"На лесных полянках" (внеклассное мероприятие ко дню леса)
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
21 марта отмечается Всемирный день защиты лесов. Празднуется в день весеннего равноденствия, который является символом новой жизни и новых начинаний. Мероприятие воспитывает у ребят бережное отношение к родной природе, родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_lesnykh_polyankakh.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«На лесных полянках»
Сценарий конкурсно - игрового путешествия в лес.
Организаторы: учитель биологии Задеева Клавдия Николаевна
Место проведения: МБОУ СОШ №4
Количество участников: 30
Оформление:
1.Высказывания о лесе
2.Музыкльное сопровождение
3.Картины о природе (презентация)
5.Выставка книг о лесе.
6.Ведущие (учащиеся 11 класса), гости.
Учитель: (сопровождение: картинки о лесе, музыка).
Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей.
Иван Алексеевич Бунин.
Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Непередаваемо красивы наши леса! Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. В них мы находим отдых и тишину от городского шума, прохладу от летнего зноя, а в чаще - защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует наш слух, а глаз – разнообразные краски и оттенки. Здесь мы укрепляем свое здоровье, лес дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; оберегает реки от обмеления, поля от засух. В лесу заготавливают древесину, пушнину, мясо диких птиц и зверей.
Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 67/200 от 21 декабря 2012 года постановила 21 марта объявить Международным днем леса. В резолюции ООН отмечается чрезвычайная важность повышения осведомленности населения всех стран в особой роли лесов и даже отдельных деревьев.
21 марта 2014 года объявлен «Всероссийский день знаний о лесе». Наш урок о лесе называется «На лесных полянках»
Форма проведения: конкурсно-игровое путешествие.
Ведущий 1
Я слушал, как поет тропа лесная,
И все гадал: о ком она, о чем?
Который век бежит. Не зарастая,
Как будто ей столетья нипочем.
В- 2
В ее напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у березки,
И сердце бьется четче и нежней.
В- 1
И верится, не стало тленом,
Пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропинке проходили,
идут по ней незримые, идут.
В-2
И мы пройдем, а через годы-
Внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышат те же песенные звуки,
Одной для нас, единственной
судьбы.
(А Каныкин)
В-1
Дорогие друзья и гости. Добро пожаловать на лесные тропы и поляны, где пройдут конкурсы любителей и знатоков леса. У нас участвуют команды 5.6,7.классов. Пропуском на лесную поляну служит правильный ответ на загадки.
В-2
1) Какой лесной кустарник иногда «играет в футбол и забивает гол?» (Голубика).
2) Как называется дерево с белой корой и сердцевидными листьями и является символом России? (Береза).
3) Как называется сообщество из деревьев на большом пространстве с сомкнутыми кронами и река в Бельгии? (Лес).
4) Как называется лесной кустарник со съедобными орехами, имеющий в своем названии рыбу? (Лещина, лещ).
5) Название какой лесной птицы такое же, как и заводной игрушки? (Юла - лесной жаворонок).
В-1
Все команды получают пропуск на лесные поляны для участия в конкурсных играх.
Лес, прежде всего, ассоциируется с деревьями. Они щедро одаривают людей. Одни из них используются как древесина или топливо, другие оберегают поля от засухи, третьи врачуют людей и животных, четвертые украшают села и города. А самое главное – это «зеленые легкие» планеты, производящие кислород для всего живого.
Чтец (музыка Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышка елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Знатоки от каждой команды расскажут о деревьях – основе лесного дома.
Команда-1
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Штили колючие
Под тучами летучими (ели).
Рассказ о ели.
Команда-2
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (сосна).
Рассказ о сосне.
Команда-3.
Стоит красавица –
Косы зеленые, платье белое,
Кора горючая,
Ветки плакучие, семя летучее (береза).
Рассказ о березе.
Команда- 4
Хоть неплохо я одета
Бьет озноб меня всегда!
И весной, и жарким летом,
Вся дрожу как в холода (осина).
Рассказ об осине.
Команда-5
Есть сережки. Но не девчонка.
Есть шишки, но не сосна.
А живет в низинке, около лощинки (ольха).
Рассказ об ольхе.
Вед-2
Деревья, кустарники, травы прославлены в песнях, легендах, народных преданиях. В ночь на Ивана Купалу смельчаки искали земные клады (танец в сопровождении песни «Ивана Купалы»).
Вед-2
Следующий конкурс шуточный.
Команда-1
Какая ценность спрятана в названии лишайника кладония? (Клад).
Команда-2
Как называется гриб, разрушающий валежник и имеющий название накидки от дождя? (Дождевик).
Команда-3
В названии, какого кустарника с голубыми ягодами спрятались птицы голуби? (Голубика).
Команда-4
Этот гриб обладает резким запахом чеснока после дождя. Как он называется? (Чесночник).
Команда- 5
Иногда это растение называют «лесным перцем». По форме его листья напоминают след копыта лошади. След копыта с добавлением ень даст вам название этого растения (Копытень).
