Учебные материалы к уроку «Вирусы»
план-конспект занятия по биологии (10 класс) на тему

Бондаренко Наталия Александровна

Учебные материалы к уроку «Вирусы»  предназначены для учащихся изучающих  даную тему .  Это  основная, опорная информация которой должен владеть учащийся изучив данную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные материалы к уроку «Вирусы»

История открытия вирусов.

1) 1892 - Д.И. Ивановский описал возбудителя табачной мозаики в растениях

2) 1897 - Ф. Леффлер и П.Фрош (нем.) Обнаружили возбудителя болезни ящура у животных.

3).1898 г. - М.Бейеринк (нидерл.) Ввел понятие «вирус»

4).1917 г.. - Ф. де Еррель (франц.) Открыл бактериофаги.

5).1935 г.. - В. Стэнли (америк.) Выделил вирус ТМ в кристаллической форме и доказал его молекулярную природу. (1946р.-Нобелевская премия)

   Место вирусов в системе живой природы

                       Живая природа

             Империя Неклеточные формы жизни

                     Царство Вира

              ДНК вирусы       РНК вирусы

Жизненный цикл вируса: Внеклеточная фаза - образует кристаллические скопления характерной для каждого вируса формы и размера. В таком состоянии они могут находиться десятки лет не теряя способности к заражению организмов. Внутриклеточная фаза - образование комплекса вирус - клетка во время размножения вируса.

Строение вируса

а) Молекула ДНК или РНК;

б) Белковая оболочка, окружающая нуклеиновую кислоту - капсид

Класификация вирусов: Простые. Состоят из нуклеиновой кислоты - ДНК или РНК - и белковой оболочки (капсида) Сложные. Состоят из нуклеиновой кислоты - ДНК или РНК, белковой оболочки, содержащие липопротеидную мембрану которая является частью плазматической мембраны клетки - хозяина, углеводы и ферменты.

Классификация вирусов по типам капсидов.

 Различают три основных типа капсидов:

  1.Икосаедрический

  2.Спиральний

  3 Сложный

Форма капсида  в ДНК и РНК вирусов различна: в РНК вирусов только кубическая и спиральная, а в ДНК вирусов она кубическая, спиральная, сложная.

Классификация вирусов по типу нуклеиновых кислот

         ДЕЗОКСИВИРУСЫ                                                               РИБОВИРУСЫ

1) ДНК двухцепочная   2)ДНК одноцепочная       3)РНК двухцепочная         4)РНК одноцепочная

аденовирусы                  крысиный вирус              вирусы раневых опухолей    ВТМ , грипп,

герпевирусы                                                                 растений , ВИЧ               онкогенные РНК вирусы

бактериофаги                                                                                                         полиомиэлит,

вирусы оспы                                                                                                           бешенство, корь

вирус гепатита                                                                                                        энтеровирусы.

Механизмы проникновения вируса: На поверхности клетки есть особые рецепторные участки, а оболочка вируса имеет соответствующие прикрепительные белки "узнают" эти участки. Этим обеспечивается специфичность вирусов - они поражают только определенный тип клеток определенного вида организмов.

Внутрь клетки вирус проникает такими путями:

- Вирусные оболочки сливаются с клеточной мембраной (например, вирус гриппа);

- Путем пиноцитоза;

- Через поврежденные участки клеточной стенки.

Защитные реакции организма против вирусных инфекций:

1) В ответ на проникновение вирусов, в организме человека и животных вырабатываются антитела белковой природы - иммуноглобулины. Они блокируют прикрепительные белки вируса и те не способны связываться с клеточной мембраной;

2) В ответ на проникновение вируса в клетку, могут производиться защитные белки - интерфероны, подавляющие размножение вирусов;

3) Клеточный иммунитет - способность определенных видов лейкоцитов распознавать инфицированные вирусами клетки и уничтожать их;

4) Организм  который перенес определенную вирусную инфекцию, сохраняет невосприимчивость к ее возбудителю

Жизненный цикл бактериофага

. http://rudocs.exdat.com/data/56/55167/55167_html_1f768e3c.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....

Подготовка мультимедийных учебных материалов для уроков в коррекционной школе VIII вида

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь»(Древняя китайская мудрость)За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные измене...

Учебные материалы к уроку истории в 5 классе

Содержит учебные пособия и методические рекомендации к урокам истории в 5 классе...

Учебные материалы к урокам по УМК "Spotlight"

Данные учебные материалы содержат конспекты уроков и итоговое тестирование для проверки знаний, умений и навыков по УМК "Spotlight" в 5,6 и 9 классах...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом на уроках обществознания на примере изучения темы "Межнациональные отношения".

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебнымматериалом на уроках обществознанияна примере изучения темы  "Межнациональные отношения"....