Урок - презентация "Ваше здоровье - в ваших руках"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Практическая значимость изучаемого материала способствует формированию экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе исследовательской деятельности с включением регионального компонента, в котором предусмотрены программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности и влиянием ее на здоровье человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vashe_zdorove_-_v_vashikh_rukakh.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ НА КОНКУРС
по номинации:
«За содействие формированию здоровья школьников
в процессе обучения».
УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
«ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ – В ВАШИХ РУКАХ».
Горовая Светлана Николаевна
учитель биологии высшей категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Бийск Алтайского края
Презентация «Ваше здоровье – в ваших руках».
Цель: сформировать убеждение в необходимости вести здоровый образ
жизни
Задачи: - изучить влияние факторов окружающей среды микрорайона
школы на здоровье человека;
- развивать творческое мышление учащихся через поисково -
исследовательскую работу;
- активизация познавательной деятельности через
исследовательскую работу о здоровом образе жизни.
Ход урока.
Учитель:
Уважаемые ребята. Мы заканчиваем изучение одной из глав большого раздела - учение о клетке. На предыдущем уроке мы охарактеризовали св-ва генетического кода и рассмотрели, каковы пути передачи наследственной информации в биологических системах. Сегодня на уроке мы углубим и проанализируем изученный материал через исследовательскую работу и тогда, может быть, сформулируем убеждение, что наше здоровье - в наших руках.
Тема сегодняшнего урока очень злободневна: «Ваше здоровье - в ваших руках».
Число землян превысило 6 миллиардов. Резко возросло влияние человека на биосферу. В итоге, в биосфере начались необратимые изменения, которые могут привести к экологическому кризису. Это вызвало озабоченность мирового сообщества и стало стимулом для рождения концепции устойчивого развития, или экоразвития, где гарантируются благоприятные экологические условия для ныне живущих и будущих поколений землян. Пока эту концепцию ученые будут разрабатывать и претворять в жизнь, наша с вами задача максимально обезопасить себя и делать все возможное для сохранения своего здоровья. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается:
20-25% всех воздействий
20% - наследственные факторы вызванные генными и хромосомными
нарушениями
10% - на долю здравоохранения
50-55% - составляет образ жизни человека
Мы загнаны в лабиринт городских стен, спешим, суетимся и не замечаем, как сами укорачиваем свою жизнь. Человеческие пороки – это те же вредные привычки, которые ведут нас в бездну нездоровья. Вы можете возразить, что здоровье – личное дело каждого. Это не совсем так. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. И во многом наше здоровье зависит от нас самих.
Первая страница нашей презентации посвящена – ВОЗДУХУ.
Ведущий:
Загрязнение окружающей среды, которое с момента появления первых городов стало их несчастьем, нашло отражение в средневековом законодательстве. Так в 1832 году во Франции согласно эдикту Карла VI было запрещено выпускать в Париже дым «тошнотворный и дурно пахнущий». В Англии в XVII веке был издан указ, запрещающий лондонцам разжигать огонь в каминах во время сессий парламента, чтобы защитить парламентариев от смога. Без пищи человек может прожить около 50 дней, без воды - около 5, а без воздуха - не более 3 - 4 минут.
- А каким воздухом дышим мы?
- Сейчас мы заслушаем докладчика, он выступит с работой по
анализу воздуха в школе.
Практик:
Для выяснения состава воздуха в школе и его чистоты мы взяли пробы запылённости в разных школьных помещениях: коридорах и кабинетах - как во время уроков, так и во время перемен. Результаты работы приведены на слайде.
Ведущий:
Когда мы ходим, бегаем, прыгаем, вся пыль поднимается в воздух, а с нею и болезнетворные бактерии. Они оседают на пылинках и вместе с ними долго находятся во взвешенном состоянии. Таким образом, распространяются грипп, ангина, ОРЗ, туберкулез и другие болезни.
- Давайте послушаем, как обстоит дело с инфекционными болезнями у нас в школе?
Видеозапись интервью со школьным врачом.
Учитель:
Какой вывод можно сделать?
Надо следить за состоянием воздуха в нашей школе, чтобы быть здоровым: проветривать кабинеты на переменах, график проветривания имеется в каждом кабинете.
Следующая страница посвящена шуму.
Ведущий:
Шум.
Человек внес в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим помощником. Проходили века, человек трудился, творил. Появлялись все новые и новые источники шума, росла их сила.
