Эссе «Лучшее педагогическое изобретение XX века»
материал по биологии на тему

Гончарова Надежда Николаевна

                                                                  «Скажи мне – и я забуду,

                                                                    Покажи мне – и я запомню,

                                                                    Дай мне сделать – и я пойму».

                                                                                                         Конфуций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Лучшее педагогическое изобретение XX века»

                                                                  «Скажи мне – и я забуду,

                                                                    Покажи мне – и я запомню,

                                                                    Дай мне сделать – и я пойму».

                                                                                                         Конфуций.

         Немного найдется профессий,  в характеристике которых используют слова: высокая, благородная, почетная, душевная. Профессия учителя именно такая.

         Быть учителем – это не просто. Мир стремительно изменяется. Наступил XXI век и новое тысячелетие, а с ним – и новое время. Учитель, безусловно, всегда работает на будущее. Чтобы создавать будущее, нужно и самому быть человеком новой формации. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

         Для решения этой непростой задачи школа должна формировать не только целостную систему специальных умений, но и универсальных знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, определяющей современное качество образования. Если мы вспомним цели обучения биологии несколько десятков лет  назад, то заметим существенные изменения. В 20 веке в течение учебного процесса большую часть времени на уроке  говорил учитель. Сейчас же дело обстоит, наоборот, на уроке должен говорить и действовать учащийся, а учитель выполнять роль направляющего на правильное выполнение действий. Диалог сменил ранее существующий монолог преподавателя. Теперь педагогу важно «научить детей учиться», а не учить.

           В связи  с этим изменились требования к труду преподавателя: от умений формировать  и транслировать  программный объем знаний  - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно – ориентированного, исследовательского, проектного подходов.

          В настоящее время совершенствование российской системы образования осуществляется в направлении развития у обучающихся навыков самостоятельного познания, умения добывать знания, стимулирования интереса к изучению предметных областей. Для решения этой задачи с успехом могут применяться современные технологии проектно-исследовательских работ, адаптированные для разных возрастных ученических групп.

Я считаю, что проектно-исследовательская деятельность служит отправной точкой для возникновения интереса к любой науке, в том числе и биологической. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Организация проектно-исследовательской деятельности во время обучения биологии даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Проектно-исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся, дает возможность школьнику изучить материал,  выходящий за пределы учебной программы, пользуясь информацией как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет.

          У учащихся в ходе проектно-исследовательской деятельности формируются коммуникативная, информационная, общекультурная компетенции, компетенция личностного самосовершенствования столь необходимые в жизни и в дальнейшем профессиональном становлении.

         Проект позволяет ученику:

  • проявлять инициативу;
  • стимулировать потребности учащихся в самообразовании и развитии интеллекта и творческих способностей;
  • создает условия для прочного усвоения знаний и развития мотивации к изучению предмета;
  • развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся,  их умение работать с различными источниками информации.
  • развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать себя и других и оказывать влияние на других;
  • приобрести опыт;
  •  увидеть, осмыслить, применить на практике внешний результат.

         Самый простой вид используемых моими учениками проектов - информационные мини проекты. Такие проекты позволяют  учащимся исследовать определенную проблему. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, при его реализации предполагается ознакомление участников проекта с исходной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом ребята изучают различные источники, фотографируют, составляют отчёты, делают стенды.

 Например, в шестых - седьмых  классах учащимся предлагаются темы исследовательских мини-проектов: «Воздушное питание растений», «Типы движений в животном мире», «Способы дыхания», «Вегетативное размножение в практике человека», «Охраняемые виды животных и растений Волгоградской области», «Среды жизни растений», «Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний», «Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания». В восьмых классах предлагаю мини проекты по исследованию причин нарушения функций органов и систем органов и их профилактике:  «СПИД: возбудитель, развитие заболевания,  профилактика», «Вред употребления никотина, алкоголя и наркотиков», «Исследование качества воды», « Влияние внешних условий на нарушение функции органа зрения» и другие. В девятых – одиннадцатых классах учащиеся работают над проектами: «Современные достижения и открытия в области биологии»,  «Практическое значение современных открытий в области биологии», «Заслуги в области биологии английского естествоиспытателя Ч. Дарвина», «Формы борьбы за существование: примеры, результат и значение в эволюции», «История развития биологии и методы исследования в биологии», «Неорганические и органические вещества в клетке», «Органоиды в клетке», «Изучение экологического состояния школьных помещений», «Изучение экологического состояния пришкольной территории».

  Очень часто в своей работе  использую метод проектов непосредственно на уроках биологии. Например, в 6 классе учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но, как правило, времени на это катастрофически не хватает. Решить эту проблему может помочь метод проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правила работы с определителем, можно провести урок: «Определение вида растения по гербарному образцу». Формы работы может быть как индивидуальной, так и групповой. Задачей подобного проекта будет сбор и анализ информации, составление необходимых схем и таблиц, подготовка отчёта (письменного и устного). Учащиеся работают в течение 25 минут. Такие мини-проекты отрабатывают навыки работы с определёнными литературными источниками, гербарными образцами, карточками.

 Безусловно, работа над проектом с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов, но это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное — не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

Исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Данная  деятельность дает возможность ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни, повышает интерес к предмету и знаниям, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии. Знания, приобретенные школьниками в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказываются более прочными, максимально осознанными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изобретения 19 века.Что бы мы без них делали!?

презентация для учеников 8 класса по курсу новой истории 2 часть рассказывает о научных открытиях 19 века, которые мы сейчас активно используем в нашей повседневной жизни....

Лексическая игра с использованием интегрированных знаний, навыков и умений по теме «Лучшие британские изобретения» на уроке английского языка в 10 классе

Лексическая игра с использованием интегрированных знаний, навыков и умений по теме «Лучшие британские изобретения» на уроке английского языка в 10 классе        Наст...

Вводный урок «Изобретения XIX века»

Цели урока: 1) повторить с учениками исследовательский метод; 2) изучить влияние изобретений на изменение жизни людей в XIX веке.Подготовка к уроку: на доске развешены или выданы ученикам фотографии и...

Международный конкурс педагогического мастерства работников образования «Лучший педагогический проект»

Международный конкурс педагогического мастерства работников образования «Лучший педагогический проект» 1. Диплом КМ 2028946. Победитель 1 место. Работа : «Victory Parades ...

Международный конкурс педагогического мастерства «Лучший педагогический проект». «Victory Parades in 1945» 24.05.2020

Международный конкурс педагогического мастерства «Лучший педагогический проект». Номинация: «Victory Parades in 1945». Диплом победителя №КМ2028946 от 24.05.2020г.. Между...

презентация к интеллектуальной игре на тему "Открытия и изобретения 21 века"

В презентации представлены вопросы тестового характера и ответы к ним по теме "Открытия и изобретения 21 века". Игра расчитана на учащихся 5-8 классов....