КТП БИО 11 кл.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков курса "Общая биология" (11 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_11_a_klass.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ЧОКУРДАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. А.Г. ЧИКАЧЕВА
УТВЕРЖДАЮ: ДИРЕКТОР _____________Е.В.ЗАБАРА Пр. №_____ «____»__________ 2014 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Биология
(общая биология)
на 2014/15 уч. г.
Класс 11 а
Планирование | Количество часов | Практических работ | Контрольных работ | ||
Годовое: | 34 | 14 | 4 | ||
Из них на: | I п/г | 1 четверть | 9 | 4 | 1 |
2 четверть | 7 | 3 | 1 | ||
II п/г | 3 четверть | 10 | 4 | 1 | |
4 четверть | 8 | 3 | 1 |
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | ||||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Резерв | Общее количество часов |
1 | 1 |
Распределение уроков по дням недели | |||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. |
1 |
Рассмотрено:
на заседании МО учителей естественного цикла
протокол № _______ от «_____»__________ 2014 г.
руководитель МО _________________________ /__________________________________/
(подпись) (Ф.И.О. руководителя)
Проверено:
Зам. директора по УР ____________/___________________________________/
«_____»__________ 2014 г. Учитель:
Портнягин П.А.
учитель биологии,
географии
Чокурдах, 2014 г.
Программа:
Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М: Дрофа, 2006.
Учебный комплект для учащихся:
1. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – 7-ое изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2004. – 624 с.: ил.
2. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Общая биология. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.
3. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
4. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
5. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004.
6. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Наличие методических разработок для учителя:
1. Биология. 10 - 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина / авт. – сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Козлова Т.А. Общая биология. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне – М: Дроф, 2006. – 47с.
3. Лернер Г.И. Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
Темы практических работ
№ работы | Изучаемая Глава | Тема работы |
1 | Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение | Направления развития биологии |
2 | Определение форм за существование | |
3 | Критерии вида | |
4 | Выявление черт приспособленности у организмов | |
5 | Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция | Дивергенция и конвергенция |
6 | Развитие жизни на Земле | Геохронологическая таблица |
7 | Происхождение человека | Фактор – последствия (результат) |
8 | Особенности рас | |
9 | Биосфера, ее структура и функции | Круговорот О2, СО2, N |
10 | Жизнь в сообществах. Основы экологии | Адаптации к абиотическим факторам |
11 | Трофическая цепь | |
12 | Размножение организмов | Митоз, мейоз |
13 | Закономерности наследования признаков | Решение (составление) задач |
14 | Решение (составление) задач |
№ урока | Тема урока | Основные термины, понятия | П/р, К/р | & | Стр. | Д/з | Дата урока | Примечание | ||
План | Факт | |||||||||
Введение (1 час.) | ||||||||||
1 | Биология как наука. Понятие жизни. | Научные персоналии. Подразделения биологии и объекты (предмет) их изучения. Методы изучения биологии. Тестовый контроль знаний. | 4.09 | I | ||||||
Раздел V. Учение об эволюции органического мира (16 час.) Глава 12. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение (8 час.) | ||||||||||
2 | История представлений об эволюции живой природы. | Античные и средневековые представления о сущности жизни. К. Линней (бинарная номенклатура, искусственная система). Трансформизм. Ж.Б. Ламарк (эволюционная теория, ошибки). Теория катастроф, принцип корреляций. | П/р №1 | 12.1.1 12.1.2 12.1.3 | 344-353 | С.354 №1,3,5,6,7 | 11.03 | I | ||
