Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класс. Учебник (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС | 960.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №22 х. Кривой Лиман
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор Г.А. Редько
Приказ от «28» августа 2014 г. № 195
Рабочая программа
По Биологии
Уровень общего образования: основное общее 5 класс
Количество часов 35
Учитель Наконечная Ольга Викторовна
Программа разработана на основе: биологии для общеобразовательных школ «Биология. 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника». - М.: Дрофа, 2012. - 382 с.
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа) | Дата |
Раздел I Пояснительная записка
Нормативные и правовые документы, учебно-методическая литература, на основе которых составлена программа: 1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
2. Программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год; 5. Базисный учебный план МБОУ –СОШ № 22 Х.КРИВОЙ ЛИМАН 6. Учебник (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141, (3) с.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
- социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает: 35 часов, 1 час в неделю.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ, творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Раздел III Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с учебным планом на 2014-2015 г. в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю, всего 35 часов.
Раздел IV Содержание учебного предмета
Введение (6 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, охрана природы.
Практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.
Контрольная работа по разделу Введению
Раздел 1. Клеточное строение организмов (11 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации: микропрепаратов растительных тканей.
Лабораторные и практические работы:
- Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором.
- Изучение клеток растений с помощью лупы.
- Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
- Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
- Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
- Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Контрольная работа по разделу Клеточное строение организмов
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи).
Лабораторные и практические работы:
- Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Раздел 4. Царство Растения (11 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни челочека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы:
- Строение зеленых водорослей.
- Строение мха (на примере местных видов)
- Строение спороносящего хвоща
- Строение спороносящего папоротника.
- Строение хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)
Итоговая контрольная работа за курс Биологии Бактерии, грибы, растения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
- овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
К метапредметным результатам обучения относятся:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
- освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами обучения являются:
- В познавательной сфере:
– формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
– расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;
- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;
- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
- В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
- В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.
- В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Раздел V Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Всего часов | В том числе на: | Дата | ||
Лабораторно-практические работы | Контрольные работы | план | факт | ||||
1 | Тема 1: «Введение» | Знать понятия «биология», «биосфера», «экология». Знать значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества | 6 | 1 | 1 (8.10) | 03.09-8.10 | |
2 | Тема 2: «Клеточное строение организмов» | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | 11 | 6 | 1 (14.01) | 15.10-14.01 | |
3 | Тема 3: «Царство Бактерии» | Выделять существенные признаки бактерий | 2 | 21.01-28.01 | |||
4 | Тема 4: «Царство Грибы» | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека | 5 | 1 | 4.02-4.03 | ||
5 | Тема 5. «Царство Растения» | Знать понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделять существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | 11 | 5 | 1 (20.05) | 11.03-27.05 | |
Итого | 35 | 13 | 3 |
Раздел VI Календарно – тематическое планирование
на 2014/2015 учебный год
Дата план | Дата факт | № урока | Тема урока | Деятельность учащихся (УУД) | Формы контроля | Оборудование | Планируемые результаты | Дом.задание | ||||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||||
Введение (6 часов) | ||||||||||||
03.09 | 1 | Биология — наука о живой природе | Определяют понятия. Раскрывают. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Оформляют коллажи, составляют схемы, выступают группой с защитой мини-проекта | Выступление групп | Мульти-Медиа Установка (ММУ), презентация Наборы рис., бумага, фломастеры, табл. «Многообразие организмов» | Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. | Овладение способами самоорганизации УД: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений. | Формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества. | §1 РТ №3,4 | |||
10.09 | 2 | Методы исследования в биологии. | Определяют понятия. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Наблюдают, проводят опыт, измеряют объём пробирок. | Взаимоконтроль, терминологический диктант. | Пробирки, мензурки, вода. | Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения. | Освоение приемов исследовательской деятельности (ИД): формулирование цели исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. | Влияние факторов риска на здоровье человека. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. | §2 РТ №7,9 | |||
