Что где когда?
занимательные факты по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий
интеллектуальной игры для старших школьников
Что? Где? Когда?
Игра занимает важнейшее место в сознании и деятельности детей. В данной игре проявляется любознательность, пытливость, активность детей. Также проявляется стремление победить.
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Цель: обобщить знания учащихся по биологии, расширить знания по экологии
Задачи:
1. Формировать умение интегрировать знания по разным дисциплинам.
2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся.
3. Воспитывать интерес к экологическим проблемам
4.Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Оборудование: вопросы в конвертах, карточки с заданиями, оформление класса (игровой волчок, стол с ватманом посередине; на ватмане отмечено 8 секторов с вопросами; экран, который позволит задать видео вопрос; компьютер).
В игре принимают учащиеся 6,7,8-ых классов. Капитан каждой команды представляет себя и знатоков. У каждой команды свой девиз и приветствие.
Правила игры Что? Где? Когда?
Играют одновременно несколько команд участников. Ведущий читает вопрос. По сигналу начинается минута обсуждения, в течение которой команды должны придумать ответ. За 10 секунд до истечения минуты обсуждения раздается звуковой сигнал. Команда записывает свой вариант в заранее заготовленный бланк ответа, и по окончании минуты капитан команды сдает свой ответ ведущему. Через 10 секунд после истечения времени, отведенного на очередной вопрос, ответы не принимаются.
После розыгрыша каждого вопроса ведущий зачитывает варианты ответов и объявляет верный ответ.
Команды, ответившие верно на вопрос получают 6 баллов; ответившие неверно или не ответившие вовсе — 0 баллов.
Игра идет до розыгрыша 8 вопросов.
За игру команда может получить максимум 150 баллов и минимум 0 баллов.
Вопросы для 7 класса.
- Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на поле горох, а затем, уже после гороха, пшеницу и другие культуры и получал богатые урожаи.
Вопрос . Чем можно объяснить большие урожаи Шубарта?
Ответ: На корнях гороха находятся азотфиксирующие (клубеньковые) симбиотические бактерии. Они обогащают почву азотфиксирующими веществами, и пшеница дает большой урожай.
- В книге С. Ивченко «Загадка Цинхони» описан курьезный случай. «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего:
-Это хвойный лес?
-Хвойный
-А где хвоя
-Опала
-По чьей вине?
-Природы
-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Вопрос: Придется и лесничему отвечать за гибель леса?
Ответ: Лесничему не придется отвечать за гибель леса в том случае, если лес лиственничный, так как лиственница, относясь к хвойным деревьям, хвою на зиму сбрасывает.
- В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
Ответ: папоротники - тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.
- Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?
Ответ: лишайники индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнения.
- Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?
Ответ: избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилии света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений; гибель рыб и других обитателей водоема.
- Несколько столетий китайские императоры надежно прятали эту рыбку за стенами своих дворцов, и в Европе она появилась только в 17 веке и считалась большой ценностью, которую дарили венценосным особам. В Россию эту рыбку привезли из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь повелел держать рыбок в хрустальных чашах. Об этой рыбке бытовало множество легенд: например, европейцы считали, что питаются они одной водой, поэтому их ничем не кормили, и после нескольких месяцев голодовки рыбки погибали, хотя в хороших условиях эта рыбка может жить удивительно долго, до 50 лет.
Что это за рыбка и кто является ее предком?
Ответ: золотая рыбка, предок ее серебряный карась
- Блиц вопросы.
Что необходимо сделать прежде, чем начать утилизацию отходов? (рассортировать)
Как называется самая страшная «добавка» к воде? (пестициды)
Черный ящик . Его делают из песка, чаще всего оно прозрачное, если его нагреть, оно становиться тягучим, как тесто, брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. ( стекло)
- 13-ый сектор. Видеофрагмент ( парниковый эффект). Внимание на экран, вопрос задает ученица 11 класса Жученко Елена.
