Элективный курс "Я с биологией дружу"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Элективный курс "Я с биологией дружу" рассчитан на учащихся 7 класса. Темы связаны с животным и растительным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________ Примакова Г.И. Протокол № ___ от «___» _________ 2014 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ с.Рефлектор» ______________ Леснова Н.П. от «___» ___________ 2014 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ с.Рефлектор» ________________________ Поликарпова С.В. Приказ № ___ от «___» ________ 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Исетовой Светланы Кабдрахимовны
I квалификационной категории
по элективному курсу
"Я С БИОЛОГИЕЙ ДРУЖУ"
7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__» __________ 2014 г.
2014 - 2015 учебный год
Элективный курс по биологии в 7 классе
«Я с биологией дружу»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Занимательная биология» рассчитана на учащихся 7 класса.
Спецкурсы расширяют умственный кругозор школьников, развивают их познавательные интересы. Более широкий круг биологических знаний, проникновение в сущность явлений живой природы должны способствовать успешному изучению биологии как очень интересного и увлекательного предмета. Элективные курсы по сравнению с кружками - более высокая ступень дифференциации обучения, поскольку учащиеся изучают углубленно этот предмет, с четко очерченной системой знаний, умений и навыков и приобретают их, как и на обязательных уроках в определенной последовательности. Это очень важно для работы в малокомплектных школах. Поэтому такие курсы дают дополнительные знания учащимся, побуждают их прочитывать биологическую литературу, проявляют интерес к изучаемому предмету. В процессе углубленного изучения биологии необходимо осуществлять профориентацию их на биологические, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические специальности, которые всегда востребованы, особенно в сельской местности.
Цель:
Заинтересованность учащихся изучаемым предметом.
Формирование углубленных познаний.
Умение выполнять практические работы и ставить научные опыты.
Задачи:
Развивать стремление у учащихся получать дополнительные знания методом поиска.
Развивать творческие способности, умение самостоятельно мыслить, думать, выполнять практические задания.
Развивать критическое мышление, умение работать в парах, малых группах.
Вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки.
Воспитание любви к природе, всему живому.
Место курса в образовательном процессе
Занимательная биология позволит углубить биологические знания учащихся, воспитает интерес к жизни растений и животных, бережное отношение к природе, а также через экскурсии и опыты знакомит учащихся с сельскохозяйственными профессиями, что на данный период очень актуально.
Удовлетворит любознательность учащихся о живой природе, даст популярные ответы на многие вопросы и укрепит сознание роли человечества в дальнейшем совершенствовании всей жизни на нашей планете.
Методика преподавания курса
Предполагается применение технологии критического мышления
Используются общедидактические методы обучения, словесные, наглядные, практичес-кие, поисковые, обобщающие и другие.
Формы работы: парные, индивидуальные, работа в малых группах.
Творческая активность учащихся проявляется в следующих формах:
1. Постановка опытов
2. Написание докладов, рефератов, эссе.
3. Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
4. Составление слайдового материала, презентаций.
5. Охрана природы родного края.
6. Обработка собранного материала.
7. Подготовка к научным проектам.
Предполагаемые результаты. Основные умения учащихся.
Самостоятельно работать с источниками, оказывать помощь слабоуспевающим уча-щимся из группы.
Заниматься эффективными методами исследований растений и животных.
Обеспечить более системный подход в изучении биологии, как очень важной науки.
Принимать активное участие в предметных олимпиадах.
Собирать и систематизировать гербарный материал, фиксировать влажные препараты, проводить опытные образцы прививок в школьном саду.
Позиция педагога
Руководящая роль принадлежит ученикам, перед которыми учитель ставит задачу, а они находят поиск к решению этих задач. Учитель направляет работу учащихся в правильное русло, помогает если возникают трудности в основном выступает в роли «наблюдателя» тем самым давая возможность учащимся критически мыслить. Учитель намечает объекты для исследования, виды и методы работы. Результаты элективного курса зависят от того, как и в какой степени учитель сам занимается исследовательской работой, и как он сумел заинтересовать учеников. Он должен хорошо знать методику преподавания курса, уметь четко и грамотно проводить практические занятия.
Содержание программы элективного курса «Я с биологией дружу»
Клетка и организм (2 ч)
Мир животных и растений как единое целое. Микроскопическое строение животной и растительной клетки. Группы клеток. «Клетки санитары».Тайны природы, открытие при помощи микроскопа.
От одноклеточного организма до человека (2 ч)
Возникновение жизни из неживого. Переход от простых форм к более сложным. Аме-бы, инфузории, полипы. Родословная человека и животных. Земная кора - грандиознейший музей, великая летопись живой природы.
Невидимый мир (3 ч)
Разнообразие водных простейших. Растения-невидимки. Польза и вред микроскопичес-ких водорослей. Грибки-паразиты. Разнообразие бактерий.
Регуляторы жизни (2 ч)
Роль желез внутренней секреции. Роль щитовидной железы в жизни человека и живот-ных. Особые гормоны вырабатываемые щитовидной железой.