17.09 | 3 | Разнообразие живой природы. Отличительные признаки живого. | Определяют понятия, сравнивают организмы разных царств, составляют план параграфа. | Фронтальная беседа. Проверка планов. | Учебники. ММУ, Презентация, таблицы. | Формирование познавательных интересов при обзоре царств природы, выявлении признаков живого. | Формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму. Структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого). | Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. | §3 РТ №12,13 | |||
24.09 | 4 | Среды обитания живых организмов. | Анализируют связи организмов со средой обитания, составляют таблицу по тексту учебника, фактам и киноматериалам | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль | ММУ, кинофрагмент, табл. | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы). | Расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов. | §4 РТ № 15,17 | ||||
1.10 | 5 | Экологические факторы и их влияние на организмы. | Экскурсия Осенние явления в жизни растений или Пр. работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Готовят отчет об экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений. | Отчёты об экскурсии, коллекции, сообщения. | Блокноты, фототехника, инструкции. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы, знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | §5 РТ № 19,20 | |||
8.10 | 6 | Контрольная работа по разделу Введению | ||||||||||
РАЗДЕЛ 1. Клеточное строение организмов (11 часов) | ||||||||||||
15.10 | 7 (1) | Устройство увеличительных приборов | Выполняют Л.Р. 1. «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором по инструкции». Работают парами. Определяют понятия. Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. | Самоконтроль. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | Лупы, микроскопы (МК), препараты (МП). | Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. | Развитие способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, использование приборов. | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами (лупы, микроскопы). | §6 РТ №23 | |||
22.10 | 8 (2) | Строение клетки | Выполняют Л.Р. 2. «Изучение строения клеток растений» по готовым препаратам, учатся зарисовывать увиденное, оформлять ЛР. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | Лупы, микроскопы, препараты, ММУ. | Умение различать на таблицах и микропрепаратах (МП) части и органоиды клетки. | §7 | |||||
29.10 | 9 (3) | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | Выполняют Л.Р. 3. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука», рассматривание его под микроскопом. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | МК, лук, вода, стёкла. Пипетки, пр. иглы. | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование МК, формулировка выводов по результатам исследования. | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). | §7 | |||
12.11 | 10 (4) | Пластиды | В группах проверяют знание органоидов клетки и их функций. Выполняют проверочную работу, Л.Р. 4. «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника», приготавливают препараты, рассматривают, зарисовывают, описывают. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР игра «Найди ошибки». | Лупы, МК, стекла, вода. Арбуз, морковь. | Формирование умения анализировать результаты лабораторной работы, делать выводы. | Выделение существенных признаков строения клетки. Различение на таблицах и МП частей и органоидов клетки, развитие эстетического восприятия живой природы (осеннюю окраску растений). | §7 | ||||
19.11 | 11 (5) | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | Наблюдают демонстрации и обсуждают результаты опытов, наблюдают, сравнивают минеральные и органические вещества, записывают наблюдения и выводы. | Взаимопроверка в группах. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР составление схемы на ИД. | Крахмал, мука, Иод, посуда, марля, спиртовка, спички. | Овладение умениями строить рассуждения, анализиро-вать, сравнивать, делать выводы. | Освоение приемов ИД: формулирование цели учебного исследования, составление его плана, фиксирование результатов, использование МК, формулировка выводов по результатам исследования. | Умение объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки, различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. | §8 | |||
26.11 | 12 (6) | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). | Выполняют Л. Р. 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи». Готовят МП, наблюдают, зарисовывают, записывают выводы. Закладывают опыты. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль. | Листья элодеи, МК, стёкла, проростки. | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. | Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом. | §9 РТ № 31 | |||
3.12 | 13 (7) | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки. | Просматривают видиоматериал, обсуждают, выделяют главное, зарисовывают схему процесса, инсценируют в группах поведение хромосом при делении. | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД игра «Найди ошибки». | ММУ, презентация проростки. | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). | Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | §9 РТ № 34,35 | ||||
10.12 | 14 (8) | Деление клетки. | Просматривают видиоматериал, обсуждают, выделяют главное, зарисовывают схему процесса, инсценируют в группах поведение хромосом при делении. | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД игра «Найди ошибки». | ММУ, презентация проростки. | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). | Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | |||||
