"На лесных полянках" (внеклассное мероприятие ко дню леса)
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

21 марта отмечается Всемирный день защиты лесов. Празднуется в день весеннего равноденствия, который является символом новой жизни и новых начинаний. Мероприятие воспитывает у ребят бережное отношение к родной природе, родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_lesnykh_polyankakh.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«На лесных полянках»

Сценарий конкурсно - игрового путешествия в лес.

Организаторы: учитель биологии Задеева Клавдия Николаевна

Место проведения: МБОУ СОШ №4

Количество участников: 30

Оформление:

1.Высказывания о лесе

2.Музыкльное сопровождение

3.Картины о природе (презентация)

5.Выставка книг о лесе.

6.Ведущие (учащиеся 11 класса),  гости.

Учитель: (сопровождение: картинки о лесе, музыка).

Ты открой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился  с красою твоей.

 Иван Алексеевич Бунин.

Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Непередаваемо красивы наши леса!  Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. В них мы находим отдых и тишину от городского шума, прохладу от летнего зноя, а в чаще - защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует наш слух, а глаз – разнообразные краски и оттенки. Здесь мы укрепляем свое здоровье, лес дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; оберегает реки от обмеления, поля от засух. В лесу заготавливают древесину, пушнину, мясо диких птиц и зверей.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 67/200 от 21 декабря 2012 года постановила 21 марта объявить Международным  днем леса. В резолюции ООН отмечается чрезвычайная важность повышения осведомленности населения всех стран в особой роли лесов и даже отдельных деревьев.

21 марта 2014 года объявлен «Всероссийский день знаний о лесе». Наш урок о лесе называется «На лесных полянках»

Форма проведения: конкурсно-игровое путешествие.

Ведущий 1

Я слушал, как поет тропа лесная,

И все гадал: о ком она, о чем?

Который век бежит. Не зарастая,

Как будто ей столетья нипочем.

В- 2

В ее напеве слышу отголоски

Шагов прошедших некогда людей.

Смотрю на тропку, стоя у березки,

 И сердце бьется четче и нежней.

В- 1

И верится, не стало тленом,

Пылью

Минувшее, поныне живо тут.

Все люди, что по тропинке проходили,

идут по ней незримые, идут.

В-2

И мы пройдем, а через годы-

Внуки,

И каждый сердцем у лесной тропы

Услышат те же песенные звуки,

Одной для нас, единственной

судьбы.

(А Каныкин)

В-1

Дорогие друзья и гости. Добро пожаловать на лесные тропы и  поляны, где пройдут конкурсы любителей и знатоков леса. У нас участвуют команды 5.6,7.классов. Пропуском на лесную поляну служит правильный ответ на загадки.

В-2

1) Какой лесной кустарник иногда «играет в футбол и забивает гол?» (Голубика).

2) Как называется дерево с белой корой и сердцевидными листьями и является символом России? (Береза).

3) Как называется сообщество  из деревьев на большом пространстве с сомкнутыми кронами и река в Бельгии? (Лес).

4) Как называется лесной кустарник со съедобными орехами, имеющий в своем названии рыбу? (Лещина,  лещ).

5) Название какой лесной птицы такое же, как и заводной игрушки? (Юла - лесной жаворонок).

В-1

Все команды получают пропуск на лесные поляны для участия в конкурсных играх.

Лес, прежде всего, ассоциируется с деревьями. Они щедро одаривают людей. Одни из них используются как древесина или топливо, другие  оберегают поля от засухи, третьи врачуют людей и животных, четвертые украшают села и города. А самое главное – это «зеленые легкие» планеты, производящие кислород для всего живого.

Чтец (музыка  Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель»)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышка елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца,

 И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Знатоки от каждой команды расскажут о деревьях – основе лесного дома.

Команда-1

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные,

Штили колючие

Под тучами летучими (ели).

Рассказ о ели.

Команда-2

Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год  (сосна).

Рассказ о сосне.

Команда-3.

Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая,

Ветки плакучие, семя летучее (береза).

Рассказ о березе.

Команда- 4

Хоть неплохо я одета

Бьет озноб меня всегда!

И весной, и жарким летом,

Вся дрожу как в холода (осина).

 Рассказ об осине.

Команда-5

Есть сережки. Но не девчонка.

Есть шишки, но не сосна.

А живет в низинке, около лощинки (ольха).

Рассказ об ольхе.

Вед-2

Деревья, кустарники, травы прославлены в песнях, легендах, народных преданиях. В ночь на Ивана Купалу смельчаки искали земные клады (танец в сопровождении песни «Ивана Купалы»).

Вед-2

Следующий конкурс шуточный.

Команда-1

Какая ценность спрятана в названии лишайника  кладония? (Клад).

Команда-2

Как называется гриб, разрушающий валежник и имеющий название накидки от  дождя? (Дождевик).

Команда-3

В названии, какого кустарника с голубыми ягодами спрятались птицы голуби? (Голубика).

Команда-4

Этот гриб обладает резким запахом чеснока после дождя. Как он называется? (Чесночник).

Команда- 5

Иногда это растение называют «лесным перцем». По форме его листья напоминают след копыта лошади. След копыта с добавлением ень даст вам название этого растения (Копытень).