Животные «Светлячки» (2 ч)
Поверхность моря, микроскопические ночесветки. Погружение в море - медузы, светя-щиеся рыбы. Морское дно - светящиеся черви и моллюски.
Светящиеся животные-обитатели суши. Микроскопические организмы, которые излу-чают свет.
Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (2 ч)
Строительное искусство водных животных. Строительный инстинкт птиц. Замечатель-ные постройки насекомых. Два миллиона разных жизней. Замечательные постройки терми-тов.
Чадолюбивые отцы (2 ч)
Интереснейшие явления живой природы. Самец колюшки - задорное создание. Костя-ной крючок самца рыб куртус. Роль самца жабы-повитухи.
Цветы и насекомые (2 ч)
Цветы и насекомые - два мира. Разнообразие насекомых опылителей. Роль в природе и жизни человека.
Растения - хищники (1 ч)
Странные растения. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений.
Потомки вымерших деревьев (1 ч)
Плаун - вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Хвощи - накопители кремнезема.
Формы и краски в мире животных (2ч)
Разнообразие организмов, особенности их строения и окраски. Мимикрия. Покрови-тельственная окраска и защитная форма.
Соратники человека (1 ч)
Разнообразие насекомых - помощников человека. Места обитания, жизненные циклы.
Шелковичные гусеницы (2 ч)
Жизненный цикл тутового шелкопряда. Болезни тутового шелкопряда. Дубовый шел-копряд.
Друзья и враги человека в сельском хозяйстве (3 ч)
Майский жук - жестокий бич деревьев. Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства. Методы борьбы с ними. Пернатые друзья человека.
Непризнанные друзья (кроты, ежи, землеройки.)
Борьба и взаимопомощь в природе (2 ч)
Защитные приспособления растений. Защитные приспособления животных.
Симбиоз растений и животных. Взаимопомощь как надежное орудие за существование.
Чудеса живой природы (2 ч)
Самоисцеление или регенерация. Регенерация как степень развития организма. Самока-лечение или аутотомия. Прививка или «сборное растение». Садовод Иван Владимирович Мичурин. Трансплантация тканей и органов.
Размножение животных и растений (2 ч)
Единство живой природы. Размножение у растений. Размножение у простейших. Раз-множение у животных.
Итоговое занятие (1 ч)
Полученные знания - в жизнь. Парад знаний .
Рекомендуемая литература
Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике «Просвещение» 1967 год.
Брэм А.Д. Жизнь животных в двух томах
Беме. Л.Б. Жизнь птиц у нас дома.
Вилли К. Биология «Мир» 1968 год
Виноградоаа В.С. Основы микробиологии и пищевой гигиены
Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия» 1989 год
Игнатьев Б.В.- Ботаника 1958 год.
Лункевич В.В. - Занимательная биология. «Наука» 1965 год.
Ленский Г.К. Борьба с вредителями и болезнями плодовых, ягодных и овощных культур.
Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы «Детская литература» 1975 год
Панфилов Д.В. В мире насекомых.
Мариковский П. Тайны мира насекомых «Кайнар» Алма-Ата 1969 год.
Популярная энциклопедия книга первая «Обычное в необычном» 1990 г
Популярная энциклопедия книга вторая «Загадки живой природы» 1993г
Рублев С. Энциклопедия в мире животных. ИД «Владис» - 2009 год
Стекольников Л. Что такое Аскалапус ?
Тинберген Н. Поведение животных
Трайтак Д.И. Растения «Просвещение» 1996 год
Яхонтов А.А. Зоология для учителя «Просвещение» 1968 год
Фарб П. Насекомые «Мир» Москва 1976 год.
Я иду на урок биологии книга для учителя Москва «Первое сентября» 2000 год.
