КТП БИО 8 кл.
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков курса "Человек и его здоровье" (8 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_8_av_klass.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ЧОКУРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. А.Г. ЧИКАЧЕВА
УТВЕРЖДАЮ: ДИРЕКТОР _____________Е.В.ЗАБАРА Пр. №_____ «____» __________ 2014 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Биология
(Человек)
на 2014/15 уч. г.
Класс 8 а, в
Планирование | Количество часов | Практических работ | Лабораторных работ | Контрольных работ | ||
По плану | С учетом праздничных дней | |||||
Годовое | 70 | 66 | 13 | 12 | 4 | |
Из них на: | 1 четверть | 18 | 18 | 3 | 3 | 1 |
2 четверть | 14 | 14 | 3 | 4 | 1 | |
3 четверть | 20 | 18 | 4 | 4 | 1 | |
4 четверть | 18 | 16 | 3 | 1 | 1 |
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | ||||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Резерв | Общее количество часов |
2 | 2 |
Распределение уроков по дням недели | |||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. |
1 | 1 |
Примечание: Выходные (праздничные) дни выпадают на пятницу 23 февраля, 9 марта, 1 мая. – 3 урока.
Рассмотрено:
на заседании МО учителей естественного цикла
протокол № _______ от «_____»__________ 2014 г.
руководитель МО _________________________ /__________________________________/
(подпись) (Ф.И.О. руководителя)
Проверено:
Зам. директора по УР ____________/___________________________________/
«_____»__________ 2014 г. Учитель:
Портнягин П.А.
Чокурдах, 2014 г.
Темы практических работ
№ работы | Раздел | Тема |
1 | II. Происхождение и эволюция человека | Изменение параметров тела человека во времени. |
2 | IV. Общий обзор организма человека | Орган – система органов - аппарат органов. |
3 | VI. Нервная система | Доли и зоны головного мозга. |
4 | VIII. Опора и движение | Кости отделов скелета. |
5 | Правила наложения шины, повязки при переломах и вывихе. | |
6 | IX. Внутренняя среда организма | Переливание крови. |
7 | X. Транспорт веществ | Сердечный цикл. |
8 | XI. Дыхание | Первая помощь при прекращении дыхания. |
9 | XII. Пищеварение | Строение зуба. |
10 | XIII. Обмен веществ и энергии | Витамин-значение-заболевание при авитаминозе. |
11 | XV. Покровы тела | Приемы наложения повязок на условно поврежденный участок. |
12 | XVI. Размножение и развитие | Возраст – особенности организма. |
13 | XVII. Высшая нервная деятельность | Тренинги для улучшения памяти |
Темы лабораторных работ
№ работы | Раздел | Тема |
1 | IV. Общий обзор организма человека | Строение животной клетки |
2 | Рассмотрение препаратов клеток разных тканей | |
3 | VI. Нервная система | Строение спинного мозга |
4 | VII. Анализаторы | Определение отклонений зрения |
5 | Определение вкуса веществ | |
6 | VIII. Опора и движение | Определение силы мышц рук с помощью динамометра |
7 | IX. Внутренняя среда организма | Рассмотрение препаратов элементов крови |
8 | X. Транспорт веществ | Определение пульса, артериального давления |
9 | XI. Дыхание | Определение ЖЁЛ. |
10 | Дыхательные упражнения для формирования дикции. | |
11 | XII. Пищеварение | Воздействие желудочного сока на белки. |
12 | XV. Покровы тела | Определение температуры тела. |
Программа:
Биология: 6-9 классы / Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, - М.: Дрофа, 2008.
Учебный комплект для учащихся:
1. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
2. Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2008.
Наличие методических разработок для учителя:
1. «Биология. Человек». 8 класс: Мультимедийное приложение. – М: Дрофа, 2010.
2. Н. Б. Ренева, В. И. Сивоглазов. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2008
3. Н. И. Сонин, В. З. Резникова, Н. Б. Ренева «Биология. Человек». 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2008.
4. С. И. Гуленков, Н. И. Сонин «Биология. Человек». 8 класс. Тестовые задания. М.: Дрофа, 2004.
5. Биология. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5–9 классы» Н. И. Сонина и др. (линейная и концентрическая). Учебно-методическое пособие / А. Ю. Пентин и др. - М.: Дрофа, 2010.
