рабочие программы 8кл
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Согласованно: Утверждаю: Директор школы:
На заседании ШМО Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 9
«___» сентября 2010г. ________(____________) __________(____________)
«___» сентября 2010г «___» сентября 2010г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 8 КЛАССА
ПО ПРОГРАММЕ И.Н.ПОНОМАРЕВА
БОЛЯКОВА Л.А
Преподаватель биологии, географии
МОУ СОШ № 9 г. ЧЕРЕМХОВО
Пояснительная записка
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )
- обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему домашних заданий
- продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказучерез систему разнообразных заданий
- развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
- воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и ИКТ
Календарно - тематическое планирование
- Наименование предмета: биология
Класс: 8
Общее количество часов по учебному плану: 68ч
Рабочий план преподавателя составлен на основании учебной программы:
Авторы программы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Образовательная область: естествознание
Курс: Человек и его здоровье
Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- класс
68 часов (2 часа в неделю)
№п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Содержание | Интерактивные методы обучения | Контроль | Д/З |
1 | ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР. | 5ч | |||||
1 | Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека. | 1 | Анатомия, физиология, гигиена, методы изучения | § 1 | |||
2 | Структура тела. Место человека в живой природе. | 1 | Части тела, внутренние органы, мышцы, скелет | § 2 | |||
3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | Клетка, ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы | § 3-4 | |||
4 | Ткани. | 1 | Ткани, мышечная, нервная, нейрон, синапс, нейроглия, мышечное волокно | Л.р. № 1. Просмотр под микроскопом различных тканей человека. | § 5 | ||
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. | 1 | Органы, система органов, рецепторы, гормоны, нервная регуляция, гуморальная регуляция, уровни организации живого | письменный: провер. раб. № 1 «Строение клет-ки и ткани орга-низма человека» | |||
2 | ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 9ч | § 6 | ||||
6 | Скелет. Строение и состав костей. | 1 | Мышцы, скелет, хрящи, | Л.р. № 2. Определение нарушения осанки и плоскостопия. | § 7 | ||
7 | Соединение костей. | 1 | губчатое вещесво, костные клетки, надкостница | § 8 | |||
8 | Скелет головы и туловища. | 1 | Череп, отделы черепа: мозговой и лицевой, позвоночник, позвоночный канал | ||||
9 | Скелет конечностей. | 1 | Плечевой пояс, кости руки, кисть, кости ноги | §9 | |||
10 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 | Травмы, переломы, вывих, растяжение связок, повязка, косынка, шина, пузырь | письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека | §10 | ||
11 | Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. | 1 | Мышцы, сухожилия, сократимость | §11 | |||
12 | Работа мышц. | 1 | Сила мышцы, амплитуда движения, утомление | §12 | |||
13 | Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | Осанка, свод стопы, плоскостопие | §13 | |||
14 | Контрольная работа за 1 четверть «Опорно-двигательная система» | 1 | письменный: контрольная работа | ||||
3 | КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ. | 9ч | |||||
15 | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. | 1 | Кровь, тканевая жидкость, лимфа, гомеостаз, антиген | § 14 | |||
16 | Иммунитет. | 1 | Иммунитет, вирусы, вакцина, селезёнка, костный мозг, лечебная сыворотка | письменный: по результатам лаборат. работ | § 15 | ||
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | Группы крови, резус – фактор, антитела | § 16 | |||
18 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | Сердце, предсердие, желудочки, кровеносные сосуды, аорта, артерии, капилляры | §17 | |||
19 | Движение лимфы. | 1 | Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, грудной поток | Пр.р.№1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. | § 18 | ||
20 | Движение крови по сосудам. | 1 | Артериальное давление, гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт, пульс, частота пульса | Пр.р.№2. Опыты, выясняющие природу пульса. Пр.р.№3. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. | §19 | ||
21 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 1 | Автоматизм, абстиненция, адреналин, ацетилхолин | письменный: провер. раб. № 3 «Кровь. Иммуни-тет» | §20 | ||
22 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 1 | Дозированная нагрузка, тренировочный эффект, функциональная проба | Пр.р. № 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба. | § 21 | ||
23 | Первая помощь при кровотечениях. Обобщение по теме «Кровь. Кровообращение» | 1 | Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка | § 22 | |||
4 | ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 7 ч | |||||
24 | Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | Дыхательная система, лёгочное дыхание, тканевое дыхание, дыхательные пути | § 23 | |||
25 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 | Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная жидкость, венозная кровь, диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, альвеолярный воздух | Л.р. № 5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Л.р. № 6 (д/з). Изготовление самодельной модели Дондерса. | §24 | ||
26 | Дыхательные движения. | 1 | Грудная полость, межрёберные мышцы, диафрагма, эмфизема легких | § 25 | |||
27 | Регуляция дыхания. | 1 | Дыхательный центр, рефлекторная регуляция, гуморальная регуляция | П.р. № 5. Измерение обхвата грудной клетки | письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания» | § 26 | |
28 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. | 1 | Грипп, туберкулёз лёгких, рак легких, флюорография, закаливание, гигиена дыхания, ЖЕЛ, влажная уборка | П.р. № 6. Определение запыленности воздуха в зимних условиях. | §27 | ||
29 | Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение по теме «Дыхательная система» | 1 | Утопление, удушье, отёк гортани, обморок, реанимация | § 28 | |||
30 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | Контрольная работа | ||||
5 | ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. | 7ч | |||||
31 | Значение пищи и ее состав. | 1 | Белки, жиры, углеводы, витамины, вода | § 29 | |||
