Элективные курсы по биологии
элективный курс по биологии на тему

Галиева Ильзия Райнуровна

     Среди школ в последние годы одним из самых популярных является естественнонаучный профиль обучения. Экзамен выбирают выпускники девятых (предпрофильных) классов, чтобы продолжить обучение в профильных биолого-химических, агротехнологических, естественнонаучных классах. Также данный предмет активно выбирают и абитуриенты, поступающие на естественнонаучные, биологические, медицинские, фармацевтические, экологические, сельскохозяйственные, инженерные факультеты университетов и в педагогические ВУЗы. В связи с этим, очевидно, что данная категория выпускников должна владеть знаниями и умениями, проверяемыми заданиями КИМов ЕГЭ, свободно оперировать биологическими понятиями, отвечать на развернутые вопросы четко в соответствии с выдвигаемыми критериями проверки, а также представлять себе изменения, произошедшие в экзаменационных материалах текущего года, если таковые имеются.

     Как свидетельствуют данные о результатах ЕГЭ по биологии 2014 года, % выполнения задания КИМ в части 1 (А), в котором проверяется уровень освоения основных генетических понятий, рассматриваемых в курсе общей биологии, находится ниже «коридора» ожидаемой решаемости. Задания части 3 (С) требуют развернутого ответа. Выпускники должны показать сформированность основ биологической грамотности и компетентности:

• умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;

• умения применять знания в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать и интегрировать знания, обобщать и формулировать выводы;

• умения решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_biologii_10_novyy.docx31.01 КБ
Файл elektiv_po_biologii_11_novyy.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании

МО учителей-предметников

естественного цикла

25 августа 2014 года

Руководитель МО ______ Гарипова А.И.

   Согласовано с руководителем

   МС МБОУ «СОШ с.Маскара»

   28 августа 2014 года

   __________ Юзмиева С.Г.

   Утверждаю

   Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

   __________ М.В. Хадиев

   Введено в действие приказом

   №142 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа элективного курса

«Генетика и основы селекции» по биологии

для 10 класса среднего общего образования

 (учебный курс для профильного обучения 10-х классов, 34 часа)

Автор-составитель рабочей программы: Мустафина Ильзия Райнуровна, учитель биологии и химии I квалификационной категории

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Генетика и основы селекции» по биологии в 10  классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования.

Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10  класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию,  ориентирован  на изучения закономерностей наследственной изменчивости и материальны основы наследственности. Программа включает изучении решений разных генетических задач, которые иногда ученикам кажутся сложными. В программу включены изучение основ селекции растений и животных.

В программе  курса приведены разнообразные задания, тесты и схемы скрещивания, выполнение которых будет способствовать более полному усвоению материала и поможет при самоконтроле полученных знаний.

Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, которые позволяют проявить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность.

Элективный курс включает вопросы свойства организмов - наследственность и изменчивость, методы генетики, методы изучения наследственности человека, генетические терминологии и символики, закономерности наследования, установленные Г. Менделем; их цитологические основы, закономерности сцепленного наследования, определение пола, виды мутации и их причины. Большое место выделено изучению мерам профилактики наследственных заболеваний человека, особенностям селекции растений, животных, микроорганизмов.

Цели курса:

  -углубить базовые знания учащихся по биологии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся;

  - обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков;

  - усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов;

  - развивающие развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; формирование умений выделять главное в изучаемом материале, воспитание культуры.

Задачи курса:

  - научить основным понятиям в области генетики и селекции растений, животных и микроорганизмов;

  - практический закрепить полученные теоретические знания в ходе практических занятий;

  - научить составлять схемы скрещивания, решение генетических задач на моно- и дигибридной скрещивании, на сцепленное наследование, на взаимодействие генов, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

* роль биологии в жизни человека, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества;

* важнейшие биологические понятия данного курса;

* сущность биологических процессов и явлений;

* современную биологическую терминологию и символику.

Учащиеся должны уметь:

* решать задачи разной сложности по биологии;

* составлять схемы скрещивания;

* осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях;

* грамотного оформления результатов биологических исследований.

 

Ожидаемые результаты:

- данный курс "Генетика и основы селекции" способен существенно повысить качество образования и обеспечить формирование и развитие умений и навыков;

- особо важными приоритетами курса "Генетика и основы селекции" является умение работать самостоятельно с биологическими таблицами и литературой, решении генетических задач, составления схем скрещивания.

При проведении занятий планируется использовать лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий, схемы и таблицы; беседы  с учащимися, включающие лабораторные опыты, семинарские занятия, заслушивание докладов учащихся, защита рефератов.