3 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | Жизнь Ч. Дарвина. Порода и сорт. Дикий предок. Формы искусственного отбора: методический и бессознательный. | 12.2.1 12.2.2 12.3.1 | 357-360, 361-367 | С.361 №3 С.368 №1 | 18.09 | I | |||
4 | Учение Дарвина о естественном отборе. | Геометрическая прогрессия размножения. Борьба за существование. Факторы обора. Роль приспособлений. Направленность естественного отбора. Формы отбора: движущий, стабилизирующий, половой. Половой диморфизм. Сдвиг среднего значения. | 12.3.2 12.4.5 | 368-375, 386-391 | С.391 №2,3 | 25.09 | I | |||
5 | Формы борьбы за существование | Виды борьбы за существование. Половой отбор. Роль приспособлений. | П/р №2 | 12.3.2 | 368-375 | Подготовка к К/р | 02.10 | I | ||
6 | Микроэволюция. Вид. Критерии и структура | Микроэволюция. Типы видообразования6 аллопатрическое и симпатрическое. Полиплоиды. Гибридизация. Понятия вида и популяции. Подвид. Критерии вида. Причины бесплодия у межвидовых видов. Радиус активности. Номенклатура видов и подвидов. | П/р №3 | 12.4.1 12.4.7 | 376-378 406-407 | С.378 №3,5 С.408 Терминология | 09.10 | I | ||
7 | Генетические процессы в популяциях. Мутации. | Мутация, мутационный процесс, мутаген. Гетерозиготность и гомозиготность. Виды мутаций. Случайность и летальность мутаций. Закон стабилизирующего скрещивания (Пирсона). Закон Харди-Вайнберга. Равновесие генотипических частот. Случайное изменение частоты генов. Периодические и непериодические колебания численности. | 12.4.2 12.4.3 12.4.4 | 379-381 381-382, 382-385 | Повторить закономерности Четверикова С. 385 №3 С.386 ?-4 | 16.10 | I | |||
8 | Приспособленность организмов к среде обитания. | Покровительственная, предупреждающая окраска. Мимикрия. Многообразие приспособительного поведения. Забота о потомстве и плодовитость. Инстинкты. Формы поведения у разных групп животных. Физиологические адаптации. Относительный характер приспособленности. Целесообразность к среде. | П/р №4 | 12.4.6 | 392-405 | С.399 №2,4 С.405 №2 Подготовка к К/р | 23.10 | I | ||
9 | Обобщающий урок по «Эволюционное учение Ч. Дарвина» | К/р №1 | 30.10 | I | ||||||
Глава 13. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция (2 час.) | ||||||||||
10 | Пути достижения биологического прогресса | Главные направления прогрессивной эволюции: арогенез, аллогенез, катагенез. Ароморфозы, идиоадаптации, дегенерация. Специализация и как ответ - морфофизиологическая адаптация. Среда и адаптации к ней. | 13.1.1 13.1.2 13.1.3 | 416-421 | С.422 №3,6 Термины | 13.11 | II | |||
11 | Закономерности эволюционного процесса. | Формы эволюции: дивергенция, конвергенция. Групповой отбор. Гомологичные органы. Конвергентные органы. Аналогичные органы. Параллелизм. Необратимость эволюции. Правило чередования направлений эволюции. Филогенез | П/р №5 | 13.2.1 13.2.2 | 423-427, 428-429 | С.426 №2,3 С.430 Терминология | 20.11 | II | ||
Глава 14. Развитие жизни на Земле (3 час.) | ||||||||||
12 | Гипотезы появления жизни на Земле. | Гипотезы появления жизни на Земле: панспермия, биохимическая эволюция. Теория Опарина. Коацерваты. Первобытный бульон. Фагоцителла. Теория гастреи. Труды Мечникова, Геккеля, Миллера и Юри, Опарина. | 2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 2.3 2.4 2.5 | 38 39-41 48-49 49-52 52-55 58-64 67-71 72-77 | С.38 №3,4 С.78 Терминология | 27.11 | II | |||
13 | Развитие жизни на Земле. | Эры, периоды в составе эр. Основные события в эволюции живых организмов – животных и растений. Эволюционные приобретения организмов для выхода их на сушу. Пионеры освоения суши среди растений и животных. | П/р №6 | 14.1 14.2 14.3 14.4 | 435-441, 442-443, 444-450, 450-453, 456-460 | С.443 №1,3 С.450 №2,4 С.454 Терминология | 04.12 | II | ||
14 | Обобщающий урок «Основные моменты в развитии жизни на Земле». | Главные направления прогрессивной эволюции: ароморфозы, идиоадаптации, дегенерация. Геохронологическая таблица. Оледенения. Смена флоры и фауны. Основные события в эволюции растений и животных. Эпоха динозавров, причины их вымирания. | К/р №2 | 11.12 | II | |||||
