КТП БИО 8 кл.
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Портнягин Павел Александрович

Календарно-тематическое планирование уроков курса "Человек и его здоровье" (8 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio_8_av_klass.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ЧОКУРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. А.Г. ЧИКАЧЕВА

УТВЕРЖДАЮ:

ДИРЕКТОР

_____________Е.В.ЗАБАРА

Пр. №_____ «____» __________ 2014 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Биология

(Человек)

на 2014/15 уч. г.

Класс   8 а, в

Планирование

Количество часов

Практических работ

Лабораторных работ

Контрольных работ

По плану

С учетом праздничных дней

Годовое

70

66

13

12

4

Из них на:

1 четверть

18

18

3

3

1

2 четверть

14

14

3

4

1

3 четверть

20

18

4

4

1

4 четверть

18

16

3

1

1

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Резерв

Общее количество часов

2

2

Распределение уроков по дням недели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

1

1

Примечание: Выходные (праздничные) дни выпадают на пятницу  23 февраля, 9 марта, 1 мая. – 3 урока.

Рассмотрено:

на заседании МО учителей естественного цикла

протокол № _______ от «_____»__________  2014 г. 

руководитель МО   _________________________ /__________________________________/

                                                          (подпись)                              (Ф.И.О. руководителя)

Проверено:

Зам. директора по УР ____________/___________________________________/

«_____»__________  2014 г.                                                                                                    Учитель:

Портнягин П.А.

Чокурдах, 2014 г.


Темы практических работ

№ работы

Раздел

Тема

1

II. Происхождение и эволюция человека

Изменение параметров тела человека во времени.

2

IV. Общий обзор организма человека

Орган – система органов - аппарат органов.

3

VI. Нервная система

Доли и зоны головного мозга.

4

VIII. Опора и движение

Кости отделов скелета.

5

Правила наложения шины, повязки при переломах и вывихе.

6

IX. Внутренняя среда организма

Переливание крови.

7

X. Транспорт веществ

Сердечный цикл.

8

XI. Дыхание

Первая помощь при прекращении дыхания.

9

XII. Пищеварение

Строение зуба.

10

XIII. Обмен веществ и энергии

Витамин-значение-заболевание при авитаминозе.

11

XV. Покровы тела

Приемы наложения повязок на условно поврежденный участок.

12

XVI. Размножение и развитие

Возраст – особенности организма.

13

XVII. Высшая нервная деятельность

Тренинги для улучшения памяти

Темы лабораторных работ

работы

Раздел

Тема

1

IV. Общий обзор организма человека

Строение животной клетки

2

Рассмотрение препаратов клеток разных тканей

3

VI. Нервная система

Строение спинного мозга

4

VII. Анализаторы

Определение отклонений зрения

5

Определение вкуса веществ

6

VIII. Опора и движение

Определение силы мышц рук с помощью динамометра

7

IX. Внутренняя среда организма

Рассмотрение препаратов элементов крови

8

X. Транспорт веществ

Определение пульса, артериального давления

9

XI. Дыхание

Определение ЖЁЛ.

10

Дыхательные упражнения для формирования дикции.

11

XII. Пищеварение

Воздействие желудочного сока на белки.

12

XV. Покровы тела

Определение температуры тела.


Программа:

Биология: 6-9 классы / Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, - М.: Дрофа, 2008.

Учебный комплект для учащихся:

1. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

2. Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2008.

Наличие методических разработок для учителя:

1. «Биология. Человек». 8 класс: Мультимедийное приложение. – М: Дрофа, 2010.

2. Н. Б. Ренева, В. И. Сивоглазов. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2008

3. Н. И. Сонин, В. З. Резникова, Н. Б. Ренева «Биология. Человек». 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2008.

4. С. И. Гуленков, Н. И. Сонин «Биология. Человек». 8 класс. Тестовые задания. М.: Дрофа, 2004.

5. Биология. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5–9 классы» Н. И. Сонина и др. (линейная и концентрическая). Учебно-методическое пособие / А. Ю. Пентин и др. - М.: Дрофа, 2010.


