Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
учебно-методический материал по биологии по теме
Педагог действительно не может «дать» здоровья детям (т.к. есть врожденные заболевания, заболевания, приобретенные в раннем детстве), но он может научить детей быть здоровыми, сохранять свое здоровье и построить свою деятельность таким образом, чтобы не навредить здоровью ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_biologii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.
Обратите внимание на слова, предложенные вашему вниманию:
«Медик лечит тело, а душа – это работа педагога.
Будущее в руках педагога».
Педагог действительно не может «дать» здоровья детям (т.к. есть врожденные заболевания, заболевания, приобретенные в раннем детстве), но он может научить детей быть здоровыми, сохранять свое здоровье и построить свою деятельность таким образом, чтобы не навредить здоровью ребенка. Так нам говорили на курсах по валеологии. Вы знаете, что есть такая наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Эта наука древняя, она существовала всегда. Правда сам термин ввели в науку в 1980 году. И вот с того времени стали уделять большее внимание здоровью, а уж в настоящее время выделили и здоровьесберегающую технологию. Просто стало модно выражаться иностранными словами. Ведь если вы помните, термин «технология» заимствован из зарубежной литературы, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Следовательно, под здоровьесберегающей технологией мы понимаем организацию учебного процесса таким образом, чтобы сохранить имеющееся здоровье ребенка, попавшего в наши руки.
Что проблема эта актуальна, об этом говорят статистические данные. Много говорят о том, что 10% детей уходят из школы здоровыми. А приходят?
- Умирает очень много детей сразу после рождения.
- В России каждые 16 минут умирает новорожденный ребенок.
Не говоря уже о том, что:
- 200 детей из 1000 имеют врожденные заболевания.
- 22 миллиона человек заражено гельминтами. 80% - дети.
- Очень много людей, больных анемией.
- Только 20% призывников имеют нормальный гемоглобин.
- Возрастает число отравлений и самоубийств. Причины разные. Чаще всего конфликты с родителями, сверстниками, учителями. Есть над чем задуматься.
В Концепции Модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Эта цель будет достигнута тогда, когда нация будет здорова. Физически, духовно, нравственно.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психичекая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни, и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма. Что мы имеем?
Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, практически нет. И рабочий день ребенка, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов.
Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьника, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности. Это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.
Особенно в настоящее время, когда есть школы-гимназии, лицеи, с углубленным изучением отдельных предметов. Плюс к этому множество разных технологий обучения. А это требует дополнительной траты времени и учителя, и ученика.
Мне очень понравились слова В.В.Путина, когда он говорил об инновационном поведении людей. Он сказал, что это не одиночная работа, а командная. Каждый учитель должен анализировать свою деятельность и те технологии, которые им берутся для работы. Если технология дает здоровье детям, нужно ее брать на вооружение, а если же она достигается за счет здоровья – нет!
И вот я, готовясь к педсовету, проанализировала свою работу и изучила дополнительный материал по здоровьесберегающим технолгиям. Разложив все по полочкам, пришла к выводу, что многое делаю правильно, но есть и недочеты, над которыми стоит серьезно задуматься. А так как литературы перелопатила много, хочу поделиться собранным материалом с вами.
Предлагаю вам критерии урока здоровьесберегающей направленности. Предусматривается соблюдение нескольких факторов:
1-й фактор – фактор комфортности:
А) санитарно-гигиенические:
- Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, подходящие по росту парты, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.
- Комфортный для человека уровень шума-10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах»-это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия.
- Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.
Б) психологические
- Создание эмоцианально- положительного фона в обучении, общении (здесь подразумевают партнерское отношение учителя и ученика (важно не то как учитель владеет методикой преподавания предмета, а то, как он умеет строить общение), социальное равенство (не важно какой ученик: слабый, сильный, он должен чувствовать себя нужным).
- Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса.
- Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
- Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
Все эти факторы являются источниками положительных эмоций. Отрицательных и так много. Говорят, нельзя от них уберечься. Но как оказалось главное не сама отрицательная эмоция, а ответ на эту эмоцию: защита, безразличие, желание исправиться. Вот я поняла так, что цель сзоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы выработать у ребенка правильный ответ на эту эмоцию. Поставили «2», нужно объяснить это ребенку так, чтобы он захотел исправить эту двойку. Порой мы себя оправдываем тем, что у слабых детей отсутствует поисковая активность. Нет, это не так. Я прочитала, что она есть даже у животных. Например: крыс поместили в комфортное помещение, но оставили лазейку в помещение, опасное для жизни. Через некоторое время начинают обследовать вторую территорию.Даже у животных есть поисковая активность. Хочу выделить здоровьесберегающие компоненты, используемые мною на уроках.
- Динамические паузы
- Чередование поз во время урока
- Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)
- Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны , актуальности
- Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
- Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности)
- Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности
- Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80%
- Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы
- Учитель комментирует домашнее задание (объем, «риски». «опасные места». Наличие выбора)
- Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация.
Три варианта оценивания (рефлексия):
1. Ученик (самооценка)
2. Ученик-ученик (взаимооценка)
3. Ученик-учитель (корректирующая оценка и договор на окончательную оценку)
Методические рекомендации по организации рефлексивной деятельности учащихся на уроке
Т. При разработке программ учебных курсов и составлении конспектов блока уроков и отдельных занятий рекомендуется:
- Каждый урок рассматривается в системе, блоке уроков, тогда выстраивается цепочка целей урока, прослеживается динамика развития умений учащихся: умения анализа и оценки, которые должны переходить в умения самооценки и взаимоанализа.
- В структуре урока выделять этапы, на которых ребенок может поучаствовать в анализе, взаимоанолизе и самоанализе.
- Чтобы анализ и самоанализ были успешными, необходимо каждый раз определять для детей критерии ,по которым будет оцениваться их деятельность на уроке. Критерии могут быть написаны на карточках и представлены детям.
- Доводить до сведения детей и их родителей умения и знания, которые должны усвоить учащиеся по каждому предмету в каждой четверти и за год.
- Успешность освоения программы оценивать не по отметкам, а по продвижению каждого в том или ином виде деятельности. Этому способствуют такие средства, как выставки работ, творческие папки, характеристики, в которых отмечаются положительные изменения, карточка «Мои достижения».
- Стимулировать развитие у учащихся умений самоанализа и самооценки, используя такие средства, как сочинение «Мои достижения», «Письмо в будущее», игру «машина времени»(дети пишут себе письмо в будущее, отмечая, чему они хотят научится делать, что хотят узнать, что будут уметь через год, через два года, пять лет).
П.В ходе занятия с целью развития рефлексивных умений учащихся рекомендуется:
- В начале урока называть основные цели урока (сформулированные диагностично, через конкретное перечисление тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить).
- На одном из этапов урока предлагать учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного вида деятельности, знания, упражнения.
- При комментировании отметок за выполненные задания называть те знания и умения ,которые усвоили или проявил ученик.
- В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке анализ делает другой ученик)
- Чаще использовать методы взаимной проверки домашнего задания (при этом учитель на доске записывает те критерии, по котором учащиеся анализируют выполненную работу, ученики отметки друг другу могут не выставлять).
- Чаще использовать метод анализа учащимися ответов одноклассников у доски (отмечаются положительные стороны ответа и недочеты, путь их исправления)
- Вовлекать в анализ и самоанализ, используя такие средства ,как рецензии на доклады, сочинения одноклассников, на свои доклады и сочинения.
- Чаще использовать метод коллективного анализа и оценки организационных и проведенных дел во внеклассной работе.
- Регулярно использовать метод анализа прожитых детским коллективом недели (в младших классах), месяца ( в старших классах), который осуществляется через такие приемы, как работа в микрогруппах, «разговор в кругу», «разговор у свечи».
- Чаще использовать методику кооперативного обучения, коллективной познавательной деятельности, проблемного обучения, метод коллективных групповых проектов, формы ценностно-ориентированной деятельности, которые включают как естественный элемент коллективный и индивидуальный анализ и оценку осуществленной деятельности, взаимоанализ и взаимооценку, самоанализ и самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.
О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей и...
Деятельность учителя физической культуры в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
Выступление на ГМО...
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время (презентация)
Данная презентация рассматривает здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и во внеурочное время....
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время....
Городской семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время в МАОУ СОШ № 7»
Городской семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время в МАОУ СОШ № 7»...