рабочие прог.7 кл.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Согласованно: Утверждаю: Директор школы:
На заседании ШМО Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 9
«___» сентября 2010г. ________(____________) __________(____________)
«___» сентября 2010г «___» сентября 2010г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
ПО ПРОГРАММЕ И.Н.ПОНОМАРЕВА
БОЛЯКОВА Л.А
Преподаватель биологии, географии
МОУ СОШ № 9 г. ЧЕРЕМХОВО
Пояснительная записка
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Календарно - тематическое планирование
- Наименование предмета: биология
Класс: 7
Общее количество часов по учебному плану: 68 ч
Рабочий план преподавателя составлен на основании учебной программы:
Авторы программы: Константинов В.М., Кучменко В.С, Пономарева И.Н., 7 класс. Биология. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Образовательная область: естествознание
Курс: Животные
Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С, 7 класс. Биология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Содержание | Интерактивные методы обучения | Контроль | Д/З |
1 | Общие сведения о мире животных | 4ч | Введение в курс зоологии | ||||
1 | Зоология — наука о животных | 1 | Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство. | §1 | |||
2 | Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природных сообществах | 1 | Среды жизни, место обитания, хищники, жертвы, паразиты, хозяева, пищевые связи, цепи питания, биоценоз, экосистема, биогеоценоз. | Экскурсия «Многообразие животных в природе» | §2 | ||
3 | Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных | 1 | Систематика, популяция, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, ареал, Косвенное, прямое влияние человека на животных, Красная книга, заповедник. | §3,4 | |||
4 | Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | 1 | Зоология, позвоночные, беспозвоночные. | Урок - конференция | §5 | ||
2 | Строение тела животных | 3ч | Особенности строения животной клетки. Органы, системы органов. | ||||
5 | Клетка. | 1 | Клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоль, ядро, хромасомы, органоиды, клеточный центр. | Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. | Словарный диктант | §6 | |
6 | Ткани | 1 | Ткань, эпителиальная, соединительная, гладкая, мышечная, нервная, железы, нейрон | Мультимедиа | §7 | ||
7 | Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных» | 1 | Орган, системы органов, рефлексы, симметрия тела. | §8 | |||
3 | Подцарство Простейшие | 4ч | Классификация простейших, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | ||||
8 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 | Амёба, колония, ложноножки, пищеварительная вакуоль, циста, фораминифер, бесполое размножение | Мультимедиа | письменный: провер. раб. № 1 «Строение тела животных» | §9 | |
9 | Класс Жгутиконосцы | 1 | Эвглена, пелликула, жгутики, глазок, типы питания | Л.р. №2 Строение простейших | §10 | ||
10 | Тип Инфузории, или Ресничные | 1 | Инфузория – туфелька, реснички, порошица, половой процесс, коньюгация | §11 | |||
11 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие» | 1 | Дизентерия, малярия | §12 | |||
4 | Подцарство Многоклеточные животные | 3ч | Особенности строения, среда обитания. | ||||
12 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра. | 1 | Кишечная полость, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, мезоглея, почкование, гермафродиты, регенерация. | Тестирование «Простейшие» | §13 | ||
13 | Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные» | 1 | Гидроидные, коралловые полипы, личинки, нервные узлы. | §14 | |||
14 | Контрольная работа за 1 четверть по теме «Простейшие. Многоклеточные животные. | 1 | Контрольная работа № 1 | ||||
5 | Типы: Плоские черви Круглые черви, Кольчатые черви | 5ч | Классификация плоских червей, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | ||||
15 | Тип Плоские черви. Белая планария. | 1 | Планария, мышцы, паренхима, мезодерма, глотка, кишечник, семяпроводы, яйцеводы | §15 | |||
16 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | 1 | Сосальщик, цепень, эндопаразиты, кутикула. | §16 | |||
17 | Тип круглые черви. Класс Нематоды. | 1 | Аскарида, первичная полость, анальное, отверстие, щетинки | §17 | |||
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви | 1 | Вторичная полость, целом, сегменты, гидроскелет, щупальца, усики, параподии. | Мультимедиа | §18 | ||
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви | 1 | Мускулатура, поясок, пищевод, желудок, перекрестное оплодотворение | Л.р. № 3 Наблюдение за поведением дождевого червя, изучение внешнего строения | §19 | ||
6 | Тип Моллюски | 4ч | Классификация моллюсков, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | ||||
20 | Общая характеристика типа Моллюски | 1 | Раковина, перламутр, нога, мантия, тёрка, печень, жабры, лёгкое, сердце, почки, парусник. | Мультимедиа | письменный: провер. раб. № 2 «Черви» | §20 | |
21 | Класс Брюхоногие моллюски | 1 | Аорта, артерия, вены, капилляры | §21 | |||
22 | Класс Двустворчатые моллюски | 1 | Биссус, сифоны, жемчуг, животные -фильтраторы | Л.р. № 4 Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков | §22 | ||
