КТП БИО 9 кл.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Портнягин Павел Александрович

Календарно-тематическое планирование уроков курса "Биология. Общие закономерности" (9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio_9_a_klass_.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ЧОКУРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. А.Г. ЧИКАЧЕВА

УТВЕРЖДАЮ:

ДИРЕКТОР

_____________Е.В.ЗАБАРА

Пр. №_____ «____»__________ 2014 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Биология

(общие закономерности)

на 2014/15 уч. г.

Класс   9 а

Количество часов

Практических работ

Лабораторных работ

Контрольных работ

Годовое

68

18

6

4

Из них на:

1 четверть

18

5

1

2 четверть

14

1

5

1

3 четверть

20

7

1

1

4 четверть

16

5

1

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Резерв

Общее количество часов

2

2

Распределение уроков по дням недели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

1

1

Рассмотрено:

на заседании МО учителей естественного цикла

протокол № _______                   от «_____»__________  2014 г. 

руководитель МО   _________________________ /__________________________________/

                                                          (подпись)                              (Ф.И.О. руководителя)

Проверено:

Зам. директора по УР ____________/___________________________________/

«_____»__________  2014 г.                                                                                                     Учитель:

Портнягин П.А.

учитель биологии,

географии

Чокурдах, 2014 г.


Темы практических работ

№ работы

Раздел

Тема

1

1. Эволюция живого мира на Земле

Таксономические единицы, их определение.

2

Виды приспособлений.

3

Признаки биологического прогресса и регресса.

4

Дивергенция и конвергенция.

5

Геохронологическая таблица.

6

2. Структурная организация живых организмов

Сходства и различия растительной и животной клеток.

7

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Сходство зародышей у животных одного типа.

8

4. Наследственность и изменчивость

Решение задач на I закон Менделя.

9

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

10

Решение задач на анализирующее скрещивание.

11

Решение задач на наследование заболеваний.

12

Передача признаков (составление родословных признаков).

13

5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Центры происхождения культурных растений.

14

Составление пищевых цепей.

15

Структура биоценозов (продуценты, консументы, редуценты).

16

Определение пределов выносливости (решение задач).

17

Определение форм взаимоотношений.

18

Регионы Земли, наиболее пострадавшие от деятельности человека.

Темы лабораторных работ

№ работы

Раздел

Тема

1

2. Структурная организация живых организмов

Денатурация белков.

2

Рассмотрение готовых препаратов бактерий.

3

Рассмотрение готовых препаратов эукариотических клеток.

4

Рассмотрение готовых препаратов «Разнообразие форм клеток».

5

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Рассмотрение готовых препаратов «Половых клетки растений и животных».

6

4. Наследственность и изменчивость

Модификационная  изменчивость, вычисление нормы реакции.


Программа:

Программы общеобразовательных учреждений. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Под редакцией Н.И.Сонина, В.Б.Захарова,

Е. Т. Захаровой. М.: Дрофа, 2007.

Учебный комплект для учащихся:

1. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.: ил.

Наличие методических разработок для учителя:

  1. Захаров В. Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
  2. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
  3. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
  4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
  5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
  6. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  7. Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
  8. Чайковский Ю.В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.


№ урока

Тема урока

Основные термины, понятия

П/р, К/р, Л/р

Учебник

Д/p

Дата урока

Примечание

Гл.

&

Стр.

План

Факт

Введение (1 час)

1

Введение.

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Построение курса. Как работать с учебником.

3,4

2.09

I

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (17 часов).

2

Многообразие живого мира. Свойства живых организмов.

Уровни организации живых организмов. Свойства живого. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов.

1

8-11

С.11 №2,3,9

4.09

I

3

Додарвиновский период развития биологии. Систематика.

Эволюционные теории Ламарка и Линнея. Их вклад в изучение биологии. Систематика, таксон, иерархия.

П/р № 1

2

1,

2

12-14,

15-17

Составить систематику 2 видов

9.09

I

4

Теория Ч.Дарвина. Искусственный отбор.

Путешествие Ч.Дарвина. Галапагосские острова. Вывод о изменяемости видов. Порода, сорт. Предки и предковые формы домашних животных. Методы выведения пород и сортов.