№ урока | Тема урока | Основные термины, понятия | П/р, К/р | Учебник | Д/p | Дата урока | Примечание | ||
& | Стр. | План | Факт | ||||||
I. Человек как биологический вид (2 часа) | |||||||||
1 | Место человека в системе органического мира. | Систематика и систематические единицы (таксоны). Особенности строения тела человека и ее связь с животными. Признаки, свойственные только человеку. | 3-4 6-7 | Читать. | 1.09 | I | |||
2 | Доказательства родства человека и животных. | Сходства с представителями класс млекопитающих, отряда приматов. Сходство эмбрионов различных классов и отрядов. Рудименты и атавизмы. | 4-5 | С.8 №2,3,6 С.9 Рис. | 5.09 | I | |||
II. Происхождение и эволюция человека (3 часа) | |||||||||
3 | Антропогенез. Древнейшие и древние люди. | Гипотезы происхождения человека. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Основные этапы эволюции человека. Признаки древнейших и древних людей. Палеонтология, археология. | 10-12 | Таблица представи-телей | 8.09 | I | |||
4 | Современные люди. | Антропометрические показатели современного человека. Расселение человека по планете. Культура, цивилизация. | П/р №1 | 13 | С.14 №8,9 | 12.09 | I | ||
5 | Расы человечества. | Различия между представителями разных рас, их причины. Большие расы, малые (порядки), промежуточные расы. | 16-17 | С.18 №3,6,9 | 15.09 | I | |||
III. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 час) | |||||||||
6 | Развитие знаний об организме человека. | Научные персоналии. Врачевание. Науки, изучающие организм человека. | 20-27 | Таблица «Ученый – значение» | 19.09 | I | |||
IV. Общий обзор организма человека (5 часов) | |||||||||
7 | Клеточное строение организма. Органоиды клетки. | Клеточная теория. Формы клеток. Строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки. ДНК и хромосомы | 28-29 | С.30 №2,3,4,5 | 22.09 | I | |||
8 | Л/р №1 | Таблица «Органоид – строение» | 26.09 | I | |||||
9 | Ткани и органы. | 4 типа тканей, их разновидности. Признаки, по которым объединяют клетки в ткани. «Рабочая» ткань органа. | Л/р №2 | 32-35 | С.36 Рис.1 | 29.09 | I | ||
10 | Системы органов. | Связка органов для выполнения общей функции. Система органов и аппарат органов. | П/р №2 | 38-39 | С.41 Рис. С.40 №2,8,9 | 3.10 | I | ||
11 | Зачетный урок «Ткань-орган-система органов». | 6.10 | I |
V. Координация и регуляция (1 час) | |||||||||
12 | Координация и регуляция. Гормоны. | Железы и виды секреции. Гормоны, их роль в жизнедеятельности человека. Гуморальная и нервная регуляции, их особенности и принципы работы. | 44-47 | Стр.48 Рис. №6,7,9,10 | 10.10 | I | |||
VI. Нервная система (6 часов) | |||||||||
13 | Нервная система, строение. | Нейрон, его строение. Виды нейронов, их функции. Белое и серое вещество. Синапс. Анестезия. Центральная и периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Виды рефлексов по происхождению. | 50-53 | Привести пример рефлекторной дуги. | 13.10 | I | |||
14 | Спинной мозг, его строение и функции. | Серое и белое вещества спинного мозга. 31 пара спинномозговых нервов, их строение. Рефлекторная и проводящая функции. | Л/р №3 | 56-57 | С.59 Рис. | 17.10 | I | ||
15 | Головной мозг, его строение и функции. | Объем, масса ГМ. Отделы ГМ, их строение. Центры рефлексов отделов ГМ. Мозжечок, его строение и значение в координации движений. Нарушения в работе ГМ. | 60-63 | С.64 Рис. | 20.10 | I | |||
16 | Полушария большого мозга. | Борозды и извилины. Доли и зоны полушарий, их расположение. Чувствительные и двигательные центры. Функциональные различия полушарий.. | П/р №3 | 66-69 | С.70 №3,4,8,9 Подготовка к К/р | 24.10 | I | ||
17 | Урок контроля знаний по темам «Происхождение человека», «Нервная система» | К/р №1 | 27.10 | I | |||||
18 | Эволюция головного мозга. Способности головного мозга. | Связь - Мозг – поведение. Способности и возможности ГМ. Труды И.М.Сеченова | 31.10 | I | |||||
