"Плоские черви – паразиты", 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Методическая разработка урока будет интересна учителям и учащимся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель биологии Павленко С.А. МБОУ СОШ № 2
Предмет: биология, урок усвоения новых знаний
Тема: Плоские черви – паразиты, 1 урок (45 минут)
Класс: 7
Технологии: ИКТ; проблемное обучение
Аннотация: На уроке реализуется принцип деятельностного подхода: создаются условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся - определения темы урока, целеполагания, рефлексии, организуется поиск информации в учебной литературе. Применение ИКТ в виде презентации, лабораторного оборудования позволяет более наглядно представить материал, делает урок насыщенным, содержательным, красочным. На уроке сочетается использование фронтальных, индивидуальных и групповых методов работы.
Практическая реализация: урок был апробирован 12 февраля без применения ИКТ. На уроке присутствовала методист УООР г.Олекминска Стручкова А.Ф. После самостоятельного анализа урок был доработан включением в него мультимедийной презентации для создания полной картины внешнего облика плоских червей, так как рисунки учебника и готовые микропрепараты фрагментов тела плоских червей не отражают таковую.
Конспект урока:
Тема урока: Плоские черви – паразиты.
Цель: - формирование знаний о строении и жизнедеятельности плоских червей – паразитов на примере сосальщиков и ленточных червей; способах заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, рисунками, наглядным материалом, микроскопами и готовыми микропрепаратами;
- развитие логического мышления, памяти, умений отбирать главное, коротко излагать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- формирование положительного отношения к собственному здоровью.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, микроскопы, готовые микропрепараты фрагментов тела ленточных червей, рабочие листы; изображения плоских червей – паразитов и фрагментов их тел, стадии жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня на листах формата А4, наборы изображений стадий жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня для индивидуальной работы и работы в парах по числу учащихся.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Ориентировочно – мотивационный этап | 1) организация повторения материала предыдущего урока о строении и жизнедеятельности свободноживущих плоских червей класса Ресничные черви в виде фронтального опроса – теста. Тест по теме «Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви» Выбери один правильный ответ. 1.У плоских червей симметрия тела А) отсутствует Б) двусторонняя В) лучевая 2.Форма тела у плоских червей А) округлая Б) лентовидная или листовидная В) вытянутая 3.Снаружи тело свободноживущих плоских червей покрыто А) ресничками Б) известковой раковиной В) более плотным слоем цитоплазмы Продолжи предложение и поясни свой ответ. 4.Планарию по способу питания относят к . . . (хищникам). 5.Белые планарии живут . . . (в пресных водоемах, под когягами, канями, листьями). | Устные ответы с места, обсуждение ответов товарищей. |
2) подведение учащихся к формулировке темы урока вопросами: как вы думаете, существуют ли такие плоские черви, которые могут жить в теле других организмов? Каково общее название организмов, живущих за счет ресурсов других организмов? | Высказывают свое мнение, опираясь на имеющиеся знания, полученные на уроках биологии. Приходят к выводу, что существуют плоские черви – паразиты. | |
2. Операционно – исполнительный этап | 1) задание сформулировать тему урока (о чем пойдет речь на уроке?) | Формулируют тему урока: плоские черви – паразиты. |
2) задание сформулировать цель урока (что должны узнать о червях – паразитах?) | Формулируют цель урока: изучить строение и образ жизни плоских червей – паразитов; способы заражения и меры профилактики заболеваний, вызванными плоскими червями – паразитами. | |
3) организация самостоятельной работы с учебником, микроскопами, презентацией (Презентация) и рабочими листами (Приложение 1) по изучению нового материала. Задания по изучению материала, изложенные в рабочих листах, постепенно усложняются, что помечено звездочками (одна звездочка – задания репродуктивного характера, две звездочки – задания на перенос знаний в новую ситуацию, три звездочки – творческое задание). Оказание помощи в виде объяснений, пояснений, наводок, встречных вопросов, аналогий при затруднениях учеников. В середине работы проведение физминутки – упражнений для расслабления мышц глаз, спины, шеи. | Работают в парах или индивидуально (по желанию). Заполняют рабочие листы, изучают под микроскопом фрагменты тела ленточных червей, смотрят презентацию. Задают вопросы учителю, если имеются затруднения. Делают упражнения для расслабления мышц глаз, спины и шеи. | |
4) организация поэтапного закрепления нового материала по заданиям в рабочих листах (устно). Вопросы: 1. Какова форма тела у сосальщиков? 2. Назовите характерные признаки строения тела сосальщиков. 3. Назовите типичного представителя класса Сосальщиков. 4. Какова форма тела у ленточных червей? 5. Назовите приспособления ленточных червей к паразитизму. 6. Назовите типичного представителя ленточных червей. | Отвечают на вопросы учителя по записям в своих рабочих листах: 1. Форма тела у сосальщиков чаще листовидная. 2. Характерными признаками строения тела сосальщиков являются – наличие присосок, шипов, крючьев; высокое развитие половой системы; сложные жизненные циклы; упрощение органов чувств. 3. Типичным представителем класса Сосальщиков является печеночный сосальщик. 4. Форма тела ленточных червей – лентовидная. 5. Ленточные черви имеют следующие приспособления к паразитизму – на головке находятся органы прикрепления: присоски или крючья; отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии; личинки также паразитируют. 6. Типичным представителем ленточных червей является бычий цепень. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. | |
3. Рефлексивно – оценочный этап | 1) организация закрепления изученного материала по узнаванию представителей плоских червей – паразитов, фрагментов их тела (Приложение 2); составлению жизненных циклов паразитов с использованием рисунков (Приложение 3). | Определяют представителей плоских червей – паразитов, называют фрагменты их тел по рисункам; у доски (по желанию) и на рабочем месте составляют правильную последовательность стадий жизненных циклов. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. |
2) подводит к итогу урока и личностной значимости изучаемого материала. | Озвучивают новые знания, полученные на уроке, объясняют способы профилактики заражения человека и животных плоскими червями – паразитами. | |
4. Домашнее задание | 1) предлагает учащимся определить обязательный минимум закрепления материала дома и дополнительные задания (по желанию). | Определяют обязательный минимум работы дома: прочитать параграф, закончить заполнение рабочих листов (если не успели). Предлагают дополнительные задания: составить вопросы – тесты, нарисовать представителей плоских червей – паразитов, подготовить сообщения о представителях плоских червей – паразитов, составить презентации, кроссворды, ребусы по изученной теме. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биологический диктант "Тип Плоские черви" 7 класс
Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...
Проверочные задания. "Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви"
Проверочные задания...
Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)
Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....
Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "
Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....
Контрольная работа по темам: "Тип: плоские черви, тип: круглые черви, тип: кольчатые черви"
Контрольная работа предназначена для класса с углубленным изучением биологии....
Тематическая контрольная работа по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви», «Тип Кольчатые черви»
Контрольно-измерительные материалы для проведения тематической контрольной работы по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви», «Тип Кольчатые черви&raqu...
Проверочная работа на тему "Тип Плоские черви.Класс Сосальщики.Класс Ленточные черви"
Тип Плоские черви.Класс сосальщики. Класс ленточные червиЗадачи урока:– выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви;– обратить вним...