Хоровод лепестков
методическая разработка по биологии на тему
Цель: Закрепить и углубить знания учащихся о многообразии и значении цветов.
Задачи:
1. Мотивировать учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин.
2. Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности за красоту природы.
3. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности через показ красоты красок, форм цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Хоровод лепестков»
Из опыта работы
учителя биологии МОУ Байновская СОШ Панкратьевой Н.П.
и учителя экологии МОУ Байновская СОШ Половниковой М.В.
Цель: Закрепить и углубить знания учащихся о многообразии и значении цветов.
Задачи:
1. Мотивировать учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин.
2. Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности за красоту природы.
3. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности через показ красоты красок, форм цветов.
Оформление: выставка букетов, цветочная поляна, комнатные растения. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией и музыкой по теме.
Форма: познавательно – развлекательная игра-конкурс для учащихся 6 – 7 классов.
Рекомендации к проведению мероприятия: игра–конкурс проводится в течение недели экологии для учащихся 6 – 7 классов.
Подготовка:
- Создание команд-участников конкурсной программы (по пять человек от класса).
- Подготовка заданий для конкурсов.
- Подготовка ведущих программы и театрализованного представления.
- Подготовка «домашнего задания» командами: приветствие, легенда о цветке.
- Подготовка призов участникам конкурсов.
Ход праздника
Звучит музыка «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского и демонстрируются слайды цветов.
Ведущий:
В небе радуга-дуга опустилась на луга,
В поле солнышко играет,
Оживилось всё кругом!
И цветы в росе сияют
Тихим ласковым огнём.
Ведущий:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, тёплые костры.
Ведущий: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее, чем цветы. Это – хрупкие, драгоценные дары природы. Нет ничего живописнее и поэтичнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм и линий красоты. Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть раньше не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Например, он берёт крупинку мягкой чёрной земли, затем он берёт дождя дождинку и воздуха голубой лоскуток, и лучик, солнышком прошитый, всё смешает потом. Вырастает он: то красный, то синий, то сиреневый, то золотой…
Ведущий: Цветы способны «задеть» самые сокровенные струны души человека. А сколько нежности в их названиях: маргаритка, незабудка, василёк… Цветы описаны в легендах, им посвящены сказки, стихи, музыкальные произведения. Цветы украшают нашу жизнь.
Сегодня мы соберём букет из разных цветов и узнаем многое о них.
На сцену под музыкальное сопровождение выбегают учащиеся в костюмах цветов. Звучит музыка П.И.Чайковского «Апрель. Подснежники» из цикла «Времена года».
Тюльпан:
Мы – первые весенние цветочки:
Тюльпан, прострел, гусиный лук.
Мы радуемся солнечным денёчкам,
И нас счастливей просто нет.
Подснежник:
В саду, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку,
Зелёную вытянул ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?
Ведущий: Эти первые весенние цветы прокладывают дорогу множеству жёлтых, белых, синих, лиловых полевых цветов. Прежде, чем продолжить путешествие по цветочной полянке, познакомимся с участниками команд, прибывшими на праздник.
(Приветствие команд 6 – 7-х классов. Названия команд: «Незабудки», «Маки», «Ромашки», «Васильки».)
Ведущий: О цветах сложено много легенд. Однажды богиня Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала названия и хотела удалиться, но вдруг услышала слабый голосок:
- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя.
Оглянулась богиня – никого не видно. Снова хотела удалиться – вдруг опять слышит:
- Не забудь меня, Флора!
Пригляделась внимательней и увидела, наконец, голубенький цветочек, совсем крохотный.
- Хорошо! – сказала она. – Ты будешь называться незабудкой! Я наделяю тебя чудесной силой: станешь возвращать память тем людям, которые забыли близких, друзей, Родину. С тех пор незабудка считается символом памяти, любви и верности.
А какие легенды о цветах известны вам?
(Конкурс домашних заданий «Легенда». Каждая команда представляет инсценировку легенды о цветке.)
Легенда о ландыше. Удалого юношу Садко полюбила водяная царица, но тот отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная водяная царица вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши. С тех пор этот цветок считают символом чистой и нежной любви.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется – его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы… и цветы…
Давай послушаем! А вдруг
Услышим я и ты.
(Звучит песня «Ландыши» О. Фельцмана).