Вед-1
Животный мир леса оказывает влияние на почву, рост и долговечность леса, плодоношение, распространение семян, смену одних древесных пород другими. Вопросы командам.
Команда-1
Как называется хозяин русского леса, его живая эмблема? (Бурый медведь).
К-2
Ежата появляются на свет рано весной. Меха у них нет, только иголки. Мама, уходя за кормом, заворачивает их в листья – для сохранения тепла. Как называется это поведение? (Забота о потомстве).
К-3
Какое животное за ловкость и проворство лазить по деревьям А. Брем назвал «северной обезьяной?» (Белку).
К-4
Как называется весенний темно-синий жук сосновых лесов. Его название включает завершающий весенний месяц и также называние летней одежды? (Майка).
К-5
Какая птица носит орехи в «мешочке» в таежных лесах? (Кедровка).
Чтец.
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих их тайну
Разгадать.
(В.Рождественский).
В-2
Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для человека газы и задерживают пыль на поверхности листьев. Очень полезно для здоровья гулять в любом лесу. Даже часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность у совершенно здоровых. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые в-ва, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
Вопросы командам.
К-1
Какие болезни лечит береза? (Почки березы – мочегонное средство, потогонное).
К-2
От каких болезней можно избавиться с помощью хвои? (Хвоя лечит с-сосудистыезаболевания, выводит радионуклиды).
К-3
Когда применяют настойку ландыша? (При сердечной недостаточности).
К-4
Когда используют липовый цвет? (При простуде и кашле).
К-5
При каких заболеваниях используют кору дуба? (При воспалении рта, глотки, как вяжущее средство).
Чтец.
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто ж под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждет?
В-1
Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Сберечь и сохранить растительный и животный мир Земли, любить лес, сохранить его - наша задача.
Сегодня у нас в гостях ведущий специалист лесного хозяйства Карачевского лесхоза Савченко С. П.
Вопросы командам.
К-1
Почему весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, радио, разжигать костры? (Шум пугает обитателей леса, птицы бросают гнезда).
К-2
Вы увидели гнездо птицы. Ваше действие? (Нельзя вытаптывать траву, брать руками яйца, не брать в руки птенцов).
К-3
Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния).
К-4
Какая охота разрешена в лесу в течение всего года? (Фотоохота).
К-5
Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево истекает соком, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается и дерево гибнет).
Чтецы.
1) Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
(И. С. Никитин).
2) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(А. С. Пушкин).
3) Люблю отчизну я…
Люблю ее лесов безбрежных колыханье…
(М. Ю. Лермонтов)
4) В туманный тихий день хожу
Я часто в лес –
И там сижу – на небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят.
(И. С. Тургенев)
5) Здесь некогда, могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел волшебный лес,
Не лес, а целый мир разнообразный, исполненный видений и чудес.
(Ф, И. Тютчев).
6) Смотрю, как роща зеленеет
Палящим солнцем облита,
И в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа.
(Ф. И. Тютчев)
7) Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром,
На пушистых ветках с нежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
(С. А. Есенин).
Вед-1
Лес – могучий природный фактор.
Лес – место обитания птиц и зверей.
Лес – место, куда мы приходим отдыхать.
Лес – это кислород, это жизнь на Земле.
Мы должны беречь богатство и красоту лесов нашей Родины.
Наше конкурсное путешествие по лесным полянам закончилось, слово жюри. Жюри подводит итоги. Команды получают грамоты за участие в деле охраны лесного богатства.
Спасибо всем.
Литература: интернет-ресурсы, журнал «Читаем, учимся, играем»№6 2004, №4 2005, №2 2002, урок в начальном звене (интернет – ресурс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - исследовательский проект «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».
ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТАУЧЕНИКОВ ГРУППЫ 8 «А»,8 «Б», 9 кл.: Название проекта: «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».2.Цель проекта:Выпуск альбома «ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ В ПРИР...
Внеклассное мероприятие "Секреты Русского леса"
Внеклассное мероприятие "Секреты Русского леса" может быть использованно, как заключительный этап предметной недели по экологии или биологии.Такую игру можно провести, как в отдельно взятом клас...
Мероприятие "Всемирный день леса"
Торжественная линейка, посвященная Дню леса. Ее цель: показать многообразие лесов и значение в природе и жизни человека...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню леса. В гостях у Пармы.
Данное мероприятие будет способствовать углублению литературных, эколого-биологических знаний учащихся; развитию интереса к изучению литературы, природы родного коми края; выявлению и поощрению ...
Внеклассное мероприятие: "Вечно шуметь лесам!"
данное мероприятие направлено на экологическое воспитание детей, привитие любви к родному краю....
Внеклассное мероприятие: "Вечно шуметь лесам!"
данное мероприятие направлено на экологическое воспитание детей, привитие любви к родному краю....
«Лесной диктант» 21 МАРТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЛЕСА
Задания "Лесного диктанта" составлены для учащихся 5-11 классов....