Программа элективного курса по биологии
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Программа элективного курса по биологии «Механизм работы организма человека. Физиология ВНД и сенсорных систем».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_biologii.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по биологии
«Механизм работы организма человека.
Физиология ВНД и сенсорных систем».
Пояснительная записка
Элективный курс «Механизмы работы организма человека. Физиология ВНД и сенсорных систем» объёмом 17 часов предназначен для учащихся 10 классов, которые изучали раздел «Биология. Человек» в 8 классе на базовом уровне; для школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций человеческого организма. Курс разработан на основе элективного курса «Физиология ВНД и сенсорных систем» (В. А. Дубынин, А. А. Каменский).
В рамках школьной программы вопросы строения и деятельности сенсорных систем и физиологии поведения, высшей нервной деятельности (ВНД) освещены в весьма краткой форме. Соответствующие темы рассматриваются в 8 классе, в результате чего старшеклассники, как будущие абитуриенты, оказываются в сложной ситуации и нередко вынуждены вспоминать материал по ВНД и сенсорным системам почти с нуля.
Кроме того, важно познакомить учащихся с теми разделами биологии, изучение которых предстоит им после поступления в вуз. В их числе находится и блок наук, занимающихся исследованием нервной системы, ВНД, органов чувств, их структурной организацией и функциями. Соответствующие дисциплины входят в учебные планы медицинских и педагогических институтов, биологических и психологических факультетов университетов.
В программе основной акцент делается на теоретические знания, что должно способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения о природе, расширению кругозора и эрудиции о функциях человеческого организма и адаптации к изменяющимся условиям среды (к физическим нагрузкам, стрессам). Данный курс позволит учащимся оценить собственное здоровье, получить некоторые знания и навыки по санитарии, гигиене, а также научиться проводить самоанализ.
Цели курса:
- формирование у школьников целостного, соответствующего современным научным данным представления о деятельности организма человека, ЦНС, ВНД человека, об организации и деятельности сенсорных систем организма человека;
- расширение знаний учащихся в изучении собственного организма, его многочисленных и сложных функциональных взаимодействиях;
- углубление знаний учащихся о влиянии на организм различных неблагоприятных факторов среды, вредных привычек.
Задачи курса:
- Рассмотреть функции организма человека в их многообразии и взаимодействии.
- С помощью экспериментальных методов, лабораторных и практических работ исследовать важнейшие физиологические процессы в организме.
- Теоретически обосновать и использовать в жизни необходимые профилактические меры для сохранения собственного здоровья.
- Обеспечить понимание вреда гиподинамии, курения, алкоголя, наркотических веществ, нарушение труда и отдыха.
- Расширить и углубить знания о строении органов чувств человека, принципах деятельности рецепторных клеток сетчатки, внутреннего уха, кожи, языка и др.
- Дать представление о процессах поэтапной обработки информации в ЦНС, поступающей от органов чувств, ведущей роли коры больших полушарий в реализации высших сенсорных функций.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
• Основные физиологические понятия и термины.
• Основные функции органов, систем и аппаратов.
• Научные основы охраны природы и профилактику наиболее распространенных в данной местности заболеваний.
• Практическое применение достижений физиологии в медицине, санитарии и гигиене.
• Строение и принципы деятельности рецепторов основных сенсорных систем.
• Роль корковых и подкорковых отделов ЦНС в обработке сенсорной информации.
Учащиеся должны уметь:
• Пользоваться основной и дополнительной литературной по физиологии человека.
• Пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом.
• Вести самонаблюдения важные для физиологического самоконтроля.
• Сопоставлять особенности врожденных и приобретенных проявлений ВНД.
• Сопоставлять специфику деятельности рецепторов, относящихся к разным сенсорным системам человека.
• Описывать высшие сенсорные функции, присущие третичной слуховой и зрительной коре.
Тематический план.
