Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
учебно-методический материал по биологии по теме

Чернова Марина Васильевна

Педагог действительно не может «дать» здоровья детям (т.к. есть врожденные заболевания, заболевания, приобретенные в раннем детстве), но он может научить детей быть здоровыми, сохранять свое здоровье и построить свою деятельность таким образом, чтобы не навредить здоровью ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.

Обратите внимание на слова, предложенные вашему вниманию:

«Медик лечит тело, а душа – это работа педагога.

                                                        Будущее в руках педагога».

Педагог действительно не может «дать» здоровья детям (т.к. есть врожденные заболевания, заболевания, приобретенные в раннем детстве), но он может научить детей быть здоровыми, сохранять свое здоровье и построить свою деятельность таким образом, чтобы не навредить здоровью ребенка. Так нам говорили на курсах по валеологии. Вы знаете, что есть такая наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Эта наука древняя, она существовала всегда. Правда сам термин ввели в науку в 1980 году. И вот с того времени стали уделять большее внимание здоровью, а уж в настоящее время выделили и здоровьесберегающую технологию. Просто стало модно выражаться иностранными словами. Ведь если вы помните, термин «технология» заимствован из зарубежной литературы, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Следовательно, под здоровьесберегающей технологией мы понимаем организацию учебного процесса таким образом, чтобы сохранить имеющееся здоровье ребенка, попавшего в наши руки.

Что проблема эта актуальна, об этом говорят статистические данные. Много говорят о том, что 10% детей уходят из школы здоровыми. А приходят?

- Умирает очень много детей сразу после рождения.

- В России каждые 16 минут умирает новорожденный ребенок.

Не говоря уже о том, что:

- 200 детей из 1000 имеют врожденные заболевания.

- 22 миллиона человек заражено гельминтами. 80% - дети.

- Очень много людей, больных анемией.

- Только 20% призывников имеют нормальный гемоглобин.

- Возрастает число отравлений и самоубийств. Причины разные. Чаще всего конфликты с родителями, сверстниками, учителями. Есть над чем задуматься.

В Концепции Модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Эта цель будет достигнута тогда, когда нация будет здорова. Физически, духовно, нравственно.

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психичекая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни, и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма. Что мы имеем?

Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, практически нет. И рабочий день ребенка, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов.

Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьника, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности. Это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.

Особенно в настоящее время, когда есть школы-гимназии, лицеи, с углубленным изучением отдельных предметов. Плюс к этому множество разных технологий обучения. А это требует дополнительной траты времени и учителя, и ученика.

Мне очень понравились слова В.В.Путина, когда он говорил об инновационном поведении людей. Он сказал, что это не одиночная работа, а командная. Каждый учитель должен анализировать свою деятельность и те технологии, которые им берутся для работы. Если технология дает здоровье детям, нужно ее брать на вооружение, а если же она достигается за счет здоровья – нет!

И вот я, готовясь к педсовету, проанализировала свою работу и изучила дополнительный материал по здоровьесберегающим технолгиям. Разложив все по полочкам, пришла к выводу, что многое делаю правильно, но есть и недочеты, над которыми стоит серьезно задуматься. А так как литературы перелопатила много, хочу поделиться собранным материалом с вами.

Предлагаю вам критерии урока здоровьесберегающей направленности. Предусматривается соблюдение нескольких факторов:

1-й фактор – фактор комфортности:

А) санитарно-гигиенические:

-  Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.

-  Комфортный для человека уровень шума-10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах»-это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия.

- Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.

Б) психологические

            - Создание эмоцианально- положительного фона в обучении, общении (здесь подразумевают партнерское отношение учителя и ученика (важно не то как учитель владеет методикой преподавания предмета, а то, как он умеет строить общение), социальное равенство (не важно какой ученик: слабый, сильный, он должен чувствовать себя нужным).

       - Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.

- Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.

           - Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.