3

3,

4

18-20

20-24

Домашнее животное - дикий предок

11.09

I

5

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы отбора.

Размножение и относительное постоянство численности. 3 вида борьбы за существование, причины. Формы естественного отбора, его направляющая роль. Половой диморфизм.

3

5,

6

24-28,

29-34

С.28 №5,6

16.09

I

6

Приспособления у животных. Причины их возникновения.

Соответствие органов условиям обитания. Изменчивость, мутации.

4

7

35-45

Животное на выбор, 4 приспособления

18.09

I

7

Разнообразие приспособлений у живых организмов.

Приспособленческое поведение. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Акклиматизация.

П/р № 2

4

8,

9

45-49

49-52

С.49 №1,2

С.52 №2,4

23.06

I

8

Микроэволюция. Вид.

Вид, его критерии и структура. Изоляция. Межвидовые гибриды, их бесплодность. Ареал, его виды. Популяция – единица эволюции.

5

10

53-55

С.55 №3,5,6

25.09

I

9

Механизмы образования видов. Роль мутаций.

ДНК, ген. Гомозиготоность, гетерозиготность. Мутационный процесс. Частота изменения генов. Генофонд популяции. Колебания численности. Пространственная изоляция. Инбридинг, его последствия.

5

11

55-58

Терминология

30.09

I


10

Макроэволюция. Направления эволюции.

Биологический прогресс и регресс, их причины и последствия. Макроэволюция – эволюция надвидовых рангов. 3 направления эволюции, их последствия и значимость.

П/р № 3

6

12

59-66

Таблица

2.10

I

11

Закономерности эволюции.

Появление новых форм, их связь с приспособлениями. Дивергенция и конвергенция, причины их появления, примеры. Необратимость эволюции.

П/р № 4

6

13

66-70

С.70 №3,4

7.10

I

12

Возникновение жизни на Земле.

Основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, гипотеза самозарождения, панспермии, биохимической эволюции). Гипотеза абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное доказательство (гипотеза Опарина – Холдейна).

7

14

71-73

С.73 №4,5,6,7

9.10

I

13

Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица.

Архейская и протерозойская эры.

Основные эры и периоды в истории Земли: состояние  органического мира, важнейшие ароморфозы, господствующие организмы. Филогенетическое древо.

П/р № 5

7,

8

15,

16

74-77,

78-81

С.81 №1,2,3,4

14.10

I

14

Палеозойская эра.

Выход растений и животных на сушу – псилофиты и паукообразные. Ароморфозы у растений и животных. Отложения угля. Кистеперые и двоякодышащие рыбы. Стегоцефал – первое земноводное. Появление рептилий – окончательный уход от воды.

8

17

78-88

С.88 №1,3,5

16.10

I

15

Мезозойская эра

Изменения в рельефе и климате Земли. Появление покрытосеменных растений. Динозавры. Возникновение птиц путем идиоадаптаций от рептилий. Появление млекопитающих путем ароморфозов.

8

18

89-92

Примеры динозавров

21.10

I

16

Кайнозойская эра.

Оледенения. «Взрыв» в эволюции плацентарных. Начало родоначальной ветви, ведущей к роду Человек (Homo). Миграция видов по природным «мостам».

8

19

92-94

С.94 № 3,4,5

23.10

I

17

Происхождение человека. Антропогенез.

Труды Линнея, Ламарка, Дарвина. Гипотезы происхождения человека. Систематическое положение Человека разумного. Эволюция приматов, прямохождение, увеличение объема мозга, речь. Стадии (этапы) антропогенеза. Расы человечества. Неприемлемость неодарвинизма, расизма.

8

20

94-101

С.101 №1,2,3,5,8

28.10

I


18

Урок контроля знаний по Разделу «Эволюция живого мира на Земле»

К/р № 1

30.10

I

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 часов)

19

Клетка. Химическая организация клетки.

Химические элементы клетки, их классификация. Важнейшая роль воды, причины важности. Соли, их значение. Буферность клетки.

