Элективный курс "Я с биологией дружу"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Исетова Светлана Кабдрахимовна

Элективный курс "Я с биологией дружу" рассчитан на учащихся 7 класса. Темы связаны с животным и растительным миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt._kurs_ya_s_biologiey_druzhu.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ Примакова Г.И.  

Протокол № ___

от  «___»  _________ 2014 г.                                  

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР   МОУ «СОШ с.Рефлектор»  

______________ Леснова Н.П.

от  «___»  ___________ 2014 г.                                                                                  

«Утверждаю»

Руководитель  МОУ «СОШ с.Рефлектор»  

________________________

Поликарпова С.В.

Приказ № ___

от  «___»  ________ 2014 г.

                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Исетовой Светланы Кабдрахимовны

I квалификационной категории

по элективному курсу

"Я С БИОЛОГИЕЙ ДРУЖУ"

7 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__» __________ 2014 г.

2014 - 2015  учебный год

Элективный курс по биологии в 7 классе

«Я с биологией дружу»

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Занимательная биология» рассчитана на учащихся 7 класса.

Спецкурсы расширяют умственный кругозор школьников, развивают их познавательные интересы. Более широкий круг биологических знаний, проникновение в сущность явлений живой природы должны способствовать успешному изучению биологии как очень интересного и увлекательного предмета. Элективные курсы по сравнению с кружками - более высокая ступень дифференциации обучения, поскольку учащиеся изучают углубленно этот предмет, с четко очерченной системой знаний, умений и навыков и приобретают их, как и на обязательных уроках в определенной последовательности. Это очень важно для работы в малокомплектных школах. Поэтому такие курсы дают дополнительные знания учащимся, побуждают их прочитывать биологическую литературу, проявляют интерес к изучаемому предмету. В процессе углубленного изучения биологии необходимо осуществлять профориентацию их на биологические, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические специальности, которые всегда востребованы, особенно в сельской местности.

Цель:

Заинтересованность учащихся изучаемым предметом.

Формирование углубленных познаний.

Умение выполнять практические работы и ставить научные опыты.

Задачи:

Развивать стремление у учащихся получать дополнительные знания методом поиска.

Развивать творческие способности, умение самостоятельно мыслить, думать, выполнять практические задания.

Развивать критическое мышление, умение работать в парах, малых группах.

Вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки.

Воспитание любви к природе, всему живому.

Место курса в образовательном процессе

Занимательная биология позволит углубить биологические знания учащихся, воспитает интерес к жизни растений и животных, бережное отношение к природе, а также через экскурсии и опыты знакомит учащихся с сельскохозяйственными профессиями, что на данный период очень актуально.

Удовлетворит любознательность учащихся о живой природе, даст популярные ответы на многие вопросы и укрепит сознание роли человечества в дальнейшем совершенствовании всей жизни на нашей планете.

Методика преподавания курса

Предполагается применение технологии критического мышления

Используются общедидактические методы обучения, словесные, наглядные, практичес-кие, поисковые, обобщающие и другие.

Формы работы: парные, индивидуальные, работа в малых группах.

Творческая активность учащихся проявляется в следующих формах:

1. Постановка опытов

2. Написание докладов, рефератов, эссе.

3. Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.

4. Составление слайдового материала, презентаций.

5. Охрана природы родного края.

6. Обработка собранного материала.

7. Подготовка к научным проектам.

Предполагаемые результаты. Основные умения учащихся.

Самостоятельно работать с источниками, оказывать помощь слабоуспевающим уча-щимся из группы.

Заниматься эффективными методами исследований растений и животных.

Обеспечить  более системный подход в изучении биологии, как очень важной науки.

Принимать активное участие в предметных олимпиадах.

Собирать и систематизировать гербарный материал, фиксировать влажные препараты, проводить опытные образцы прививок в школьном саду.

Позиция педагога

Руководящая роль принадлежит ученикам, перед которыми учитель ставит задачу, а они находят поиск к решению этих задач. Учитель направляет работу учащихся в правильное русло, помогает если возникают трудности в основном выступает в роли «наблюдателя» тем самым давая возможность учащимся критически мыслить. Учитель намечает объекты для исследования, виды и методы работы. Результаты элективного курса зависят от того, как и в какой степени учитель сам занимается исследовательской работой, и как он сумел заинтересовать учеников. Он должен хорошо знать методику преподавания курса, уметь четко и грамотно проводить практические занятия.

Содержание программы элективного курса «Я с биологией дружу»

Клетка и организм (2 ч)

Мир животных и растений как единое целое. Микроскопическое строение животной и растительной клетки. Группы клеток. «Клетки санитары».Тайны природы, открытие при помощи микроскопа.

От одноклеточного организма до человека (2 ч)

Возникновение жизни из неживого. Переход от простых форм к более сложным. Аме-бы, инфузории, полипы. Родословная человека и животных. Земная кора - грандиознейший музей, великая летопись живой природы.