Вопросы для 8 класса.
- Во время Кавказкой войны в 19 веке в крепости Адлер, окруженной болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат была иная. Как вы думаете какая?
Ответ: причина гибели – малярия. Сто лет назад в районе Черноморского побережья не было здравниц, практически отсутствовало население. Только когда были найдены способы борьбы с малярийным комаром, эта территория стала использоваться как курортная зона.
- В Беловежской Пуще зверей содержат в просторных загонах – практически в естественном состоянии. Любопытные зубры, лоси, олени часто подходят к границам загона, поэтому за ними могут наблюдать посетители. Но многие звери прячутся. Поэтому некоторых животных (волков, лис) разместили в клетках или небольших вольерах, чтобы за ними было проще наблюдать. Вначале косуль тоже разместили в таком вольере. Через некоторое время одна из косуль умерла. Вслед за ней погибла другая. Научные сотрудники установили причину гибели косуль и выпустили остальных на волю – в леса Беловежской Пущи.
От чего умирали косули?
Ответ: Косули – очень пугливые животные. Они всегда держатся подальше от человека. А тут – сплошной поток посетителей, шумные группы детей-школьников. Спрятаться косулям было негде, убежать тоже нельзя… Вот и умирали косули от разрыва сердца.
- В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели? Кто оленю друг?
Ответ: Уничтожение волков привело к увеличению числа слабых и больных особей в стаде, а также к появлению и распространению болезней и в результате – к массовой гибели и вымиранию оленей.
- Говорят: «От пала всё пропало!» А ведь как только стает снег, вдоль автомобильных дорог, по железнодорожным откосам, на лужайках и полянках горит сухая прошлогодняя трава. Нередко поджигают ее младшие школьники и подростки, считая, что после сжигания бурой сухой травы быстрее зазеленеет молодая изумрудная травка. Так ли это?
- Подумайте и решите, как сжигание сухой прошлогодней травы скажется на состоянии:
- растений;
- животных (насекомых, рептилий, земноводных, птиц, гнездящихся на земле, некоторых наземных и подземных зверей);
- почвы;
- воздуха;
- воды;
- воды;
- человека.
Сделайте выводы.
Ответ: Поджог сухой травы приносит вред природе, делать этого нельзя. Обгорают корни многолетних растений, сгорают семена однолетних, подгорают стволы деревьев. Животные, которые живут на земле, а также в почве на небольшой глубине, страдают и погибают от высокой температуры. От высокой температуры нарушается структура и состав почвы, сгорают органические вещества, которые в ней находились, следовательно, уменьшается плодородие почвы. Все вредные газы, углекислый газ, сажа загрязняют атмосферу. В воду попадают продукты горения, причем и в наземные воды и в подземные источники. От сухой травы часто загораются строения, дома, дачи, заборы, и это опасно для жизни человека.
- Весной я привез из леса и посадил у своего окна в центре города молодую осинку. Она не стала расти и погибла. Я привез другую, поливал и подкармливал ее. Тот же результат! Еще несколько таких посадок привели меня к мысли, что этому дереву в городе чего-то не хватает. В чем же здесь дело?
Ответ: Осина очень чувствительна к загрязнению воздуха, а в городе много пыли, дыма, токсичных веществ из автомобильных выхлопов. Кроме того, осина не выносит уплотнения почвы.
- Блиц вопросы.
Что является первоочередной заботой при выборе свалки? (защита поверхности земли и грунтовых вод)
Что составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю? (пластмасса)
Черный ящик: Это то, без чего уже не можем прожить, этим мы пользуемся каждый день, когда это попадает в воду, то образуется много пены, это убивает рыбу в воде, растения на земле, с помощью этого все становится чище.(СМС)
- 13-ый сектор. Вопрос задает ученик 10 класса Романов Александр. (смог).
Вопросы для 6 класса.
- Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему ему приходится бороться с сорняками?
Ответ: В почве огорода всегда есть запас семян сорных растений, его там лет на 6 - 7. Кроме того, там остаются их корневища, да и со стороны ветер приносит на грядки семена каждую осень и зиму.
- Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему через несколько лет на этом поле пшеница расти не хочет?
Ответ: Пшеница потребляет из почвы многие вещества, а человек, собирая урожай, с зерном забирает их себе и в почву не возвращает. От этого почва истощается и постепенно становится настолько бедной веществами, нужными для пшеницы, что та перестает здесь расти (проявление закона минимума).
- По берегу реки растет лес. Во время лесозаготовок он был полностью вырублен на значительном расстоянии. Что произошло с этой рекой?
Ответ: Лес на берегу сохраняет реку, задерживая испарение воды, сдерживая иссушающий ветер, сохраняя влагу в почве берегов. Исчезновение леса будет способствовать обмелению реки, вытягиванию высохшими берегами значительного количества воды. Лес по берегам реки поэтому называют водоохранным.
- Немецкому ученому Майеру, жившему в XIX столетии, принадлежат такие слова: «Природа поставила себе задачей перехватывать на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твердую форму, сложив ее в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые, живя, поглощают солнечный свет».
О каких организмах идет речь в высказываниях Майера?
Какова биосферная функция этих организмов?
Ответ: Это растения. Они усваивают энергию солнца, образуя органическое вещество, которое служит пищей другим обитателям планеты и человеку, выделяя при этом кислород, необходимый для дыхания живых организмов. В этом биосферная функция растений. В цепях питания циркулирует солнечная энергия.
- При входе в один из американских зоопарков под огромным зеркалом написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда-либо зверей только этот способен истреблять (и уже истребил) целые виды... Загубил природу - среду жизни».
О ком идет речь? Почему он назван самым опасным зверем на Земле?
Ответ: О человеке, так как человек не всегда правильно ведет себя, нарушает законы экологии, целостность природных экосистем, загрязняет окружающую среду, изменяет условия обитания живых организмов, что приводит к различным нарушениям экологического равновесия и даже экологическим бедствиям и катастрофам. Человек должен научиться грамотно хозяйничать на Земле.
- В одном из своих рассказов писатель-натуралист М. Пришвин описывает такую историю: «Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Вот бывало, прилетит грачонок, я пол сыплю ему крупы и спрашиваю:
- Кашки хочешь, дурашка?
А он только желтый рог открывает и красный язык показывает».
Птенцы многих птиц, живущих в дуплах и глубоких гнездах-люльках, корзиночках, имеют яркие красные, желтые, оранжевые рты.
Нередко в разговорной речи используется термин, касающийся характеристики людей: "как желторотый птенец".
Как вы считаете, кого имеют в виду люди, называя его так? Чем вы можете объяснить особенности окраски рта у птенцов?
Ответ: . «Желторотый птенец» значит молодой, неопытный человек, не обладающий достаточным запасом знаний и жизненного опыта. Желтая окраска клюва у птенцов – это сигнал для родителей, что птенец голоден, клюв яркий, он открыт, а во рту красный язык. Чтобы во время кормления птенцов в дуплах и глубоких гнездах попадать точно в рот птенцам, так как света недостаточно, а яркий клюв и язык видны при недостатке света.
- Блиц вопросы.
Какой метод борьбы с нарастающим количеством отходов, будет являться наиболее эффективным? (повторное использование отходов)
Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга? (хамелеон)
Черный ящик: изделия из этого материала встречаются повсюду, предметы, изготовленные из нее мало весят, если ее поджечь, то появится много смрадного дыма, ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
- 13-ый сектор. Вопрос задает ученица 11 класса Диденко Юлия. (Волки Ау).
Игра окончена, выявлена команда победитель. Ведущий объявляет лучшего знатока 2013 года и вручает ему приз- CD сову.