Вед-1

Животный мир леса оказывает влияние на почву, рост и долговечность леса,  плодоношение, распространение семян, смену одних древесных пород другими. Вопросы командам.

Команда-1

 Как называется  хозяин русского леса, его живая эмблема? (Бурый медведь).

К-2

Ежата появляются на свет рано весной. Меха у них нет, только иголки. Мама, уходя за кормом, заворачивает их в листья – для сохранения тепла. Как называется это поведение? (Забота о потомстве).

К-3

 Какое животное за ловкость  и проворство лазить по деревьям А. Брем назвал «северной обезьяной?» (Белку).

К-4

Как называется весенний темно-синий жук сосновых лесов. Его название включает завершающий весенний месяц и также называние  летней  одежды? (Майка).

К-5

Какая птица носит орехи в  «мешочке» в таежных лесах? (Кедровка).

Чтец.

Здесь в зарослях лесных,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

 Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих их тайну

Разгадать.

 (В.Рождественский).

В-2

Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для человека газы и задерживают пыль на поверхности листьев. Очень полезно для здоровья гулять в любом лесу. Даже часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность у совершенно здоровых. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые в-ва, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

Вопросы командам.

К-1

Какие болезни лечит береза? (Почки березы – мочегонное средство, потогонное).

К-2

От каких болезней можно избавиться с помощью хвои? (Хвоя лечит с-сосудистыезаболевания, выводит радионуклиды).

К-3

Когда применяют настойку ландыша? (При сердечной недостаточности).

К-4

Когда используют липовый цвет? (При простуде и кашле).

К-5

При каких заболеваниях используют кору дуба? (При воспалении рта, глотки, как вяжущее средство).

Чтец.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто ж под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

Подумайте, а что нас дальше ждет?

В-1

Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Сберечь и сохранить растительный и животный мир  Земли, любить лес, сохранить   его -  наша задача.

 Сегодня у нас в гостях ведущий специалист лесного хозяйства Карачевского лесхоза Савченко С. П.

Вопросы командам.

К-1

Почему весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, радио, разжигать костры? (Шум пугает обитателей леса, птицы бросают гнезда).

К-2

Вы увидели гнездо птицы. Ваше действие? (Нельзя вытаптывать траву, брать руками яйца, не брать в руки птенцов).

К-3

Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния).

К-4

Какая охота разрешена в лесу в течение всего года? (Фотоохота).

К-5

Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево истекает соком, в ранки попадают споры трутовиков,  древесина разрушается и дерево гибнет).

Чтецы.

1) Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

(И. С. Никитин).

2) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

 (А. С.  Пушкин).

3) Люблю отчизну я…

Люблю ее лесов безбрежных колыханье…

 (М. Ю. Лермонтов)

4) В туманный тихий день хожу

Я часто в лес –

И там сижу – на небо белое гляжу

Да на верхушки темных сосен.

А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят.

 (И. С. Тургенев)

5) Здесь некогда, могучий и прекрасный,

Шумел и зеленел волшебный лес,

Не лес, а целый мир разнообразный, исполненный видений и чудес.

(Ф, И. Тютчев).

6) Смотрю, как роща зеленеет

Палящим солнцем облита,

И в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа.

 (Ф. И. Тютчев)

7) Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром,

На пушистых ветках с нежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

(С. А. Есенин).

Вед-1

 Лес – могучий природный фактор.

Лес – место обитания птиц и зверей.

Лес – место, куда мы приходим отдыхать.

Лес – это кислород, это жизнь на Земле.

 Мы должны беречь богатство и красоту лесов нашей Родины.

Наше конкурсное путешествие по лесным полянам закончилось, слово жюри. Жюри подводит итоги. Команды получают грамоты за участие в деле охраны лесного богатства.

Спасибо всем.

Литература: интернет-ресурсы, журнал «Читаем, учимся, играем»№6 2004, №4 2005, №2 2002, урок в начальном звене (интернет – ресурс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - исследовательский проект «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».

ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТАУЧЕНИКОВ ГРУППЫ 8 «А»,8 «Б», 9 кл.: Название проекта: «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».2.Цель проекта:Выпуск альбома «ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ В ПРИР...

Внеклассное мероприятие "Секреты Русского леса"

Внеклассное мероприятие "Секреты Русского леса" может быть использованно, как заключительный этап предметной недели по экологии или биологии.Такую  игру можно провести, как в отдельно взятом клас...

Мероприятие "Всемирный день леса"

Торжественная линейка, посвященная Дню леса. Ее цель: показать многообразие лесов и значение в природе и жизни человека...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню леса. В гостях у Пармы.

Данное мероприятие будет способствовать углублению литературных, эколого-биологических знаний учащихся; развитию интереса к изучению литературы,  природы родного коми края; выявлению и поощрению ...

Внеклассное мероприятие: "Вечно шуметь лесам!"

данное  мероприятие направлено  на  экологическое воспитание  детей, привитие  любви к родному краю....

Внеклассное мероприятие: "Вечно шуметь лесам!"

данное  мероприятие направлено  на  экологическое воспитание  детей, привитие  любви к родному краю....

«Лесной диктант» 21 МАРТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЛЕСА

Задания "Лесного диктанта" составлены для учащихся 5-11 классов....