32 | Органы пищеварения. | 1 | Глотка, гортань, желчь, нёбо, пищевод | § 30 | |||
33 | Строение и значение зубов. | 1 | Зуб, резцы, клыки, кариес, коренные зубы, молочные зубы. | письмен: провер. раб. № 5 «Органы пищева-рения» | § 31 | ||
34 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 1 | Слюна, крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина | Л.р. № 7. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал. П.р. № 7 (д/з). Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка. П.р. № 8 (д/з). Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка. | § 32 | ||
35 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | Аппендицит, кишечный сок, брыжейка, ворсинка, гликоген, мочевина | письменный: по результатам лабор. работ | § 33 | ||
36 | Регуляция пищеварения. | 1 | Режим питания | § 34 | |||
37 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме «Пищеварительная система» | 1 | Дизентерия, брюшной тиф, холера, глистные заболевания | § 35 | |||
6 | ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ. | 3ч | |||||
38 | Обменные процессы в организме. | 1 | Стадии обмена веществ | § 36 | |||
39 | Нормы питания. | 1 | Основной обмен, энергоциты, суточный рацион | § 37 | |||
40 | Витамины. | 1 | Гиповитаминозы, гипервитаминозы | § 38 | |||
7 | МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. | 2ч | |||||
41 | Строение и функции почек. | 1 | Почка, нефрон, мочеточник, мочевой пузырь | § 39 | |||
42 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 1 | Гигиена питья | § 40 | |||
8 | КОЖА | 3ч | |||||
43 | Значение кожи и ее строение. | 1 | Эпидермис, дерма, гипотдерма, загар, ногти, волосы, пигмент | §41 | |||
44 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | 1 | Термический ожег, химический ожег, обморожение, чесотка | П.р. № 9. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки. | §42 | ||
45 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа» | 1 | Теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, обтирания, обливания, душ, воздушные и солнечные ванны | письменный: провер раб. № 6 «Кожа» | §43 | ||
9 | ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. | 2ч | |||||
46 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 1 | Железы внешней секреции, эндокринная система, гормоны, гипофиз | §44 | |||
47 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | Гормон роста, инсулин, сахарный диабет, гормоны | тестирование | §45 | ||
10 | НЕРВНАЯ СИСТЕМА | 6ч | |||||
48 | Значение, строение и функционирование нервной системы. | 1 | Рефлекс, рефлекторная дуга, отделы нервной системы | §46 | |||
49 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. | 1 | Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы | П.р. №10.Выяснение действия прямых и обратных связей. П.р. № 11 (д/з). Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи. | §47 | ||
50 | Нейрогуморальная регуляция. | 1 | Гипоталамус, нейрогормоны | Проверочные работы №7-8 | §48 | ||
51 | Спинной мозг. | 1 | Позвоночный канал, центральный канал, серые столбы | §49 | |||
52 | Головной мозг: строение и функции. | 1 | Серое и белое вещество, мост, мозжечок, кора, ядра | §50 | |||
53 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | Контрольная работа | ||||
11 | ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ. | 5ч | |||||
54 | Как действуют органы чувств и анализаторы. | 1 | Анализатор, иллюзии | §51 | |||
55 | Орган зрения и зрительный анализатор. | 1 | Брови, веки, ресницы, глазницы, зрачок, радужка, хрусталик, сетчатка, роговица | П.р. № 12. Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна. | §52 | ||
56 | Заболевание и повреждения глаз. | 1 | Дальнозоркость, близорукость | §53 | |||
57 | Орган слуха. | 1 | Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, слуховая зона, ушная раковина, слуховой проход, слуховые косточки | §54 | |||
58 | Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение по теме «Анализаторы» | 1 | Осязание, обоняние, рецепторы, вкусовые клетки, токсикомания, послевкусие | П.р. № 13. Определение выносливости вестибулярного аппарата. П.р. №14. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек | §55 | ||
12 | ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА. | 5ч | |||||
59 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | 1 | Безусловные рефлексы, инстинкты | §56-57 | |||
60 | Закономерности работы головного мозга. | 1 | Условный рефлекс, условное торможение | §58 | |||
61 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | Сон, сновидение, режим сна | §59 | |||
62 | Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы. | 1 | Физиология ВНД, познавательные процессы | §60 | |||
63 | Воля и эмоции. Внимание. Динамика работоспособности. Режим дня. | 1 | Воля, эмоции, внушаемость, внимание | Проверочная работа №10 | §61-62 | ||
13 | ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА. | 5ч | |||||
64 | Половая система человека. | 1 | Яйцеклетка, сперматозоид, зигота, матка, предстательная железа, фолликул, поллюция | §63 | |||
65 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | Сифилиз, гонорея, СПИД, ВИЧ | §64 | |||
66 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | 1 | Рост, развитие, плод, зародыш, плацента | §65 | |||
67 | О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности. | 1 | Гастрит, язва желудка, цирроз печени, гангрена | §66-67 | |||
68 | Контрольная работа за год | 1 | Контрольная работа | ||||
Итого | 68ч |
Рекомендуемая литература для учителя
- Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)
- Анастасова Л.П. и др.«Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1991 г.)
- Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)
- Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)
- Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)
- Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии 5-11 классах.- Волгоград: Учитель,2004. -80с.
- Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель,2005. – 154 с.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие- М.: Дрофа,2002.-240с.
- Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М. : Дрофа,1996.-176с.
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. пособие.- 4-е изд., стериотип.- М. : Дрофа,2001.-160 с.
Рекомендуемая литература для учащихся
- Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г.)
- Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)
- Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)
- Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...