Учебно-тематический план курса «Я с биологией дружу»
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Формы и методы обучения | Дата | Вид обратной связи | |
план | факт | |||||
Клетка и организм (2 ч) | ||||||
1 | Микроскопическое строение животной и растительной клетки | 1 | Рассказ учителя Показ видеофильма | Практическая работа | ||
2 | «Клетки-санитары» | 1 | Работа с наглядным материалом | Сообщение | ||
От одноклеточного организма до человека (2 ч) | ||||||
3 | Возникновение жизни из неживого | 1 | Частично-поисковый | эссе | ||
4 | Родословная человека и животных | 1 | Беседа | Составление схем | ||
Невидимый мир (3 ч) | ||||||
5 | Растения-невидимки | 1 | Беседа. Работа с микроскопом | Сообщение | ||
6 | Разнообразие бактерий | 1 | Практическая работа. Беседа | Составление схем Бактерии в комнате и атмосфере | ||
7 | Грибки-паразиты | 1 | Работа с микроскопом, энциклопедией | сообщение | ||
Регуляторы жизни (2 ч) | ||||||
8-9 | Роль щитовидной железы в жизни человека и животных | 2 | Рассказ учителя. частично-поисковый | Сообщение Работа в малых группах. | ||
Животные «Светлячки» (2 ч) | ||||||
10 | «Светлячки» - обитатели моря | 1 | Работа с дополнительной литературой. Рассказ учителя | Реферат Работа в паре | ||
11 | «Светлячки» - обитатели суши. | 1 | Просмотр видеофильма | Сообщение Работа в малых группах | ||
Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (2 ч) | ||||||
12 | Искусство водных животных и птиц | 1 | Просмотр видеофильма, дополнительной литературы | Сообщение. Работа в парах. | ||
13 | Замечательные постройки насекомых | 1 | Частично-поисковый | Реферат | ||
Чадолюбивые отцы (2 ч) | ||||||
14 | Роль самцов рыб в воспитании потомства | 1 | Просмотр видеофильма | сканворд | ||
15 | Интереснейшие явления в живой природе | 1 | Рассказ | Работа с энциклопедией | ||
Цветы и насекомые (2 ч) | ||||||
16 | Два мира | 1 | Показ таблиц, видеофильма | Сообщение. Работа в парах. | ||
17 | Разнообразие насекомых опылителей | 1 | Беседа | Составление схем | ||
Растения-хищники ( 1 ч) | ||||||
18 | Странные растения | 1 | Рассказ Рассматривание таблиц | Реферат Работа в паре | ||
Потомки вымерших деревьев (1 ч) | ||||||
19 | Хвощи и плауны | 1 | Беседа Работа с микроскопом | Сообщение | ||
Формы и краски в мире животных (2 ч) | ||||||
20 | Мимикрия | 1 | Показ видеофильма | Изготовление таблицы Работа группой | ||
21 | Форма и окраска-инстинкт и повадки | 1 | Беседа | Составление кроссворда Работа группой. | ||
Соратники человека (1 ч) | ||||||
22 | Насекомые - помощники человека | 1 | Рассказ | Составление схем | ||
Шелковичные гусеницы (2 ч) | ||||||
23 | Жизнь тутового шелкопряда и уход за ним | 1 | Рассказ с показом готового наглядного материала | Сообщение | ||
24 | Дубовый шелкопряд | 1 | Беседа, просмотр таблиц | Составление жизненного цикла | ||
Друзья и враги человека в сельском хозяйстве (3 ч) | ||||||
25-26 | Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства | 2 | Беседа, просмотр таблиц | Сообщение о способах борьбы с вредителями. Работа в группах | ||
27 | Пернатые друзья, а также непризнанные друзья | 1 | Беседа. Просмотр слайдов | Наблюдение за дятлом в школьном саду. За ежами, кротовинами. | ||
Борьба и взаимопомощь в природе (2 ч) | ||||||
28 | Защитные приспособления растений и животных. | 1 | Экскурсия | Отчет об экскурсии. | ||
29 | Симбиоз или взаимопомощь | 1 | Презентация слайдового материала. | |||
Чудеса живой природы (2 ч) | ||||||
30 | Все о регенерации животных | 1 | Рассказ. Просмотр слайдов | Реферат Работа в группе. | ||
31 | «Сборное растение» | 1 | Урок в школьном саду. | Практическая работа «Прививка» | ||
Размножение животных и растений (2 ч) | ||||||
32-33 | Размножение у растений и животных | 2 | Практическая работа по размножению растений на пришкольном участке. | Сообщение о размножении животных | ||
Итоговое занятие (1 ч) | ||||||
34 | Парад знаний | 1 | Открытый урок | Презентация полученных знаний. Презентация слайдов выполненных самостоятельно |
Рецензия
Дана на программу авторского элективного курса составленного учителем биологии Дмитриевской основной школы Мартукского района Панченко Т.И.
Программа элективного курса рассчитана на учеников 6-7 классов малокомплектных школ. Предлагаемый элективный курс позволит углубить знания учащихся по биологии, так как в школах с малой накопляемостью учеников биология проводится в класс-комплекте и на изучение материала более углубленно нет времени.
Элективный курс состоит из теоретической и практической части и основывается на дополнительных, углубленных знаниях учащихся. В программе четко сформированы цели и задачи данного курса, ожидаемые результаты, приобретаемые умения и навыки.
В ходе изучения данного элективного курса используются различные формы организации учебной работы преподавателя и учащихся.
В целом элективный курс соответствует предъявленным целям и задачам, может быть рекомендован к использованию в 6,7 классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-125006-1358486013.jpg)
Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."
Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/27/picture-125201-1577442945.jpg)
Рабочая прграмма элективнго кура по биологии по теме: "Высшая нервная деятельность"
Курс предназначен для осуществления в 9 классе в качестве предпрофильной подгтовки и в 10-11 классах в качестве элективного курса, поддерживающего естественнонаучный профиль....
Программа элективного кура по биологии 9 класс
Элективный курс по теме: "Клетка - единица структуры и функций живого организма" 9 класс...
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-940011-1509390580.jpg)
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...