Глава 14. Происхождение человека (3 час.) | ||||||||||
15 | Место человека в системе животного мира. Гипотезы происхождения человека. | Антропология. Систематическое (таксономическое) положение человека. Наличие у человека черт родственных (предковых) систематических единиц. Черты строения, характерные для рода Человек. Гипотезы появления человека на Земле: креационизм (от Бога), неземное происхождение, результат эволюции органического мира. | 15.1 15.2 | 466-468 | Признаки сходства С.481 ?-1 | 18.12 | II | |||
16 | Факторы антропогенеза. Этапы антропогенеза. | Дриопитеки, понгиды и гоминиды. Значение труда и социальной эволюции. Коллективная борьба за существование. Изменения в строении тела. Значение увеличения объема головного мозга. Речь как 2-ая сигнальная система. Этапы развития человека. Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) и их характеристики. Неандертальцы, их характеристика. Прогрессивные черты в строении и поведении. | П/р №7 | 15.2 15.3 | 468-471 471-474 | С.479 №1 С.475 Табл. 15.1 | 25.12 | II | ||
17 | Современные люди. Человеческие расы. | Кроманьонцы, их характеристика. Наскальные рисунки. Homo sapiens. Снижение биологических факторов. Большие и малые расы. Промежуточные расы. Возникновение отличительных черт рас. Снижение биологических факторов. | П/р №8 | 15.4 | 473-474 474-478 | С.479 №4 С.480 Терминология | 15.01 | III | ||
Раздел VI. Взаимоотношения организма и среды (8 час.) Глава 16. Биосфера, ее структура и функции (3 час.) | ||||||||||
18 | Биосфера, ее структура. Живое вещество. | Ж.Б. Ламарк, Э. Зюсс, В.И. Вернадский. Вещества биосферы: живое, биогенное, косное, биокосное. Границы жизни в гидросфере, литосфере, атмосфере. Ограничивающие факторы распространения жизни. Концентрация жизни. Биомасса суши и океана. Ноосфера | 16.1.1 16.1.2 | 487-491 | С.491 №2,3 С.497 Терминология | 22.01 | III | |||
19 | Круговорот веществ и энергии в природе. | Круговорот веществ и энергии – основа поддержания жизни на Земле. Биохимическая эволюция. Круговорот воды, биогенных элементов. Хемосинтез, фотосинтез, дыхание. Азотфиксирующие бактерии. Бактерии гниения. Серобактерии. Аэробы, анаэробы. Нарушения в круговороте веществ и их последствия. Механизмы возврата веществ в мировой круговорот. | П/р №9 | 16.2 | 491-495 | С.496 №3, 4,6 Рассмотреть схемы круговоротов. | 29.01 | III | ||
20 | Антропогенное влияние на природу. | Разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог. Увеличение количества СО2 – причина «парникового эффекта». «Водный голод». Эрозия почв. Добыча полезных ископаемых. Прямое и косвенное изменение природной среды. Истребленные человеком виды животных и растении. Радиоактивное загрязнение. | 18.3.1 18.3.2 18.3.3 18.3.4 18.3.5 18.3.6 | 578-586 | С.587 №4,5 С.591 Терминология | 05.02 | III | |||
Глава 17. Жизнь в сообществах. Основы экологии (5 час.) | ||||||||||
21 | Экология как наука. Биогеоценозы. | Научные персоналии. Подразделения экологии и предмет их изучения. Методы изучения экологии. Многогранность экологии. Значение экологии. Биогеографическая область, биом. Автотрофы и гетеротрофы. Саморегуляция биогеоценозов. Продуктивность биогеоценозов. Решающая роль солнечной энергии. | 17.3.1 | 516-519 | С.519 №2,5 Термины. | 12.02 | III | |||
22 | Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор. | Ограничивающие и оптимальные условия абиотических факторов. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Солнечная радиация, ультрафиолет. Фотопериодизм, «биологические часы». Классификация загрязняющих веществ (группы). Интенсивность действия факторов среды. Зона оптимума и стресса. Предел выносливости. Эври- и стено- организмы (бионты). | П/р №10 | 17.3.2 17.3.3 | 519-529 529-532 | С.529 №3,4 С.532 №2,3 С.533 | 19.02 | III | ||
23 | Урок контроля знаний по главам «Биосфера» и «Экология» | К/р №3 | 26.02 | III | ||||||
