Конспект урока "Хрящевые рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Шмырева Татьяна Юрьевна
МБОУ СОШ №1
Учитель биологии
Тема урока: Хрящевые рыбы
Предмет: биология
Класс: 7
УМК: Латюшин
Урок: № 23
Дата:
Цели: изучить класс Хрящевые рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни.
Задачи урока
Образовательные: расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам;
Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и переноса знаний в новую ситуацию.
Воспитательные: воспитание творческой активности, навыкам взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению, воспитание положительной Я – концепции.
Оборудование: таблица «Хрящевые рыбы», презентация.
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:
- особенности внешнего и внутреннего строения хрящевых ыб;
- приспособленность хрящевых рыб к условиям среды;
- роль хрящевых рыб в природе и их значение в жизни человека;
учащиеся должны уметь:
- узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты, Химерооб- азные.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.
2.Проверка знаний
Письменный опрос
Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.
Рыбы –животные , относящиеся к Типу …….. и освоившие …. среду обитания. Тело рыбы имеет …….. форму тела и делится на отделы: …, ……., ……. Снаружи кожа рыб покрыта ….. Движение обеспечивают…….Парные плавники …. и … , непарные …………,…………, ………… Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют……………….. Органы дыхания рыб……..Кровеносная система рыб …... Сердце рыб состоит из …. камер: …и…. Через сердце рыбы течет …………… Дыхательная система рыб представлена…………Органы выделения рыб….,располагаются под позвоночником.
Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3».
3. Изучение нового материала.
Формулировка темы урока и постановка учебной проблемы.
Учитель: я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте отгадать о ком идет речь.
Этот страшный белый хищник
В океане пищу ищет.
Ноздри чуткие на рыле:
Кровь почует и за милю.
Возле жертвы рядом кружит,
А круги все уже, уже.
Задирает нос … О боже!
Челюсть на капкан похожа!
Зубы острые сомкнула.
Так охотится …
Ученики: Акула.
Итак, тема урока: Хрящевые рыбы.
Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока:
1. познакомиться с отрядами хрящевых рыб,
2. узнать особенности строения хрящевых рыб
3. научиться распознавать по внешнему виду хрящевых рыб:
4. узнать о многообразии видов хрящевых рыб.
(ученики пытаются с помощью учитель сформулировать цель урока)
Учитель: В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб».
Отряды Хрящевых рыб
Название отряда, число видов. | Признаки отряда. | Места обитания. | Представители отряда. |
1.Акулы (250) | |||
2.Скаты (350) | |||
3. Химерообразные (30) |
Класс хрящевые рыбы включает в себя 3 отряда:
- Отряд Акулы (250 видов)
- Отряд Скаты (350 видов)
- Отряд Химерообразные (30 видов)
1.Отряд Акулы.
Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 7-13)
Многообразие акул.
Общая характеристика акул
- Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.
- В кишечнике по всей его длине тянется спиральный клапан, увеличивающий всасывающую поверхность.
- Артериальный конус двухкамерного сердца способен к самостоятельному сокращению и даёт дополнительный импульс крови.
- Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия)
- Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.
- У многих из них есть клоака.
- Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца.
2.Отряд Скаты.
Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 14-17)
Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели?
Общая характеристика скатов.
- Жаберные щели расположены на брюшной стороне
- Тело сильно уплощенное.
- Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует.
- Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.
- Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.
- Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта.
- Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением.
3.Отряд Химерообразные.
Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 18-20)
Общая характеристика химерообразных.
- Челюсти полностью слиты с черепом.
- Жаберные щели прикрыты кожной складкой.
- Клоаки нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.
- Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.
- Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.
- Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.
- Промыслового значения практически не имеют.
Учитель: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.
(ученики зачитывают таблицу)
НАЗВАНИЕ ОТРЯДА, ЧИСЛО ВИДОВ. | ПРИЗНАКИ ОТРЯДА. | МЕСТА ОБИТАНИЯ. | ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТРЯДА. |
1. Акулы (250) | Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни. | Моря и океаны. | Тигровая акула, акула-молот, белая акула. |
2.Скаты (350) | Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует. | Моря и океаны. | Манта, хвостокол, орляк пятнистый. |
3. Химерообразные (30) | Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет. | Моря и океаны. | Химера европейская, носатая химера. |
4.Закрепление.
Выберете верные утверждения
1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;
2) самая крупная акула — китовая;
3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;
4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;
5) все акулы опасны для людей;
6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;
7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;
8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;
9) тело скатов имеет торпедообразную форму;
10) окраска скатов покровительственная.
6.Рефлексия.
7.Домашнее задание.
1. § 22.
2. Подготовить сообщения об акулах и скатах по темам: «Манта - морской дьявол», «Катран - сельдевая акула», «Правда и вымыслы об акулах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии в 7 классе "Хрящевые рыбы"
Разработка урока содержит конспект и дополнительный материал для работы в группах....
Конспект открытого урока- конференции по биологии "Промысловые рыбы" 7 класс
Открытый урок-конференция по биологии "Промысловые рыбы" в 7 классе проведен в месячник естественно-математического цикла. На данном уроке учащиеся пополнили свой запас знаний о промысловых рыбах, поз...
«Рыба морская и речная. Пищевая ценность рыбы Пр. р. Разделка сельди и подача к столу»
Раздел: кулинария 6 класс...
Конспект урока. БИО КВН. Урок обобщения Рыбы.
Конспект урока БИО КВН. Способствует расширению кругозора. Повышает интерес к предмету....
Презентация. Надкласс Рыбы. Класс Костные Рыбы.
Данную презентацию можно использовать в качестве наглядного материала при проведении уроков биологии в 7 классах. Она содержит информацию о биологическом разнообразии и особенностях строения класса Ко...
Конспект занятия «Рыбы»
Познакомить детей с разнообразным миром рыб...
Презентация к конспекту урока "Рыбы"
Данный конспект разработан для коррекционных школ для умственно отсталых детей...