Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии
тест по биологии на тему
Тесты
для подготовки к ЕГЭ по биологии
Тесты составлены по материалам ЕГЭ прошлых лет. Задания выбирались из сборников с грифом ФИПИ (институт – разработчик ЕГЭ). Ответы приводятся по тем же источникам. К некоторым даны мои комментарии.
Все задания разбиты по темам, соответствущим главам школьных учебников. Предназначены как для самостоятельной подготовки к ЕГЭ, так и для школьных факультативов.
Каждый тест представлен в двух файлах – 1) без ответов и 2) с овтетами. Правильные ответы помечены знаком + или даны в таблице соответствий.
Рекомендуется сначала прорешать задания в файле без ответов, расставить плюсики у тех ответов, которые вы считаете правильными, а потом сравнить свой результат с ответами, данными разработчиками экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_botanika_mv_s_otvetami.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами. стр. из
Тесты
для подготовки к ЕГЭ по биологии
Составитель – доцент СУНЦ НГУ к.б.н. М.А. Волошина
Новосибирск 2008
Тесты составлены по материалам ЕГЭ прошлых лет. Задания выбирались из сборников с грифом ФИПИ (институт – разработчик ЕГЭ). Ответы приводятся по тем же источникам. К некоторым даны мои комментарии.
Все задания разбиты по темам, соответствущим главам школьных учебников. Предназначены как для самостоятельной подготовки к ЕГЭ, так и для школьных факультативов.
Каждый тест представлен в двух файлах – 1) без ответов и 2) с овтетами. Правильные ответы помечены знаком + или даны в таблице соответствий.
Рекомендуется сначала прорешать задания в файле без ответов, расставить плюсики у тех ответов, которые вы считаете правильными, а потом сравнить свой результат с ответами, данными разработчиками экзамена.
Литература.
При составлении были использованы следующие источники:
- ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов. / Автор-составитель Р.А. Петросова. – М.: ЭКСМО, 2008. – 272 С.
- Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Биология. Составитель: Манамшьян Т.А. М.: ООО РУСТЕСТ, 2006. С грифом ФИПИ. доступна в сети http://metodik.bryanskedu.net/?id=777
- Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. ЕГЭ 2008. Выполнение заданий части 3 (С). М.: Экзамен, 2009. – 350 С. (без грифа ФИПИ, но есть хорошие задачи)
- Варианты ЕГЭ с сайта http://down.ctege.org/ege/ (без ответов)
- Демоверсии на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/view/sections/91/docs/
Авторские права.
Составление и комментарии.
© М.А. Волошина 2008
Тема 11. Ботаника
Задания части А
Выберите один ответ, который является наиболее правильным
- Растения какой группы образовали залежи каменного угля?
А) моховидные | В) цветковые |
Б) папоротниковидные + | Г) древние водоросли |
демоверсия 2009
- Приспособленность растений к опылению насекомыми хараетеризуется
- образованием большого количества пыльцы
- наличием легкой неклейкой пыльцы
- цветением до распускания листьев
- наличием в цветках нектара, яркого венчика +
- Правильная схема классификации растений
- вид → род → семейство → порядок → класс → отдел +
- вид → семейство → порядок → род → класс → отдел
- вид → отдел → класс → порядок → род → семейство
- вид → класс → отдел → порядок → род → семейство
- Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как
- по способу питания они являются гетеротрофами
- их можно встретить в разных средах обитания
- их клетки содержат органические вещества
- их клетки имеют оформленное ядро +
- Выберите верное утверждение.
- Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро.
- Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост.
- В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества.
- Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами. +
демоверсия 2009
- Гриб, тело которого представлено разветвленным многоядерным мицелием, не разделенным на клетки –
А) пеницилл | В) мукор + |
Б) дрожжи | Г) головня |
- Двудольные растения в отличие от однодольных имеют
- сетчатое жилкование листьев +
- мочковатую корневую систему
- цветки трехчленного типа
- стебель соломину
- Первыми наземными растениями были
А) риниофиты + | В) плауны |
Б) хвощи | Г) голосеменные |
- Эволюция предков покрытосеменных растений сопровождалась следующим ароморфозом
- развитием пыльцевой трубки
- образованием семени
- формированием плода +
- образованием многоклеточного зародыша
- Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к
- улучшению минерального питания растений
- повышению интенсивности фотосинтеза
- экономному расходованию воды +
- улавливанию солнечного света
- В симбиоз с деревьями вступают
А) трутовики | В) плесневые грибы |
Б) бактерии гниения | Г) шляпочные грибы + |
- Кпубень и луковица— это
А) органы почвенного питания | В) генеративные органы |
Б) видоизмененные побеги + | Г) зачаточные побеги |
- Грибы длительное время считали растениями, так как они
- имеют сходное клеточное строение с растениями
- неподвижны, растут в течение всей жизни +
- относятся к группе гетеротрофных организмов
- имеют сходный процесс обмена веществ
- В состав лишайников входят водоросли
А) бурые | В) диатомовые |
Б) зеленые + | Г) красные |
- Тело, состоящее из слоевища, имеют
А) водоросли + | В) папоротниковидные |
Б) голосеменные | Г) хвощевидные |
- В отличие от голосеменных растений у плауновидных отсутствует
А) опыление + | В) образование гамет |
Б) оплодотворение | Г) развитие гаметофита |
- К споровым растениям относятся
А) голосеменные | В) моховидные + |
Б) покрытосеменные | Г) зеленые водоросли |
- Мужские гаметы — спермии лишены жгутиков и неподвижны у
А) зеленых водорослей | В) моховидных |
Б) красных водорослей + | Г) плауновидных |
- Ткань, проводящая минеральные соли из почвы к листьям, входит в состав
А) древесины + | В) луба |
Б) сердцевины | Г) пробки |
- Злаки чаще всего относятся к растениям
А) ветроопыляемым + | В) самоопыляемым |
Б) насекомоопыляемым + | Г) опыляемым птицами |
- Утолщенные боковые и придаточные корни растений -
А) корневые шишки + | В) клубни |
Б) корневища | Г) корнеплоды |
- Корни, развивающиеся на стеблевой части побега, называются
А) главными | В) придаточными + |
Б) боковыми | Г) мочковатыми |
- У можжевельника обыкновенного развиваются
А) орешки | В) шишки + |
Б) ягоды | Г) зерновки |
- Если удалить верхушку корня растения, то
- растение погибнет +
- корень будет продолжать рост в длину +
- образуются корневые шишки +
- вырастает много боковых корней +
- Семязачаток расположен в завязи у
А) папоротниковидных | В) голосеменных |
Б) хвощевидных | Г) покрытосеменных + |
- Спермии у покрытосеменных растений образуются из
- вегетативной клетки пыльцевого зерна
- генеративной клетки пыльцевого зерна +
- центральной диплоидной клетки зародышевого мешка
- гаплоидной клетки зародышевого мешка
- Возникновение двойного оплодотворения, развитие триплоидного эндосперма, появление плода - ароморфозы, возникшие в процессе эволюции у
А) голосеменных | В) папоротниковидных |
Б) покрытосеменных + | Г) хвощевидных |
- Корневые волоски расположены
- между зоной растяжения и проведения +
- над зоной всасывания
- между зоной деления и зоной растяжения
- сразу над корневым чехликом
- Наиболее крупной систематической единицей Царства растений является
А) тип | Б) отдел + | В) класс | Г) порядок |
- Только древесными формами в современной флоре представлены
А) папоротниковидные | В) голосеменные + |
Б) хвощевидные | Г) покрытосеменные |
- Для двудольных растений характерно:
- хорошо развитый эндосперм семени
- дуговое жилкование листьев
- мочковатая корневая система
- вторичный рост стебля в толщину +
- Приспособлением у растений, обеспечившим независимость оплодотворения от водной среды, явилось возникновение
А) плода | В) пыльцевой трубки + |
Б) цветка | Г) спороносных колосков |
- Укажите количество отделов в представленном списке растений: нивяник обыкновенный, донник лекарственный, кукушкин лен, щитовник мужской, папоротник орляк, сосна обыкновенная.
А) 3 | Б) 4 + | В) 5 | Г) 6 |
Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные
- У голосеменных растений в образовании семени участвует
А) завязь | В) зародышевый мешок |
Б) семязачаток + | Г) околоцветник |
- Соцветие кисть и плод стручок или стручочек характерны для
А) пасленовых | В) мотыльковых |
Б) сложноцветных | Г) крестоцветных + |
- Эволюция предков покрытосеменных растений сопровождалась следующим ароморфозом
- развитием пыльцевой трубки
- образованием семени
- формированием плода +
- образованием многоклеточного зародыша
- Укажите количество классов в представленном списке растений: ежа сборная, мятник луговой, тростник сахарный, ландыш майский, бамбук обыкновенный, алоэ древовидный
А) 1 + | Б) 2 | В) 4 | Г) 6 |
Класс Однодольные ?