№ занятия | Содержание | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
I. Организм и его основные физиологические функции. | 8 | |
2. | Клетка. | 1 |
3. | Ткани человека. | 1 |
4-5. | Опорно-двигательный аппарат. | 2 |
6-9. | Физиология внутренних органов. | 4 |
10-12. | II. Регуляторные системы. | 3 |
13-16. | III. Сенсорные системы. | 4 |
17. | Заключительное занятие. | 1 |
ИТОГО | 17 |
Содержание программы.
1. Введение(1 час).
Методы физиологии.
Лабораторная работа №1 «Самооценка здоровья. Антропометрия».
I. Организм и его основные физиологические функции (7 часов).
2. Клетка (1 часа).
Методы цитологии. Строение и жизнедеятельность клетки. Особенности метаболизма в растительной и животной клетках.
Лабораторная работа №1 «Строение растительной и животной клеток».
3. Ткани человека (1 час).
Основные типы тканей и их функции. Их местоположение, особенности строения. Взаимосвязь строения и функций тканей.
Лабораторная работа №2 «Особенности строения и функции тканей».
4-5. Опорно-двигательный аппарат (2 часа).
Общие данные. Классификация костей. Типы соединения костей и их функции. Отделы скелета.
Мышцы как орган. Особенности строения мышечного волокна. Роль физических нагрузок и упражнений на работоспособность мышц, причины, приводящие к утомлению.
Лабораторная работа №3 «Строение микропрепаратов: костная, хрящевая и мышечная ткани».
Лабораторная работа №4 «Определение гибкости позвоночника».
Лабораторная работа №5 «Выявление нарушений осанки».
Лабораторная работа №6 «Влияние условий труда на работоспособность».
6-9. Физиология внутренних органов (4 часов).
- Секреторная и моторная функция органов пищеварения. Регуляция процессов пищеварения. Пищевые рефлексы.
- Дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Заболевания и профилактика дыхательной системы.
- Функции крови. Системы свертывания и противосвертывания крови. Механизм агглютинации эритроцитов.
- Виды обмена веществ. Расчет суточной потребности в белках, углеводах, жирах.
- Механизм образования и выделения мочи и ее регуляция. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Лабораторная работа №7 « Качественные реакции на крахмал, жиры, глюкозу и
белки».
Лабораторная работа №8 «Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе».
Лабораторная работа №9 «Приёмы остановки кровотечения».
Лабораторная работа №10 « Определение энергозатрат при различной физической нагрузке».
II. Регуляторные системы. (3 часа).
Нервная система. Сенсорные и моторные функции нервной системы. Функции отделов нервной системы. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
Эндокринный аппарат. Гипоталамус - гипофиз - надпочечники - гормоны. Заболевания их профилактика.
Лабораторная работа №11 «Анализ сложных рефлекторных актов человека».
Лабораторная, работая№12 «Определение уровня работы отделов нервной системы»
III. Сенсорные системы (5 часа).
Взаимоотношения организма с внешней средой. Структура анализаторов. Типы рецепторов и принципы обработки сенсорных сигналов в ЦНС. Периферический, проводниковый, и центральный отделы анализаторов. Система внутренней рецепции, вкусовая и обонятельная системы. Вестибулярная и слуховая системы. Зрительная система. Звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты слуха. Системы болевой, кожной и мышечной чувствительности. Чувствительные приборы органов равновесия.
Лабораторные работы №13 «Обнаружение слепого пятна сетчатки глаза».
Лабораторная работа №14 «Измерение остроты слуха речью».
Лабораторная работа №15 «Определение чувствительности кожи».
Литература.
- Воронин Л. Г., Маш Р.Д. «Методика проведения и наблюдения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М., «Просвещение», 1983г.
- Пугал Н. А., Волошинова Е. В., Маш Р. Д., Беляев В. И. «Биология. Человек. Практикум по гигиене». М., «Аркти», 2002г.
- Программы элективных курсов. Сборник 2. 10-11 классы. М., «Дрофа», 2006г.
- Фомин Н.А. «Физиология человека». М., «Просвещение», 1995г.
- Штеренго Г.Н. «Экспериментальная физиология». М., «Мир», 1974г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....