23 | Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Моллюски» | 1 | Воронка, хрящевой череп, роговые челюсти, чернильный мешок, мозг. | §23 | |||
7 | Тип Членистоногие | 7ч | Классификация членистоногих, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | ||||
24 | Класс Ракообразные | 1 | Наружный скелет, грудь, головогрудь, хитин, сложные глаза, ногочелюсти, гемолимфа | Тестирование «Молюски» | §24 | ||
25 | Класс Паукообразные | 1 | Паутина, хелицеры, ногщупальца, трахеи, мальпигиевые сосуды. | §25 | |||
26 | Класс Насекомые | 1 | Насекомые, крылья, дыхальца | Л.р. № 5 Внешнее строение комнатной мухи | §26 | ||
27 | Типы развития и многообразие насекомых | 1 | Стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы, бабочки, жуки, двукрылые, гусеница | §27 | |||
28 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | Рабочие пчелы, матка, трутни, перга, медовый зобик, тутовый шелкопряд | Семинар-практикум | §28 | ||
29 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | Методы борьбы с вредителями, вредители с/х культур | §29 | |||
30 | Обобщение знаний по теме «Тип членистоногие, Подцарство Многоклеточные». | 1 | Урок контроля | Словарный диктант | Стр 143 отв на вопрос | ||
8 | Тип Хордовые | 2ч | Классификация хордовых, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | ||||
31 | Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. | 1 | Ланцетник, черепные, хорда, нервная трубка, околожаберная полость | §30 | |||
32 | Контрольная работа за 2 четверть по теме « Моллюски. Членистоногие». | 1 | Контрольная работа № 2 | §20-30 | |||
8.1 | Подтип Черепные. Надкласс рыбы. | 5ч | |||||
33 | Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. | 1 | Рыбы, хвост, чешуя, плавники, органы боковой линии, внутреннее ухо, ноздри, орган равновесия | Мультимедиа | §31 | ||
34 | Внутреннее строение костной рыбы. | 1 | Позвоночник, ребра, жаберные дуги, плавательный пузырь, головной мозг, мочеточники. | §32 | |||
35 | Внутреннее строение и особенности размножения рыбы | 1 | Икринки, мальки, живорождение, миграции, нагул, нерест | Л.р. № 6 Наблюдение за живыми рыбками, изучение внутреннего строения рыбы. | §33 | ||
36 | Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и костные рыбы | 1 | Хрящевые рыбы, костные рыбы, лучепёрые, костистые, кистепёрые, осетрообразные, двоякодышащие, | §34 | |||
37 | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме « Надкласс Рыбы» | 1 | Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые, акклиматизация | §35 | |||
9 | Класс Земноводные, или Амфибии | 4ч | Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | ||||
38 | Места обитания и внешнее строение тела земноводных. | 1 | Среднее ухо, плечо, предплечье, бедро, голень, запястье, фаланги | Л.р. № 7 Изучение внешнего строения лягушки | письменный: провер. раб. № 3 «Рыбы» | §36 | |
39 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | 1 | Двенадцатиперстная кишка, клоака, смешанная кровь, холоднокровные, полушария переднего мозга | Мультимедиа | §37 | ||
40 | Годовой жизненный цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. | 1 | Зимовка, оцепенение, головастик, годовой жизненный цикл | §38 | |||
41 | Многообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме «Земноводные, или Амфибии» | 1 | Амфибии, регенерация | Урок -конференция | §39 | ||
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 5ч | Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | ||||
42 | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы) | 1 | Пресмыкающиеся, пресмыкание, роговой покров, выползок, шея, грудная клетка | Л.р. № 8 Изучение внешнего строения ящерицы | Тестирование | §40 | |
43 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельность пресмыкающихся | 1 | Желудочный сок, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, спячка. | §41 | |||
44 | Многообразие пресмыкающихся | 1 | Отряды Чещуйчатые, Крокодилы, Черепахи, костный панцирь | Мультимедиа | §42 | ||
45 | Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающихся. | 1 | Динозавры, котилозавры, стегоцифалы | §43 | |||
46 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | 1 | Пищевые связи, Красная книга | Урок -конференция | §43 | ||
47 | Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» | 1 | §40-43 | ||||
11 | Класс Птицы | 8ч | Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | ||||
48 | Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц | 1 | Клюв, надклювье, подклювье, контурные перья, маховые и рулевые перья, пух, стержень, опахало, бородки, очин | Л.р. № 9 Изучение внешнего строения птицы, перьевой покров птиц | Словарный диктант | §44 | |
49 | Опорно-двигательная система птиц. Скелет и мышцы птиц. | 1 | Спинная кость, сложный крестец, открытый таз, вилочка, крылья, пряжка, цевка | Мультимедиа | §45 | ||
50 | Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы. | 1 | Железистый мешок, мускульнуй желудок, голосовые связки, экстраполяция | §46 | |||
51 | Размножение и развитие птиц. | 1 | Яйцевые оболочки, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы, птенцовые птицы. | Л.р. № 10 Изучение строения куриного яйца | §47 | ||
52 | Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц | 1 | Ритуальное поведение, токование, брачные танцы, насиживание, кочевки, перелётные птицы | §48 | |||