П/р № 6

9

21

104-107

Сообщение о воде – источнике жизни

11.11

II

20

Органические вещества клетки.

Строение и функции белков. Структуры белков. «Волшебные» аминокислоты. Определение жизни по Ф. Энгельсу. Углеводы, их классификация.  Липиды (жиры и масла).

Л/р № 1

9

22

107-111

С.113 №4,7,9

13.11

II

21

Нуклеиновые кислоты.

ДНК и РНК, их отличия. Значение кислот. Важность открытия структуры нуклеиновых кислот. Разновидности РНК.

9

22

111-112

С.112 №3,6,10,12

18.11

II

22

Обмен веществ в клетке. Биосинтез белков.

Генотип. Ассимиляция. Понятие о триплете, генетическом коде, избыточности кода. Свойства кода. Комплементарность. Сущность процессов транскрипции и трансляции.

10

23

113-117

С.117 №2,4,5

20.11

II

23

Энергетический обмен, его этапы.

Диссимиляция. Особенности обмена веществ и превращения энергии в клетке. Строение молекулы АТФ, её функции. Этапы энергетического обмена. Организмы по способу питания – автотрофы (фототрофы, хемотрофы) и гетеротрофы. Фотосинтез, фотолиз воды.

10

24

117-121

Схема фотосинтеза

25.11

II

24

Строение клетки. Прокариоты.

Типы и формы клеток. Органоиды (органеллы). Строение прокариот, их особенности. Бактерии – космополиты.  Размножение бактерий.

Л/р № 2

11

25

121-125

С.123 Рис.63

27.11

II

25

Эукариоты. Цитоплазма.

Сложность и разнообразие строение эукариот. Части клетки – ядро и цитоплазма. Органоиды, их строение, функции. Включения. Пиноцитоз и фагоцитоз.

Л/р № 3

11

26

125-132

Таблица органоидов

2.12

II

26

Ядро.

Значение ядра. Строение ядра. Строение хромосом. Диплоидность и гаплоидность. Кариотип

11

27

132-137

С.136 №7

С.135 Рис.72

4.12

II

27

Деление клетки. Митоз.

Жизненный цикл клетки. Механизм деления клетки, фазы митоза. Редупликация. Значение митоза.

11

28

137-142

Таблица «Фазы митоза»

9.12

II

28

Клеточная теория строения организмов.

Основные положения клеточной теории и её авторы. Значение создания клеточной теории для биологии. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы, отличия в строении. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Л/р № 4

11

29

142-143

Положения теории

11.12

II


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (7 часов)

29

Размножение как свойство живого.

Размножение, его сущность. Виды размножения. Роль нуклеиновых кислот в размножении. Гермафродитизм. Однодомность, двудомность растений. Гаметы, их виды. Партеногенез.

12

145-146

Повторение материала

16.12

II

30

Бесполое размножение

Соматическая клетка. Митоз. Клон. Спорообразование. Почкование. Фрагментация. Вегетативное размножение растений, его виды. Значение бесполого размножения.

12

30

146-149

С.149 №2,3,5

18.12

II

31

Половое размножение. Гаметогенез.

Сущность полового размножения и его виды. Строение гамет, их отличие. Гаплоидность. Стадии гаметогенеза. 2 деления и фазы мейоза. кроссинговер Значение мейоза. Виды оплодотворения и его значение.

Л/р № 5

12

31

150-155

Таблица «Фазы мейоза»

23.12

II

32

Урок контроля знаний по Разделу «Размножение организмов».

К/р № 2

25.12

II

33

Индивидуальное развитие организма.

Периоды онтогенеза. Полное и неполное дробление. Бластула, гаструла, нейрула. Зародышевые листки. Способы гаструляции. Дифференцировка клеток. Гомология зародышевых листков – доказательство единства животного мира.

13

32

156-161

С.161 №2,3,5,6

13.01

III

34

Постэмбриональный период развития.

Прямое и непрямое (с метаморфозом) развитие организмов. Значение метаморфоза. Рост организма, его виды. Продолжительность жизни и репродуктивный период.

13

33

162-166

С.166 №2,3,4

15.01

III

35

Биогенетический закон.

