рабочие прог.7 кл.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

уч.Пономарева И. Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласованно:                                                      Утверждаю:                                                                          Директор школы:

На заседании ШМО                                             Зам. директора по УВР                                                          МОУ СОШ № 9

        «___» сентября 2010г.                                               ________(____________)                                                     __________(____________)                                            

                                                                                       «___» сентября 2010г                                                              «___» сентября 2010г.

                                                                           

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

ПО ПРОГРАММЕ И.Н.ПОНОМАРЕВА

БОЛЯКОВА Л.А

Преподаватель биологии, географии

МОУ СОШ № 9 г. ЧЕРЕМХОВО

Пояснительная записка

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Календарно - тематическое планирование

  1. Наименование предмета: биология

Класс: 7

Общее количество часов по учебному плану: 68 ч

Рабочий план преподавателя составлен на основании учебной программы:

Авторы программы: Константинов В.М., Кучменко В.С, Пономарева И.Н., 7 класс. Биология. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  1. Образовательная область:  естествознание

Курс: Животные

Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С, 7 класс. Биология:  Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.

№ п/п

Дата

Название темы

Кол-во

часов

Содержание

Интерактивные методы обучения

Контроль

Д/З

1

Общие сведения о мире животных

Введение в курс зоологии

1

Зоология — наука о животных

1

Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство.

§1

2

Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природных сообществах  

1

Среды жизни, место обитания, хищники, жертвы, паразиты, хозяева, пищевые связи, цепи питания, биоценоз, экосистема, биогеоценоз.

Экскурсия «Многообразие животных в природе»

§2

3

Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных

1

Систематика, популяция, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, ареал, Косвенное, прямое влияние человека на животных, Красная книга, заповедник.

§3,4

4

Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

1

Зоология, позвоночные, беспозвоночные.

Урок - конференция

§5

2

Строение тела животных

Особенности строения животной клетки. Органы, системы органов.

5

Клетка.

1

Клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоль, ядро, хромасомы, органоиды, клеточный центр.

Л.р.   № 1.  Сравнение растительной и животной клеток.

Словарный диктант

§6

6

Ткани

1

Ткань, эпителиальная, соединительная, гладкая, мышечная, нервная, железы, нейрон

Мультимедиа

§7

7

Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»

1

Орган, системы органов, рефлексы, симметрия тела.

§8

3

Подцарство Простейшие

Классификация простейших, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.

8

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

Амёба, колония, ложноножки, пищеварительная вакуоль, циста, фораминифер, бесполое размножение

Мультимедиа

письменный: провер. раб. № 1 «Строение тела животных»

§9

9

Класс Жгутиконосцы

1

Эвглена, пелликула, жгутики, глазок, типы питания

Л.р.   №2  Строение простейших

§10

10

Тип Инфузории, или Ресничные

1

Инфузория – туфелька, реснички, порошица, половой процесс, коньюгация

§11

11

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие»

1

Дизентерия, малярия

§12

4

Подцарство Многоклеточные животные

Особенности строения, среда обитания.

12

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

1

Кишечная полость, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, мезоглея, почкование, гермафродиты, регенерация.

Тестирование «Простейшие»

§13

13

Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные»

1

Гидроидные, коралловые полипы, личинки, нервные узлы.

§14

14

Контрольная работа за 1 четверть по теме «Простейшие. Многоклеточные животные.

1

Контрольная работа № 1

5

Типы: Плоские черви

Круглые черви, Кольчатые черви 

Классификация плоских червей, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.

15

Тип Плоские черви. Белая планария.

1

Планария, мышцы, паренхима, мезодерма, глотка, кишечник, семяпроводы, яйцеводы

§15

16

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

Сосальщик, цепень, эндопаразиты, кутикула.

§16

17

Тип круглые черви. Класс Нематоды.

1

Аскарида, первичная полость, анальное, отверстие, щетинки

§17

18

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

1

Вторичная полость, целом, сегменты, гидроскелет, щупальца, усики, параподии.

Мультимедиа

§18

19

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

1

Мускулатура, поясок, пищевод, желудок, перекрестное оплодотворение

Л.р.   № 3 Наблюдение за поведением дождевого червя, изучение внешнего строения

§19

6

Тип Моллюски

Классификация моллюсков, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.

20

Общая характеристика типа Моллюски

1

Раковина, перламутр, нога, мантия, тёрка, печень, жабры, лёгкое, сердце, почки, парусник.

Мультимедиа

письменный: провер. раб. № 2 «Черви»

§20

21

Класс Брюхоногие моллюски

1

Аорта, артерия, вены, капилляры

§21

22

Класс Двустворчатые моллюски

1

Биссус, сифоны, жемчуг, животные -фильтраторы

Л.р.   № 4 Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков 

§22

23

 Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Моллюски»

1

Воронка, хрящевой череп, роговые челюсти, чернильный мешок, мозг.