17.12 | 15 (9) | Ткани растений | Выполняют Л. Р. 6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Работают с готовыми микропрепаратами. Составляют таблицу | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль | ММУ , презентация МК,МП. Табл. «Ткани растений». | Формирование умения сравнивать раст. и жив. ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. | Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. | Умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с МК при рассматривании микропрепаратов. | §10 РТ № 38 | |||
24.12 | 16 (10) | Обобщающий урок | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | Составление схемы на ИД, оценка работы групп. | ММУ, презентация МК, МП. | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). | Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы, умение различать на таблицах части и органоиды клетки. | ||||
14.01 | 17 (11) | Контрольная работа по разделу Клеточное строение организмов | ||||||||||
РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (2 часа) | ||||||||||||
21.01 | 18 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | Выделяют существенные признаки бактерий, зарисовывают формы клеток бактерий, составляют схему «Питание бактерий», готовят сообщения о роли бактерий. | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах. | ММУ, презентация МК, МП, | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. | Расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, выделение существенных признаков живых организмов и процессов. | §11 РТ № 42,43,44 | |||
28.01 | 19 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | Делают сообщения. Определяют понятия. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. | Составление схемы на ИД, биологический диктант. | ММУ, презентация, табл. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | Овладение способами самоорганизации УД, развитие навыков целеполагания и планирования ЛУД; оценки собственного вклада в деятельность группы; самооценки личных учебных достижений. | Освоение приемов оказания первой помощи при простудных заболеваниях. | §12 РТ № 45,46,47 | |||
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов) | ||||||||||||
4.02 | 20 (1) | Царство Грибы. | Находят общие черты строения и жизнедеятельности грибов, выделяя существенное, зарисовывают схему строения гифов, определяют понятия. | Самоконтроль | ММУ, муляжи, коллекции. | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы). | Развитие способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. | Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы расширение и систематизация знаний о многообразии грибов, формирование представлений о связях между грибами, растениями и животными, определение признаков царства Грибы, сравнение их с растениями и животными; освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, различение на таблицах съедобных и ядовитых грибов. | §13 РТ № 48,49 | |||
11.02 | 21 (2) | Шляпочные грибы | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы Лабораторные и практические работы: Л.Р. 7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | Составление схемы на ИД. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | Муляжи плодовых тел грибов. ММУ, презентация или фильм, фотографии. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе умение видеть, и беречь красоту. | Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений. | §14 РТ № 51 | ||||
18.02 | 22 (3) | Плесневые грибы и дрожжи | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы | Составление схемы на ИД. | МК, ММУ, фильм «Дрожжи». | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование МК и лупы, формулировка выводов по результатам исследования. | Расширение и систематизация знаний о многообразии грибов, выделение существенных признаков живых организмов и процессов. | §15 | |||
25.02 | 23 (4) | Грибы-паразиты | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Готовят сообщения «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы). | Игра «Найди ошибки». | ММУ, презентация, плодовые тела трутовиков. | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). | Овладение способами самоорганизации УД, развитие навыков целеполагания и планирования ЛУД; оценки собственного вклада в деятельность группы; самооценки личных учебных достижений. | Знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека на примере спорыньи и др. грибов-паразитов. | §16 РТ № 55 | |||
4.03 | 24 (5) | Мир грибов | Разгадывают биологические загадки, определяют по рис. И микропрепаратам Грибы, рисуют схемы строения грибной клетки, оценивают свои знания по теме. | Составление схемы на ИД, определение и описание МП. | Табл., муляжи, микроскопы и м. препараты грибов. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы- различение на таблицах съедобных и ядовитых грибов. | РТ тренировочные задания стр.37-39 | |||
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (11часов) | ||||||||||||
11.03 | 25 (1) | Водоросли, их многообразие | Выполняют Л.Р. 8. «Строение зеленых водорослей». Оформляют работу, рисуют, делают выводы, сравнивают с рисунками учебника и таблиц, отвечают на вопросы. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | ММУ, фильм «Водоросли», гербарий, рисунки. | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Овладение способами самоорганизации УД, развитие навыков целеполагания и планирования ЛУД; оценки собственного вклада в деятельность группы; самооценки личных учебных достижений. | Расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, определение принадлежности растений к отделам водорослей. | §17 РТ № 58 | |||
