Система подготовки к олимпиадам по биологии и экологии.
статья по биологии на тему

Григорьева Валентина Алексеевна

В этой статье обобщается мой опыт по подготовке школьников к олимпиадам и творческим конкурсам по биологии и экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки школьников к олимпиадам по биологии и экологи

 Работа с талантливыми детьми всегда была и остаётся приоритетным направлением в  деятельности  педагога .В плане  действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы Правительства РФ  проблеме поиска  одарённых детей  уделяется особое внимание:

«Развитие системы поиска одарённых детей

- выявление и  развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности

- создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников,, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

- создание центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных  исследовательских университетах».

Таким образом, организация поддержки одарённых детей - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, конференции, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей на государственном уровне.                                             А общеобразовательное учреждение является местом для развития таланта ребёнка,  и в центре пристального внимания педагогов должны постоянно находиться дети, проявляющие признаки одарённости, т.е. те, кто отличается высокой любознательностью и потребностью в творчестве.

4 слайд.

В нашей школе много талантливых учеников, которые  принимают участие  и становятся победителями и призёрами различных мероприятий  муниципального, окружного, городского и российского уровней таких  ,как «Биосфера и мы», «Горизонты открытий», «Юные таланты Московии», «Природа России ». () Два года подряд школьники участвовали  во  Всероссийской биомедицинской олимпиаде , которую организует ФФМ МГУ и  завоевали 1 золотую, 1 серебряную и 2 бронзовые  медали.    В прошлом учебном году мы стали призёрами на Международном этапе  фестиваля» Леонардо». А  на  Российском этапе ученица 9 класса  Бурцева Дарья заняла 1 место( получила Грамоту Министерства образования и науки, золотую медаль и ценный подарок

 Традиционным является участие наших детей во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии и Московской городской олимпиаде. Могут ли обучающиеся в школе с углубленным изучением иностранных языков в ситуации с сокращением часов биологии в  6. 10 и 11 классах составить серьёзную конкуренцию  ученикам из школ с углублённым изучением биологии? Конечно, да   Об этом свидетельствуют выступления  учеников  на  олимпиадах по биологии и экологии(

Победы в предметных олимпиадах - особая гордость школы и личное достижение ученика. За ними  стоят знания, волевые качества, а также совершенство программы подготовки и эффективность работы учителя.

О системе подготовки школьников к олимпиадам ,сложившейся в течение длительного времени, остановлюсь  подробнее. Данная работа характеризуется несколькими аспектами, которые играют значительную роль  для качественной подготовки .

. Заинтересовываем.

Как же заинтересовать ребят настолько, чтобы они захотели изучать биологию на более высоком уровне? Ведь не секрет, что успеха добиваются ученики, которые и по другим предметам показывают хорошие результаты. Здесь немаловажную роль играет нестандартный  урок (ролевая игра, экскурсия, практикум), на котором учитель-режиссёр, помогающий открывать знания и применять их в новых условиях. Но если учитель -хороший режиссёр, то в каждом классе он обязательно  увидит наиболее заинтересованных, любознательных, ответственных и будет уделять им особое внимание. Наряду с урочной деятельностью выявлению одарённых учащихся способствуют предметные декады, биологические праздники.

. Создаём команду..

-выявление наиболее подготовленных, одарённых и  заинтересованных  школьников;

-передача опыта участия в олимпиадах;

-создание атмосферы взаимопомощи;

-психологическая подготовка новых участников.

.

Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных. одарённых и заинтересованных школьников. В этом помогают и наблюдения в ходе уроков и проведение кружковой, исследовательской работы, и проведение внеклассной работы по предмету .

Одновременно с выявлением  школьников, интересующихся биологией и формированием этого интереса ,должно происходить создание  творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Наличие группы школьников, увлечённых общим делом, служит своеобразным центром кристаллизации, привлекающих новых участников. Это позволит также уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, и, обучая других, они будут совершенствовать и свои знания. Наконец, в такой группе будет работать принцип «солёного огурца» ( В.Ф.Шаталов): постоянно находясь в атмосфере биологических проблем, обсуждения биологических объектов и процессов, любой школьник будет даже неосознанно впитывать новые знания, умения,психологические установки.

Такой творческой группой в нашей школе является «Клуб биологов», созданный два года назад, в его работе  принимают  участие не только школьники, увлечённые биологией, но и наши выпускники, ставшие студентами биофака МГУ, РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, медицинских вузов.    Все они  были участниками нашей олимпийской команды, победителями и призёрами многих олимпиад по биологии и экологии. Бывшие олимпийцы  помогают проводить практические занятия по гистологии, систематике растений, физиологии животных, и, конечно же, делятся своим опытом участия в различных олимпиадах.

 Планируем работу.

-создание  индивидуальных образовательных траекторий;

-преобладание индивидуальных форм работы над  групповыми;

-тесное взаимодействие старших школьников с младшими.

При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причём ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Отсюда вытекает свободное посещение большинства занятий, свободный выбор направления познавательной или исследовательской работы. Ученики  могут прийти  на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы получить помощь в выполнении проектных работ, собираются мини-группы для решения биологических задач, обсуждения теоретических вопросов. Старшие могут, решая свои задачи, выступить в роли консультантов и контролёров для младших. Учитель консультирует отдельных учеников или беседует с мини-группами, намечает перспективы  и цели дальнейшей подготовки.                                                           1 Учитывая. что эти занятия проводятся , как правило, после напряжённого учебного дня, неплохо предусмотреть  возможность отдыха, релаксации. Возможность выпить чашку чая, послушать негромкую музыку может оказаться совсем не лишней.)