§23

7

Тип Членистоногие

Классификация членистоногих, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.

24

Класс Ракообразные

1

Наружный скелет, грудь, головогрудь, хитин, сложные глаза, ногочелюсти, гемолимфа

Тестирование «Молюски»

§24

25

Класс Паукообразные

1

Паутина, хелицеры, ногщупальца, трахеи, мальпигиевые сосуды.

§25

26

Класс Насекомые

1

Насекомые, крылья, дыхальца

Л.р.   № 5 Внешнее строение комнатной мухи

§26

27

Типы развития и многообразие насекомых

1

Стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы, бабочки, жуки, двукрылые, гусеница

§27

28

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

Рабочие пчелы, матка, трутни, перга, медовый зобик, тутовый шелкопряд

Семинар-практикум

§28

29

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

1

Методы борьбы с вредителями, вредители с/х культур

§29

30

Обобщение знаний по теме «Тип членистоногие, Подцарство Многоклеточные».

1

Урок контроля

Словарный диктант

Стр 143 отв на вопрос

8

Тип Хордовые

Классификация хордовых, особенности строения, среда обитания, многообразие видов.

31

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

1

Ланцетник, черепные, хорда, нервная трубка, околожаберная полость

§30

32

Контрольная работа за 2 четверть по теме « Моллюски. Членистоногие».

1

Контрольная работа № 2

§20-30

8.1

Подтип Черепные. Надкласс рыбы.

33

Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы.

1

Рыбы, хвост, чешуя, плавники, органы боковой линии, внутреннее ухо, ноздри, орган равновесия

Мультимедиа

§31

34

Внутреннее строение костной рыбы.

1

Позвоночник, ребра, жаберные дуги, плавательный пузырь, головной мозг, мочеточники.

§32

35

Внутреннее строение и особенности размножения рыбы

1

Икринки, мальки, живорождение, миграции, нагул, нерест

Л.р.   № 6 Наблюдение за живыми рыбками, изучение внутреннего строения рыбы.

§33

36

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и костные рыбы

1

Хрящевые рыбы, костные рыбы, лучепёрые, костистые, кистепёрые,  осетрообразные, двоякодышащие,

§34

37

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме « Надкласс Рыбы»  

1

Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые, акклиматизация

§35

9

Класс Земноводные, или Амфибии

Особенности строения, среда обитания, многообразие видов.

38

Места обитания и внешнее строение тела земноводных.

1

Среднее ухо, плечо, предплечье, бедро, голень, запястье, фаланги

Л.р.   № 7 Изучение внешнего строения лягушки

письменный: провер. раб. № 3 «Рыбы»

§36

39

Строение и деятельность внутренних органов земноводных  

1

Двенадцатиперстная кишка, клоака, смешанная кровь, холоднокровные, полушария переднего мозга

Мультимедиа

§37

40

Годовой жизненный цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

1

Зимовка, оцепенение, головастик, годовой жизненный цикл

§38

41

Многообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме «Земноводные, или Амфибии»

1

Амфибии, регенерация

Урок -конференция

§39

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Особенности строения, среда обитания, многообразие видов.

42

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)

1

Пресмыкающиеся, пресмыкание, роговой покров, выползок, шея, грудная клетка

Л.р.   № 8  Изучение внешнего строения ящерицы

Тестирование

§40

43

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельность пресмыкающихся

1

Желудочный сок, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, спячка.

§41

44

Многообразие пресмыкающихся

1

Отряды Чещуйчатые, Крокодилы, Черепахи, костный панцирь

Мультимедиа

§42

45

Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающихся.

1

Динозавры, котилозавры, стегоцифалы

§43

46

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

1

Пищевые связи, Красная книга

Урок -конференция

§43

47

Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

1

§40-43

11

Класс Птицы

Особенности строения, среда обитания, многообразие видов.

48

Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц

1

Клюв, надклювье, подклювье, контурные перья, маховые и рулевые перья, пух, стержень, опахало, бородки, очин

Л.р.   № 9  Изучение внешнего строения птицы, перьевой покров птиц

Словарный диктант

§44

49

Опорно-двигательная система птиц. Скелет и мышцы птиц.

1

Спинная кость, сложный крестец, открытый таз, вилочка, крылья, пряжка, цевка

Мультимедиа

§45

50

Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.

1

Железистый мешок, мускульнуй желудок, голосовые связки, экстраполяция

§46

51

Размножение и развитие птиц.

1

Яйцевые оболочки, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы, птенцовые птицы.