Все эти факторы являются источниками положительных эмоций. Отрицательных и так много. Говорят, нельзя от них уберечься. Но как оказалось главное не сама отрицательная эмоция, а ответ на эту эмоцию: защита, безразличие, желание исправиться. Вот я поняла так, что цель сзоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы выработать у ребенка правильный ответ на эту эмоцию. Поставили «2», нужно объяснить это ребенку так, чтобы он захотел исправить эту двойку. Порой мы себя оправдываем тем, что у слабых детей отсутствует поисковая активность. Нет, это не так. Я прочитала, что она есть даже у животных. Например: крыс поместили в комфортное помещение, но оставили лазейку в помещение, опасное для жизни. Через некоторое время начинают обследовать вторую территорию.Даже у животных есть поисковая активность. Хочу выделить здоровьесберегающие компоненты, используемые мною на уроках.

  •  Динамические паузы
  • Чередование поз во время урока
  • Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)
  • Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны , актуальности
  • Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
  • Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности)
  • Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности
  • Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80%
  • Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы
  • Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски». «опасные места». Наличие выбора)
  • Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация.

         Три варианта оценивания (рефлексия):

        1.  Ученик (самооценка)

        2. Ученик-ученик (взаимооценка)

        3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на  окончательную оценку)

Методические рекомендации по организации рефлексивной деятельности учащихся на уроке

Т. При разработке программ учебных курсов и составлении конспектов блока уроков и отдельных занятий рекомендуется:

  1. Каждый урок рассматривается в системе, блоке уроков, тогда выстраивается  цепочка целей урока, прослеживается динамика развития умений учащихся: умения анализа и оценки, которые должны переходить в умения самооценки и взаимоанализа.
  2. В структуре урока выделять этапы, на которых ребенок может поучаствовать в анализе, взаимоанолизе и самоанализе.
  3. Чтобы анализ и самоанализ были успешными, необходимо каждый раз определять для детей критерии ,по которым будет оцениваться их деятельность на уроке. Критерии могут быть написаны на  карточках и представлены детям.
  4. Доводить до сведения детей и их родителей умения и знания, которые должны усвоить учащиеся по каждому предмету в каждой четверти и за год.
  5. Успешность освоения программы оценивать не по отметкам, а по продвижению каждого в том или ином виде деятельности. Этому способствуют такие средства, как выставки работ, творческие папки, характеристики, в которых  отмечаются положительные изменения, карточка «Мои достижения».
  6. Стимулировать развитие у учащихся умений самоанализа и самооценки, используя такие средства, как сочинение «Мои достижения», «Письмо в будущее», игру «машина времени»(дети пишут себе письмо в будущее, отмечая, чему они хотят научится делать, что хотят узнать, что будут уметь через год, через два года, пять лет).

П.В ходе занятия с целью развития рефлексивных умений учащихся рекомендуется:

  1. В начале урока называть основные цели урока (сформулированные диагностично, через конкретное перечисление тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить).
  2. На одном из этапов урока предлагать учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного вида деятельности, знания, упражнения.
  3. При комментировании отметок за выполненные задания называть те знания и умения ,которые усвоили или проявил ученик.
  4. В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала  анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке анализ делает другой ученик)
  5. Чаще использовать методы взаимной проверки домашнего задания (при этом учитель на доске записывает те критерии, по котором учащиеся анализируют выполненную работу, ученики отметки друг другу могут не выставлять).
  6. Чаще использовать метод анализа учащимися ответов одноклассников у доски (отмечаются положительные стороны ответа и недочеты, путь их исправления)
  7. Вовлекать в анализ и самоанализ, используя такие средства ,как рецензии на доклады, сочинения одноклассников, на свои доклады и сочинения.
  8. Чаще использовать метод коллективного анализа и оценки организационных и проведенных дел во внеклассной работе.
  9.  Регулярно использовать метод  анализа прожитых детским коллективом недели (в младших классах), месяца ( в старших классах), который осуществляется через такие приемы, как работа в микрогруппах, «разговор в кругу», «разговор у свечи».
  10. Чаще использовать методику     кооперативного обучения, коллективной познавательной деятельности, проблемного обучения, метод коллективных групповых проектов, формы ценностно-ориентированной деятельности, которые включают как естественный элемент коллективный и индивидуальный анализ и оценку осуществленной деятельности, взаимоанализ и взаимооценку, самоанализ и самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.

О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. По данным  Института возрастной физиологии РАО около 90% детей и...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время (презентация)

Данная презентация рассматривает здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и во внеурочное время....

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время....

Городской семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время в МАОУ СОШ № 7»

Городской семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках  и во внеурочное время в МАОУ СОШ № 7»...