Уровень шума измеряется в децибелах. На слайде приведены примеры уровней шума разной интенсивности.
Шелест листвы – 10 ДБ
Шепот - 20 ДБ
Тиканье часов – 30 ДБ
Спокойный разговор – 50 ДБ
Уличный шум - 80 ДБ
Громкая музыка - 110ДБ
Реактивный самолет – 140 ДБ
Динамический диапазон человеческого уха укладывается в 140 ДБ. По санитарным нормам уровень шума должен составлять для учебных кабинетах 45 ДБ, а для коридоров 60 ДБ. А у нас?
Аудио запись шума в школьном коридоре опыт - определения шума.
Уровень шума в школе определяют шумомером.
Вот его показания:
50 дБ – в учебных кабинетах
110 дБ - в коридоре второго этажа
108 дБ – в коридоре третьего этажа
130 дБ – во дворе школы у автострады
Как видите, во всех местах измерения уровень шума превышает санитарные нормы.
Ведущий:
Американский ученый Кнудсен считает, что шум – такой же медленный убийца, как смог. Постоянный шум является причиной многих болезней. Под влиянием шума у человека изменяется физиологическое состояние: сначала появляется угнетение, его сменяет некоторое возбуждение, и, наконец, развивается подавленное состояние.
Шумовое «опьянение» - одно из причин успеха современной рок – музыки. При ее исполнении уровень шума превышает болевой порог и достигает 130 ДБ. Группа медиков обследовала молодежь, часто слушающую громкую музыку. У 20% юношей и девушек слух оказался сниженным и соответствовал слуху 85- летних стариков. Уровень шума в 40-50 ДБ нарушает сон у 25% населения; шум в 50-55 ДБ – у 50%; шум в 70-75 ДБ - у 95% населения. Шумы природного происхождения (шум морского прибоя, дождя, шелест листвы, пение птиц) благотворно влияют на организм человека: успокаивают, расслабляют, снижают на организм стрессы. А вот производственные шумы, шум транспорта ухудшают работу сердца, повышают артериальное давление и снижают производительность труда: физического – на 30%, а умственного – на 60%.
Учитель:
Какой вывод можно сделать?
Учащиеся:
Надо снижать шум в школе. Этому помогает озеленение, т.к. зеленая защитная полоса вдоль дороги снижает уровень шума на 14 ДБ. Проводить беседы о влиянии шума на организм человека.
Учитель:
Следующая страничка нашей презентации о вредных привычках.
Ведущий:
Все знают, что такие пагубные привычки человека, как курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ, приводят к болезненным изменениям в организме. Каким вырастет человек, с детства привыкший пить и курить?
Табак, как известно, среднедействующий наркотик. Гораздо легче привыкнуть к наркотику, чем отвыкнуть от него. Курящие – это не «взрослые», «самостоятельные», «мужественные» люди, а просто рабы привычки, у которых недостаточно развиты воля и самообладание. Чтобы бросить курить, надо, прежде всего, захотеть это сделать, проявить силу воли, самодисциплину, упорство в достижении цели.
Основное действующее вещество в табаке – никотин. В одной сигарете массой в 1г. содержится 10-15мг никотина. В чистом виде – это маслянистая жидкость со жгучим вкусом. По токсичности он сравним с синильной кислотой. Это сильный яд, действующий на нервную, пищеварительную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. При затяжке табак выделяет ядовитые и опасные вещества: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды, радиоактивный полоний, синильную кислоту, сероводород и табачный деготь. Сигаретный фильтр может удержать не более 20% этих веществ.
Что ожидает курильщиков? Инфаркт миокарда, инсульт, заболевания сосудов и головного мозга, эмфизема и рак легких, гангрена ног (облитерирующий эндартермит), язва желудка и двенадцатиперстной кишки, больное и неполноценное потомство.
Учитель:
А теперь давайте поговорим о пассивном курении.
- Как вы думаете, опасен ли никотин для окружающих?
Учащиеся:
Курение опасно не только для самого курильщика, но и для людей, просто находящихся с ним рядом - пассивных курильщиков. В результате вдыхания табачного дыма у них нарушается сон, аппетит, работа желудка и кишечника, повышается раздражимость. У школьников это проявляется в плохой успеваемости и даже в отставании в физическом развитии и влиянии на зубы.