№ урока

Тема урока

Основные термины, понятия

П/р, К/р

Учебник

Д/p

Дата урока

Примечание

&

Стр.

План

Факт

I. Человек как биологический вид (2 часа)

1

Место человека в системе органического мира.

Систематика и систематические единицы (таксоны). Особенности строения тела человека и ее связь с животными. Признаки, свойственные только человеку.

3-4

6-7

Читать.

1.09

I

2

Доказательства родства человека и животных.

Сходства с представителями класс млекопитающих, отряда приматов. Сходство эмбрионов различных классов и отрядов. Рудименты и атавизмы.

4-5

С.8 №2,3,6

С.9 Рис.

5.09

I

II. Происхождение и эволюция человека (3 часа)

3

Антропогенез. Древнейшие и древние люди.

Гипотезы происхождения человека. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Основные этапы эволюции человека. Признаки древнейших и древних людей. Палеонтология, археология.

10-12

Таблица представи-телей

8.09

I

4

Современные люди.

Антропометрические показатели современного человека. Расселение человека по планете. Культура, цивилизация.

П/р №1

13

С.14 №8,9

12.09

I

5

Расы человечества.

Различия между представителями разных рас, их причины. Большие расы, малые (порядки), промежуточные расы.

16-17

С.18 №3,6,9

15.09

I

III. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 час)

6

Развитие знаний об организме человека.

Научные персоналии. Врачевание. Науки, изучающие организм человека.

20-27

Таблица «Ученый – значение»

19.09

I

IV. Общий обзор организма человека (5 часов)

7

Клеточное строение организма.

Органоиды клетки.

Клеточная теория. Формы клеток. Строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки. ДНК и хромосомы

28-29

С.30 №2,3,4,5

22.09

I

8

Л/р №1

Таблица «Органоид – строение»

26.09

I

9

Ткани и органы.

4 типа тканей, их разновидности. Признаки, по которым объединяют клетки в ткани. «Рабочая» ткань органа.

Л/р №2

32-35

С.36 Рис.1

29.09

I

10

Системы органов.

Связка органов для выполнения общей функции. Система органов и аппарат органов.

П/р №2

38-39

С.41 Рис.

С.40 №2,8,9

3.10

I

11

Зачетный урок «Ткань-орган-система органов».

6.10

I


V. Координация и регуляция (1 час)

12

Координация и регуляция. Гормоны.

Железы и виды секреции. Гормоны, их роль в жизнедеятельности человека. Гуморальная и нервная регуляции, их особенности и принципы работы.

44-47

Стр.48 Рис.

№6,7,9,10

10.10

I

VI. Нервная система (6 часов)

13

Нервная система, строение.

Нейрон, его строение. Виды нейронов, их функции. Белое и серое вещество. Синапс. Анестезия. Центральная и периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Виды рефлексов по происхождению.

50-53

Привести пример рефлекторной дуги.

13.10

I

14

Спинной мозг, его строение и функции.

Серое и белое вещества спинного мозга. 31 пара спинномозговых нервов, их строение. Рефлекторная и  проводящая функции.

Л/р №3

56-57

С.59 Рис.

17.10

I

15

Головной мозг, его строение и функции.

Объем, масса ГМ. Отделы ГМ, их строение. Центры рефлексов отделов ГМ. Мозжечок, его строение и значение в координации движений. Нарушения в работе ГМ.

60-63

С.64 Рис.

20.10

I

16

Полушария большого мозга.

Борозды и извилины. Доли и зоны полушарий, их расположение. Чувствительные и двигательные центры. Функциональные различия полушарий..

П/р №3

66-69

С.70 №3,4,8,9 Подготовка к К/р

24.10

I

17

Урок контроля знаний по темам «Происхождение человека», «Нервная система»

К/р №1

27.10

I

18

Эволюция головного мозга. Способности головного мозга.