VII. Анализаторы (4 часа) | |||||||||
19 | Анализаторы. Строение и функции глаза. | Органы чувств. Строение анализатора. Части глаза. Вспомогательный аппарат, его части и функции. Глазное яблоко, его части и функции. Работа колбочек и палочек. Нарушения в работе глаз. Гигиена зрения. | Л/р №4 | 72-77 | С.78 Рис. №9,10 | 10.11 | II | ||
20 | Слух. Орган равновесия. | Характеристики звука. Части уха. Работа слуховых косточек. Возникновение звука. Нарушения в работе слуха. Вестибулярный аппарат, принцип его работы. | 80-83 | С.84 Рис. №1,4,9 | 14.11 | II |
21 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | Виды рецепторов. Осязание. Работа обонятельного, вкусового рецепторов. Необходимые условия для определения запаха, вкуса. Вкусовые зоны языка. | Л/р №5 | 86-89 | С.90 №4,5,7,9 Вкусовые зоны языка | 17.11 | II | ||
22 | Обобщающий урок по темам «Мозг», «Анализаторы». | 21.11 | II | ||||||
VIII. Опора и движение (6 часов) | |||||||||
23 | Скелет человека. Опорно-двигательный аппарат. | Части опорно-двигательного аппарата. Скелет, его части. Кости, их разновидности. Строение костей, вещества, входящие в состав костей. Рост костей. | 92-95 | Учить названия костей | 24.11 | II | |||
24 | Кости скелета, их соединения. | Соединения костей, их расположение. Отделы скелета. Кости, входящие в отделы, их соединения. | П/р №4 | 98-101 | С.97 Рис. С.104 Рис.1,2 | 28.11 | II | ||
25 | Мускулатура. Общий обзор мышц. | Строение мышц, миофибрилла – актин и миозин. Сухожилия. Группы мышц | 106-109 | С.109 Названия мышц | 1.12 | II | |||
26 | Зачетное занятие «Кости скелета», «Мышцы тела» | Названия костей и мышц. Расположение костей в отделах, мышц – в группах. | 5.12 | II | |||||
27 | Работа мышц. Что дает зарядка, спорт? | Динамическая и статическая работа мышц. Мышцы – антагонисты. Утомление мышц. Спортивное долголетие. Как построить свое тело. Зарядка, спорт – части ЗОЖ. | Л/р №6 | 112-113 | С.115 Рис.1 | 8.12 | II | ||
28 | Первая помощь при переломах, вывихах. | Как вести себя при несчастных случаях. Определение вывиха или перелома. Виды переломов. Наложение шины, повязки. Фиксация тела, поврежденных частей тела. | П/р №5 | Учебник ОБЖ 11 кл. | Учить правила | 12.12 | II | ||
29 | Обобщающий урок по теме «Опора и движение», | 15.12 | II | ||||||
IX. Внутренняя среда организма (3 часа) | |||||||||
30 | Внутренняя среда организма. Кровь. | Части внутренней среды организма. Тканевая жидкость и лимфа. Состав и форменные элементы крови, их строение и функции. Механизм свертывания крови. Фагоцитоз. Труды И.И.Мечникова. | Л/р №7 | 116-119 | С.120 №5,6,8 Рис. | 19.12 | II | ||
31 | Иммунитет. Переливание крови | Антитела (иммуноглобулины). Как происходит заражение организма болезнетворными микроорганизмами. Виды иммунитета. Вакцина. Опасность СПИД-а. Группы крови, агглютинины, агглютиногены. Совместимость групп крови. Донор, реципиент. Резус-фактор. Донорство. | П/р №6 | 122-123 | Подготовка к К/р | 22.12 | II |
32 | Урок контроля знаний по темам «Анализаторы», «Внутренняя среда организма» | К/р №2 | 26.12 | II | |||||
X. Транспорт веществ (4 часа) | |||||||||
33 | Органы кровообращения. | Органы кровообращения. Виды сосудов. Круги кровообращения. Виды кровотечений. | 126-127 | С.128 №5,6,7,8 | 12.01 | III | |||
34 | Строение и работа сердца. | Чередование сокращений камер сердца. Работа клапанов сердца. Фазы сердечных циклов. Причина неутомимости сердца. Регуляция работы сердца. Сердечнососудистые заболевания. | П/р №7 | 130-131 | С.133 Рис. | 16.01 | III | ||
35 | Движение крови и лимфы по сосудам. | Кровяное давление, гипертония и гипотония. Пульсовое давление. Движение лимфы. Тренировка сердца путем физ. упражнений. | Л/р №8 | 134-135 | Подсчитать пульс у членов семьи. | 19.01 | III | ||
36 | Обобщающий урок «Внутренняя среда организма». | Первая помощь при кровотечениях. | 23.01 | III | |||||