Содержание

Введение (1 час)

Тема №1. Введение. История развития генетики.

Задачи генетики (10 часов)

Тема №2. Задачи генетики.

Тема №3. Гибридологический метод Менделя.

Тема №4. Доминантные и рецессивные признаки.

Тема №5. Аллельные гены.

Тема №6. Фенотип и генотип.

Тема №7. Гомозигота и гетерозигота.

Тема №8. Наследование при неполном доминировании.

Тема №9. Дигибридное скрещивание. Статический характер расщепления.

Тема №10. Цитологические основы расщепления.

Тема №11. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генетика пола (3 часа)

Тема №12. Генотип как исторически сложившаяся система.

Тема №13. Хромосомная теория наследственности.

Тема №14. Наследование пола у человека.

Генетика и теория эволюции (7 часов)

Тема №15. Модификационная изменчивость.

Тема №16. Норма реакции. Статические закономерности модификационной изменчивости.

Тема №17. Мутации, их причины.

Тема №18. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.

Тема №19. Генетика и теория эволюции.

Тема №20. Генетика популяции.

Тема №21. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирубщий.

Генетические основы селекций растений и животных, микроорганизмов

(13 часов)

Тема №22. Селекция - наука о создании новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

Тема №23. Задачи селекции.

Тема №24. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений.

Тема №25. Центры древнего земледелия.

Тема №26. Селекция растений.

Тема №27. Основные методы селекции.

Тема №28. Самоопыление перекрестноопыляемых растений.

Тема №29. Гетерозис.

Тема №30. Полиплоидия и отдаленная гибридизация.

Тема №31. Селекция животных.

Тема №32. Типы скрещивания и методы разведения.

Тема №33. Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности.

Тема №34. Основные направления биотехнологии.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

I

Введение ( 1 час)

1(1)

История развития генетики.

5.09

II

Задачи генетики ( 10  часов )

1(2)

Задачи генетики.

12.09

2(3)

Гибридологический метод

19.09

3(4)

Доминантные и рецессивные признаки.

26.09

4(5)

Аллельные гены

3.10

5(6)

Фенотип и генотип. План решения задачи по генетики

10.10

6(7)

Гомозигота и гетерозигота. Моногибридное скрещивание.

17.10

7(8)

Наследование при неполном доминировании.

24.10

8 (9)

Дигибридное скрещивание. Статический характер расщепления.

31.10

9 (10)

Цитоплазматическая  основы расщепления

14.11

10 (11)

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления.  Перекрест хромосом.

21.11

III

Генетика пола ( 3 часа )

1 ( 12)

Генотип как исторически сложившаяся система.

28.11

2 ( 13)

Хромосомная теория наследственности

5.12

3 (14)

Наследование пола у человека . Царская болезнь.

12.12

IV

Генетика  и теория эволюции

( 7 часов)

1 (15)

Модификационная изменчивость.

19.12

2 (16)

Норма реакции. Статические закономерности модификационной изменчивости.

26.12

3 (17)

Мутации, их причины.

16.01

4 (18)

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости  Н.И.Вавилова

23.01

5 (19)

Генетика и теория эволюции.

30.01

6 (20)

Генетика популяции .Закон Харди -Вайнберга

6.02

7 (21)

Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

13.02

V

Генетические основы селекций  растений и животных, микроорганизмов ( 13 часов )

1 (22)

Селекция – наука о создании новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

20.02

2 (23)

Задачи селекции.

27.02

3 (24)

Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений

6.03

4 (25)

Центры древнего земледелия.

13.03

5 (26)

Селекция  растений.

20.03

6 (27)

Основные методы селекции.

3.04

7 (28)

Самоопыление перекрестноопыляемых  растений.  

10.04

8 (29)

Гетерозис.

17.04

9 (30)

Полиплоидия и отдаленная гибридизация.

24.04

10 (31)

Селекция животных.

8.05

11 (32)

Типы скрещивания и методы разведения.

15.05

12 (33)

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности.

22.05

13 (34)

Основные направления биотехнологии.(Защита рефератов)

29.05

Литература для учителя

  1. Анастасова Л.П. «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии» Москва «Просвещение», 1999.
  2. "Биология в таблицах и схемах"  Санкт-Петербург , ООО»  Виктория плюс»  2008 .
  3. Каменский. А. А.  , Соколова Н.А., Валовая М.А. "Основа биологии". Издательство "Экзамен"  Москва 2007.
  4. Козлова Т.А.,  Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11классы, Москва «Дрофа»,2008.
  5. . Тесты. Биология, Москва, Федеральный центр  тестирования,  2005.
  6. Чайка Т.И. «Биология 10 класс.  Поурочные планы по учебнику Захарова В.Б» Волгоград,  Издательство «Учитель», 2007.

Литература для учащихся

  1. Беляев. Д.К. Дымшиц Г.М.  "Гомуми биология" Казан Магариф, 2004.
  2. Беляев. Е. Д.К , Рувинский А.О.  "Гомуми биология" "Казан" М гариф",1997.

3А.А.Кириленко,  Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ, учебно-методическое пособие, Ростов ,Легион,2009.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании

МО учителей-предметников

естественного цикла

25 августа 2014 года

Руководитель МО ______ Гарипова А.И.

Согласовано с руководителем

МС МБОУ «СОШ с.Маскара»

28 августа 2014 года

__________ Юзмиева С.Г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

__________ М.В. Хадиев

Введено в действие приказом

№142 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа элективного курса

«Многообразие органического мира» по биологии

для 11 класса среднего общего образования

 (учебный курс для профильного обучения 11-х классов, 34 часа)

Автор-составитель рабочей программы: Мустафина Ильзия Райнуровна, учитель биологии и химии I квалификационной категории

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.

Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗ.

Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.

То же самое относится и к зоологии.

На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.

К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.

Программа элективного курса «Многообразие органического мира» по биологии в 11  классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования.

Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часов и предназначена для учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию,  ориентирован  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества. Элективный курс так же направлен на обобщение и углубление знаний, и на подготовку учащийся для успешной сдачи Единого государственного экзамена.

В программе  курса приведены разнообразные задания, тесты и вопросы, выполнение которых будет способствовать более полному усвоению материала и поможет при самоконтроле полученных знаний.

Большое внимание уделяется лабораторным работам, которые позволяют проявить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность.

Цели курса:

-научить основным понятиям курса ботаники и зоологии;

- закрепить полученные теоретические знания в ходе практических занятий;

- научить анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой.

Задачи курса:

 - образовательные: обеспечив закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов;

- развивающие: развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей,воспитание культуры труда;

- воспитательные: убежденности  о  возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдение выработки навыков экологической культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

* особенности строения и образа жизни животных;

* распознавание растений разных отделов, распространение растений своей местности;

* важнейшие биологические понятия данного курса;

* сущность биологических процессов и явлений;

* современную биологическую терминологию и символику.

Учащиеся должны уметь:

* объяснять взаимосвязи организмов и окружающей средой;

* решать задачи разной сложности по биологии;

* осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях;

* грамотного оформления результатов биологических исследований.

Ожидаемые результаты:

- данный курс "Многообразие органического мира" способен существенно повысить качество образования и обеспечить формирование и развитие умений и навыков;

- особо важными приоритетами курса "Многообразие органического мира" является умение работать самостоятельно с биологическими таблицами и литературой, тестами;

- курс помогает закрепить полученные знания по биологии в 6-8 классах.

При проведении занятий планируется использовать лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий,схемы и таблицы, беседы  с учащимися, включающие лабораторные опыты, семинарские занятия, заслушивание докладов учащихся, защита рефератов.

Содержание

Неклеточная форма жизни (1 час)

Тема №1. Введение. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

Прокариоты (2 часа)

Тема №2. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерии. Распространение и разновидности их.

Тема №3. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Ядерные организмы (15 часов)

Царство грибов (2 часа)

Тема №4. Общая характеристика грибов. Строение, питание, размножение.

Тема №5. Съедобные, ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений.

Систематика низших и высших растений (13 часов)

Тема №6. Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе.

Тема №7. Лишайники.Строение и размножение кукушкина льна. Сфагнум. Образование торфа.

Тема №8. Папоротника образные: папоротники, хвощи и плауны. Строение и размножение.

Тема №9. Голосеменные.

Тема №10. Цикл развития сосны.

Тема №11. Покрытосеменные растения. Растение целостный организм.

Тема №12. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и классификация.

Тема №13. Значение международных названий растений.

Тема №14. Основные семейства класса. Двудольные.

Тема №15. Отнодольные растения.

Тема №16. Основные жизненные функции растительного организма.

Тема №17. Взаимосвязь растений со средой обитания.

Тема №18. Растение и окружающая среда.

Царство животные (15 часов)

Тема №19. Одноклеточные. Общая характеристика.

Тема №20. Многоклеточные тип кишечнополостные.

Тема №21. Тип. Плоские черви.

Тема №22. Тип. Круглые и кольчатые черви.

Тема №23. Тип. Моллюски и членистоногие.

Тема №24. Ланцетник - низшие хордовое животное.

Тема №25. Надкласс. Рыбы.