Сходство развития зародышей у животных одного типа. Закон К.Бэра зародышевого сходства. Эмбриональная дивергенция. Авторы биогенетического закона Мюллер и Геккель.

П/р № 7

13

34

166-169

С.169 №2,3,4

20.01

III

Раздел 4. Наследственность и изменчивость (17 часов)

36

Генетика как наука.

Г.Мендель. наследственность и изменчивость, их значения для живых организмов. ДНК, ген, локус. Аллельные гены. Генотип и фенотип.

14

35

172-174

С.174 №2,3,4,5

22.01

III

37

Гибридологический метод наследования признаков.

Чистые линии. Альтернативные признаки. Метод скрещивания. Доминантный и рецессивный признаки.

14

36

174-175

С.175 №3

27.01

III

38

Первый закон Менделя – закон доминирования.

Гибридизация, гибридное потомство, гибрид. Доминантный и рецессивный признаки. Гомозиготоность и гетерозиготность. Единообразие гибридов I поколения.

П/р № 8

14

37

176-178

Решение задач

29.01

III


39

Второй закон Менделя – закон расщепления. Неполное доминирование.

Расщепление. Второе поколение. Фенотип, генотип. Закон чистоты гамет, классы гамет. Промежуточный характер наследования.

14

37

178-181,

177-178

Терминология

3.02

III

40

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

П/р № 9

14

Повторить законы Менделя

5.02

III

41

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Мейоз. Классы гамет. Решетка Пеннета. Независимое распределение признаков. Решение задач.

14

37

181-185

Решение задач

10.02

III

42

Анализирующее скрещивание

Значение и применение анализирующего скрещивания. Решение задач.

П/р № 10

14

37

184-185

Решение задач

12.02

III

43

Сцепленное наследование генов.

Всеобщий характер законов Менделя. Исключения из III закона Менделя. Группы сцепления генов, их число. Сцепленное наследование признаков. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Закон Моргана. Нарушения сцепления. Полное и неполное сцепления генов.

14

38

186-188

С.188 №1,2,3,4

17.02

III

44

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметность и гетерогаметность. Механизм наследования и определения пола. Признаки, сцепленные с полом. Заболевания.

П/р № 11

14

39

188-192

Решение задач на наследование заболеваний

19.02

III

45

Взаимодействие генов.

Генотип. Взаимодействие пар генов. Взаимодополняемость действия генов. Количественные признаки. Генотипическая среда.

14

40

192-195

С.195 №1,3,6

24.02

III

46

Решение генетических задач. Составление родословных.

Кровные и «законные» родственники. Признаки рода по отцовской и материнской линии.

П/р № 12

Повторение материала

26.02

III

47

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Мутации, их причины, значение. Летальность мутаций. Места возникновений мутаций. Уровни мутаций. Изменения кариотипа, кратные и некратные гаплоидному числу хромосом. Полиплоидия, ее использование.

15

41

196-200

Терминология.

3.03

III

48

Фенотипическая изменчивость

Типы изменчивости. Влияние условий среды на фенотип. Норма реакции. Свойства изменчивости. Вычисление нормы реакции.

Л/р №6

15

42

201-203

Решение задач

5.03

III

49

Предмет и задачи селекции

Наука селекция, задачи и предмет. Центры происхождения культурных растений. Труды Н.И.Вавилова. Генофонд живых организмов, сохранение.

П/р № 13

16

43

204-206

Учить «Центры - культурные растения»

10.03

III


50

Методы селекции растений и животных.

Виды гибридизации и отбора. Понятие сорта, породы, штамма. Норма реакции. Аутбридинг и инбридинг. Бесплодие межвидовых гибридов. Гетерозис. Труды Г.Д.Карпеченко. Полиплоиды.

16

44

207-211

Повторение материала. Терминология.

12.03

III

51

Селекция микроорганизмов

Промышленная микробиология. Штаммы микроорганизмов. Использование микроорганизмов в медицине, промышленности, животноводстве. Биотехнология. Генная инженерия. Антибиотики.

16

45

211-213

Подготовка к контрольной работе

17.03

III

52

Урок контроля знаний по Разделу «Наследственность и изменчивость организмов».