Связь - Мозг – поведение. Способности и возможности ГМ. Труды И.М.Сеченова

31.10

I

VII. Анализаторы (4 часа)

19

Анализаторы. Строение и функции глаза.

Органы чувств. Строение анализатора. Части глаза. Вспомогательный аппарат, его части и функции. Глазное яблоко, его части и функции. Работа колбочек и палочек. Нарушения в работе глаз. Гигиена зрения.

Л/р №4

72-77

С.78 Рис.

№9,10

10.11

II

20

Слух. Орган равновесия.

Характеристики звука. Части уха. Работа слуховых косточек. Возникновение звука. Нарушения в работе слуха. Вестибулярный аппарат, принцип его работы.

80-83

С.84 Рис. №1,4,9

14.11

II


21

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Виды рецепторов. Осязание. Работа обонятельного, вкусового рецепторов. Необходимые условия для определения запаха, вкуса. Вкусовые зоны языка.

Л/р №5

86-89

С.90 №4,5,7,9

Вкусовые зоны языка

17.11

II

22

Обобщающий урок по темам «Мозг», «Анализаторы».

21.11

II

VIII. Опора и движение (6 часов)

23

Скелет человека. Опорно-двигательный аппарат.

Части опорно-двигательного аппарата. Скелет, его части. Кости, их разновидности. Строение костей, вещества, входящие в состав костей. Рост костей.

92-95

Учить названия костей

24.11

II

24

Кости скелета, их соединения.

Соединения костей, их расположение. Отделы скелета. Кости, входящие в отделы, их соединения.

П/р №4

98-101

С.97 Рис.

С.104 Рис.1,2

28.11

II

25

Мускулатура. Общий обзор мышц.

Строение мышц, миофибрилла – актин и миозин. Сухожилия. Группы мышц

106-109

С.109 Названия мышц

1.12

II

26

Зачетное занятие «Кости скелета», «Мышцы тела»

Названия костей и мышц. Расположение костей в отделах, мышц – в группах.

5.12

II

27

Работа мышц. Что дает зарядка, спорт?

Динамическая и статическая работа мышц. Мышцы – антагонисты. Утомление мышц. Спортивное долголетие. Как построить свое тело. Зарядка, спорт – части ЗОЖ.

Л/р №6

112-113

С.115 Рис.1

8.12

II

28

Первая помощь при переломах, вывихах.

Как вести себя при несчастных случаях. Определение вывиха или перелома. Виды переломов. Наложение шины, повязки. Фиксация тела, поврежденных частей тела.

П/р №5

Учебник ОБЖ 11 кл.

Учить правила

12.12

II

29

Обобщающий урок по теме «Опора и движение»,

15.12

II

IX. Внутренняя среда организма (3 часа)

30

Внутренняя среда организма. Кровь.

Части внутренней среды организма. Тканевая жидкость и лимфа. Состав и форменные элементы крови, их строение и функции. Механизм свертывания крови. Фагоцитоз. Труды И.И.Мечникова.

Л/р №7

116-119

С.120 №5,6,8

Рис.

19.12

II

31

Иммунитет. Переливание крови

Антитела (иммуноглобулины). Как происходит заражение организма болезнетворными микроорганизмами. Виды иммунитета. Вакцина. Опасность СПИД-а. Группы крови, агглютинины, агглютиногены. Совместимость групп крови. Донор, реципиент. Резус-фактор. Донорство.

П/р №6

122-123

Подготовка к К/р

22.12

II


32

Урок контроля знаний по темам «Анализаторы», «Внутренняя среда организма»

К/р №2

26.12

II

X. Транспорт веществ (4 часа)

33

Органы кровообращения.

Органы кровообращения. Виды сосудов. Круги кровообращения. Виды кровотечений.

126-127

С.128 №5,6,7,8

12.01

III

34

Строение и работа сердца.

Чередование сокращений камер сердца. Работа клапанов сердца. Фазы сердечных циклов. Причина неутомимости сердца. Регуляция работы сердца. Сердечнососудистые заболевания.