Л.р.   № 10 Изучение строения куриного яйца

§47

52

Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц

1

Ритуальное поведение, токование, брачные танцы, насиживание, кочевки, перелётные птицы

§48

53

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

1

Пингвины, страусовые, насекомоядные птицы, водоплавающие птицы

Урок -конференция

§49

54

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц Обобщение знаний по теме « Класс Птиц»

1

Домашние птицы, инкубатор, архиоптерикс

Урок - семинар

§50

55

Контрольная работа за 3 четверть по темам «Земноводные, Рептилии и Птицы»

1

Урок проверки и коррекции знаний

Контрольная работа №3

§44-50

12

Класс Млекопитающие, или Звери

Особенности строения, среда обитания, многообразие видов.

56

Общая характеристика. Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания

1

Ушные раковины, шерсть, остевые волосы, подшерсток, вибриссы, волосяная сумка, сальные железы

Л.р.   № 11 Изучение внешнего строения домашнего животного

§51

57

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы  

1

Диафрагма, кора полушарий, губы, резцы, клыки, бронхиолы

§52

58

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл  

1

Матка, детское место, плацента, линька, зимовка

§53

59

Происхождение и многообразие млекопитающих

1

Зверозубые рептилии, яйцекладущие млекопитающие

§54

60

Высшие, или плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые,

Грызуны, Зайцеобразные, Хищные

1

Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные,  Хищные

Мультимедиа

§55

61

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные,

парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

1

Плацентарные звери, ластоногие и китообразные,

парнокопытные, хоботные

Мультимедиа

§56

62

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

1

Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные

§57

63

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих

1

Приматы, мимика, ногти

§57

64

Значение млекопитающих для человека. Обобщение знаний по теме «Млекопитающие, или Звери»

1

Домашние звери, КРС, овцеводство, свиноводство, коневодство, оленеводство.

Экскурсия:  Домашние и дикие звери

письменный: провер. раб. № 4 «Млекопитающие»

§58-59

13

Развитие животного мира на Земле

Основные этапы развития животного мира на Земле. Доказательства эволюции животного мира.

65

Доказательства эволюции животного мира.

Учение Ч. Дарвина об эволюции  

1

Кайнозой, палеозой, мезозой, эволюция, наследственность

Мультимедиа

§60

66

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Современный животный мир

1

Дегенерация, продуценты, консументы, редуценты

§61

67

Обобщение по темам

1

§51-61

68

Годовая контрольная работа

1

Урок проверки и коррекции знаний

Контрольная работа №4

§

Рекомендуемая литература для учителя

  1. Анастасова Л.П., Кучменко B.C. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2000.
  2. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. Экология животных: Учеб. пособие. — М.: Вентана-Граф, 1999, 2001.
  3. Биология в таблицах. 6-11 классы / Сост. Козлова Т.А., Кучменко B.C. - М.: Дрофа,2007.
  4. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии 5-11 классах.- Волгоград: Учитель,2004. -80с.
  5. Захаров В.Б., Соловченко О.В., Рабочая тетрадь по биологии .- М.: Экзамен, 2010-09-09Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель,2005. – 154 с.
  6. Калинова Г.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ Астрель, 2002.
  7. Константинов В.М., Кучменко В.С., Биология 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008
  8. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М. : Дрофа,1996.-176с.
  9. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. пособие.- 4-е изд., стериотип.- М. : Дрофа,2001.-160 с.
  10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. B.C. Кучменко. — М.: Дрофа, 2001.
  11. Программно-методические материалы: Биология. 6-11 классы / Сост. B.C. Кучменко. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001.
  12. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение. 5 класс; Биология. 6-9 классы; Биология. 10-11 классы. — 2-е издание. — М.: Дрофа, 2001.
  13. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология сборник тестов, задачи заданий с ответами. – М.: Мнемозина, 1998
  14. Петросова Р.А., Косорукова Л.А. Программированные задания по биологии: Растения / Под ред. проф. Никишова А.И — Илекса,
  15. Пономарева И.H. Экология. Книга для учителя. — М • Вентана-Граф, 2001.
  16. Сухова Т.С Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл.: Метод, пособие. — М.: Дрофа, 1996.
  17. Сухова Т.С, Кучменко B.C. Вопросы пола в системе биологических знаний. Растения. Животные. Человек: Метод, пособие. - М.: Вентана-Граф, 2002.
  18. Сухова Т.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся 6-9 классов. Сборник тестовых заданий. — М.: Вентана-Граф, 2002.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
  2. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982
  3. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
  4. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – М. : Дрофа,2000.- 184 с.
  5. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
  6. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие прог.6кл.

учебник Пономарева И.Н.1ч....

рабочая прога по ОБЖ

Рабочие программы по обж 5-11 классы на 2015-2016...

рабочая прога по ОБЖ

Рабочие программы по обж 5-11 классы на 2015-2016...

рабочая прога по ОБЖ

Рабочие программы по обж 5-11 классы на 2015-2016...

10-11 клРаб. прог..Документ Microsoft Word

10-11 клРаб. прог..Документ Microsoft Word...