его? (работа с рабочим листом) Слайд 1
- Заполните схему:
Виды корневых систем
- Остальные выполняют тест на рабочем листе. Слайд 2
1. Осевой орган растения, который в отличие от стебля не рассечен на узлы и междоузлия и не имеет листья:
А. стебель Б.корень В.лист Г. цветок
2. Примером органа растений является:
А. лист Б. легкие В.желудок Г. сердце
3. Для защиты нежного кончика корня от механических повреждений и уменьшения испарения служит:
А.зона деления Б.корневой чехлик В. зона всасывания Г.зона проведения.
4. Корневые волоски находятся в зоне:
А. всасывания Б. проведения В. деления Г. растяжения и роста
5. Установите соответствие между видами корней:
А. Вырастает из корешка зародыша семени
А | Б | В |
2 | 1 | 3 |
Б. Отрастает от главного корня.
В. Отрастают от стебля
- Боковые корни
- Главный корень
- Придаточные корни
Самопроверка
1-Б; 4-А;
2-А; 5 А-2; Б-1; В-3
3-Б; Слайд 3
3.Выявление места и причины затруднения
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
Цель - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Учитель: У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья например, превратились в усики или колючки. Чем же может быть обусловлено такое превращение?
Учащиеся: У растений произошли изменения. (Слайд)
Учитель: Что повлияло на такие изменения?
Учащиеся: Работают со статьей учебника «Видоизменения побегов».
Учитель: В чем вы испытываете затруднения из прочитанного материала?
Учитель: Что мы запишем в рабочий лист?
Ребята, о каких видоизмененных побегов вы прочитали? Какие вы знаете ВП?
Итак, тема нашего урока: (показ видео) - Видоизмененные надземные побеги. Слайд 4
Учитель: Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?
А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? Слайд 5
Достижение цели
Эксперимент
Спросить у взрослого
Подумать самому
Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого им надо собрать нужный материал)
Цель: изучение видоизмененных надземных побегов.
4.Построение проекта
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Учитель: Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?
А давайте, наметим план действий.
План урока (планируемые результаты)
- Установить взаимосвязь строения и условий среды обитания.
- Называть видоизмененные надземные побеги, приводить примеры.
- Ознакомиться с многообразием побегов.
- Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края.
5.Реализация проекта
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Чтобы ответить на первый вопрос, вы должны сделать индивидуальную работу на рабочем листе под № 2
- Индивидуальная работа
Учитель: Работаем с текстом учебника, параграф 32. Найдите в учебнике на стр. 82 в статье «Видоизменения побегов» экологические факторы. Установить взаимосвязь строения и условий среды обитания. Ответьте на вопрос. Что повлияло на изменения надземных побегов? Записать в рабочий лист № 2
Экологические факторы
Метаморфоз –
Кто из ученых разработал учение о метаморфозе? –
Сообщение о Гете – Бахаватдинова М.
Резюме учащиеся: Органы растений изменяются под влиянием экологических факторов:
- недостаток света;
- недостаток воды;
- действие высоких или низких температур.
Метаморфоза – видоизменения растений.
- Чтобы ответить на второй вопрос предлагается работа по группам.
Индивидуальное задание группам. Каждая группа проводит исследование с помощью учебника и дополнительной информации о видоизмененных надземных побегов. Рассказывает о видоизмененных надземных побегах в форме сообщений.
Учащиеся класса внимательно слушают и записывают примеры в рабочий лист.
Видоизменения надземных побегов | |||
Сочные побеги | Колючки | Усики | Кочан |
(примеры) | (примеры) | (примеры) | (примеры) |
Мои биологические исследования. Докажите. Что кочан – это видоизмененная почка. Огнева А.
- Работа в парах
Установить причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания.
Для этого вам надо выполнить задание в парах. С помощью учебника параграфа 32 продолжите предложения, вставив пропущенные слова.
Сочные побеги – в них запасается, … и образуются …(вода и органические вещества)
Колючки – позволяют значительно уменьшить ….(испарение воды в засушливых условиях)
Усики обладают способностью…(закручиваться вокруг опоры)
Кочан – пример …(видоизмененной почки).