П/р №7

130-131

С.133 Рис.

16.01

III

35

Движение крови и лимфы по сосудам.

Кровяное давление, гипертония и гипотония. Пульсовое давление. Движение лимфы. Тренировка сердца путем физ. упражнений.

Л/р №8

134-135

Подсчитать пульс у членов семьи.

19.01

III

36

Обобщающий урок «Внутренняя среда организма».

Первая помощь при кровотечениях.

23.01

III

XI. Дыхание (5 часов)

37

Дыхательная система человека

Потребность организма человека в кислороде. Путь прохождения воздуха через органы дыхания. Возникновение звуков. Строение легких, альвеолы, плевра.

138-139

С.141 Рис. А,Б

С.140 №8,9

26.01

III

38

Газообмен в легких и тканях.

Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, места их соприкосновения. Изменение состава воздуха при дыхании.

142

С.147 Рис.

30.01

III

39

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

Движение грудной клетки при дыхательных актах. ЖЕЛ. Тренировка дыхательных путей.

Л/р №9

143

Читать, повторить

2.02

III

40

Регуляция дыхания.

Дыхательный центр. Защитные реакции (кашель, чихание). Заикание.

Л/р №10

Выяснить V помещения.

6.02

III

41

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Заболевания и нарушения органов дыхания, гигиенические требования к воздушной среде. Бактерии и вирусы. Туберкулез. Вред курения. Как правильно дышать. Первая помощь при нарушениях и прекращении дыхания (ИВЛ).

П/р №8

144-145, учебник ОБЖ 11 кл.

Повторить правила ИВЛ

9.02

III


XII. Пищеварение (5 часов)

42

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме.

Сущность и значение питания и пищеварения. Виды пищи по происхождению. Химический состав тела человека (орг. вещества, макроэлементы, вода, соли). Этапы пищеварения. Продукты расщепления.

148-149

С.151 Рис.

13.02

III

43

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Особенности строения и пищеварительной системы человека. Зубная система человека. Болезни зубов. Слюнные железы. Работа языка.

П/р №9

152-153

С.154 №4,5,10

16.02

III

44

Пищеварение в желудке.

Строение желудка. Изменение пищевого комка в желудке.

Л/р №11

156

С.160 №3,4

С.161 Подумайте

20.02

III

45

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

Отделы кишечника. Печень, желчь. Этапы пищеварения в кишечнике. Движения кишечника – перистальтика и маятниковое. Продукты расщепления.

157-158

С.160 Рис.

27.02

III

46

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Заболевания ротовой полости. Желудочно-кишечные заболевания. Наличие бактерий в кишечнике. Глистные инвазии. Правила личной гигиены и режим питания

159

2.03

III

XIII. Обмен веществ и энергии (3 часа)

47

Пластический и энергетический обмен.

Суть и значение обмена веществ и энергии. Анатомо-физиологические и гигиенические понятия о пластическом и энергетическом обмене. Ассимиляция, диссимиляция. Энергетическая ценность продуктов питания.

162-163

Подсчет энергетической ценности продуктов питания.

6.03

III

48

Витамины.

Значение питательных веществ, витаминов. Номенклатура витаминов, группы витаминов. Принцип «работы» витаминов. Пути получения витаминов. Авитаминозы.

П/р №10

166-167

13.03

III

49

Обобщающий урок «Пищеварение» и «Превращение веществ и энергии»

Подготовка к К/р

16.03

III

50

Урок контроля знаний по темам ««Дыхание», «Пищеварение».

К/р №3

20.03

III


XIV. Выделение (3 часа)

51

Выделение. Строение и работа почек.

Продукты обмена, ненужные и вредные для организма. Избирательное выведение из организма продуктов обмена. Пути выделения продуктов обмены – кожа, органы дыхания, почки. Образование мочи. Нефрон.

170-171

С.173 Рис 1,2

3.04

IV

52

Заболевания почек. Их предупреждение.