24 | Биотические факторы среды. Цепи питания. | Пищевые отношения – регуляторы численности. Ярусность в лесах. Элементы цепей питания (продуценты, консументы и их порядки, редуценты). Перенос энергии и ее потери. Видовое разнообразие –фактор устойчивости биогеоценозов. | П/р №11 | 17.3.4 17.4.2 | 535-537 537-543 | С.544 Терминология | 05.03 | III | ||
25 | Взаимоотношения между организмами. | Отношения типов «++», «-+», «--», «0+», «0-», «00». Симбиоз и его формы (кооперация, мутуализм, комменсализм). Конкуренция. Нейтрализм. Хищничество (активное, пассивное). Каннибализм. Вечная борьба хищника и жертвы. Паразитизм (временный, постоянный). Организм-хозяин, промежуточный хозяин. Заболевания человека, вызванные паразитами. | 17.4.1 17.4.2 17.4.3 | 546-551, 551-566, 567 | С.568 №3, 5 С.568 №2 С.568 Терминология | 12.03 | III | |||
Раздел «Повторение курса «Общая биология » (9 час.) | ||||||||||
26 | Цитология. Химическая организация клетки. | Прокариоты и эукариоты. Цитоплазма и органоиды. Включения. Ядро. Хромосомы. Кариотип. Наборы хромосом (диплоидный и гаплоидный). Клеточная теория Т. Шванна. Различия животной и растительной клеток. Неорганические и органические вещества. | 3.1 3.2.1 3.2.2 3.2.3 3.2.4 5.1 5.2.1 5.2.2 5.4 | 85-87 90-99 100-103 106-112 136-139 142-154 157-163 176-178 | Таблица «Органоиды клетки» С.104 Терминология С.113 №2,4,6 | 19.03 | III | |||
27 | Размножение и развитие организмов. | Жизненный цикл. Интерфаза. Митоз и мейоз. Редупликация ДНК. Изменение набора хромосом в мейозе. Биологический смысл митоза и мейоза. Типы размножения. Партеногенез. Гаметы. Онтогенез. Эмбриогенез и постэмбриональное развития. Бластуляция, гаструляция, органогенез. Типы развития. Биогенетический закон. Филогенез. | П/р №12 | 5.3 6.1 6.2 7.2.1 7.2.2 7.2.3 7.3 7.4 | 167-173 193-197 199-210 216-220 220-222 222-225 228-232 235-238 | Таблица «Митоз» и «Мейоз» Таблица «Зародышевые листки – орган» | 2.04 | IV | ||
28 | Генетика. Законы Менделя. | Альтернативные признаки. Доминантный и рецессивный признаки. I закон Менделя. Гибридизация. Моногибридное скрещивание. Гомозиготность и гетерозиготность. Фенотип и генотип. Неполное доминирование. Множественный аллелизм. Генофонд. II закон Менделя. Расщепление. Соотношения. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. III закон Менделя. Решетка Пеннета. Анализирующее скрещивание. | П/р №13 | 9.1 9.2.1 9.2.2 9.2.3 9.2.4 | 261-263 263-264 264-268 268-269 269-272 272-277 | С.279 Терминология Решение задач | 09.04 | IV | ||
29 | Сцепленное наследование. Сцепление генов. Группа сцепления. Нарушения сцепления. Аутосомы и гетерохромосомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Генетические заболевания и их передача в ряду поколений. Гетерозис. Комплементарность. Эпистаз. Плейотропия. | П/р №14 | 9.3 9.4 9.5.1 9.5.2 | 208-284 285-288 291-292 292-295 | С.290, 290 Терминология Решение задач | 16.05 | IV |
30 | Наследственность и изменчивость | Мутации, их классификации. Летальные и полулетальные мутации. Свойства мутаций. Виды изменчивости. Генотип и условия среды. Вариационный ряд. Норма реакции. | 10.1 10.2 | 301-307 310-313 | С.314 Терминология Таблица «Мутации» | 23.04 | IV | ||
31 | Селекция. | Порода, сорт. Одомашнивание. 7 центров происхождения культурных растений (труды Н.И. Вавилова). Центры доместикации. Закон гомологических рядов. Методы селекции (отбор и гибридизация). Гетерозис. Мутагенез. Полиплоидия. Труды Г.Д. Карпеченко. Селекция микроорганизмов. Штамм. Биотехнология. | 11.1.1 11.1.2 11.1.3 11.2.1 11.2.2 11.3 11.4 | 319-320 320-322 323-324 325-327 327-329 329-330 333-335 336-338 | С.331 №4,5,6 С.332 Терминология | 30.04 | IV | ||
32 | Повторение Раздела «Эволюционное учение». | См. уроки 3-9. | 07.05 | IV | |||||
33 | Повторение Раздела «Эволюционное учение». | См. уроки 15-17 | Подготовка к К/р | 14.05 | IV | ||||
34 | Итоговый урок по курсу «Общая биология». | К/р №4 | 21.05 | IV |