КОМПЛЕКСНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Методическая разработка проведения комплексной (объединяющей несколько тем) школьной экскурсии по биологии для обучающихся 5 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_microsoft_office_word.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИИ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
Биологические экскурсии – основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни, применяют полученные знания на практике.
Помимо умственного развития, это стимулирует интерес и мотивацию школьников к обучению. У них развиваются творческие способности: умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности функционирования живых организмов. Все это пополняет жизненный опыт школьника, формирует творческую личность и экологически грамотного специалиста (какую бы профессию он в дальнейшем не выбрал).
Так как реформирование общеобразовательной школы, привело к сокращению учебных часов по предмету биология до 1 часа в неделю, а реализация стандартов второго поколения предусматривает системно-деятельностный подход, то такие уроки как экскурсии, по-моему мнению, не должны исчезнуть из методического арсенала учителя. Так как же быть в данной ситуации? Я провожу комплексную экскурсию, которая объединяет сразу несколько тем «Многообразие живого мира», «Весенние явления в природе», «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»
Такую экскурсию удобно проводить в конце учебного года, для осуществления рефлексии у учащихся по изученным темам. Дети охотно справляются с поставленными задачами и с интересом готовят фотоотчёты.
Данная экскурсия позволяет обучающимся учиться распознавать представителей основных царств живой природы в окружающей среде, замечать весенние изменения, происходящие в природе и обратить внимание на влияние антропогенных факторов. Поэтому в данном случае назначение экскурсии заключается в пополнении багажа знаний о четырех царствах, в умении выделять их в природе и устанавливать видовую принадлежность. Наряду с закреплением основных универсальных учебных действий, освоенных на предыдущих уроках, необходимо развивать натуралистические качества, приобщать к планированию наблюдений за живой природой, к отчётам о проделанной работе. Без совершенствования указанных навыков и умений двигаться дальше в познании общих закономерностей биологии неразумно. Установление связей между живыми организмами служит мировоззренческим целям. Учащиеся должны уметь объяснять назначение организмов в цепях питания, замечать изменения и нарушения в них, намечать пути их восстановления.
КОМПЛЕКСНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ
для учащихся 5-х классов
Время проведения конец апреля начало мая, 40 мин.
по темам: «Многообразие живого мира» , «Весенние явления в природе» «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»
Место проведения: школьный двор
Задачи экскурсии:
- систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов;
- развивать умение наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы;
- познакомить учащихся с методами полевых исследований – наблюдением, измерением, описанием, объектов живой природы и применением этих методов на практике;
- продемонстрировать взаимосвязи живых организмов между собой;
- подчеркнуть особенности весенних проявлений в жизни живых организмов;
- обратить внимание на антропогенные факторы;
- ознакомить учащихся с правилами поведения в природе;
- выработать у школьников потребности обогащать свою духовную сферу деятельности через цвета, запахи, формы растений, а также такие качества, как настойчивость, подчинение личных желаний коллективным;
- воспитать чувства меры, ответственности и доброжелательности;
- научить преодолевать трудности в работе.
Оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппараты, термометр, бинокль, лупа, алгоритм работы для учащихся
Методические рекомендации:
1. Учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей.
2. В классе перед выходом на экскурсию учитель проводит инструктаж учащихся по технике безопасности при проведении экскурсии, знакомит с маршрутом экскурсии, озвучивает цели задачи экскурсии и раздаёт учащимся алгоритм работы. Поясняет формы отчёта об экскурсии. Предварительно класс делится на группы..
3. Задания выполняются на каждой «остановке» учитель озвучивает время работы и основные аспекты задания.
5. Заключение экскурсии
Ход экскурсии:
УЧИТЕЛЬ: для того, чтобы ваши отчёты были сделаны на пять, необходимо быть внимательными и наблюдательными. Давайте вспомним качества внимательного человека.
Дети - Умение полно подмечать особенности объектов,
явлений и малозаметные детали
- Умение вести длительные наблюдения по плану,
фиксировать изменения.
- Умение делать выводы из наблюдений.
- Умение вести записи по результатам наблюдений.
1. В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что погода солнечная, ветрено, холодно и пахнет весной.
УЧИТЕЛЬ: читает стихи Е.А. Баратынского
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он!
Весна, весна!
Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
2.При выполнении второго задания у школьной клумбы, напоминаю о том, что растения не рвать и не топтать. Фото делать аккуратно, работать осторожно.
3. Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, в ходе экскурсии для создания поэтического настроения и красоты природных явлений можно прочитать стихотворения о весне… Можно использовать игровые приёмы, загадки, пословицы.
Например:
По весне набухли почки
По весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена:
Сколько носиков зеленых! Т . Дмитриев
“Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна”.(Е. Карганова).
ЗАГАДКИ о живых организмах, которые встретились на экскурсии:
1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок (Лиственница)
Есть у родственницы елки |
2. Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице- в полоску.
Ты узнаешь – это….(Берёзка)
3. Не сучок, не листок, а на дереве растёт (Трутовик)
4. Мягок, а не пух зелён, а не трава (Мох)
5. Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. (Тополь)
6. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух,
И превратился в пух (Одуванчик)
7. Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (Нарцисс)
8. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)
9. В серой шубке перовой |
(воробей) |
Птичка-невеличка |
(воробей) |
10.Весной прилетает птица. |
(грач) |
ПОСЛОВИЦЫ О ВЕСНЕ:
Апрель с водою, а май с травою.
Весной сверху печёт, а снизу морозит.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
4. В конце экскурсии напоминаю школьникам тему экскурсии. Подводим итоги, констатирую, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагаю также желающим по памяти сделать фактические записи, рисунки и фотографии по экскурсии.
Алгоритм работы на экскурсии для учащихся:
Задание №1 Фенологические наблюдения экскурсионного дня по форме:
Дата | Температура воздуха | Облачность | Ясность | Ветер |
Задание №2 Какие живые организмы вы заметили на школьной клумбе?
К какому царству они относятся? Какие особенности имеют?
Что происходит с ними в весеннее время года?
Задание №3 Каких представителей царства животных вы увидели во время экскурсии? Что меняется в их жизни с приходом весны?
Задание №4 Какие ещё живые организмы были вами замечены на экскурсии? К какому царству их относят? Какое значение они имеют?
Задание №5 Наблюдали ли вы следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность?
Основные выводы об экскурсии.