Конспект урока "Митоз"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "Митоз. Деление клетки." по программе В.В. Пасечника. Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mitoz.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деление клетки. Митоз.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;
Воспитательные задачи: подвести обучающихся к выводу о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами;
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, умение устанавливать связь между понятиями, развивать речь, познавательную способность, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника, с дополнительной литературой.
Оборудование: таблицы: «Биосинтез белка», «Редупликация ДНК», «Синтез иРНК», «Митоз», динамическая модель деления клетки, учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.
Ход урока:
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания.
- Тестирование (приложение 1);
- Работа у доски (приложение 2);
- Где и как происходит трансляция? (рассказ обучающихя);
- Найти ошибку в тексте: Рибосомы, передвигающиеся по одной иРНК, называются полисомой. Они синтезируют разные белки. Когда синтез окончен, рибосома переходит на другую иРНК. (правильный ответ – один и тот же белок).
- Изучение нового материала:
- Учитель сообщает тему урока, обучающиеся записывают ее в тетрадь.
- Учитель сообщает цель урока: изучить жизненный цикл клетки и последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления.
- Учитель задает вопрос, создавая проблемную ситуацию: «Какое значение имеет деление клеток в жизни организма? (Обучающиеся дают ответы, используя знания, полученные при изучении других курсов биологии. Учитель суммирует ответы и делает общий вывод):
Деление:
А – основа размножения
Б – основа роста и развития
В – основа восстановления поврежденных органов и тканей
Г – поддержание структурной целостности тканей при утрате клеток в процессе их функционирования (замещение погибших эритроцитов, слущившихся клеток кожи, эпителия кишечника и др.)
4. Рассказ учителя о том, что клетки могут делиться разными способами (митоз, амитоз, мейоз), но основной из них – митоз. Биологическое значение митоза в том, что при нем получаются две абсолютно одинаковые клетки с наборами хромосом, идентичными набору родительской клетки. Митоз идет одинаково в соматических клетках животных, человека, вегетативных клетках растений, что свидетельствует о единстве органического мира.
5. Рассказ учителя о жизненном цикле клетки и продолжительности интерфазы и митоза сопровождается поэтапным закреплением, повторением материала прошлых тем и составлением схемы на доске и в тетрадях обучающихся (приложение 3).
6. Сообщения обучающихся о влиянии внешних факторов и химических веществ на деление клеток, с демонстрацией фото уродств, возникающих у зародыша человека при нарушении процессов деления и развития его клеток под влиянием алкоголя.
IV. Закрепление:
- Работа с динамической моделью деления клетки. (На магнитной доске в беспорядке располагаются модели клеток, соответствующие разным фазам митоза. Они закрыты, обучающиеся их не видят.) Учитель дает задание еще раз хорошо рассмотреть таблицу: «Митоз», запомнить все фазы деления и интерфазу, а потом убирает эту таблицу и открывает закрытые модели клеток, предлагая восстановить порядок их расположения.
- Беседа по вопросам: В чем биологическое значение митоза?
Что происходит в интерфазу для подготовки клетки к делению?
Какие фазы включает в себя митоз?
В какой фазе происходит деление цитоплазмы клетки?
V. Подведение итогов, выставление оценок.
VI. Домашнее задание: параграф 2.14, заполнить таблицу: «Митоз»
Фазы митоза | Характеристика фаз митоза |
Приложение № 1. (тестирование)
1 вариант:
1. Чему соответствует информация одного триплета ДНК:
А – аминокислота
Б – белок
В – ген
2. Какие компоненты клетки непосредственно участвуют в биосинтезе белка:
А – рибосомы
Б – ядрышко
В – ядерная оболочка
Г – хромосомы
3. Синтез РНК на матрице ДНК называется:
А – транскрипция
Б – трансляция
В – репликация
4. Какова функция ДНК в синтезе белка
А – самоудвоение
Б – транскрипция
В – синтез тРНК и иРНК
5 . Сколько аминокислот участвуют в биосинтезе белка:
А – 100
Б – 30
В – 20
2 вариант:
1. Какая из структур ядра содержит информацию о синтезе одного белка:
А – молекула ДНК
Б – ген
В – нуклеотид
Г – триплет нуклеотидов
2. Если фрагмент ДНК имеет строение: ГТТАГЦТГА, то образовавшаяся в результате транскрипции иРНК будет состоять из:
А – ГТГАГЦТГА
Б – ГУУАГЦУГА
В – ЦААУЦГАЦУ
3. Что образуется в рибосоме в процессе биосинтеза белка:
А – белок третичной структуры
Б – белок вторичной структуры
В – полипептидная цепь
4. Чему соответствует код триплета и РНК:
А – аминокислота
Б – белок
5. В состав нуклеотидов ДНК не входит:
А – аденин
Б – гуанин
В – урацил
Г – Тимин
3 вариант:
1. Какие компоненты составляют тело рибосомы:
А – мембраны
Б – белки
В – углеводы
Г – РНК
Д – жиры
2. Чему соответствует информация одного гена молекулы ДНК:
А – белок
Б – аминокислота
В – ген
3. Синтез полипептида на матрице иРНК называется:
А – транскрипция
Б – трансляция
В – репликация
4. Матрицей для процесса транскрипции является:
А – ДНК
Б – полипептидная цепь
В – иРНК
Г – аминокислота
5. С какой структурой ядра связано образование всех видов РНК:
А – ядерная оболочка
Б – ядрышко
В – хромосомы
Г – ядерный сок
Приложение № 2
(задание выполняется на доске, по вариантам, разными обучающимися)
- Достроить вторую цепь ДНК и иРНК, комплементарную ей, определить, какие аминокислоты закодированы в последовательности нуклеотидов ДНК:
1 вариант: 2 вариант:
ДНК: 1- ААГ-ТТЦ-ЦГТ ДНК: 1 –АЦЦ-ГГА-ТАТ
(2 – ТТЦ-ААГ-ГЦА (2 – ТГГ-ЦЦТ-АТА
иРНК: ААГ-УУЦ-ЦГУ иРНК: АЦЦ-ГГА-УАУ
аминокислоты: лизин аминокислоты: треонин
фенилаланин глицин
аргинин) тирозин)
- Дополнительные вопросы: Что такое транскрипция?
Что такое трансляция?
- Определить тРНК, которые необходимы для доставки аминокислот к рибосомам во время синтеза белка (к предыдущему заданию):
1 вариант: 2 вариант:
тРНК: УУЦ-ААГ-ГЦА тРНК: УГГ-ЦЦУ-АУА
4. Установить логическую связь между понятиями. Ответ обосновать:
1. ген 3. кодон
2.трансляция 5. ядро
3. триплет 2. рибосомы
4. тРНК 1.ДНК
5. транскрипция 4. антикодон
Приложение № 3
(схема записывается во время объяснения учителем новой темы, на доске и в тетрадях обучающихся)
Жизненный цикл клетки
Интерфаза Митоз
(между делениями): (деление):
редупликация ДНК профаза
запас АТФ метафаза
увеличение числа органоидов анафаза
удвоение центриолей телофаза
Вопросы, задаваемые по ходу объяснения и заполнения схемы
(поэтапное закрепление)
- Что такое редупликация?
- Как она происходит?
- Как вы думаете, зачем запасается АТФ?
- Для чего происходит увеличение числа органоидов?
- Какую функцию выполняют центриоли в клетке?
- Сколько хромосом будет в соматической клетке человека в профазе митоза?
- Сколько хромосом будет в соматической клетке человека в телофазе митоза?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...