18.03 | 26 (2) | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. | Составляют схемы и коллажи, сочиняют сказки, разгадывают загадки, выступают перед классом. | Составление схемы на ИД. Ответы на вопросы. | ММУ, фильм «Водоросли», гербарий, рисунки. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. | Умение сравнивать представителей низших и высших растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. | §18 РТ № 64 | |||
1.04 | 27 (3) | Лишайники | По фото, коллекциям и раздаточному ММУ определяют группы лишайников, выясняют особенности строения и жизнедеятельности , значение. Зарисовывают и подписывают лишайники. Оценивают свои знания. | Биологический диктант, игра «Найди ошибки». | ММУ, фото лишайников, фильм | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). | Овладение способами самоорганизации УД: постановки цели и планирования; самооценки личных учебных достижений. | Умение находить лишайники в природе, различать накипные, листоватые и кустистые лишайники овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты. | §19 РТ № 67 | |||
8.04 | 28 (4) | Мхи. | Выполняют Л. Р. 9. «Строение мха». Выделяют существенные признаки мхов. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы. | ММУ, фото мхов, фильм. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. | Определение существенных признаков мхов, знание представителей отдела. Сравнение кукушкина льна и сфагнума. | §20 РТ № 70 | |||
15.04 | 29 (5) | Папоротники, хвощи, плауны | Выполняют Л. Р. 10. «Строение спороносящего хвоща или Строение спороносящего папоротника». Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы. | ММУ, презентация. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | Овладение способами самоорганизации УД, развитие навыков целеполагания и планирования ЛУД; оценки собственного вклада в деятельность группы; самооценки личных учебных достижений. | Выявление признаков папоротников. Хвощей и плаунов, умение узнавать распространённые виды мхов, хвощей, папоротников. | §21 | |||
22.04 | 30 (6) | Голосеменные растения | Выполняют Л. Р. 11. «Строение хвои и шишек хвойных растений». Выделяют существенные признаки Голосеменных. Или работают по заданию во время экскурсии. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы или отчёт по заданию на экскурсию. | Для ЛР: ветви и шишки, лупы, фото, ММУ. Для экскурсии: инструкции, фототехника. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, умение видеть, создавать и беречь красоту. | Освоение приемов ИД: формулирование цели учебного исследования (наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования. | Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. | §22 РТ № 73 | |||
29.04 | 31 (7) | Покрытосеменные растения | Выполняют Л.Р. 12 «Строение цветкового растения», выявляют особенности цветковых, любуются красотой, читают стихи о цветах, слушают музыку, поют песни. | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы. | ММУ, фильм, фото, фонограммы, гербарии. | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | Определение принадлежности растений к отделу Голосеменные, сравнение их со споровыми растениями, различение на живых объектах и таблицах органов растений, представителей отдела. | §23 РТ № 77 | |||
6.05 | 32 (8) | Экскурсия «Раннецветущие растения» | Знакомятся с раннецветущими растениями, оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. | Отчёт об экскурсии. | Инструкции, фототехника. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, умение видеть, создавать и беречь красоту. | Освоение приемов ИД: формулирование цели учебного исследования (наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования. | Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы, знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | Отчёт об экскурсии | |||
13.05 | 33 (9) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Делают сообщения, находят ошибки в рассказе, анализируют связь изменений условий на Земле и растительного мира. | Составление схемы на ИД, игра «Найди ошибки» | Табл. «Развитие растительного мира». | Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.). | Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений. | Овладение умением характеризовать основные этапы развития растительного мира, методы изучения древних растений. | §24 РТ тренировочные задания стр.55-58 | |||
20.05 | 34 (10) | Итоговая контрольная работа за курс Биологии Бактерии, грибы, растения | ||||||||||
27.05 | 35 (11) | Здравствуй, Зелёное Лето! | Систематизируют и обобщают понятия раздела. Подводят итоги за год. Обсуждают план выполнения летних заданий. | Составление схемы на ИД. | ММУ, муз. записи, коллекции, гербарии. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. | Развитие эстетического восприятия природы, освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями. | Летние задания |
Раздел VII Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.
4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2014 г.
5. Интернет ресурсы на усмотрения учителя.
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Раздел VIII Результаты освоения учебного курса и система их оценки
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Критерии оценок
Устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений.
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Письменный ответ
Оценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи, применять полученные знания на практике. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае: Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного –двух недочетов.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ-СОШ №22 от 2014г. № Булько С.Е._______________________
Руководитель МС ___________________ _________________.2014г.
