КОМПЛЕКСНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

КРУТСКИХ ЛИЛИЯ  ИВАНОВНА

Методическая разработка проведения комплексной (объединяющей несколько тем) школьной экскурсии по биологии для обучающихся 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_microsoft_office_word.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ   ЭКСКУРСИИ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ

          Биологические экскурсии – основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни, применяют полученные знания на практике.

       Помимо умственного развития, это стимулирует интерес и мотивацию школьников к обучению. У них развиваются творческие способности: умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности функционирования живых организмов. Все это пополняет жизненный опыт школьника, формирует творческую личность и экологически грамотного специалиста (какую бы профессию он в дальнейшем не выбрал).

       Так как реформирование общеобразовательной школы, привело к сокращению учебных часов по предмету биология до 1 часа в неделю, а реализация стандартов второго поколения предусматривает системно-деятельностный подход, то такие уроки как экскурсии, по-моему мнению, не должны исчезнуть из методического арсенала учителя. Так как же быть в данной ситуации? Я провожу комплексную экскурсию, которая объединяет сразу несколько тем  «Многообразие живого мира»,  «Весенние явления в природе», «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»

      Такую экскурсию удобно проводить в конце учебного года, для осуществления рефлексии у учащихся по изученным темам. Дети охотно справляются с поставленными задачами и с интересом  готовят фотоотчёты.

    Данная экскурсия позволяет обучающимся учиться распознавать представителей основных царств живой природы  в окружающей среде, замечать весенние изменения, происходящие в природе и обратить внимание на влияние антропогенных факторов. Поэтому в данном случае назначение экскурсии заключается в пополнении багажа знаний о четырех царствах, в умении выделять их в природе и устанавливать видовую принадлежность. Наряду с закреплением основных универсальных учебных действий, освоенных на предыдущих уроках, необходимо развивать натуралистические качества, приобщать к планированию наблюдений за живой природой, к отчётам о проделанной  работе. Без совершенствования указанных навыков и умений двигаться дальше в познании общих закономерностей биологии неразумно. Установление связей между живыми организмами  служит мировоззренческим целям. Учащиеся должны уметь объяснять назначение организмов в цепях питания, замечать изменения и нарушения в них, намечать пути их восстановления.

КОМПЛЕКСНАЯ  ШКОЛЬНАЯ   ЭКСКУРСИЯ  ПО  БИОЛОГИИ

 для учащихся 5-х классов

Время проведения конец апреля начало мая, 40 мин.

 по темам: «Многообразие живого мира» ,  «Весенние явления в природе» «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»

Место проведения:  школьный  двор

Задачи экскурсии:

  • систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов;
  • развивать умение наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы;
  • познакомить учащихся с методами полевых исследований – наблюдением, измерением, описанием, объектов живой  природы и применением этих методов  на  практике;
  • продемонстрировать взаимосвязи живых организмов между собой;
  • подчеркнуть особенности весенних проявлений в жизни живых организмов;
  • обратить внимание  на антропогенные  факторы;
  • ознакомить учащихся с правилами поведения  в природе;
  • выработать у школьников потребности обогащать свою духовную сферу деятельности через цвета, запахи, формы растений, а также такие качества, как настойчивость, подчинение личных желаний коллективным;
  • воспитать чувства меры, ответственности и доброжелательности;
  • научить преодолевать трудности в работе.

Оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппараты,  термометр,  бинокль, лупа,  алгоритм работы для учащихся

Методические рекомендации:

1. Учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей.

 2. В классе перед выходом на экскурсию учитель проводит инструктаж учащихся по технике безопасности при проведении экскурсии, знакомит с маршрутом экскурсии, озвучивает  цели задачи экскурсии и раздаёт учащимся алгоритм работы. Поясняет формы отчёта  об экскурсии. Предварительно  класс делится  на группы..

3. Задания выполняются на каждой «остановке» учитель озвучивает время работы и основные аспекты задания.

5. Заключение экскурсии

Ход   экскурсии:

УЧИТЕЛЬ: для того, чтобы ваши отчёты были сделаны на пять, необходимо быть внимательными и наблюдательными. Давайте вспомним качества внимательного человека.

Дети   - Умение полно подмечать особенности объектов,

                явлений и малозаметные детали

         - Умение вести длительные наблюдения по плану,

              фиксировать изменения.

         -  Умение делать выводы из наблюдений.

         -  Умение вести записи по результатам наблюдений.

1. В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что погода солнечная, ветрено, холодно и пахнет весной.

УЧИТЕЛЬ: читает стихи Е.А. Баратынского

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

Весна, весна!

Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

2.При выполнении второго задания у школьной клумбы, напоминаю о том, что растения не рвать и не топтать. Фото делать аккуратно, работать осторожно.

3.  Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны,  в ходе экскурсии  для создания поэтического настроения и красоты природных явлений можно прочитать стихотворения о весне… Можно использовать игровые приёмы, загадки, пословицы.

Например:  


По весне набухли почки

По весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена:
Сколько носиков зеленых!
     Т . Дмитриев

“Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна
”.(Е. Карганова).

ЗАГАДКИ о живых организмах, которые встретились на экскурсии:

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а  зимою без иголок (Лиственница)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

2. Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице- в полоску.

Ты узнаешь – это….(Берёзка)

3. Не сучок, не листок, а на дереве  растёт (Трутовик)

4. Мягок, а не пух зелён, а не трава (Мох)

5. Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. (Тополь)

6. Горел в траве росистой

  Фонарик золотистый,

  Потом померк, потух,

  И превратился в пух (Одуванчик)

7. Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (Нарцисс)


8.
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)

9. В серой шубке перовой
    И в морозы он герой,
    Скачет, на лету резвится,
    Не орёл, а всё же птица.

                                            (воробей)

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.

                                    (воробей)

10.Весной прилетает птица. 
     Поле вспашут - там любит кормиться.

                                                               (грач)


ПОСЛОВИЦЫ О ВЕСНЕ:

Апрель с водою, а май с травою.

Весной сверху печёт, а снизу морозит.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

4. В конце экскурсии напоминаю школьникам  тему экскурсии. Подводим итоги, констатирую, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагаю также желающим по памяти сделать фактические записи, рисунки  и фотографии по экскурсии.

Алгоритм  работы на экскурсии  для учащихся:

Задание №1  Фенологические наблюдения экскурсионного дня по форме:

Дата

Температура воздуха

Облачность

Ясность

Ветер

Задание №2 Какие живые организмы вы заметили на школьной клумбе?

                         К какому царству они относятся? Какие особенности имеют?

                        Что происходит с ними в весеннее время года?

Задание №3 Каких представителей царства животных вы увидели во время экскурсии? Что меняется в их жизни с приходом весны?

Задание №4 Какие ещё живые организмы были вами замечены на экскурсии? К какому царству их относят? Какое значение они имеют?

Задание №5 Наблюдали  ли вы  следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность?

Основные выводы об экскурсии.