ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование исследовательских работ на уроках ботаники в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательские работы по ботанике в 6 классе по программе Пономарёвой И.Н. | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю
По программе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед)
Авторы: Пономарева Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
№ Урока | Темы уроков | № этапов урока | Темы исследовательских работ | Оборудование |
1 | Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Применение ботанических знаний. Экскурсия в школьный биологический кабинет. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Зелёные гости» | Растения биологического кабинета. Этикетки с описанием растений. Определители комнатных растений. Книги биологического кабинета |
2 | Многообразие мира растений. Жизненные формы растений. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас» | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Родина комнатных растений» «Создание географических экспозиций комнатных растений» | Живые комнатные растения, гербарии, карандаш, блокнот, ноутбук, мультимедиа-система |
3 | Общие признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Выявление общих признаков в строении разнообразных растений» «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения. | Растения биологического кабинета и пришкольного участка |
4 | Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. | 1,2,3,4,5, 6,7 | Исследовательская работа «Многообразие клеток растительного организма» « Знакомство с клетками растений». | Лупы, таблица «Строение растительной клетки», микроскоп, |
5. | Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Процессы жизнедеятельности клеток. | 1,2,3,4,5, 6,7 | Исследовательская работа «Многообразие тканей растений» | Таблица «Ткани растений», микропрепараты тканей и органов растений, ноутбук, мультимедиа-система |
6 | Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Лабораторная работа №1 « Изучение строения семени двудольных растений». | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Многообразие семян растений» | коллекция семян однодольных и двудольных растений, сухие, размоченные семена и проросшие семена фасоли, лупы , пинцеты, препаровальные иглы. |
7 | Разнообразие семян. Значение семян для растения. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Факторы, влияющие на прорастание семян» « Разнообразие семян овощных культур» «Влияние глубины заделки семян на сроки появления всходов» | Семена различных овощных культур. Всходы сорняков. |
8 | Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее строение корня и внутреннее строение корня. Зоны корня. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Влияние пикировки растений на рост корневой системы» «Виды корневых систем» «Зоны корня» | Проростки фасоли, гороха, кукурузы, луковицы с корнями Гербарии растений |
9 | Строение и значение побегов для растений. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Использование человеком разнообразия побегов растений» «Строение побега различных растений» | Растения парка, села и биологического кабинета |
10 | Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Лабораторная работа № 3 « Строение вегетативных и генеративных почек». | 5,6,7,8,9, | Исследовательская работа «Получение распустившихся веток растений» | Побеги с почками сирени, тополя или смородины чёрной. |
11 | Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Экскурсия №2 « Жизнь растений зимой» | 1,2,3,4,5, 6,7 | Исследовательская работа «Связь особенностей строения листьев растений с особенностями климата места происхождения растения» | Комнатные растения, |
12 | Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Восходящий и нисходящий путь веществ в растении» «Влияние прищипки на формирование внешнего вида растения» «Макро- и микро строение стебля» | Ветки деревьев, побеги растений |
13 | Многообразие побегов. Видоизменения надземных и подземных побегов. Лабораторная работа №4 « Строение корневища, клубня и луковицы» | 1,2,3,4,5, 6,7 | Исследовательская работа «Почему человек использует многообразные видоизменения побегов?» «Что расскажет спил дерева о его жизни?» | Видоизменённые побеги различных растений |
14 | Цветок, его значение и строение. Околоцветник, тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Многообразие цветов и соцветий биологического кабинета» «Искусственное опыление лимонов» «Для кого пахнет стапелия?» | Цветущие комнатные растения |
15 | Плод и его значение. Разнообразие плодов. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. Экскурсия №3 «Мир растений на подоконнике, путешествие с домашними растениями». | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Способы распространения плодов растений» «Какие растения распространяет моё домашнее животное?» | Коллекция сухих и сочных плодов, семян, муляжи плодов, плоды яблока, томата, киви, апельсина |
16 | Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Удобрения. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Удобрения и их влияние на рост и развитие растений» «Гидропонное выращивание растений» | Набор удобрений. Растения биологического кабинета. |
17 | Воздушное питание растений. Фотосинтез. Понятия « автотрофы» и « гетеротрофы». Роль зелёных растений как автотрофов. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Процесс фотосинтеза» | Комнатные растения |
18 | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Дыхание различных частей растения» | Комнатные растения. Термостат, термометр. |