Легенда о фиалке. Легенда рассказывает, что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога Солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите. И Великий Громовержец укрыл её в тенистой роще, превратив в цветок. В Сицилии его изображали на монетах. У древних галлов он считался символом скромности и невинности. Им восхищался Шекспир. Гете мечтал, чтобы его родной Веймар утопал в благоухании этого цветка.
В лесах сыроватых, где бродят туманы,
Где в травах опушек росинки блестят,
Ты в сумерках запах услышишь медвяный:
Ночная фиалка струит аромат.
В Бразилии где – то цветут орхидеи –
Большие, как бабочки, чудо – цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее,
Хоть пышной ты в нём не найдёшь красоты
Под песню «Полевые цветы» (муз. Р.Паулса, слова П. Ковалёва) выходит хоровод цветов: фиалка, кипрей, ромашка, колокольчик, незабудка, василёк.
Ведущий: А эти цветы вы встретите в полевом букете. Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные неприхотливые цветы, растущие на опушках лесов и лугах России.
Нежная фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь Иван-да-Марья, одуванчик там,
Жёлтенькие звёзды всюду по лугам.
Ведущий: я приглашаю вас принять участие в конкурсе «Собери букет». Ваша задача: собрать открытку с изображением цветка, дать его название и краткую информацию о нём.
(Открытка с изображением цветка разрезана на 12 частей неправильной формы). Конкурс проходит на фоне песни «Букет».
Ведущий: Знаете ли вы песни с названиями цветов? Давайте вспомним!
Конкурс для зрителей.
Ведущий: Продолжаем конкурсную программу. Мы собрали букет цветов. Каждый цветок хранит легенду, о каждом написаны строки поэтами, они запечатлены в музыке. Не только эстетические чувства вызывают в нас цветы, они приносят людям пользу, используются в медицине, косметологии, парфюмерии. Предложенные вам вопросы помогут выявить самого знающего цветовода.
- Назовите города с «растениями».
Участники должны перечислить города, в названии которых есть названия цветка, растения.
Ответ: Астра-хань, Пет-роза-водск, Ива-ново, Мели-тополь, Запо-рожь-е.
- Блиц-опрос (вопрос-ответ).
- Какие цветы днём закрываются, а ночью открываются? (Душистый табак, маттиола).
- Почему многие цветы издают аромат днём, а некоторые ночью? (Для привлечения насекомых-опылителей).
- Какие многолетние цветы вы знаете? (Флоксы, маргаритки, астры).
- Назовите луговые бобовые растения. (Клевер луговой, донник, горошек мышиный).
- Назовите цветы, имеющие вьющиеся стебли. (Душистый горошек, вьюнок, декоративная фасоль).
- Назовите медоносные растения. (Гречиха, акация, липа, клевер).
- Из цветов каких растений получают эфирные масла? (Роза, лаванда, жасмин, резеда, облепиха).
- Какие луковичные растения растут в садах? (Лилия, тюльпан, нарцисс, гладиолус).
- Какие цветы используют в медицине для изготовления лекарств? (Тысячелистник, ландыш, кошачья лапка, зверобой, душица, наперстянка).
- Из каких цветов варят варенье? (Роза, одуванчик).
- Назовите цветы, в названии которых заключены женские и мужские имена. (Иван-да-Марья, василёк, маргаритка, Иван-чай, вика).
- Какой цветок приходится дедушкой розе? (Шиповник).
- Какие цветы пахнут мёдом? (Алиссум),
- Родина растения – Южный Китай, Япония. Оно не вянет, цветёт зимой. Цветы жёлтые у корня. Среди этих растений прячутся змеи. У этого растения два названия. (Аспидистра, дружная семейка).
3. Загадки.
- Я и в поле, и в саду у прохожих на виду, голова моя бела, лепестками проросла. (Ромашка)
- Весной я красный, как кумач, летом я похож на мяч, а осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)
- Название какого цветка связано со звоном? (Колокольчик).
- Название какого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия? (Ирис).
- Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения? (Незабудка).
4. «Музыкальные» цветы.
- Назвать растения, в названии которых есть две ноты. (Си-ре-нь, по-ми-до-р, фа-соль).
- Назвать растения, в названии которых есть одна нота. (Пер-си-к, до-нник, ре-вень, коноп-ля, подма-ре-нник, ми-ндаль, ва-си-лёк).
Ведущий: Молодцы! Наступило время конкурса «Узнай растение по описанию».
Выставляются несколько комнатных растений с названиями. Ведущий зачитывает описание растений.