Тема №26. Класс животных. Лягушка.

Тема №27. Класс пресмыкающиеся. Регенерация.

Тема №28. Птицы. Поведение, размножение и развитие.

Тема №29. Класс млекопитающее.

Тема №30. Общий обзор организма человека. Органы и системы.

Тема №31. Опорно-двигательная система и мышцы человека.

Тема №32. Внутренняя среда. Кровь.

Тема №33. Дыхание, обмен веществ. Выделение, нервная система.

Заключительное занятие (1 час)

Тема №34  Выполнение заданий встречающихся в ЕГЭ.

Календарно-тематическое  планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

I

Неклеточная форма жизни (1 час)

1(1)

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

     4.09

II

Прокариоты ( 2 часа )

1(2)

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерии. Распространение и разновидности их.

    11.09

2(3)

Болезнетворные бактерии и борьба с ним

    18.09

III

Ядерные организмы

Царство грибов  (2 час )

1 (4)

Общая характеристика грибов.

Строение. Питание. Размножение.

    25.09

2(5)

Съедобные, ядовитые грибы.

Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений

     2.10

IV

Систематика низших и высших растений (13 ч)

1 (6)

Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе.

   9.10

2 (7)

Лишайники. Строение и размножение  кукушкина льна. Сфагнум. Образование торфа .

   16.10

3 (8)

Папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. Строение и размножение.

   23.10

4 (9)

Голосеменные.

    30.10

5(10)

Цикл развития сосны

    13.11

6(11)

Покрытосеменные растения. Растение целостный  организм.

   20.11

7(12)

Многообразие дикорастущих и культурных  цветковых растений и их классификация

   27.11

8(13)

Значение международных названий растений

    4.12

9 (14)

Основные семейства класса. Двудольные

   11.12

10(15)

Однодольные растения.

   18.12

11(16)

Основные жизненные функции растительного организма.

   25.12

12(17)

Взаимосвязь растений со средой обитания.

   15.01

13(18)

Растение и окружающая среда.

   22.01

V

Царство животные  (15час)

1(19)

Одноклеточные. общая характеристика.

   29.01

2(20)

Многоклеточные, тип кишечнополостные.

   5.02

3(21)

Тип. Плоские черви.

   12.02

4(22)

Тип. Круглые и кольчатые черви.

   19.02

5(23)

Тип. Моллюски и членистоногие.

   26.02

6(24)

Ланцетник –низшее хордовое животное

    5.03

7(25)

Надкласс. Рыбы.

    12.03

8(26)

Класс  земноводные. Лягушка

   19.03

9(27)

Класс Пресмыкающиеся. Регенерация

   2.04

10(28)

Птицы. Поведение. Размножение и развитие.

   9.04

11(29)

Класс млекопитающие

   16.04

12( 30)

Общий обзор организма человека. Органы и системы.

   23.04

13(31)

Опорно – двигательная система и мышцы человека.

    30.04

14(32)

Внутренняя среда. Кровь.

    7.05

15(33)

Дыхание, обмен веществ, выделение, нервная система.

   14.05

16(34)

Выполнение заданий встречающихся в ЕГЭ.

   21.05

Литература для учителя

  1. Анастасова Л.П. «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии» Москва «Просвещение», 1999.
  2. Биология в таблицах и схемах. Санкт-Петербург,  ООО «Виктория плюс» 2008.
  3. Каменский  А.К, Соколова Н.А., Валовая М.А. "Основы биологии". Издательство  "Экзамен", 2007
  4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11классы» Москва «Дрофа»,2008.
  5. Тесты. Биология, Москва, Федеральный центр  тестирования,  2005.
  6. Чайка Т.И. «Биология 10 класс.  Поурочные планы по учебнику Захарова В.Б» Волгоград,  Издательство «Учитель», 2007.
  7. Шалапенок Е., Камлюк Л., Лисов Н. «Репетитор. Тесты по биологии» Москва, «Айриспрес», 2006.

8. Цифровой компакт-диск "Репетитор по биологии 10-11 класс" ООО "Акелла"  www akella com.

Литература для учащихся

  1. Беляев. Д.К. Дымшиц Г.М.  "Гомуми биология" Казан Магариф, 2004.
  2.  Беляев. Е. Д.К , Рувинский А.О.  "Гомуми биология" "Казан" Ма гариф",1997.
  3.  «Биология  шаг за шагом» Москва  «Открытый мир», 1995.
  4.  Мишина Н.В. «Задания для самостоятельной работы по общей       биологии 10 класс» Москва «Просвещение», 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."

Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"

Программа элективного курса по биологии для 9 класса....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...