Урок "Многообразие культурных растений". Природоведение 5 класс .
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Саксина Надежда Валентиновна

Урок по теме" Многообразие культурных растений"  в 5 классе создан на основе  программы Пасечника В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mnogoobrazie_kulturnykh_rasteniy.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Урок

«Многообразие культурных растений».

Природоведение.

5 класс

Учитель : Саксина

Надежда Валентиновна,

первая квалификационная

 категория

г.Балахна,2012г.

Цель:

создать условия для усвоения новых знаний учащихся о многообразии  культурных растений.

Задачи:

образовательные – выявить уровень знания учащихся о культурных растениях и познакомить с новыми знаниями по этой теме;

развивающие – развивать у школьников интеллектуальную сферу,внимание, память,речь,уверенность в себе,стремление добиться успеха;

воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учебе, умения общаться и сотрудничать.

Методы:

 репродукитвный,метод проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний и умений учащихся по изученной теме.

Контроль знаний – игра тест «Крестики – нолики» (см. приложение 1)

Взаимопроверка в группах.

3.Мотивация и целеполагание ( определить проблему,мотивация познавательной деятельности,акцент на цели урока, дети помогают сформулировать цели урока).

4.Изучение нового материала

(По группам, работа с текстом учебника по заданиям учителя и с дополнительным материалом, взятым из открыток).

Класс делится на 6 групп по 4 человека. Каждая группа выбирает себе материал, который предлагает учитель.

1)овощные культуры

2)зерновые культуры

3)кормовые и бобовые культуры

4)плодовые культуры

5)технические культуры

6)декоративные и пряные растения.

Задания  в каждой группе выбирают дети.

1.Рассказ о растениях данной группы.

2.Рисунок растения

3.Синквейн по этой теме.

4.Загадка или вопрос по теме.

Работа с текстом учебника и дополнительным материалом 10 минут.

Затем  заслушивание каждой группы и подведение итогов, выставление оценок в группах.

5.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О РОДИНЕ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАБЛИЦЫ  «ЦЕНТРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ».

6.Рефлексия.

Задание с загадками.(см. приложение 2)

Какие растения?

7.Домашнее задание на выбор:

1)пересказ ;

2)рисунок с синквейном;

3)кроссворд.

Приложение 1.

Вопросы к игре «Крестики – нолики»

 1 вариант

1.Сосна – цветковое растение.

2.Вегетативное размножение растений осуществляется корнями, листьями, побегами.

3.Венчик и чашечка – главные части цветка.

4.Плод созревает внутри семян.

5.Лекарственные растения используют для лечения людей, животных и  растений.

6.Деревья в лесу располагаются в нижнем ярусе.

7.Лекарственные растения собирают в любую погоду.

8.Листья мать-и-мачехи используют при простуде.

9.Лекарственные растения нельзя выращивать в саду и в огороде.

Вопросы к игре «Крестики – нолики»

 2 вариант.

1.Побег – это часть корня.

2.Корень удерживает растение в почве.

3.Растение можно размножать только семенами.

4.Травы в лесу расположены в верхнем ярусе.

5.Цветок – это орган семенного размножения.

6.Лекарственные растения можно использовать без назначения врача.

7.Лекарственные растения можно собирать вблизи дорог.

8.Ландыш – это ядовитое растение.

9.Белена чёрная – не ядовитое растение.

Вопросы к игре «Крестики – нолики»

3 вариант.

1.Чашечка цветка состоит из лепестков.

2.Пестик и тычинки – главные части цветка.

3.Деревья имеют травянистый стебель.

4.Папоротник – цветковое растение.

5.Верхний ярус в лесу составляют растения.

6.Лекарственные растения при их сборе можно выдёргивать с корнем.

7.Подорожник это ядовитое растение.

8.Вороний глаз – это ядовитое растение.

9.Корни лекарственных растений выкапывают летом.

Вопросы к игре «Крестики – нолики»

4 вариант.

1.Яблоня  - это не цветковое растение.

2.Мох это не цветковое растение.

3.Венчик цветка состоит из чашелистиков.

4.Лекарственные растения сушат во влажном помещении.

5.Растительные яды в малых дозах используют как лекарство.

6.Можно собирать пыльные, грязные и больные лекарственные растения.

7.Болиголов – это не ядовитое растение.

8.Валериана используется как успокаивающее средство.

9.Шиповник это ядовитое растение.

Приложение 2.

Загадки по теме «Культурные растения».

1.Расселась барыня на грядке

Одета в шумные шелка

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

2.Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Стены позолочены

Ставни заколочены.

3.Разломился тесный домик

На две половинки

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки.

Бусинки зеленые,

Сладкие, ядреные.

4.Я капелька лета на тоненькой ножке

Плетут для меня кузовки и лукошки

Кто любит меня, тот и рад поклониться

А имя дала мне родная землица.

5.Посадили зернышко

 Вырастили солнышко.

6.Их в Голландии найдете

Там везде они в почете

Словно яркие стаканы

В скверах там цветут…

ЗАДАНИЯ.

1.Отгадать загадки.

2.К какой группе культурных растений относятся данные растения?

3.Какой орган растения используется человеком?

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.

1.Какие растения в тарелке щей?

2.Какие растения в тарелке борща?

3.Какие растения в каше «Дружба»?

4.Какие растения в гороховом супе?

5.Какие растения в чипсах?

6.Какие растения в кириешках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"

В тесте по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"  тридцать вопросов. Имеется ключ и критерии оценивания. Время выполнения теста 15-17 минут. Уровень сложности - средний....

Презентация к уроку "Многообразие культурных растений" 5 класс

Презентация содержит иллюстративный материал к уроку "Многообразие культурных растений "....

Путешествие с культурными растениями. 6 класс

Викторина для учащихся 6 класса, с правилами проведения на первом слайде. Викторина связана с определением по загадкам  названия растения и родиной его произростания....

Презентация к уроку природоведения 5 класс "Многообразие культурных растений"

Презентация в помощь учителю и обучающимся при изучении темы "Многообразие культурных растений",Природоведение 5 класс...

Биологический ринг «Культурные растения» (VII класс)

В представленной разработке внеурочного занятия предлагается описание познавательной викторины, проводимой в виде вопросов и ответов, с использованием в оформлении таблиц с изображениями культурных ра...

Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»

На уроке учащиеся знакомятся  с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребл...

Презентация к уроку "Общая характеристика и классификация культурных растений", 5 класс

В презентации представлена классификация культурных растений и инструкционная карта к практической работе "Посев семян цветов на рассаду"....