выступление на пед конференции
учебно-методический материал по биологии на тему
Экспериментальная деятельность - кейс- технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konfer._avgust_2014.docx | 24.38 КБ |
keys-_tekhnologii_prezentatsiya_konf.ppt | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.РУЗЫ»
143103, Московская область, г. Руза, ул. Волоколамское шоссе, д.4
Тел. 8(496)27 23006, Е-mail: ruzaschoool3@mail.ru
Использование кейс-технологий на уроках биологии в современных условиях.
Подготовила: Марковская Наталья Сергеевна,
учитель биологии первой категории
Руза 2014
Одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения является экспериментальная деятельность, в которой участвуют большинство педагогов. В процессе обучения биологии в качестве экспериментальной деятельности используются кейс- технологии. Введение данной технологии связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС. Изучив большое количество материала об использовании кейс- технологии, был сделан вывод, что их можно рассматривать как
- Создание пакета учебных материалов, документов по определённой теме (от английского case – портфель, чемодан);
- Поиск решения практической проблемы (от латинского casus – запутанный необычный случай).
Итак, кейс – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Кейс – технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс–технологии можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые, методы познания. В неё входят: моделирование (построение модели ситуации), системный анализ (системное представление и анализ ситуации), проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации), игровые методы, мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования), дискуссия и другие формы и методы преподавания.
Данный вид технологий применяется мною почти во всех классах (6-11) чаще всего как опредёлённый этап урока:
- создаются учебные ситуации либо проблемы, когда ребятам нужно самим принять решение( метод инцидентов) (систематически, практически на каждом уроке); Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о каком-либо случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Анна Петровна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.
- Что это?!! – с ужасом спрашивала Анна Петровна у соседки по лестничной клетки.
Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».
Вопросы к тексту:
Могут ли это быть грибы?
А другие организмы (например, растения)?
- Метод разбора деловой корреспонденции (ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение).
Например, на уроке обобщения по теме «Дыхание» обучающиеся получали такие кейсы с заданиями :
- Раньше люди часто гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым. Это оказалось загадкой для остального экипажа. Объясните, пожалуйста, причину гибели солдат. (Ответ: Нехватка воздуха. Для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 м3 воздуха).
- Древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Люди придумали поговорку «Это нужно нам как воздух!». Что именно отражают взгляды учёных и данная поговорка? Обоснуйте свой ответ.(Ответ: Хотя люди и могут задержать дыхание на 3-4 минуты, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода, и поэтому кислород должен равномерно поступать через органы дыхания)
-Метод ситуационного анализа (Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности).
1) Кролику ввели в носовую полость трубочку. Воздух не соприкасался со слизью. Через несколько дней кролик погиб из-за обильного проникновения бактерий в лёгкие. Другой кролик, дышащий, нормально, остался здоровым. Объясните результаты опыта. (Ответ: Воздух должен поступать в организм через носовую полость, которая выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. Его реснички перегоняют пыль, в ротовую полость, откуда она удаляется. Бокаловидные клетки мерцательного эпителия выделяют слизь, которая увлажняет воздух и убивает микробов. Кроме того, в носовой полости много кровеносных сосудов, а кровь согревает воздух, который проходит через носовую полость. Ротовая полость этих функций не выполняет).
2)В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех у них причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань. Объясните причину смерти. (Ответ: во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод. А в то время, когда человек говорит, гортань не защищена надгортанником. И проглоченный в этот момент предмет попадает в дыхательные пути – человек задыхается)
- используется игровое проектирование ( например, 9 кл. «Каким вы видите человека в 3000 году?»)
- применяется метод проигрывания ролей (например, 8 кл. «Я сердце. Я имею следующее строение…Моя работа заключается в следующем…и т.д.)
-часто применяется метод дискуссии (9, 10, 11 кл. «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека» и др.)
Проводятся уроки, когда при подготовке к ним необходимо собрать много информации и создать папку( «кейс») с материалом по теме не учителю, а обучающимся.(Например, к уроку «Центры происхождения растений учащиеся 9 класса собирали материал о Вавилове, создавали презентации, оформляли «кейс»).
По многим темам в 7 классе также созданы «кейсы» (Класс Насекомые, Надкласс Рыбы, Класс Птицы, Класс Млекопитающие), в которых собран и систематизирован обширный материал по данным разделам (см. папку Приложение).
С использованием кейс- технологии, особенно при подготовке, был проведён мастер- класс в 8 классе по теме «Сердце, тебе не хочется покоя…» (2012 – 2013 уч. год)
Папки с подобранным по определённым темам материалом предлагались для изучения учащимся, находящимся на семейном обучении., а также учащимся 9 класса, которые выбирали защиту рефератов в качестве итоговой аттестации (2011-12 уч.год, например Шапкин А. готовил реферат с помощью кейса по теме «Клетка»).
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация (письменная, устная, мультимедийная) и обсуждение результатов малых групп на общей дискуссии .
Опыт использования кейс- технологий при обучении биологии показал его высокую эффективность с точки зрения:
- развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
- актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
- эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
- стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
- повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
В перспективе планируется расширение тем, по которым будут создаваться «кейсы», и более широкое применение кейс- технологий при проведении уроков биологии.
По моему мнению, кейс-технологии неэффективны в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. А также не будет высокого результата, если данный вид технологий применять в начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме (кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.
Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...
Презентация к выступлению на международной конференции
Материалы,сопровождающие выступление на конференции, посвященной новым образовательным стандартам....
Выступление на Международной конференции,посвященной 111 годовщине со дня рождения В.И.Чуйкова
Краеведческая деятельность помогает понять подрастающему поколению,что будущее России действительно в их руках,что страна будет такой,какой её сделают люди,то есть мы с вами.Работа по патриотическому ...
Неформальные молодежные движения - текст выступления на районной конференции классных руководителей
Современные дети как сказочные персонажи находятся на распутье. Прямо пойдёшь… направо пойдёшь … налево пойдёшь… Какой выберут путь они в значительн...
Неформальные молодежные движения - текст выступления на районной конференции классных руководителей
Современные дети как сказочные персонажи находятся на распутье. Прямо пойдёшь… направо пойдёшь … налево пойдёшь… Какой выберут путь они в значительн...
выступление на городской конференции
Педогогический совет...