/ Зинкевич Е.В./
Контрольная работа по теме Введение
08.10.2014 год Ф.И. ____________________________________
Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Биология – это наука, изучающая
- космические тела
- живые организмы
- строение Земли
- минералы
А2. Отношения организмов между собой и с окружающей средой изучает наука
- Генетика
- цитология
- зоология
- экология
А3. Растения изучает наука
- зоология
- микробиология
- ботаника
- экология
А4. Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает наука
- фенология
- вирусология
- бактериология
- физиология
А5. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли, которая называется
- биосферой
- гидросферой
- литосферой
- стратосферой
А6. Метод исследования, который позволяет выявить влияние определенных контролируемых условий на изучаемый объект, называют
- экспериментом
- наблюдением
- опытом
- измерением
А7. Свойство организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется
- обменом веществ
- раздражимостью
- развитием
- саморегуляцией
А8. Наиболее сложные и разнообразные условия жизни по сравнению с другими средами характерны для
- водной среды
- наземно-воздушной среды
- почвы
- живого организма как среды
А9. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических
- влажность
- свет
- конкуренцию за пищу
- температуру
Задания части В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Экологические факторы делят на
- абиотические
- природные
- биотические
- антропогенные
- климатические
- сезонные
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В2. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.
ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
А) медведь 1) наземно-воздушная
Б) щука 2) водная
В) акула 3) почва
Г) крот 4) другие организмы как среда
Д) заяц
Е) ель
Ж) землеройка
З) дождевой червь
И) паразиты в кишечнике человека
К) простейшие в желудке коровы
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
В3. Распределите организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.
ОРГАНИЗМЫ ЦАРСТВА
А) азотобактерии 1) Бактерии
Б) береза 2) Грибы
В) лось 3) Растения
Г) дельфин 4) Животные
Д) паук
Е) одуванчик
Ж) опенок
З) подберезовик
И) сосна
К) цианобактерии
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Контрольная работа №2
Вариант 1.
Уровень А
1. В старых клетках хорошо заметны:
а) ядро б) хромосомы в) оболочка г) вакуоль (0,5 баллов)
2. Какие структуры хорошо видны на рисунке:
а) хлоропласты
б) хромосомы
в) вакуоль
г) лейкопласты ( 1 балл)
3. Какие процессы в клетках клубня картофеля происходят при его варке?
а) Заполнение межклетников водой; б) разрушение хромосом; в) образование межклеточного вещества; г) разрушение межклеточного вещества. (1,5 балла)
4. Молодая клетка отличается от старой тем, что:
а) в ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке; б) в ней одна большая вакуоль, ядро расположено в центре; в) в ней несколько маленьких вакуолей, ядро расположено в центре; г) в ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной оболочке. (1 балл)
5. Дайте определение терминам:
а) Хлорофилл - … б) Пигменты - … (2 балла)
Уровень В
6. Найдите соответствие между названиями клеточных структур и соответствующими им признаками.
А) вакуоль Б) ядро |
|
(4 балла)
Уровень С
7. Чем молодая клетка отличается от старой? (4 балла)
Вариант 2.
Уровень А
1. Красящие вещества растительной клетки называются:
а) целлюлозой б) клеточным соком, в) цитоплазмой г) пигментом (0,5 балла)
2. Какая структура располагается в цитоплазме клетки на рисунке:
а) хромосомы
б) вакуоль
в) ядро
г) хлоропласты (1 балл)
3. Какие процессы в клетках плодов арбуза происходят при их созревании?
а) заполнение межклетников водой б) разрушение хромосом в) разрушение межклеточного вещества г) образование межклеточного вещества (1 балл)
4. При делении растительной клетки в ядре можно наблюдать следующее:
а) хорошо заметны хромосомы, расхождение частей хромосом б) хорошо заметны хромосомы, беспорядочное распределение в) плохо заметны хромосомы, расхождение частей хромосом г) ядро делится пополам (1,5 балла)
5. Дайте определение терминам:
а) хлоропласт - … б) хромосомы - … (2 балла)
Уровень В
6. Найдите соответствие между названием вещества и соответствующими ему признаками:
А) целлюлоза Б) хлорофилл В) цитоплазма Г) межклеточное вещество |
|
(4 балла)
Уровень С
7. Докажите, что растительная клетка - живая структура. (4 балла)
Ответы:
Вариант 1. 1 – г 2 - б 3 - г 4 - а 6. А - 4, 7, 8 Б - 3, 5 | Вариант 2. 1 - г 2 - в 3 - в 4 - а 6. А - 5 Б - 3 В - 6 Г - 4 |
Контрольная работа №3
I вариант
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9, 10, 11,13 запишите ответ в указанном месте. |
- Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением называют:
1) тканью
2) органом
3) слоевищем
4) симбиозом
2. Выяснение размеров листа клёна остролистного является
1) | наблюдением |
2) | измерением |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой растение растёт?