53 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. | 1 | Пингвины, страусовые, насекомоядные птицы, водоплавающие птицы | Урок -конференция | §49 | ||
54 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц Обобщение знаний по теме « Класс Птиц» | 1 | Домашние птицы, инкубатор, архиоптерикс | Урок - семинар | §50 | ||
55 | Контрольная работа за 3 четверть по темам «Земноводные, Рептилии и Птицы» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Контрольная работа №3 | §44-50 | ||
12 | Класс Млекопитающие, или Звери | 9ч | Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. | ||||
56 | Общая характеристика. Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания | 1 | Ушные раковины, шерсть, остевые волосы, подшерсток, вибриссы, волосяная сумка, сальные железы | Л.р. № 11 Изучение внешнего строения домашнего животного | §51 | ||
57 | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы | 1 | Диафрагма, кора полушарий, губы, резцы, клыки, бронхиолы | §52 | |||
58 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | 1 | Матка, детское место, плацента, линька, зимовка | §53 | |||
59 | Происхождение и многообразие млекопитающих | 1 | Зверозубые рептилии, яйцекладущие млекопитающие | §54 | |||
60 | Высшие, или плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные | 1 | Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные | Мультимедиа | §55 | ||
61 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | 1 | Плацентарные звери, ластоногие и китообразные, парнокопытные, хоботные | Мультимедиа | §56 | ||
62 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | 1 | Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные | §57 | |||
63 | Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих | 1 | Приматы, мимика, ногти | §57 | |||
64 | Значение млекопитающих для человека. Обобщение знаний по теме «Млекопитающие, или Звери» | 1 | Домашние звери, КРС, овцеводство, свиноводство, коневодство, оленеводство. | Экскурсия: Домашние и дикие звери | письменный: провер. раб. № 4 «Млекопитающие» | §58-59 | |
13 | Развитие животного мира на Земле | 4ч | Основные этапы развития животного мира на Земле. Доказательства эволюции животного мира. | ||||
65 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции | 1 | Кайнозой, палеозой, мезозой, эволюция, наследственность | Мультимедиа | §60 | ||
66 | Основные этапы развития животного мира на Земле. Современный животный мир | 1 | Дегенерация, продуценты, консументы, редуценты | §61 | |||
67 | Обобщение по темам | 1 | §51-61 | ||||
68 | Годовая контрольная работа | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Контрольная работа №4 | § |
Рекомендуемая литература для учителя
- Анастасова Л.П., Кучменко B.C. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2000.
- Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. Экология животных: Учеб. пособие. — М.: Вентана-Граф, 1999, 2001.
- Биология в таблицах. 6-11 классы / Сост. Козлова Т.А., Кучменко B.C. - М.: Дрофа,2007.
- Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии 5-11 классах.- Волгоград: Учитель,2004. -80с.
- Захаров В.Б., Соловченко О.В., Рабочая тетрадь по биологии .- М.: Экзамен, 2010-09-09Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель,2005. – 154 с.
- Калинова Г.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ Астрель, 2002.
- Константинов В.М., Кучменко В.С., Биология 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008
- Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М. : Дрофа,1996.-176с.
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. пособие.- 4-е изд., стериотип.- М. : Дрофа,2001.-160 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. B.C. Кучменко. — М.: Дрофа, 2001.
- Программно-методические материалы: Биология. 6-11 классы / Сост. B.C. Кучменко. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение. 5 класс; Биология. 6-9 классы; Биология. 10-11 классы. — 2-е издание. — М.: Дрофа, 2001.
- Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология сборник тестов, задачи заданий с ответами. – М.: Мнемозина, 1998
- Петросова Р.А., Косорукова Л.А. Программированные задания по биологии: Растения / Под ред. проф. Никишова А.И — Илекса,
- Пономарева И.H. Экология. Книга для учителя. — М • Вентана-Граф, 2001.
- Сухова Т.С Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл.: Метод, пособие. — М.: Дрофа, 1996.
- Сухова Т.С, Кучменко B.C. Вопросы пола в системе биологических знаний. Растения. Животные. Человек: Метод, пособие. - М.: Вентана-Граф, 2002.
- Сухова Т.С, Кучменко B.C. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся 6-9 классов. Сборник тестовых заданий. — М.: Вентана-Граф, 2002.
Рекомендуемая литература для учащихся
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
- Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982
- Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – М. : Дрофа,2000.- 184 с.
- Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
- Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие прог.6кл.
учебник Пономарева И.Н.1ч....
рабочая прога по ОБЖ
Рабочие программы по обж 5-11 классы на 2015-2016...
рабочая прога по ОБЖ
Рабочие программы по обж 5-11 классы на 2015-2016...
рабочая прога по ОБЖ
Рабочие программы по обж 5-11 классы на 2015-2016...
10-11 клРаб. прог..Документ Microsoft Word
10-11 клРаб. прог..Документ Microsoft Word...