19 | Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Испарение воды растениями» | Комнатные растения |
20 | Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение размножения. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Сергей Гаврилович Наващин – наш земляк» «Искусственное опыление лимонов» | Лимон |
21 | Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Черенкование, отводки, прививки, размножение тканями. Лабораторная работа № 5 Исследовательская работа « Черенкование комнатных растений» | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Вегетативное размножение растений» «Использование стимуляторов роста для укоренения растений» | Комнатные растения |
22 | Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Рост и развитие растение на примере растений биологического кабинета» | Комнатные растения |
23 | Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. | 1,2,3,4,5, 6,7 | Исследовательская работа «Систематика комнатных растений» Работа с определительными карточками | Комнатные растения, |
24 | Водоросли. Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве | 1,2,3,4,5, 6,7 | Исследовательская работа «Строение одноклеточных и нитчатых водорослей» | Водоросли биологического кабинета. |
25 | Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика, размножение и развитие. Значение мхов. | 1,2,3,4,5, 6,7 | Исследовательская работа «Особенности строения растения мха как высшего растения» «Многообразие мхов» «Торф» | Мхи биологического кабинета |
26 | Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Споровое размножение комнатных папоротников» «История древних папоротникообразных» | Споры папоротников, теплички. |
27 | Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие. Семенное размножение. Значение хвойных растений и лесов. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Многообразие голосеменных растений, их приспособления к условиям существования» | Живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры различных голосеменных растений. |
28 | Покрытосеменные. Их общая характеристика, многообразие и значение. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Работа с определительными карточками» «Семейства покрытосеменных в жизни человека» | гербарные экземпляры покрытосеменных растений |
29 | Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция. Значение трудов Н.И. Вавилова. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Особенности выращивания покрытосеменных культурных растений в нашем селе» «Сорта культурных растений в нашем селе» | Набор семян растений |
30 | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Выращивание колоний бактерий на различных средах» | Термостат. Чашки Петри. |
31 | Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Полезные и вредные бактерии» | Презентация «Где их только нет!» |
32 | Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, размножение. Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Роль грибов в жизни человека» «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов» «Изучение строения плесневелых грибов» «Влияние абиотических факторов на рост плесневых грибов» | Плесень, гербарии паразитических грибов. |
33 | Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие и значение лишайников. Индикаторная роль. | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Лишайники нашей местности» | Определительные таблицы |
34 | Жизнь растений в природе. Природное сообщество как биогеоценоз. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Понятие об экосистеме. Экскурсия №4 «Жизнь растений в весенний период года» | 1,2,3,4,5, 6,7,8,9, | Исследовательская работа «Биоценозы окрестностей нашего села» | Школьный определитель растений |
Этапы современного урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
3. Выявление причин затруднений, постановка цели деятельности, осмысление проекта выхода из затруднений.
4. Реализация проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа.
7. Включение в систему конкретного урока.
8. Рефлексия деятельности.
9. Творческое домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении иностранного языка
В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность получила широкое распространение, в том числе при изучении иностранного языка. Она выступает в роли личностно-ориентирова...
Исследовательские работы обучающихся в изучении химии 8 класса малокомплектной школы
Цель исследования — влияние использования исследовательского эксперимента на качество усвоения программы курса химии 8 класса. На современном этапе развития школы необходимо сочетание традиционных опы...
Статья на тему "Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии"
Статья содержит методическую помощь при изучении курса химии включая исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время...
статья "Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении истории и обществознания"
Научно - методическая статья о применениии исследовательской технологии в преподавании предметов общественно - исторических дисциплин, о роли исследовательской деятельности в реализации деятельн...
Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»
Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена в центре села, в благоприя...
Изучение истории Великой Отечественной войны через исследовательскую работу обучающихся
В данной разработке кратко изложен опыт по воспитанию патриотизма и гражданственности, приводится попытка аргументировано показать эффективность такой работы на уроках и во внеурочное время. Этот опыт...
Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)
Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...