1. Широко распространённое неприхотливое растение с длинными ярко-зелёными линейными листьями, собранными в пучки. Существуют более декоративные разновидности: на их листьях есть яркие белые продольные полоски, расположенные по краю и середине листа. У взрослого растения из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие цветочные стрелки, на которых появляются невзрачные мелкие белые цветы. (Хлорофитум)
2. Многолетнее вечнозелёное растение. Цветёт почти круглый год при обилии света. Цветки крупные, собраны в зонтиковидные соцветия различной окраски (белые, розовые, красные, малиновые). Выращивают большое количество видов и сортов, объединённых в четыре группы: зональные, крупноцветковые, плющелистные, душистые. (Пеларгония)
3. Суккулентное растение. Листья мясистые, собраны в розетку или расположены поочерёдно. Размножаются отростками, которые за два – три дня до пересадки подсушивают. Поливают умеренно, зимой редко. Растение хорошо выдерживает сухость воздуха, яркое солнечное освещение. (Алое)
Ведущий: Да, интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней цветы, - изумительные её творения. Нет лучшего способа украсить свою жизнь цветами, чем вырастить их на садовом или пришкольном участке. Место, где вы решите их вырастить, называется цветником. Сейчас мы предлагаем участникам конкурса проявить себя в роли дизайнеров и составить проект клумбы.
Конкурс «Проект цветника». Учащимся предлагаются картинки разных цветочно-декоративных растений, типичных для региона. Участники конкурса составляют проект цветника, учитывая рекомендации по агротехнике.
Ведущий: Много столетий назад люди собирали большие коллекции растений. Однако это занятие было доступно лишь немногим, в основном правителям и влиятельным вельможам. Они имели возможность приобретать редкостные цветы по очень высокой цене. Например, луковицы тюльпана стоили целое состояние, а розы входили в перечень роскоши древних римлян. Лилии, наряду с драгоценностями, укладывались в усыпальницы египетских фараонов. Продав всего одну луковицу гиацинта в Голландии два столетия назад, можно было купить себе дом, лошадей и жить, больше не заботясь о пропитании.
Ведущий: Сегодня мы не платим огромных денег за полюбившееся растение. В наших силах создать собственный цветник. Все вместе мы можем сделать пришкольную территорию яркой и красивой – в этом нам помогут проекты ваших уголков красоты. Каждому классу я дарю семена, из которых весной и летом вы сможете вырастить красивые цветы.
Ведущий: Вот и побывали мы на цветочной полянке. Впереди ещё много открытий. Пусть вас всегда сопровождают красивые цветы. А сейчас пришло время подвести итоги участия команд в конкурсах.
(Подведение итогов конкурсной программы, поощрение участников конкурсов.)
На фоне музыки появляются цветы; они держатся за руки, читают стихи.
Анютины глазки:
Сколько нас, пышноцветных, весёлых,
Распустилось у всех на виду
Под широкими окнами школы,
В вашем залитом солнцем саду.
Лилия:
Вы из нас составляйте букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое, свежее лето
Вместе с нами вернётся в ваш дом.
Ведущий:
В родных лесах и на лугах,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Ведущий: Спасибо всем, кто участвовал в программе. До новых встреч!
Звучит музыка «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского и демонстрируются слайды цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Флористика. Изготовление плоскостных композиций из засушенных цветов, листьев, лепестков.
Открытый урок по технологии в 5 классе....
Занятие с элементами технологии мастерских из серии «Цветы из бисера». Изготовление лепестка
Впервые в практике коррекционной школы в занятие включены элементы инновационной технологии педагогических мастерских. На занятии используются нетрадиционные для коррекционной школы методы: частично-п...
Лепестки из детства
ПОСЛЕДНИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС В 9 КЛАССЕ...
Хороводы хороводятся, песни реченькой текут...
Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры, бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей. Цель:...
План-конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе "Бисероплетение", 1 год обучения на тему "Цепочка цветков из шести лепестков"
В ходе занятия по теме "Цепочка цветков из шести лепестков" обучающиеся отрабатывают навыки низание бисера в одну нить, приемы работы на леске, умения работать по схеме....
методическая разработка "изготовление цветов с жесткими лепестками" в технике квиллинг
подробное описание этапов урока и технологии изготовления цветка розы в технике квиллинг с фотографиями этапов работы и готовых изделий...
Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»
Форма урока: урок-практикум Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно роди...