XI. Дыхание (5 часов) | |||||||||
37 | Дыхательная система человека | Потребность организма человека в кислороде. Путь прохождения воздуха через органы дыхания. Возникновение звуков. Строение легких, альвеолы, плевра. | 138-139 | С.141 Рис. А,Б С.140 №8,9 | 26.01 | III | |||
38 | Газообмен в легких и тканях. | Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, места их соприкосновения. Изменение состава воздуха при дыхании. | 142 | С.147 Рис. | 30.01 | III | |||
39 | Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. | Движение грудной клетки при дыхательных актах. ЖЕЛ. Тренировка дыхательных путей. | Л/р №9 | 143 | Читать, повторить | 2.02 | III | ||
40 | Регуляция дыхания. | Дыхательный центр. Защитные реакции (кашель, чихание). Заикание. | Л/р №10 | Выяснить V помещения. | 6.02 | III | |||
41 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. | Заболевания и нарушения органов дыхания, гигиенические требования к воздушной среде. Бактерии и вирусы. Туберкулез. Вред курения. Как правильно дышать. Первая помощь при нарушениях и прекращении дыхания (ИВЛ). | П/р №8 | 144-145, учебник ОБЖ 11 кл. | Повторить правила ИВЛ | 9.02 | III |
XII. Пищеварение (5 часов) | |||||||||
42 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. | Сущность и значение питания и пищеварения. Виды пищи по происхождению. Химический состав тела человека (орг. вещества, макроэлементы, вода, соли). Этапы пищеварения. Продукты расщепления. | 148-149 | С.151 Рис. | 13.02 | III | |||
43 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. | Особенности строения и пищеварительной системы человека. Зубная система человека. Болезни зубов. Слюнные железы. Работа языка. | П/р №9 | 152-153 | С.154 №4,5,10 | 16.02 | III | ||
44 | Пищеварение в желудке. | Строение желудка. Изменение пищевого комка в желудке. | Л/р №11 | 156 | С.160 №3,4 С.161 Подумайте | 20.02 | III | ||
45 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание. | Отделы кишечника. Печень, желчь. Этапы пищеварения в кишечнике. Движения кишечника – перистальтика и маятниковое. Продукты расщепления. | 157-158 | С.160 Рис. | 27.02 | III | |||
46 | Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. | Заболевания ротовой полости. Желудочно-кишечные заболевания. Наличие бактерий в кишечнике. Глистные инвазии. Правила личной гигиены и режим питания | 159 | 2.03 | III | ||||
XIII. Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||||||
47 | Пластический и энергетический обмен. | Суть и значение обмена веществ и энергии. Анатомо-физиологические и гигиенические понятия о пластическом и энергетическом обмене. Ассимиляция, диссимиляция. Энергетическая ценность продуктов питания. | 162-163 | Подсчет энергетической ценности продуктов питания. | 6.03 | III | |||
48 | Витамины. | Значение питательных веществ, витаминов. Номенклатура витаминов, группы витаминов. Принцип «работы» витаминов. Пути получения витаминов. Авитаминозы. | П/р №10 | 166-167 | 13.03 | III | |||
49 | Обобщающий урок «Пищеварение» и «Превращение веществ и энергии» | Подготовка к К/р | 16.03 | III | |||||
50 | Урок контроля знаний по темам ««Дыхание», «Пищеварение». | К/р №3 | 20.03 | III |
XIV. Выделение (3 часа) | |||||||||
51 | Выделение. Строение и работа почек. | Продукты обмена, ненужные и вредные для организма. Избирательное выведение из организма продуктов обмена. Пути выделения продуктов обмены – кожа, органы дыхания, почки. Образование мочи. Нефрон. | 170-171 | С.173 Рис 1,2 | 3.04 | IV | |||
52 | Заболевания почек. Их предупреждение. | Почему заболевания почек оказывают очень серьезное влияние на здоровье человека. Необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек. Профессии: уролог, лаборант, дерматолог. | Повторение материала | 6.04 | IV | ||||
XV. Покровы тела (4 часа) | |||||||||