Ведущий:
Пристрастие к спиртному – алкоголизм – болезнь, известная с древности, о ней упоминал еще Аристотель. Многие люди стараются преодолеть неприятности с помощью алкоголя. И, действительно, одним он приносит облегчение, у других повышает настроение, дает ощущение раскованности и веселья. Но так легко перешагнуть черту, за которой опьянение становится пагубной привычкой. По данным ВОЗ на 1 тыс. человек приходится до 100 алкоголиков!
Спиртные напитки содержат не только этиловый спирт, но и различные примеси, в том числе ядовитые сивушные масла, от которых не избавиться никакой очисткой. Метиловый спирт – яд, который легко может вызвать не только сильное отравление, слепоту, но и смерть. Употребление его даже в малых количествах приводит к поражению зрительного нерва и сетчатки глаза. А присутствующие в винах кислоты, отрицательно влияют на пищеварение, особенно на печень и поджелудочную железу.
Учитель:
А как же пиво?
Ведущий:
Его считают ценным продуктом и даже называют «жидким хлебом». Но в нем содержится от 2,8 до 12% спирта, присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Это тоже алкогольный напиток.
Практик:
Алкоголь вызывает не только нарушение здоровья, но и ведет к деградации личности, толкает на серьезные преступления.
Статистические данные:
Назову цифры, которые отражают состояние нашего общества г. Бийска.
- в вытрезвителе города ежедневно бывает 10 человек
- в доме ребенка находятся 60 человек
- количество коррекционных классов в городе 108 (1032 чел)
Ведущий:
Все это в будущем отразится на уровне культуры, уровне преступности, уровне заболеваемости горожан. Для государства должны быть важны здоровье нации и ее душа. И то и другое сейчас безобразно. Кто останется после нас? Нации слабых и безвольных людей?
Практик:
Анализ опыта: болезнь химической зависимости на примере действия различных растворов на развитие растений / в растворе спирта, в растворе бензина, в растворе карболовой кислоты/, /контроль – чистая вода/ (слайд)
Ведущий:
Еще одна проблема современности – наркотики.
Наркотики вещества широко используются в медицине в качестве снотворных и обезболивающих средств. Воздействуя на центральную нервную систему, они вызывают, особое психическое состояние – эйфорию. Все эти вещества ядовиты. Они отравляют организм, дополняя нарастающую психическую деградацию глубоким истощением нервной системы. При привыкании к наркотикам человек думает только об очередной его дозе. И вскоре любое препятствие на этом пути вызывает агрессию и может привести к преступлению.
Каждый человек должен знать, что такое наркомания и что к ней может привести. Помните, что от нее очень сложно, но все же можно вылечиться, было бы желание.
Учитель:
А как обстоит дело с вредными привычками у нас в школе?
Статистик:
Опрос учащихся в школе дал следующую картину:
Из 100 опрошенных учеников:
- пробовали курить 65 человек – 65%
- среди них из интереса 51 человек – 51%
- за компанию 19 человек – 19%
- курят систематически 20 человек – 20%
- пробовали алкогольные напитки 81 человек – 81%
- вызвали отвращение 30 человек- 30%
- выпивают 15 человек –15%
- выпивают пиво 63 человека – 63%
- пиво не относят к спиртным напиткам 46 человек – 46%
- не имеют вредных привычек 33 человека – 33%.
Удручающие цифры. Правда есть, о чем задуматься? Систематическое употребление наркотических веществ, в том числе алкоголя, никотина, не только вызывает нарушение во всех внутренних системах организма, но и повреждает половые клетки: все слабее и не полноценнее будут следующие поколения, если сейчас эти привычки не истребить, не вести с ними жестокую, непримиримую борьбу!
Статистик:
Статистические данные по Заречью города Бийска за 2005 год:
Общее число родов – 500 новорожденных
Из них:
- Число родов с патологиями – 2%
- Детей с синдромом Дауна – очень много
- Детей с синдромом Тернера – очень редко
- Детей с патологическим развитием – очень много
А цифры твердят свое. Статистика Бийска печальна:
Печальный список можно продолжить, конечно, пьянство, всего лишь одна из причин таких нарушений. Но стоит ли пополнить собой группу риска?
Учитель:
Известный хирург Н. М. Амосов сказал: «В большинстве болезней виновата не природа, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда от неразумности».
Главное в борьбе с вредными привычками – их профилактика.
Следующая страничка о правилах личной гигиены.
Ведущий:
Рассмотрим наиболее важные вопросы, касающиеся здорового образа жизни. Что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья?