1) | покровная |
2) | проводящая |
3) | основная |
4) | образовательная |
5. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе.
1) | бактерии |
2) | растения |
3) | птицы |
4) | животные |
6. Грибы размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Тело лишайников образовано организмами
1) бактерией и водорослью
2) грибом и водорослью
3) деревом и грибом
4) грибом, водорослью, бактерией
8. Дуб и клен произрастают в
1) тайге
2) саванне
3) широколиственном лесу
4) тропическом лесу
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Крот 1) Водная
Б) Тюлень 2) Почвенная
В) Стриж 3) Наземно-воздушная
Г) Заяц
Д) Акула
А | Б | В | Г | Д |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль
Ответ: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1) | ландыш |
2) | ель |
3) | огурец |
4) | кедр |
5) | сосна |
6) | береза |
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет рысь?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Евразия
3) Африка
4) Антарктида
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тундра
2) саванна
3) тропический пояс
4) тайга
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки.
1)_______________________________
2)_______________________________
3)_______________________________
4)_______________________________
Контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов
II вариант
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9,10,11,13 запишите ответ в указанном месте. |
- Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют
1) | организмом |
2) | неживой природой |
3) | живой природой |
4) | тканью |
- Учитывая все факторы состояния птичьего поголовья, ученые делают прогноз. Такой метод называют
1) | наблюдением |
2) | моделированием |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
- Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её вакуоль.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, носят название
1) автотрофы
2) хищники
3) гетеротрофы
4) хвойные
5. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой
образованы покровы тела?
1) | эпителиальная |
2) | мышечная |
3) | нервная |
4) | соединительная |
6. Мхи, хвощи, плауны и папоротники размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Цианобактерии – это представители царства
1) бактерией
2) прокариот
3) растений
4) древних водорослей
8. Плодовое тело из шляпки и ножки образует
1) мох сфагнум
2) почвенная бактерия
3) папоротник орляк
4) гриб подберезовик
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Летучая мышь 1) Водная
Б) Окунь 2) Почвенная
В) Дождевой червь 3) Наземно-воздушная
Г) Морж
Д) Кенгуру
А | Б | В | Г | Д |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
ромашка, бурундук, ель, подорожник, рожь
Ответ: ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания
1) | сосна |
2) | ландыш |
3) | ягель |
4) | кедр |
5) | крапива |
6) | кукуруза |
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет волк?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить волка в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Антарктида
3) Африка
4) Евразия
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тайга
2) саванна
3) широколиственный лес
4) тундра
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Ученые называют Человека умелого одним из далеких предков современного человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя орудия труда. Предполагают, что именно эти существа впервые научились использовать огонь и строить простые жилища из веток.
1)____________________________
2)____________________________
3)____________________________
4)____________________________
Система оценивания результатов выполнения контрольной работы
Задания №№1-8 оцениваются в 1 балл, № 9-13 в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов.
I вариант
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
1 | 2 | 9 | 21331 | |
2 | 2 | 10 | см. критерии | |
3 | 2 | 11 | 245 | |
4 | 4 | 12 | 324 | |
5 | 1 | 13 | см. критерии | |
6 | 3 | |||
7 | 2 | |||
8 | 3 |
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: Ковыль. Всё остальное относится к царству животным. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним». | 2 |
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены четыре элемента верного ответа. | 2 |
Приведено только два из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
II вариант
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
1 | 3 | 9 | 31213 | |
2 | 2 | 10 | см. критерии | |
3 | 4 | 11 | 256 | |
4 | 3 | 12 | 343 | |
5 | 1 | 13 | см. критерии | |
6 | 3 | |||
7 | 1 | |||
8 | 4 |
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: Бурундук. Всё остальное относится к царству растений. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним». | 2 |
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены четыре элемента верного ответа. | 2 |
Приведено только два из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 18-17 | 16-13 | 12-9 | 8 и менее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...