Побеги, которые выполняют некоторые дополнительные функции: защита, лазание, запасание питательных веществ и др. – называют видоизмененными.
Взаимопроверка, самопроверка
Критерии оценивания работы группы:
«5» активно работал в группе;
«4» работал в группе, но инициативы не проявлял;
«3» слабо работал в группе;
«2» плохо работал в группе
Номер группы | Состав группы | Самооценка | Оценка педагога |
Физкультминутка
Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, | На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. |
- Учитель: Чтобы ответить на третий вопрос надо поговорить о многообразие побегов. Удивительно, насколько многообразны побеги. Иногда этот орган даже невозможно узнать. Работа по слайдам презентации.
Иглоподобные образования, защищающие растение от поедания животными – колючки.
Колючки могут образовываться из листа (барбарис),
прилистников (жёлтая акация),
побега (облепиха, боярышник). Слайд 8
Нитевидные пазушные побеги (виноград, огурец), которые выполняют опорную функцию – усики.
У гороха в усики превращается часть листа.
Пазушные побеги (виноград, огурец).
Горизонтальные ползучие побеги, способствующие размножению растения. На каждом столоне расположены розетки с придаточными корнями. После укоренения розетки, горизонтальный побег отмирает (земляника, живучка ползучая) - Столоны (бытовое название – «усы»).
Приспособление растений к жаркому и сухому климату. Их функция – запасать влагу. Это сочные побеги.
Вода может накапливаться в листьях (очиток, молодило, алоэ)
Вода может накапливаться в стебле (молочай, кактус).
Давайте, их сравним. Внимание на слайд и рабочий лист. (учащиеся сравнивают)
Вывод
Какой вывод можно сделать из сравнения?
Напомню, что вывод начинается со слов: итак, таким образом, из этого следует.
Части побега в процессе эволюции сильно изменились: листья превратились в колючки, усики. Сочные побеги растений приспособились к жаркому и сухому климату. А кочан – пример видоизмененной почки.
Таким образом, рассмотрев видоизменения надземных побегов, можно сделать вывод, , что строение видоизмененных надземных побегов зависит от условий среды обитания и выполняемой функции.
6.Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
- Индивидуальное задание. Из перечисленных ответов выберите правильные ответы, которые запишите цифрами.
1.Побег – стебель и корни.
2. Узел – место прикрепления листа к стеблю
3. Бывают листья черешковые и сидячие.
4.Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.
5.Различают: простые и сложные листья.
6. Органы растения – корень и стебель.
7.Все листья сложные
8.Лист нужен только для дыхания
9.Колючки это видоизмененные листья. Слайд 9
Правильные ответы ____2,3,4,5,9__ Слайд 10
А теперь оцените себя:
- если вы не сделали ни одной ошибки, поставьте себе «5»
- если вы сделали 1-2 ошибки, поставьте себе «4»
- если вы сделали 3-4 ошибки, дома еще раз проработайте материал. (Оценки, по желанию, в журнал).
- Задание группам
- Назовите видоизмененные надземные побеги? ___ сочные, колючки, усики. кочан_________
- Кто разработал теорию метаморфизма (видоизменений) растений? _____ Гете_______
- Как оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края? ____ богаче и разнообразнее_______________ Слайд 11
7.Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Учитель: По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень своей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг.
Я знал (а) | Я узнал (а) | Я хочу узнать |
8.Домашнее задание
параграф 32,
тетрадь-тренажер с.6 №18,
с.10 № 7.
с.15 № 7,8 Выставление отметок за урок.
9. Список литературы и Интернет-ресурсы:
1. Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменнко, И.Я. Колесникова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.; Просвещение, 2012. – 143, [1] с. ; ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы). - ISBN 978-5-09-020824-6.
2. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразов. Учреждений. В 2 частях. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева; Рос. Акад. наукЭ, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012 .
3. Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум. 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразов. Учреждений. В 2 частях. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, ; Рос. Акад. наукЭ, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012 .
4. Биология. Живой организм. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразов. Учреждений. В 2 частях. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко,; Рос. Акад. наукЭ, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012 .