К/р №3

19.03

III

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (13 часов)

53

Структура биосферы. В.И.Вернадский.

Живое и неживое. Вещества биосферы. Группы факторов эволюции биосферы. Границы биосферы. Среды жизни живых организмов. Приспособления к жизни в разных средах. Геохимическая деятельность организмов. Уровни организации живого.

17

46

216-221

С.221 №3,4,6,8

2.04

IV

54

Круговорот веществ в природе.

Характеристика круговорота веществ в природе, его значение. Последствия нарушения круговорота веществ в биосфере. Биогеохимические циклы азота, фосфора, серы и углерода. Роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов.

17

47

221-225

С.222 Рис.116

С.223 Рис.117

С.224 Рис.118

С.225 Рис.119

7.04

IV

55

Сообщества живых организмов. История их формирования

Факторы, определяющие несходство флоры и фауны континентов: геологическая история материков, климат, изоляция. Пищевые цепи. Автотрофы и гетеротрофы.

П/р № 14

17

48

225-229

Повторение материала.

9.04

IV

56

Экология как наука.

Становление экологии как науки. Цели и задачи экологии. Научные персоналии. Разделы экологии. Математическое моделирование. Экологическое равновесие. Антропогенное влияние человека.

Терминология

14.04

IV

57

Многообразие и структура биоценозов и биогеоценозов.

Функции биогеоценозов. Компоненты биогеоценозов. Продуценты, консументы, редуценты. Видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса биоценозов.

П/р № 15

17

49

229-230

Составить цепь питания

(8 элементов)

16.04

IV

58

Абиотические факторы среды.

Влияние температуры, света, влажности, давления, солености на распространение живых организмов. Пределы выносливости (оптимума), толерантность. Приспособления организмов.

17

50

231-235

Терминология.

21.04

IV


59

Интенсивность воздействия факторов среды.

Изменение экологических факторов во времени. Экологическая сукцессия, природа и механизмы. Первичная и вторичная сукцессия, значение. Пределы выносливости (оптимума), толерантность. Ограничивающий фактор. Эври- и стенобионты.

П/р № 16

17

51

236-239

Решить задачу

23.04

IV

60

Биотические факторы среды.

Видовое разнообразие биоценозов. Регуляторы численности популяций. Структура биоценозов, ярусность. Цепи (продуценты, консументы, редуценты.) и сети питания Перенос веществ и энергии по элементам цепям питания. Правило экологической пирамиды. Пирамиды чисел, биомассы, энергии. Саморегуляция сообществ.

17

52

239-246

С.246 №4,5,6,7

28.04

IV

61

Взаимоотношения между организмами.

Разнообразные отношения живых организмов: ++, -+, --, 0+, 0-, 00. Совершенствование приспособлений для защитных приспособлений. Паразиты человека. Гигиена. Средства борьбы с вредителями, их последствия для среды и человека.

17

53

246-268

С.268 №2,3

30.04

IV

62

П/р № 17

Терминология.

5.05

IV

63

Природные ресурсы и их использование. Искусственные биоценозы.

Антропогенный фактор. Культуры, созданные человеком – палеолит, неолит. Ресурсы, необходимые для жизни человека. Виды ресурсов.

18

54

269-273

С.273 №1,2

7.05

IV

64

Охрана природы и рациональное природопользование.

Виды загрязнений, их масштаб – локальные, региональные, глобальные. Ядерные испытания.

Отход от потребительского отношения к природе. Охраняемые территории. Интродукция. Безотходные производства. Красная Книга. WWF.

П/р № 18

18

55

56

274-281

281-284

С.284 №2,3,4

Подготовка к контрольной работе.

12.05

IV

65

Урок обобщения знаний по Разделу «Основы экологии»

Подготовка к К/р

14.05

IV

Раздел 6. Обобщение и повторение (3 часа)

66

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

К/р №4

19.05

IV

67

Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками.

См. уроки 4-12, 17

Повторение материала.

21.05

IV

68

Современная биология и человек (резерв).

См. уроки  19-28

Сдать учебники

IV