Почему заболевания почек оказывают очень серьезное влияние на здоровье человека. Необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек. Профессии: уролог, лаборант, дерматолог.

Повторение материала

6.04

IV

XV. Покровы тела (4 часа)

53

Строение и функции кожи.

Функции кожи. Слои кожи. Пигментация кожи. Железы кожи. Производные кожи – волосы, ногти. Новообразования кожи – бородавки, родинки, родимые пятна, веснушки.

174-175

С.177 Рис.

10.04

IV

54

Роль кожи и терморегуляции организма.

Кожа – орган теплоотдачи. Относительное постоянство температуры тела человека. Роль кожи в терморегуляции, в охранении постоянной температуры тела при заболеваниях. Физиологическая роль повышения температуры тела при заболеваниях.

Л/р №12

178-179

С.181 Рис.

13.04

IV

55

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Значение закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы Гигиенические требования к коже, одежде и обуви. Меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма

179

17.04

IV

56

Первая помощь при поражениях кожных покровов.

Заболевания кожи. Приемы наложения различных повязок.

П/р №11

Учебник ОБЖ 11 кл.

Отработка навыков перевязывания

20.04

IV

XVI. Размножение и развитие (3 часа)

57

Половая система человека.

Преимущества полового размножения перед бесполым. Половые железы и органы человека. Хромосомный набор человека. Роль половых желез в жизнедеятельности организма.

182-183

Повторение материала

24.04

IV

58

Оплодотворение и развитие зародыша.

Сущность процесса оплодотворения и его значение. Развитие зародыша и плода в матке. Сходство зародышей человека и позвоночных животных. Вредное влияние факторов, разрушающих здоровье, на потомство

184-185

С.186 №9-12

27.04

IV

59

Возрастные процессы.

Гигиена беременной женщины. Влияние вредных факторов на формирование и развитие зародыша человека. Периоды формирования организма. Особенности для каждого возрастного периода.

П/р №12

188-189

С.190 №4-5

4.05

IV

XVII. Высшая нервная деятельность (6 часов)

60

Поведение человека. Рефлекс –  основа нервной деятельности.

Виды рефлексов. Формы поведения. Приобретенное поведение. Роль рефлексов в приспособлении к условиям жизни. Торможение, его виды. Труды И.П.Павлова

192-197

С.198 Рис.

№1,6,9,10

8.05

IV

61

Биологические ритмы. Бодрствование и сон.

Необходимость сна для организма. Фаза сна. Сновидения. Гигиена сна. Гипноз.

200-201

С.205 Рис.

С.204 №5,8,9

11.05

IV

62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) человека, ее значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней. Речь – II сигнальная система. Ощущения и восприятия, представления и воображения. Фантазии.

206-207

С.209 Рис.

15.05

IV

63

Память. Эмоции и темперамент.

Природа памяти. Виды памяти. Вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на способность к запоминанию. Тренировка памяти. Способы запоминания. Потеря памяти (амнезия).

П/р №13

207

Повторение тренингов

18.05

IV

64

Типы нервной деятельности.

Темперамент. Классификации Гиппократа и И.П.Павлова. Зависимость нервной системы от генов и окружающей среды. Воспитание.

210-211

С.213 Рис.

С.212 №5,6

22.05

IV

65

Обобщающий урок «Высшая нервная деятельность».

25.05

IV

66

Итоговый контрольная работа «Что мы узнали о нашем организме»

К/р №4

29.05

IV

XVIII. Человек и его здоровье (4 часа)

67

Здоровье и влияющие на него факторы (резерв).

Что такое здоровье? От чего оно зависит?

Повторение материала

IV

68

Здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека (резерв).

Способы продления жизни. Способы закаливания.

Повторение материала

IV

69

Вредные привычки. Заболевания человека (резерв).

Влияние вредных привычек на возникновение заболеваний. Статистические данные по России и миру. ВОЗ.

Сообщение по материалу урока

IV

70

Оказание первой доврачебной помощи (резерв).

Приглашение врача скорой медицинской помощи.

IV