С самого раннего детства нас учат правилам гигиены. Все их знают.
Демонстрируется видеозапись интервью школьников по вопросам личной гигиены.
«Просто знать еще не все, знания нужно уметь использовать»,- так говорил Гете. А как мы их используем.
Демонстрация видеозаписи: ученики идут в столовую.
К чему может привести незнание правил гигиены? К возникновению глистных и инфекционных заболеваний. Глистные заболевания возникают при заражении яйцами глистов. Причины заражения – употребление в сыром или плохо прожаренном виде рыбы или мяса, немытых овощей и фруктов, несоблюдение правил личной гигиены.
Инфекционные заболевания возникают при попадании в кишечник возбудителя заболевания. Возможна передача через предметы обихода и грязные руки, переносчиками могут быть мухи и тараканы.
И так, надо не только знать правила личной гигиены, но и каждый день применять их.
Переходим к последней странице презентации, которую мы назвали
«Профилактика».
Ведущий:
В нашей школе многое делается для сохранения здоровья школьников.
Демонстрируется видеозапись с голосом за кадром:
В начале учебного дня в начальной школе проводится утренняя гимнастика. На уроках регулярно проводятся физкультминутки, включающую дыхательную гимнастику, и упражнения для мышц спины, рук, ног и профилактический массаж биологически активных точек. В школе работают спортивные секции – баскетбольная, волейбольная, карате.
Большое воспитательное значение имеет наглядная агитация. Плакаты, стенгазеты.
Комнатные растения способствуют созданию благоприятной, здоровой обстановки в кабинетах и в коридорах школы, на участке много зеленых насаждений.
Учитель (рефлексия):
Подводя итог сегодняшнему занятию на тему «Ваше здоровье – в ваших руках», мне хотелось бы узнать, насколько ценен был урок для вас. Определим по шкале ценности, которая дана на доске. Если вы почерпнули много интересной информации, оцените 100% и соответственно – ниже – 50% и 30%
Учащиеся (рефлексия):
- Мы убедились, что наше здоровье зависит от образа жизни, который мы ведем, от состояния окружающей среды.
- Здоровье человека – в его собственных руках, надо лишь уметь распорядиться им умно.
- Здоровье - это дар природы и заботиться о нем, сохранять его, беречь человек должен сам.
- Важно, чтобы мы каждый день что-то делали для того, чтобы дольше оставаться здоровыми.
Учитель:
В заключение нашей презентации мне хотелось бы поблагодарить всех, кто принимал участие в подготовке материалов для создания презентации по итогам вашей посково – исследовательской работы и пожелать вам в дальнейшем занимать активную позицию в борьбе за здоровый образ жизни.
Приложение:
- Презентация к уроку – 33 слайда.
- Фотографии начала и заключения урока.
Биология. 10 класс. Учитель: Горовая Светлана Николаевна. МОУ «СОШ №1» города Бийска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Ваше здоровье в ваших руках»
Здоровье – это главная жизненная ценность, которая во многом определяет будущность страны. Забота о нём – главная забота каждого человека. Но, к сожалению, порой привычки берут верх. К сожалению, ку...
Круглый стол «Ваше здоровье в ваших руках»
Здоровье – это главная жизненная ценность, которая во многом определяет будущность страны. Забота о нём – главная забота каждого человека. Но, к сожалению, порой привычки берут верх. К сожалению, ку...
Проект здоровьесберегающие технологии ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ В ВАШИХ РУКАХ
Проект здоровьесберегающие технологии ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ В ВАШИХ РУКАХ. Комплекс упражнений спиральной гимнастики....
Профилактика курения «Ваше здоровье в ваших руках"
Занятие для ребят 13-15лет. Раскрывается информация о табаке, последствиях курения. В ходе общения дети анализируют о том какое влияние оказывает курение на различ...
Ваше здоровье в ваших руках
Тема урока: «Ваше здоровье в ваших руках»Тип урока: комбинированныйВремя урока: 45 минутЦель урока: формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья через использование в питани...
Публикация "Ваше здоровье - в Ваших руках"
Спорт- это основа здоровья. С детского сада нужно привлекать детей к физкультурным занятиям. И только занимаясь физической культурой и спортом, мы вырастим здоровое поколение....
Помните, ваше здоровье - в ваших руках! Классный час на тему «Здоровый образ жизни».
Классный час направлен на формирование здорового образа жизни детей...