Из сказанного ясно, что наличие  группы школьников не означает преобладания групповых форм работы. Напротив, такие формы должны быть более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих. Это может быть демонстрация биологического эксперимента, интересные лекции выпускников-биологов, рассказ об итогах прошедшей олимпиады, конкурса проектов, своеобразный самоотчёт участников.

 Перейдём к содержательной стороне подготовки к олимпиаде. Что необходимо школьнику для участия  в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности биологии как естественной и экспериментальной науки можно выделить три составляющих такого успеха.

Составляющие успеха:

-развитый биологический кругозор;

-умение решать биологические задачи, работать с тестами;

-практические умения и навыки.

Эти ключевые моменты определяют и основные направления подготовки школьника.

 Читаем книги.

()

В формировании биологического кругозора решающая роль принадлежит разнообразной биологической литературе. На начальных этапах это могут быть детские биологические энциклопедии, книги о природе, научно-популярные журналы. Для старших школьников будет интересна и более серьёзная литература: вузовские учебник, практикумы, научные журналы.

Может возникнуть вопрос, насколько усваивается информация прочитанных книг и статей, сможет ли ученик актуализировать эти знания в нужный момент? Конечно, какая-то часть информации остаётся всегда. Как сделать её усвоение более эффективным?

Есть  способ эффективной подготовки -  целевое изучение биологической литературы.

Цели могут ставиться различные, как правил, это обобщение, систематизация материала, или, наоборот, опережающий  вопрос перед изучением новой темы. В поисках необходимой информации «перелопачиваются» самые различные источники, приобретаются необходимые умения, а создаваемые при этом продукты затем используются как справочные материалы.

Большое внимание уделяется работе с учебной и справочной литературой по экологии, т.к. этот предмет в нашей школе не изучается, а  школьники проявляют большую заинтересованность в нём.

В настоящее время наряду с книгами ,  пожалуй, большую роль играет такой источник информации, как интернет. На разнообразных биологических сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, всевозможные тесты, задания олимпиад различного уровня.

Можно и нужно ли управлять этим потоком информации? Во всяком случае, желательно ознакомить школьников со списком биологических сайтов, где они могут  найти полезную для себя информацию. Одним из таких сайтов, несомненно, является www.kpdbio.ru, где размещены ресурсы для подготовки к региональному этапу по биологии. На этом сайте можно получить онлайн-консультацию  по интересующему вопросу, проверить свои знания, выполняя тестовые задания прошлых лет, посмотреть  видиоурок.

 Исследуем и проектируем.(презентации к проектам) Индивидуальная образовательная траектория даёт возможность каждому участнику команды выбрать направление проектно-исследовательской деятельности.  Часто работа над проектом начинается ещё в 5 классе: собирается информация, анализируется, обобщается собранный материал. Затем вырабатывается гипотеза собственного исследования, анализируются экспериментальные данные . « Созревший» проект отражает личностно-индивидуальную позицию автора и имеет социально-практическую значимость. С такими проектами наши школьники  стали призёрами городского тура олимпиады по экологии.

 

  Решаем задачи, выполняем тесты.

 Задания Биомедицинской олимпиады, Школьной биологической олимпиады МГУ содержат большое число разнообразных биологических задач. На сайтах этих олимпиад собран большой архив заданий прошлых лет, которые можно использовать для подготовки. Навыки решения генетических задач необходимы во Всероссийской олимпиаде школьников. Мною подобраны и    систематизированы задачи к олимпиадам МГУ, турниру им. Ломоносова, Всероссийской олимпиаде школьников.  Ученик имеет возможность поэтапно выполнять сначала простые задачи, а затем более высокого уровня сложности. Учитель всегда покажет путь решения задачи, обратит внимание на ошибку. Дать задание, а потом проверить может и старший ученик, одновременно вспомнив сам, как он справлялся с этой задачей. Перед муниципальным этапом олимпиад по биологии и экологии регулярно в компьютерном классе выполняем в режиме онлайн разнообразные тесты, отдавая предпочтение заданиям прошлых лет.

Выполняем практические работы  Часто  школьники, успешно преодолевшие теоретический тур городской олимпиады по биологии испытывают трудности на  практическом. Требования к практическому туру ежегодно возрастают, т.к. именно здесь  школьник может применить свои знания на практике. Мы уделяем большое внимание при подготовке к практическому туру таким аспектам, как  изготовление микропрепаратов, умению работать с определителями, выполнению лабораторных работ  по предлагаемой инструкции.   Проблема заключается в том, что в школе часто отсутствуют условия для подготовки к практическому туру:  лабораторное оборудование, реактивы. Неоценимую помощь здесь оказывает МГУ. В разнообразных биологических кружках, в зимней и летней биологической школе регулярно обучаются ученики нашей школы и приобретают там ценный практический опыт, которым затем щедро делятся в «Клубе».

 Из сказанного можно сделать вывод: победителей олимпиад надо готовить, причём система подготовки должна быть чёткой, с отлаженным контролем и самоконтролем, удобной и гибкой, с учётом возрастных и психологических особенностей ребёнка

Обобщаем и корректируем.

Итоги олимпиад обсуждаются, разбираются наиболее интересные задания, другие возможные способы решения. Каждый участник проводит тщательный самоанализ  своих личных достижений, корректирует план дальнейшей работы.

Понятно, что как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, и побеждённые . Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не над другими участниками, но , по меньшей мере, над самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для подготовки учащихся к олимпиаде по биологии и экологии

Тесты для подготовки обучающихся 7-11 классов к олимпиадам по биологии и экологии...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...

Банк заданий по подготовке к олимпиаде по биологии

В данном банке собраны примеры олимпиадных заданий по биологии для 6-11 классов. В банке имеются задания. матрицы ответов и ключи....

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов....

Система подготовки участников олимпиад

Олимпиада - состязание учащихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и разв...

Система подготовки к олимпиадам

О системе подготовки к олимпиадам...