Конспект урока "Хрящевые рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Ларина Татьяна Юрьевна

Хрящевые рыбы. 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khryashchevye_ryby.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шмырева Татьяна Юрьевна

МБОУ СОШ №1

Учитель биологии

Тема урока: Хрящевые рыбы

Предмет: биология

Класс: 7

УМК: Латюшин

Урок: № 23

Дата:

Цели: изучить класс Хрящевые  рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни.

Задачи урока

Образовательные: расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам;

 

Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и  переноса знаний в новую ситуацию.

Воспитательные: воспитание творческой активности,  навыкам  взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению, воспитание положительной Я – концепции.

Оборудование: таблица «Хрящевые рыбы», презентация.

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

  • особенности внешнего и внутреннего строения хрящевых ыб;
  • приспособленность хрящевых рыб к условиям среды;
  • роль хрящевых рыб в природе и их значение в жизни человека;

учащиеся должны уметь:

  • узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты, Химерооб- азные.

   

                    Ход урока.

 1.Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

2.Проверка знаний

Письменный опрос

Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.

Рыбы –животные , относящиеся к Типу …….. и освоившие …. среду обитания. Тело    рыбы имеет …….. форму тела и делится на отделы: …, ……., ……. Снаружи кожа рыб покрыта …..  Движение обеспечивают…….Парные плавники …. и … ,  непарные …………,…………, ………… Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют……………….. Органы дыхания рыб……..Кровеносная система рыб …... Сердце рыб состоит из …. камер: …и…. Через сердце рыбы течет …………… Дыхательная система рыб представлена…………Органы выделения рыб….,располагаются под позвоночником.

Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3».

     

3. Изучение нового материала.

 Формулировка темы урока и постановка учебной проблемы.

Учитель: я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте отгадать о ком идет речь.

Этот страшный белый хищник

В океане пищу ищет.
Ноздри чуткие на рыле:
Кровь почует и за милю.
Возле жертвы рядом кружит,
А круги все уже, уже.
Задирает нос … О боже!
Челюсть на капкан похожа!
Зубы острые сомкнула.
Так охотится …

Ученики: Акула.

Итак, тема урока: Хрящевые рыбы.

Учитель: Давайте сформулируем  цели нашего урока:

1.     познакомиться с отрядами хрящевых рыб,

2.     узнать особенности строения хрящевых рыб

3.     научиться распознавать  по внешнему виду хрящевых рыб:

4.     узнать о многообразии видов хрящевых рыб.

(ученики пытаются с помощью учитель сформулировать цель урока)

Учитель: В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб».

Отряды Хрящевых рыб

Название отряда, число видов.

Признаки отряда.

Места обитания.

Представители отряда.

1.Акулы (250)

2.Скаты (350)

3. Химерообразные (30)

Класс хрящевые рыбы включает в себя 3 отряда:

  1. Отряд Акулы (250 видов)
  2. Отряд Скаты (350 видов)
  3. Отряд Химерообразные (30 видов)

1.Отряд Акулы.

Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 7-13)

Многообразие акул. 

Общая характеристика акул

  • Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.
  • В кишечнике по всей его длине тянется спиральный клапан, увеличивающий всасывающую поверхность.
  • Артериальный конус двухкамерного сердца способен к самостоятельному сокращению и даёт дополнительный импульс крови.
  • Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия)
  • Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.
  • У многих из них есть клоака.
  • Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца.

2.Отряд Скаты.

Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 14-17)

Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели?

Общая характеристика скатов.

  • Жаберные щели расположены на брюшной стороне
  • Тело сильно уплощенное.
  • Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует.
  • Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.
  • Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.
  • Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта.
  • Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением.  

3.Отряд Химерообразные.

Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 18-20)

Общая характеристика химерообразных.

  • Челюсти полностью слиты с черепом.
  • Жаберные щели прикрыты кожной складкой.
  • Клоаки нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.
  • Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.
  • Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.
  • Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.
  • Промыслового значения практически не имеют.

Учитель: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.

(ученики зачитывают таблицу)

НАЗВАНИЕ ОТРЯДА, ЧИСЛО ВИДОВ.

ПРИЗНАКИ ОТРЯДА.

МЕСТА ОБИТАНИЯ.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТРЯДА.

1. Акулы (250)

Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.

Моря и океаны.

Тигровая акула, акула-молот, белая акула.

2.Скаты (350)

Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.

Моря и океаны.

Манта, хвостокол, орляк пятнистый.

3. Химерообразные (30)

Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.

Моря и океаны.

Химера европейская, носатая химера.

4.Закрепление.

Выберете верные утверждения

1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;

2) самая крупная акула — китовая;

3) большинство   скатов   ведут   придонный   образ жизни;        

4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;

5) все акулы опасны для людей;

6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;

7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;

8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;

9) тело скатов имеет торпедообразную форму;

10) окраска скатов покровительственная.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

1. § 22.

2. Подготовить сообщения об акулах и скатах по темам: «Манта - морской дьявол», «Катран - сельдевая акула», «Правда и вымыслы об акулах».

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии в 7 классе "Хрящевые рыбы"

Разработка урока содержит конспект и дополнительный материал для работы в группах....

Конспект открытого урока- конференции по биологии "Промысловые рыбы" 7 класс

Открытый урок-конференция по биологии "Промысловые рыбы" в 7 классе проведен в месячник естественно-математического цикла. На данном уроке учащиеся пополнили свой запас знаний о промысловых рыбах, поз...

Конспект урока. БИО КВН. Урок обобщения Рыбы.

Конспект урока БИО КВН.  Способствует расширению кругозора.  Повышает интерес к предмету....

Презентация. Надкласс Рыбы. Класс Костные Рыбы.

Данную презентацию можно использовать в качестве наглядного материала при проведении уроков биологии в 7 классах. Она содержит информацию о биологическом разнообразии и особенностях строения класса Ко...

Конспект занятия «Рыбы»

Познакомить детей с разнообразным миром рыб...

Презентация к конспекту урока "Рыбы"

Данный конспект разработан для коррекционных школ для умственно отсталых детей...