Невидимый мир (3 ч)

Разнообразие водных простейших. Растения-невидимки. Польза и вред микроскопичес-ких водорослей. Грибки-паразиты. Разнообразие бактерий.

Регуляторы жизни (2 ч)

Роль желез внутренней секреции. Роль щитовидной железы в жизни человека и живот-ных. Особые гормоны вырабатываемые щитовидной железой.

Животные «Светлячки» (2 ч)

Поверхность моря, микроскопические ночесветки. Погружение в море - медузы, светя-щиеся рыбы. Морское дно - светящиеся черви и моллюски.

Светящиеся животные-обитатели суши. Микроскопические организмы, которые излу-чают свет.

Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (2 ч)

Строительное искусство водных животных. Строительный инстинкт птиц. Замечатель-ные постройки насекомых. Два миллиона разных жизней. Замечательные постройки терми-тов.

Чадолюбивые отцы (2 ч)

Интереснейшие явления живой природы. Самец колюшки - задорное создание. Костя-ной крючок самца рыб куртус. Роль самца жабы-повитухи.

Цветы и насекомые (2 ч)

Цветы и насекомые - два мира. Разнообразие насекомых опылителей. Роль в природе и жизни человека.

Растения - хищники (1 ч)

Странные растения. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений.

Потомки вымерших деревьев (1 ч)

Плаун - вымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Хвощи - накопители кремнезема.

Формы и краски в мире животных (2ч)

Разнообразие организмов, особенности их строения и окраски. Мимикрия. Покрови-тельственная окраска и защитная форма.

Соратники человека (1 ч)

Разнообразие насекомых - помощников человека. Места обитания, жизненные циклы.

Шелковичные гусеницы (2 ч)

Жизненный цикл тутового шелкопряда. Болезни тутового шелкопряда. Дубовый шел-копряд.

Друзья и враги человека в сельском хозяйстве (3 ч)

Майский жук - жестокий бич деревьев. Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства. Методы борьбы с ними. Пернатые друзья человека.

Непризнанные друзья (кроты, ежи, землеройки.)

Борьба и взаимопомощь в природе (2 ч)

Защитные приспособления растений. Защитные приспособления животных.

Симбиоз растений и животных. Взаимопомощь как надежное орудие за существование.

Чудеса живой природы (2 ч)

Самоисцеление или регенерация. Регенерация как степень развития организма. Самока-лечение или аутотомия. Прививка или «сборное растение». Садовод Иван Владимирович Мичурин. Трансплантация тканей и органов.

Размножение животных и растений (2 ч)

Единство живой природы. Размножение у растений. Размножение у простейших. Раз-множение у животных.

Итоговое занятие (1 ч)

Полученные знания - в жизнь. Парад знаний .

Рекомендуемая литература

Алешко Е.Н. Хрестоматия по ботанике «Просвещение» 1967 год.

Брэм А.Д. Жизнь животных в двух томах

Беме. Л.Б. Жизнь птиц у нас дома.

Вилли К. Биология «Мир» 1968 год

Виноградоаа В.С. Основы микробиологии и пищевой гигиены

Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия» 1989 год

Игнатьев Б.В.- Ботаника 1958 год.

Лункевич В.В. - Занимательная биология. «Наука» 1965 год.

Ленский Г.К. Борьба с вредителями и болезнями плодовых, ягодных и овощных культур.

Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы «Детская литература» 1975 год

Панфилов Д.В. В мире насекомых.

Мариковский П. Тайны мира насекомых «Кайнар» Алма-Ата 1969 год.

Популярная энциклопедия книга первая «Обычное в необычном» 1990 г

Популярная энциклопедия книга вторая «Загадки живой природы» 1993г

Рублев С. Энциклопедия в мире животных. ИД «Владис» - 2009 год

Стекольников Л.  Что такое Аскалапус ?

Тинберген Н. Поведение животных

Трайтак Д.И. Растения «Просвещение» 1996 год

Яхонтов А.А. Зоология для учителя «Просвещение» 1968 год

Фарб П. Насекомые «Мир» Москва 1976 год.

Я иду на урок биологии книга для учителя Москва «Первое сентября» 2000 год.