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htm
WWW. Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия
WWW.school-collection.edu.ru-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
WWW.fcior.edu/ru/wps/portal/main-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
WWW.intergu.ru-Интернет-сообщество учителей.
http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm
http://www.stihi.ru/2011/01/06/50
Мультимедийное средства обучения.
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.
2.Электронный атлас для школьника «ботаника.6-7класс».- «Новый диск»,2004.
3.Уроки биологии «Кирилла и Мефодия»,6-7кл. - ООО»Кирилл и Мефодия»,2001.
4.Библиотека электронных наглядных пособий» Биология.6-9кл. « - ООО» Кирилл и Мефодий»,2002
Предварительный просмотр:
1
Предварительный просмотр:
План урока (планируемые результаты)
- Установить взаимосвязь строения и условий среды обитания.
- Называть видоизмененные надземные побеги, приводить примеры.
- Ознакомиться с многообразием побегов.
- Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация опорных знаний На интерактивной доске показан рисунок, виды корней, подпишите его ? (работа с рабочим листом )
Т ест 1 . Осевой орган растения, который в отличие от стебля не рассечен на узлы и междоузлия и не имеет листья: А. стебель Б.корень В.лист Г. цветок 2. Примером органа растений является: А. лист Б. легкие В.желудок Г. сердце 3. Для защиты нежного кончика корня от механических повреждений и уменьшения испарения служит: А.зона деления Б.корневой чехлик В. зона всасывания Г.зона проведения. 4. Корневые волоски находятся в зоне: А. всасывания Б. проведения В. деления Г. растяжения и роста 5. Установите соответствие между видами корней: А. Вырастает из корешка зародыша семени Б. Отрастает от главного корня. В. Отрастают от стебля 1. Боковые корни 2. Главный корень 3.Придаточные корни А Б В
Самопроверка 1-Б; 2-А; 3-Б; 4-А; 5 А-2; Б-1; В-3
Тема урока Видоизменения надземных побегов
Достижение цели Эксперимент Спросить у взрослого Подумать самому Собрать нужный материал
План урока (планируемые результаты) 1. Установить взаимосвязь строения и условий среды обитания. 2. Называть видоизмененные надземные побеги, приводить примеры. 3. Ознакомиться с многообразием побегов. 4. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края.
Многообразие побегов
Повторение Индивидуальное задание. Из перечисленных ответов выберите правильные ответы, которые запишите цифрами. 1.Побег – стебель и корни. 2. Узел – место прикрепления листа к стеблю 3. Бывают листья черешковые и сидячие. 4.Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность. 5.Различают: простые и сложные листья. 6. Органы растения – корень и стебель. 7.Все листья сложные 8.Лист нужен только для дыхания 9.Колючки это видоизмененные листья
Правильные ответы 2,3,4,5,9
Домашнее задание параграф 32, тетрадь-тренажер с.6 №18, с.10 № 7. с.15 № 7,8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Видоизменения подземных побегов".
Материал включает: конспект урока для 6 класса (по линии Пономаревой) по теме "Видоизменения подземных побегов", инструктивные карточки для выполнения и оформления лабораторной работы, презе...
Презентация для урока биологии в 6 классе "Видоизменения подземных побегов"
Презентация для урока биологии в 6 классе "Видоизменения подземных побегов", содержит 8 слайдов....
Сценарий урока "Видоизмененные подземные побеги" 6 класс по программе И.Н. Пономаревой. Мыследеятельностная педагогика.
Сценарий урока написан в технологии ЗФО....
Урок по теме: "Видоизменения подземных побегов и корней"
Урок-исследование в 6 классе предметной линии "Сферы", авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. В соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Урок по теме "Видоизменения подземных побегов"
Открытый урок по теме " Видоизменения подземных побегов" по учебнику Д.И. Трайтак ,Н.Д. Трайтак 5 класс....
Презентация по биологии 6 класс по теме: "Видоизменения надземных побегов"
Данна презентация предназначена для учащихся 6 класса...
Видоизмененные подземные побеги
Корневище, клубень и луковица. Задания с рисунками. Даны задания с рисунками, направленные на анализ материала и формулирование вывода....