- Эндосперм покрытосеменных растений развивается из
- тканей семязачатка
- центральной клетки зародышевого мешка +
- стенок завязи
- оплодотворенной яйцеклетки
- Плод ягода или коробочка характерен для
А) пасленовых + | В) сложноцветных |
Б) мотыльковых | Г) крестоцветных |
- Особенностью раннецветущих растений является
- повышенное содержание сахаров в клетках +
- пониженная концентрация сахаров в клетках
- толстые клеточные стенки
- отсутствие в клетках вакуолей
- Наличие в клетках высших споровых растений хлорофилла b свидетельствует о их происхождении от
А) бурых водорослей | В) цианобактерий |
Б) зеленых водорослей + | Г) багрянок |
- Водоросли в отличие от хвощевидных растений
А) размножаются спорами | В) не формируют настоящие ткани + |
Б) не имеют клеточного строения | Г) не содержат в клетках ядро |
- Для однодольных растений характерно(-а)
- стержневая корневая система
- отсутствие эндосперма в семени
- перистое жилкование листьев
- отсутствие камбия +
Комментарий [2]. Для однодольных растений характерно отсутствие камбия, обеспечивающего рост осевых органов в толщину.
- Дня производства лекарственных препаратов выращивают гриб
А) мукор | В) спорынью |
Б) трутовик | Г) пеницилл + |
- Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав
А) споры | В) почки |
Б) семени + | Г) заростка |
- В семейство объединяют растения на основе
А) строения корневой системы | В) строения цветка и плода + |
Б) жилкования листьев | Г) строения стебля + |
- Выберите верное утверждение.
- Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро.
- Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост.
- В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества.
- Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами. +
демоверсия 2009
Задания части В
Выберите три верных ответа из шести предложенных
- По каким признакам грибы можно отличить от животных?
- питаются готовыми органическими веществами
- имеют клеточное строение
- растут в течение всей жизни +
- имеют тело, состоящее из нитей-гифов +
- всасывают питательные вещества поверхностью тела +
- имеют ограниченный рост
- В отличие от голосеменных, у покрытосеменных растений
- яйцеклетка развивается в архегонии
- отсутствует околоплодник
- эндосперм семени триилоидный +
- семязачаток расположен внутри завязи +
- оплодотворение происходит в зародышевом мешке +
- пыльцевая трубка обеспечивает доставку спермия к яйцеклетке
- Важнейшие ароморфозы у покрытосеменных растений – это появление
A) пыльцевой трубки | Г) сосудов в древесине + |
Б) цветка + | Д) двойного оплодотворения + |
B) семени | Е) неподвижных спермиев |
- К высшим споровым растениям относятся
A) зеленые водоросли
Б) моховидные +
B) папоротниковидные +
Г) багрянки
Д) покрытосеменные
Е) хвощевидные +
- Появление голосеменных растений сопровождалось следующими ароморфозами
A) формированием зародышевого мешка
Б) возникновением завязи
B) двойным оплодотворением
Г) формированием эндосперма — питательной ткани для зародыша +
Д) возникновением пыльцевой трубки +
Е) образованием семени +
- Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ | ОТДЕЛ |
1) в большинстве – травянистые растения | А) Папоротниковидные |
2) преобладают деревья и кустарники | Б) Голосеменные |
3) размножаются спорами | |
4) размножаются семенами | |
5) оплодотворение не связано водной средой |
Ответ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | Б | А | Б | Б |
- Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК | СЕМЕЙСТВО |
1) чашечка из пяти сросшихся чашелистиков | А) Крестоцветные |
2) чашечка из четырех свободных чашелистиков | Б) Пасленовые |
3) плод коробочка или ягода | |
4) плод стручок или стручочек | |
5) венчик из пяти сросшихся лепестков | |
6) шесть тычинок |
Ответ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б | А | Б | А | Б | А |
- Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК | ОТДЕЛ |
1) преобладание в жизненном цикле гаметофита | А) Моховидные |
2) наличие ризоидов | Б) Плауновидные |
3) тело образовано стеблем, корнем и листьями | |
4) развитие спорофита на гаметофите | |
5) гаметофит представлен заростком | |
6) развитие спор в спорангиях, находящихся в спороносных колосках |
Ответ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | А | Б | А | Б | Б |
- Установите последовательность ярусного расположения растений в широколиственном лесу, начиная с самых тенелюбивых растений.
А) липа | 5 |
Б) рябина | 4 |
В) мох | 1 |
Г) крушина | 3 |
Д) ветреница | 2 |
Ответ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В | Д | Г | Б | А |
Задания части С
Вопросы со свободным ответом. Примечание. Ключевое слово здесь – развернутый. Потому что оценка дается по присутствию двух-трех «элементов ответа», записанных в ключе. При этом, однако, следует строго придерживаться вопроса, не уходя в сторону.