53 | Строение и функции кожи. | Функции кожи. Слои кожи. Пигментация кожи. Железы кожи. Производные кожи – волосы, ногти. Новообразования кожи – бородавки, родинки, родимые пятна, веснушки. | 174-175 | С.177 Рис. | 10.04 | IV | |||
54 | Роль кожи и терморегуляции организма. | Кожа – орган теплоотдачи. Относительное постоянство температуры тела человека. Роль кожи в терморегуляции, в охранении постоянной температуры тела при заболеваниях. Физиологическая роль повышения температуры тела при заболеваниях. | Л/р №12 | 178-179 | С.181 Рис. | 13.04 | IV | ||
55 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | Значение закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы Гигиенические требования к коже, одежде и обуви. Меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма | 179 | 17.04 | IV | ||||
56 | Первая помощь при поражениях кожных покровов. | Заболевания кожи. Приемы наложения различных повязок. | П/р №11 | Учебник ОБЖ 11 кл. | Отработка навыков перевязывания | 20.04 | IV | ||
XVI. Размножение и развитие (3 часа) | |||||||||
57 | Половая система человека. | Преимущества полового размножения перед бесполым. Половые железы и органы человека. Хромосомный набор человека. Роль половых желез в жизнедеятельности организма. | 182-183 | Повторение материала | 24.04 | IV | |||
58 | Оплодотворение и развитие зародыша. | Сущность процесса оплодотворения и его значение. Развитие зародыша и плода в матке. Сходство зародышей человека и позвоночных животных. Вредное влияние факторов, разрушающих здоровье, на потомство | 184-185 | С.186 №9-12 | 27.04 | IV | |||
59 | Возрастные процессы. | Гигиена беременной женщины. Влияние вредных факторов на формирование и развитие зародыша человека. Периоды формирования организма. Особенности для каждого возрастного периода. | П/р №12 | 188-189 | С.190 №4-5 | 4.05 | IV | ||
XVII. Высшая нервная деятельность (6 часов) | |||||||||
60 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. | Виды рефлексов. Формы поведения. Приобретенное поведение. Роль рефлексов в приспособлении к условиям жизни. Торможение, его виды. Труды И.П.Павлова | 192-197 | С.198 Рис. №1,6,9,10 | 8.05 | IV | |||
61 | Биологические ритмы. Бодрствование и сон. | Необходимость сна для организма. Фаза сна. Сновидения. Гигиена сна. Гипноз. | 200-201 | С.205 Рис. С.204 №5,8,9 | 11.05 | IV | |||
62 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) человека, ее значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней. Речь – II сигнальная система. Ощущения и восприятия, представления и воображения. Фантазии. | 206-207 | С.209 Рис. | 15.05 | IV | |||
63 | Память. Эмоции и темперамент. | Природа памяти. Виды памяти. Вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на способность к запоминанию. Тренировка памяти. Способы запоминания. Потеря памяти (амнезия). | П/р №13 | 207 | Повторение тренингов | 18.05 | IV | ||
64 | Типы нервной деятельности. | Темперамент. Классификации Гиппократа и И.П.Павлова. Зависимость нервной системы от генов и окружающей среды. Воспитание. | 210-211 | С.213 Рис. С.212 №5,6 | 22.05 | IV | |||
65 | Обобщающий урок «Высшая нервная деятельность». | 25.05 | IV | ||||||
66 | Итоговый контрольная работа «Что мы узнали о нашем организме» | К/р №4 | 29.05 | IV | |||||
XVIII. Человек и его здоровье (4 часа) | |||||||||
67 | Здоровье и влияющие на него факторы (резерв). | Что такое здоровье? От чего оно зависит? | Повторение материала | IV | |||||
68 | Здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека (резерв). | Способы продления жизни. Способы закаливания. | Повторение материала | IV | |||||
69 | Вредные привычки. Заболевания человека (резерв). | Влияние вредных привычек на возникновение заболеваний. Статистические данные по России и миру. ВОЗ. | Сообщение по материалу урока | IV | |||||
70 | Оказание первой доврачебной помощи (резерв). | Приглашение врача скорой медицинской помощи. | IV |