Учебно-тематический план курса «Я с биологией дружу»

Наименование темы

Кол-во часов

Формы и методы обучения

Дата

Вид обратной связи

план

факт

Клетка и организм (2 ч)

1

Микроскопическое строение животной и растительной клетки

1

Рассказ учителя

Показ видеофильма

Практическая работа

2

«Клетки-санитары»

1

Работа с наглядным материалом

Сообщение

От одноклеточного организма до человека (2 ч)

3

Возникновение жизни из неживого

1

Частично-поисковый

эссе

4

Родословная человека и животных

1

Беседа

Составление схем

Невидимый мир (3 ч)

5

Растения-невидимки

1

 Беседа. Работа с микроскопом

Сообщение

6

Разнообразие бактерий

1

Практическая работа. Беседа

Составление схем

Бактерии в комнате и атмосфере

7

Грибки-паразиты

1

Работа с микроскопом, энциклопедией

сообщение

Регуляторы жизни (2 ч)

8-9

Роль щитовидной железы в жизни человека и животных

2

Рассказ учителя. частично-поисковый

Сообщение Работа в малых группах.

Животные «Светлячки» (2 ч)

10

«Светлячки» - обитатели моря

1

Работа с дополнительной литературой. Рассказ учителя

Реферат

Работа в паре

11

«Светлячки» - обитатели суши.

1

Просмотр видеофильма

Сообщение Работа в малых группах

Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (2 ч)

12

Искусство водных животных и птиц

1

Просмотр видеофильма, дополнительной литературы

Сообщение. Работа в парах.

13

Замечательные постройки насекомых

1

Частично-поисковый

Реферат

Чадолюбивые отцы (2 ч)

14

Роль самцов рыб в воспитании потомства

1

Просмотр видеофильма

сканворд

15

Интереснейшие явления в живой природе

1

Рассказ

Работа с энциклопедией

Цветы и насекомые (2 ч)

16

Два мира

1

Показ таблиц, видеофильма

Сообщение. Работа в парах.

17

Разнообразие насекомых опылителей

1

Беседа

Составление схем

Растения-хищники ( 1 ч)

18

Странные растения

1

Рассказ Рассматривание таблиц

Реферат

Работа в паре

Потомки вымерших деревьев (1 ч)

19

Хвощи и плауны

1

Беседа

 Работа с микроскопом

Сообщение

Формы и краски в мире животных (2 ч)

20

Мимикрия

1

Показ видеофильма

Изготовление таблицы

Работа группой

21

Форма и окраска-инстинкт и повадки

1

Беседа

Составление кроссворда

Работа группой.

Соратники человека (1 ч)

22

Насекомые - помощники человека

1

Рассказ

Составление схем

Шелковичные гусеницы (2 ч)

23

Жизнь тутового шелкопряда и уход за ним

1

Рассказ с показом готового наглядного материала

Сообщение

24

Дубовый шелкопряд

1

Беседа, просмотр

таблиц

Составление жизненного цикла

Друзья и враги человека в сельском хозяйстве (3 ч)

25-26

Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства

2

Беседа, просмотр

таблиц

Сообщение о способах борьбы с вредителями. Работа в группах

27

Пернатые друзья, а также непризнанные друзья

1

Беседа. Просмотр слайдов

Наблюдение за дятлом в школьном саду. За ежами, кротовинами.

Борьба и взаимопомощь в природе (2 ч)

28

Защитные приспособления растений и животных.

1

Экскурсия

Отчет об экскурсии.

29

Симбиоз или взаимопомощь

1

Презентация слайдового материала.

Чудеса живой природы (2 ч)

30

Все о регенерации животных

1

Рассказ. Просмотр слайдов

Реферат

Работа в группе.

31

«Сборное растение»

1

Урок в школьном саду.

Практическая работа

«Прививка»

Размножение животных и растений (2 ч)

32-33

Размножение у растений и животных

2

Практическая работа по размножению растений на пришкольном участке.

Сообщение о размножении животных

Итоговое занятие (1 ч)

34

Парад знаний

1

Открытый урок

Презентация полученных знаний. Презентация слайдов выполненных самостоятельно

Рецензия

Дана на программу авторского элективного курса составленного учителем биологии Дмитриевской основной школы Мартукского района Панченко Т.И.

Программа элективного курса рассчитана на учеников 6-7 классов малокомплектных школ. Предлагаемый элективный курс позволит углубить знания учащихся по биологии, так как в школах с малой накопляемостью учеников биология проводится в класс-комплекте и на изучение материала более углубленно нет времени.

Элективный курс состоит из теоретической и практической части и основывается на дополнительных, углубленных знаниях учащихся. В программе четко сформированы цели и задачи данного курса, ожидаемые результаты, приобретаемые умения и навыки.

В ходе изучения данного элективного курса используются различные формы организации учебной работы преподавателя и учащихся.

В целом элективный курс соответствует предъявленным целям и задачам, может быть рекомендован к использованию в 6,7 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."

Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая прграмма элективнго кура по биологии по теме: "Высшая нервная деятельность"

Курс предназначен для осуществления в 9 классе в качестве предпрофильной подгтовки и в 10-11 классах в качестве элективного курса, поддерживающего естественнонаучный профиль....

Программа элективного кура по биологии 9 класс

Элективный курс по теме: "Клетка - единица структуры и функций живого организма" 9 класс...

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...