Ответы даны по сборникам Петросовой и Манамшьяна.
- В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА |
1) у папоротников появились корни |
2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань |
3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком |
демоверсия 2009
- Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА |
1) буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань |
2) сосуды обеспечивают транспорт воды в листья |
3) ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы |
4) клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа |
демоверсия 2009
- Объясните, как происходит процесс раскрывания устьиц на свету.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА |
1) замыкающие клетки устьиц содержат хлорофилл, и на свету в них происходит фотосинтез |
2) повышение концентрации глюкозы в клетках вызывает поступление в них воды |
3) объем замыкающих клеток увеличивается и, вследствие разной толщины клеточных стенок, форма клеток изменяется, и устьица открываются |
[2]
- Объясните, почему подберезовики нельзя выращивать на искусственных питательных субстратах, а шампиньоны можно.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА |
1) подберезовики образуют микоризу с корнями деревьев |
2) органические вещества, необходимые для питания, подберезовики получают от растений |
3) шампиньоны не образуют микоризу и питательные вещества поглощают из субстрата |
[2]
- Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Папоротники - древние споровые растения.
2 Из споры у них развивается заросток.
3. Заросток папоротников не содержит хлорофилла.
4. Он питается за счет питательных веществ, запасенных в споре.
5. Папоротники цветут один раз в году.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА |
ошибки в предложениях 3, 4, 5 |
3) заросток папоротников содержит хлорофилл |
4) он питается за счет питательных веществ, синтезируемых при фотосинтезе |
5) папоротники не цветут |
[2]
- Укажите, какие признаки характерны для цветков насекомоопыляемых растений.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА |
1) цветки или соцветия яркие и относительно крупных размеров |
2) цветки могут содержать нектарники и обладают ароматом |
3) пыльца относительно крупных размеров, клейкая или с выступом для прикрепления к насекомым |
[2]
- Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1.Тело лишайников представлено слоевищем.
2. Оно состоит из водоросли и гриба.
3. Водоросль снабжает лишайник водой с растворенными минеральными солями.
4. Гриб снабжает водоросль органическими веществами.
5. Гриб, входящий в состав лишайника, может встречаться в свободноживущем виде.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА |
ошибки в предложениях 3, 4, 5 |
3) водоросль снабжает лишайник органическими веществами, синтезированными при фотосинтезе |
4) гриб снабжает водоросль водой с растворенными минеральными солями |
5) гриб, входящий в состав лишайника, не встречается в свободноживущем виде |
[2]
- Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1.К голосеменным растениям относятся хвойные.
2. В качестве проводящей ткани у них сосуды и трахеиды.
3, У голосеменных развивается пыльцевая трубка, обеспечивающая доставку спермия к яйцеклетке.
4. Спермии голосеменных имеют два жгутика и подвижны.
5. У голосеменных семя содержит зародыш и питательную ткань для него — триплоидный эндосперм.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА |
ошибки в предложениях 2, 4, 5 |
2) проводящая ткань голосеменных представлена трахеидами, сосуды у них отсутствуют |
4) спермии голосеменных без жгутиков и неподвижны |
5) эндосперм голосеменных гаплоидный |
[2]
- Школьники находились на поле поздней осенью, когда стебли растений уже пожухли. Учитель дал им задание найти участок поля, на котором произрастали бобовые растения. Как они смогут это сделать?
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА |
1) Так как стеблей у растений уже нет, то задача состоит в том, чтобы отличить бобовые растения по корням.. |
2) Бобовые растения образуют симбиоз с азотофиксирующими клубеньковыми бактериями |
3) Следовательно, на корнях бобовых будут клубеньки. |
Деркачева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".
Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....
Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по биологии.
Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники....
Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".
Данные тесты содержат по 10 вопросов по темам "Память" и "Чувства и эмоции". К каждому вопросу даётся 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. За каждый правильный ответ ученик получает 1 ба...
Тесты по подготовке к ЕГЭ по биологии
Выборка тестов из ФИПИ по теме "Животные"...
Тренировочный тест ждя подготовки к ОГЭ по биологии по теме: "Эндокринная система"
Данный тест состоит из 40 вопросов по названной теме разного уровня сложности. Среди них есть вопросы, которые предусматривают узнавание изображения на рисунке и описание функций отранов, которые изоб...
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Простейшие"
Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе....
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"
Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе....