План-конспект урока биологии 11 кл Вид. Критерии и структура.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Разработавн в соответствии с материалом учебника Общая биология . Базовый уровень. Автор В.И. Сивоглазов, И.Б. Захарова, И.Б. Агафонова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока биологии | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Вид. Критерии и структура. ЛР №1«Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».
Цели: сосредоточить внимание учащихся на усвоении знаний вида, его критериев и структуры; показать значение каждого вида для целостности живой природы и необходимость их охраны.
Оборудование: таблицы по теме; фильм «Критерии вида», компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
- Опрос учащихся (§ 4.4).
Беседа по вопросам (§ 4.4).
- Обобщение и формулирование учителем основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина.
а) Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
б) Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
в) В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор.
Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.
г) Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.
III. Изучение нового материала.
- Определение понятия «вид». Современное определение; определение Аристотеля и К. Линнея.
Рассказ, беседа.
- Биологические механизмы, препятствующие обмену генами между видами для сохранения единства и целостности вида.
Рассказ учителя.
- Критерии вида.
Самостоятельная работа: заполнение таблицы по теме «Критерии вида», просмотр фильма по теме с последующей беседой по каждому критерию.
Название критерия | Характеристика | Примеры |
1. Морфологический | Сходство внешнего и внутреннего строения организмов | |
2. Генетический | Каждый вид имеет определенный набор хромосом (кариотип), что обеспечивает генетическую изоляцию при межвидовом скрещивании | Виды-двойники: насекомые-наездники, имеющие разные кариотипы: а) Zn = 10; б) Zn = 14 |
3. Физиологический | Отражает сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида: одинаковые способы питания, размножения, сходные реакции на внешние раздражители, одинаковые биологические ритмы |
|
4. Биохимический | Определяется сходством или различием строения белков, химического состава клеток и тканей | Отдельные виды низших грибов отличаются друг от друга способностью синтезировать неодинаковые биологически активные вещества |
5. Экологический | Определенные формы взаимоотношений организмов данного вида с представителями других видов и факторами неживой природы | Близкие виды дуба в Техасе растут на разных почвах: один вид встречается только на известковой почве, другой - на песчаной |
6. Географический | Определяет область распространения вида | Виды - эндемики; виды - космополиты |
- Какой критерий, по вашему мнению, является самым наглядным и понятным?
- Можно ли для определения видовой принадлежности организма использовать только один критерий?
(Нет, нужно использовать все критерии в совокупности, потому что отдельные критерии у разных видов могут совпадать.)
- Структура вида (рассказ учителя).
Особи любого вида распределены внутри видового ареала неравномерно. Участки территории с относительно высокой плотностью населения чередуются с участками, где численность вида низкая или особи данного вида совсем отсутствуют. Поэтому вид рассматривается как совокупность отдельных групп организмов - популяций.
- Определение популяции (по тексту к § 4.5).
IV. Закрепление. ЛР №1«Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».
Дайте определение вида, популяции.
Домашнее задание: изучить § 4.5; вопросы 1-7 на с. 221.учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.
план-конспект открытого урока в 2-ом классе...
План-конспект открытого урока по теме "Структура биогеоценоза. Цепи питания"
Урок биологии в 9 классе с использованием компьтерных технологий....
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."
· Тип урока:· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;· По спосо...
План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»
Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга...
Презентация к уроку по теме "Вид. Критерии и структура"
Презентация к уроку по теме "Вид. Критерии и структура"...
План-конспект практического занятия «Виды относительных величин, выполнение плана, структуры»
Тема 2.4 Абсолютные и относительные величины.Занятие 13. ПЗ №7 Виды относительных величин, выполнение плана, структуры Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому ...