рабочая программа
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Коряжмы»
Рассмотрено Утверждено
на заседании методического совета приказом директора
Протокол №1 от 5 сентября 2014 г. № 353
от 5 сентября 2014 г.
Рабочая программа
по предмету
биология
профильный уровень образования
класс 10 -11
на 2013 -2015 учебный год
Учитель: Спиричева Елена Викторовна
Кв. категория высшая
г. Коряжма
Пояснительная записка
Программа составлена на основе примерных программ по учебным предметам.
БИОЛОГИЯ 10-11 классы
Серия «Стандарты второго поколения
Руководители проекта: вице – президент РАО А.А.Кузнецов, академик РАО М.В.Рыжаков, член – корреспондент РАО А.М.Кондаков.
М.: Просвещение, 2011. – 59с. – (Стандарты второго поколения).
Количество часов: 204 часа (3 часа в неделю)
Лабораторных работ: 16
Практических работ: 38
Контрольных работ: 3
Учебник: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова биология профильный уровень 10 – 11 класс Москва: Издательский центр «Вентана-Граф». 2012г.
Общая характеристика программы
Программа по биологии для средней (полной) общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам среднего (полного) общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения. В программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с программами для основного общего образования.
Основное содержание курса ориентировано на фундаментальное ядро содержания биологического образования. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В отличии программы базового уровня на профильном уровне объем содержания изучаемого расширен и конкретизирует содержание.
Профильное обучение предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения с учетом интересов учащихся к биологическим наукам, что обеспечивает их подготовку к выбору определенной профессии, а также к оптимальной подготовке учащихся к ЕГЭ. Усвоение системы научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий подростка на общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром, а также становится источником нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством формирования мировоззрения.
Учебная деятельность старших школьников с учетом профильного обучения направлена на саморазвитие и самообразование.
Таким образом, в программе цели изучения биологии представлены на разных уровнях:
- собственно целей с разделением на личностные, метапредметные и предметные;
- образовательных результатов (требований) с разделением на метапредметные, предметные и личностные;
- учебных действий
Структура программы
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, содержание курса на профильном уровне, тематическое планирование и список по оснащению учебного процесса.
1. Пояснительная записка. В пояснительной записке раскрыты особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами, дается общая характеристика курса биологии. Уделяется внимание целям изучения курса биологии. Образовательные результата представлены: на метапредметном, предметном и личностном уровнях.
2. Основное содержание. Этот раздел включает перечень изучаемого содержания на профильном уровне с указанием количества часов, лабораторных работ, практических работ и экскурсий.
3. Тематическое планирование. В этом разделе представлен перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы на профильном уровне, характеристика основного содержания основных видов деятельности ученика.
4. Список оснащения учебного процесса. В этом разделе дано описание материально-технической базы кабинета биологии.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Программа по биологии для среднего (полного) общего образования строится с учетом следующих содержательных линий:
- отличительные особенности живой природы
- уровневая организация живой природы;
- эволюция
Цели биологического образования в старшей школе сформированы на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.
Глобальные цели биологического образования:
Социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
Ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
Развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
Овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной, нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
Формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Результаты освоения курса биологии
Личностные результаты:
1. реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2. признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и всех людей, реализации установок здорового образа жизни;
3. сформировать познавательные мотивы, направленные на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметные результаты:
1. овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2. уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4. уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1.в познавательной сфере:
- - характеристика содержания биологических теорий, учения Вернадского, законов Менделя, закономерностей изменчивости…
- - выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- - объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно- научной картины мира, научного мировоззрения;
- - приведение доказательств единства живой и неживой природы, родства живых организмов с использований ем биологических теорий, законов и правил;
- - установление взаимосвязей строения и функций молекул в клетке, органоидов клетки, пластического энергетического обменов;
- - умение пользоваться современными биологическими терминами и символикой;
- - решение задач разной сложности по биологии;
- - составление схем скрещивания;
- - описание клеток растений и животных, особей вида по морфологическому критерию и описание микропрепаратов
- - выявление изменчивости, приспособленности, ароморфозов, идиоадаптаций и т.п.;
- - исследование биологических систем на биологических моделях;
- - сравнение биологических объектов, процессов и формулировка выводов на основе сравнения.
2. в ценностно-ориентационной сфере:
- - анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека;
- - определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам поведению и природной среде;
- - оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.
3. в сфере трудовой деятельности:
- - овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов;
- - освоение приемов грамотного оформления результатов биологических исследований.
4. в сфере физической деятельности:
- - обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных заболеваний, вредных привычек.
Место курса биологии в базисном учебном плане.
Программа по биологии составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Тематическое планирование составлено с ориентацией изучения курса биологии на профильном уровне по 3 часа в неделю в 10 – 11 классах.
10 класс
Основное содержание курса.
.
Биология как наука. Методы научного познания (7 ч.).
Биология как наука. Объект изучения биологии – живая природа. Уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Методы познания живой природы.
Математическое использование биологических процессов и явлений. Система живой природы.
Объект изучения биологии – живая природа. Свойства живых организмов. Уровни организации живой природы. Биологические системы.
Лабораторные и практические работы.
- Лабораторная работа №1
Тема: «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования».
Клетка (23ч.)
Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр). М.Шлейден и Т. Ванн – основоположники клеточной теории. Клеточная теория. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Удвоение молекулы ДНК. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Мембранные и немембранные органоиды, ядро, хромосомы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции. Начальные этапы развития жизни на Земле и развитие знаний о клетке.
Лабораторные и практические работы.
- Лабораторная работа №2
Тема: «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание».
- Лабораторная работа №3
Тема: «Приготовление и описание клеток растений и животных»
- Лабораторная работа №4
Тема: «Обнаружение белков, углеводов, и липидов в биологических объектах»
- Лабораторная работа №5
Тема: «Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки (печени). Качественная реакция на ДНК».
- Практическая работа №1
Тема: «Опыты по определению каталитической активности ферментов».
- Практическая работа №2
Решение задач:
«Самокопирование и декодирование молекул ДНК».
Клетка – структурная единица живого(10ч.)
Многообразие клеток. Доядерные и ядерные клетки; соматические и половые. Прокариотическая клетка. Значение прокариот в биоценозах, их экологическая роль. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Вирусы. Меры профилактики вирусных заболеваний. Мембранный транспорт. Клеточное ядро. Хромосомы. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Лабораторные и практические работы.
- Лабораторная работа №6
Тема: «Физиологические свойства клеточной мембраны (плазмолиз и деплазмолиз)».
- Лабораторная работа №7
Тема: «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»
Клетка – функциональная единица живого (14ч.).
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Пластический обмен. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка Биосинтез белка. Роль АТФ в обмене энергии в клетке. Энергия и жизнь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Лабораторные и практические работы.
- Практическая работа №3
«Опыты по изучению фотосинтеза».
- Практическая работа №4
Тема: «Сравнение процессов брожения и дыхания».
- Практическая работа №5
Тема: «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».
- Лабораторная работа № 8
Тема: «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».
- Практическая работа №6
Тема: «Сравнение клеток растений, животных, грибов и бактерий».
Организм. Клетка – единица размножения и развития (6ч.).
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Гаметогенез. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Индивидуальное развитие организма: этапы эмбрионального развития и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Лабораторные и практические работы.
- Лабораторная работа №9
«Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»
- Практическая работа №7
Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза»
- Практическая работа №8
«Изучение хромосом на готовых микропрепаратах».
- Практическая работа №9
Тема : «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных»
Организм – единое целое. Многообразие организмов (6 ч.).
Организм. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь, как основа целостности организма. Ткани и органы растительного и животного организмов. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Гетеротрофы. Типы гетеротрофного питания. Автотрофы.
Размножение организмов (12ч.)
Воспроизведение организмов, его значение. Формы бесполого размножения. Амитоз. Половое размножение. Партеногенез. Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Особенности спорового размножения. Искусственное опыление у растений. Эволюционная роль самца и самки. Половые различия. Системы спаривания. Гипотезы брачных систем человека. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Лабораторные и практические работы.
- Практическая работа №10
«Сравнение процессов бесполого и полового размножения».
- Практическая работа №11
Тема: «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных».
- Практическая работа №12
Тема: «Решение задач по вопросам митоза, мейоза и оплодотворения»
Индивидуальное развитие организмов (10 ч.)
Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Взаимное влияние частей развивающегося зародыша. Причины нарушений развития организма. Постэмбриональное развитие. Жизненные циклы и чередование поколений. Онтогенез растений. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Старение и смерть организма. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Лабораторные и практические работы.
- Практическая работа №13
«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
Наследственность и изменчивость – свойства организмов (14ч.).
Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Методы генетики. Г.Мендель – основоположник генетики. Современное представление о гене и геноме. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Аллельные гены. Анализирующие скрещивание. Неполное доминирование.
Лабораторные и практические работы.
- Практические работы № 14, 15, 16, 17, 18
«Решение генетических задач»
Календарно – тематическое планирование (10 класс – 3 часа)
№ | Тема урока Профильного уровня | Лабораторные и практические работы Литература | Дата |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания мира (7 часов) | |||
1. | Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 2.09 | |
2. | Современная естественно-научная картина мира. | 5.09 | |
3. | Система живой природы. | Богданов (таблица) | 5.09 |
4. | Методы познания живой природы. Лабораторная работа №1 Тема:«Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования». | Л/Р 1 А.О.Рувинский | 10.09 |
5. | Методы познания живой природы. Математическое использование биологических процессов и явлений. | А.О.Рувинский | 12.09 |
6.. | Объект изучения биологии – живая природа. Свойства живых организмов. | 12.09 | |
7. | Уровни организации живой природы. Биологические системы. | 17.09 | |
Раздел 2. Клетка (53) | |||
1 | Цитология – наука о клетке. Методы изучения клеток: дифференциального центрифугирования, меченых атомов. | 19.09 | |
2. | Методы изучения клеток. Лабораторная работа №2 Тема: «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание». | Л/Р 2 А.О.Рувинский | 19.09 |
3. | Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке. | ||
4. | Эволюция протобионтов. | Захаров | |
5. | Начальные этапы биологической эволюции. | Захаров | |
6. | Клеточная теория, ее роль в становлении естественнонаучной картины мира. Лабораторная работа №3 Тема: «Приготовление и описание клеток растений и животных» | Л/р3 | |
7, 8 | Начальные этапы развития жизни на Земле и развитие знаний о клетке. | Обобщающий урок 2ч, 1ч из резервного времени Захаров (книга для учителя) | |
9. | Химический состав клетки (макро- и микроэлементы). Неорганические вещества, их роль в клетке. | ||
10. | Вода, особенности строения и ее роль в живой системе – клетке. | П.Кемп, К.Армс | |
11. | Роль минеральных солей и входящих в их состав катионов и анионов в жизни клетки. | Книга для учителя П.Кемп, К.Армс Захаров, Рувинский | |
12. | Химический состав клетки: органические вещества (углеводы и липиды). | ||
13. | Углеводы, строение и функции. | Рувинский | |
14. | Липиды, строение и функции. | Рувинский | |
15. | Биологические полимеры – белки. Практическая работа №1 Тема: «Опыты по определению каталитической активности ферментов». | П/р 1 | |
16. | Функции белков | ||
17. | Лабораторная работа №4 Тема: «Обнаружение белков, углеводов, и липидов в биологических объектах» | Л/р 4 | |
18. | Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты | ||
19. | Генетический код | Захаров (книга для учителя) | |
20. | Практическая работа №2 Решение задач: «Самокопирование и декодирование молекул ДНК». | П/р 2 | |
21. | АТФ. Удвоение молекулы ДНК. | ||
22. | Лабораторная работа №5 Тема: «Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки (печени). Качественная реакция на ДНК». | Л/р 5 | |
23. | Промежуточный контроль знаний по теме: «Химическая организация клетки». | семинар | |
Клетка – структурная единица живого. | |||
24. | Многообразие клеток. Доядерные и ядерные клетки; соматические и половые. | ||
25. | Прокариотическая клетка. | Захаров (книга для учителя) | |
26. | Значение прокариот в биоценозах, их экологическая роль. | Захаров (книга для учителя) | |
27. | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. | Семинар | |
28. | Биологические мембраны. Лабораторная работа №6 Тема: «Физиологические свойства клеточной мембраны (плазмолиз и деплазмолиз)». | Л/р 6 Рувинский | |
29. | Мембранный транспорт. | П.Кемп, К.Армс и (1 том) | |
30 РК | Вирусы. Меры профилактики вирусных заболеваний. | ||
31. | Клеточное ядро. | ||
32. | Хромосомы. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Лабораторная работа №7 Тема: «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» | Л/р 7 Рувинский | |
33 | Контрольная работа по теме: «Клетка, ее строение и химический состав». | К/Р 1 (разноуровневая) | |
Клетка – функциональная единица живого. | |||
34. | Энергия и жизнь | П.Кемп, К.Армс и (1 том) | |
35. | Роль АТФ в обмене энергии в клетке. | П.Кемп, К.Армс | |
36. | Энергетический и пластический обмен, их сущность и значение. | ||
37. | Стадии энергетического обмена. Гликолиз. | ||
38. | Кислородное окисление. | ||
39. | Сущность и значение фотосинтеза. | П/Р 3 «Опыты по изучению фотосинтеза». | |
40. | Световые и темновые реакции фотосинтеза. | ||
41. | Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. | ||
42. | Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка. | 14.01 | |
43. | Репликация ДНК. Транскрипция. Генетический код. | 16.01 | |
44. | Трансляция. | 16.01 | |
45. | Обобщение знаний по теме: «Обмен веществ и превращение энергии» | семинар | 21.01 |
46. | Практическая работа №4 Тема: «Сравнение процессов брожения и дыхания». Практическая работа №5 Тема: «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». | П/Р 4 П/Р 5 | 23.01 |
47. | Лабораторная работа № 8 Тема: «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». Практическая работа №6 Тема: «Сравнение клеток растений, животных, грибов и бактерий». | П/Р 6 Л/Р 8 | 23.01 |
Клетка – генетическая единица живого. | |||
48. | Жизненный цикл клетки. Деление клетки – основа роста и размножения организмов. | 28.01 | |
49. | Фазы митоза. | Л/Р 9 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | 30.01 |
50. | Мейоз, его фазы. | П/Р 7 Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза» | 30.01 |
51. | Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | П/Р 8 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах». | 4.02 |
52 | Развитие половых клеток у цветковых растений. | 6.02 | |
53. | Развитие половых клеток у позвоночных животных (овогенез и сперматогенез). | П/Р 9 Тема : «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных» | 6.02 |
Раздел 3. Организм () Организм – единое целое. Многообразие организмов. | |||
1. | Организм. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь, как основа целостности организма. | 15.04 | |
2. | Ткани и органы растительного организма. | 10.04 | |
3. | Ткани и органы животного организма. | 10.04 | |
4. | Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 22.04 | |
5. | Гетеротрофы. Типы гетеротрофного питания (сапротрофы, паразиты). | 17.04 | |
6. | Автотрофы. | 17.04 | |
Размножение организмов. | |||
7. | Воспроизведение организмов, его значение. | 11.02 | |
8. | Формы бесполого размножения. Амитоз. | 13.02 | |
9. | Половое размножение. Партеногенез. | П/Р 10 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения». | 13.02 |
10. | Оплодотворение. | 18.02 | |
11. | Двойное оплодотворение у цветковых растений. | 20.02 | |
12. | Особенности размножения споровых растений. | 20.02 | |
13 | Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | 25.02 | |
14. | Эволюционная роль самца и самки. Половые различия. | П.Кемп, К.Армс | 27.02 |
15. | Системы спаривания. Гипотезы брачных систем человека. | П.Кемп, К.Армс | 27.02 |
16. | Внешнее и внутреннее оплодотворение | семинар | 4.03 |
17. | Практическая работа №11 Тема: «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных». | П/Р 11 | 6.03 |
18. | Практическая работа №12 Тема: «Решение задач по вопросам митоза, мейоза и оплодотворения» | П/Р12 | 6.03 |
Индивидуальное развитие организмов. | |||
19. | Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. | 11.03 | |
20. | Эмбриональный период развития. | 13.03 | |
21. | Взаимное влияние частей развивающегося зародыша. | Рувинский | 13.03 |
22. | Причины нарушений развития организмов. | Рувинский | 18.03 |
23. | Постэмбриональное развитие. Жизненные циклы и чередование поколений. | Рувинский и др. | 20.03 |
24. | Онтогенез растений. | Рувинский | 20.03 |
25. | Индивидуальное развитие человека. | П/Р 13 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | 4 четверть 1.04 |
26. | Репродуктивное здоровье | 3.04 | |
27. | Старение и смерть организма. | 3.04 | |
28. РК | Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | Семинар | 8.04 |
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | |||
29. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 24.04 | |
30. | Методы генетики и изучения наследственности человека. | 24.04 | |
31. | Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. | 29.04 | |
32. | Современное представление о гене и геноме. | Рувинский | 1.05 |
33. | Признаки – как выражаются гены. | Э Уиллет (генетика) | 1.05 |
34. | Г.Мендель – основоположник генетики. | 6.05 | |
35. | Ученый монах | Э Уиллет (генетика) | 8.05 |
36. | Опыты Менделя. Распространение законов Менделя. | Э Уиллет (генетика) | 8.05 |
37. | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. | П/Р 14 «Решение генетических задач» | 13.05 |
38. | Гибридологический метод Изучения наследования признаков Г. Менделя. | П/Р 15 «Решение генетических задач» | 15.05 |
39. | Горох и Дрозофила как объекты генетических исследований | 15.05 | |
40. | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г.Менделя. | П/Р 16 «Решение генетических задач на 1 и 2 законы Менделя» | |
41. | Аллельные гены. Анализирующее скрещивание. | П/Р 17 «Решение генетических задач на анализирующее скрещивание» | |
42. | Неполное доминирование. | П/Р 18 «Решение генетических задач на неполное доминирование» |
11 класс
Основное содержание курса.
Наследственность и изменчивость – свойства организма (18 часов)
Хромосомная теория наследственности. Закон Т.Моргана. определение пола. Наследование сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетические карты. Современные представления о гене и геноме. Генетические карты. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека и их профилактика. Наследственная и ненаследственная изменчивостть. Мутации, их причины. Влияние мутагенов на организм человека. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.
Практические и лабораторные работы.
П/Р 19 - 23 «Решение генетических задач
Л/Р 10 «Изменчивость признаков у животных и человека.
Л/Р11 «Модификационная изменчивость».
Генетика – теоретическая основа селекции (9 часов)
Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение).
Эволюция видов (42 часа)
Доказательства эволюции живой природы. Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди – Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособлений к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Микро- и макроэволюция. Формы эволюции. Пути и направления эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс, их причины.
Лабораторные и практические работы
Л/Р 12 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»
Л/ р13 « Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию»
П/ р 24 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»
П/Р 25 «Сравнение движущего и стабилизирующего отбора»
П/Р 26 «сравнение процессов экологического и географического видообразования»
Л/ р 14 Тема: « выявление изменчивости у особей одного вида»
Л/Р 15 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»
П/ р 27 Тема: «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.
П/Р 28 «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции»
Л/Р 16 Тема: «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»
Происхождение и эволюция жизни на Земле (12 часов)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Этапы эволюции органического мира на Земле. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.
Лабораторные и практические работы.
П/Р 29 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»
Происхождение и эволюция человека (10 часов)
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Происхождение и единство человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Лабораторные и практические работы
П/Р 30 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Экосистемы (20 часов).
Экологические факторы, их значение в жизни организма . Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша. Видовая и пространственная структура экосистемы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Агроэкосистемы. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Лабораторные и практические работы.
П/Р 31 «выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах).
П/Р 32 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов»
П/Р 33 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
П/Р 34 «Описание экосистем своей местности»
П/Р 35 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).
П/Р 36 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»
П/Р 37 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»
П/Р 38 «Решение экологических задач»
Календарно – тематическое планирование (11 класс – 3 часа)
№ | Тема урока Профильного уровня | Лабораторные и практические работы Литература | Дата |
Раздел 1. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. (18 часов) | |||
1. | Наследование признаков при дигибридном скрещивании | П/Р 19 «Решение генетических задач» | |
2. | Наследование признаков при полигибридном скрещивании | ||
3. | Наследование при взаимодействии генов | П/Р 20 «Решение генетических задач» | |
4. | Ген и хромосомная теория наследственности. | ||
5. | Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана | П/Р 21 «Решение генетических задач» | |
6.. | Типы определения пола. Наследование сцепленное с полом. | П/Р 22 «Решение генетических задач» | |
7. | Геном человека. Современные представления о гене и геноме. | Глава 6. Генетика путеводитель | |
8 | Методы изучения генетики человека. | Пименов Уроки биологии Стр.233 | |
9 | Решение генетических задач на разные типы наследования. | П/Р 23 «Решение генетических задач» | |
10. | Наследственные болезни человека, их причины и профилактиека. | ||
11 | Значение генетики для медицины, ее этические аспекты. | Стр. 91 – учебник | |
12. | Факторы, определяющие здоровье человека. | Стр. 95 – учебник | |
13. | Изменчивость – важнейшее свойство организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | Лабораторная работа №10 «Изменчивость признаков у растений, животных и человека». | |
14. | Модификационная изменчивость. Норма реакции. | Л/Р 11 «Модификационная изменчивость». (приложение – учебник) | |
15. | Наследственная изменчивость и ее типы. | ||
16 | Контрольная работа №1 по теме: « Основы генетики». | К/Р 2 | |
17. | Мутагены и их влияние на живую природу и человека. | Стр.117 – учебник | |
18. | Развитие знания о наследственной изменчивости.. | Стр.121 – учебник Семинар (исследования и рефераты) | |
Раздел 2. Генетика – теоретическая основа селекции (9 часов) | |||
19. | Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | ||
20. | Вклад Вавилова в развитие селекции. | ||
21. | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | Книга для чтения по дарвинизму – стр.47 | |
22. | Методы селекции, их генетические основы. | ||
23. | Особенности селекции растений. | ||
24. | Особенности селекции животных. | ||
25. | Особенности селекции микроорганизмов. Биотехнология, ее направления, достижения, перспективы развития. | ||
26. | Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. | Стр.146 – учебник | |
27. | Семинар по теме: « Селекция и биотехнология на службе у человечества». | Исследовательские работы (защита) Стр. 152 учебник | |
Раздел 3. Эволюция видов (42 часа) | |||
28. | Доказательства эволюции живой природы | ||
29. | История представлений об эволюции живой природы. | Захаров Стр.318 – учебник 10 | |
30. | Креационизм и трансформизм. | Захаров Стр.318 – учебник 10 | |
31. | Развитие эволюционных идей (учения К.Линнея и Ж.Б.Ламарка). | ||
32. | Естественнонаучные предпосылки теории Ч.Дарвина. | Захаров – стр.360 | |
33. | Общая характеристика додарвинского периода. | Семинар | |
34. | Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее значение. | ||
35. | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | Захаров – стр.365 | |
36. | Учение Ч.Дарвина об естественном отборе. | Захаров – стр. 372 | |
37. | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Зачет | |
38. | Формирование синтетической теории эволюции | Стр. 326 учебник 10 | |
39. | Современная теория эволюции. | ___ « ___ | |
40 | Вид – его критерии и структура. | ||
41. | Лабораторная работа №12. Тема: «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». | Л/р 12 Стр. 391 – учебник 10 | |
42. | Лабораторная работа №13 Тема: « Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» | Л/Р 13 Стр.393 – учебник 10 | |
43. | Популяция – структурная единица вида. | ||
44. | Популяция как структурный компонент биогеоценоза. | Стр.251 – учебник 10 | |
45. | Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга. | Стр.257 – учебник 10 Кириленко – подготовка к ЕГЭ стр.23 | |
46. | Движущие силы эволюции. | ||
47. | Микроэволюция и факторы эволюции. | Стр. 261 учебник 10 | |
48. | Движущий и направляющий фактор эволюции. | Стр.265 учебник 10 | |
49. | Практическая работа №24 тема: «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | П/Р 24 | |
50. | Формы естественного отбора. | П/Р 25 «Сравнение движущего и стабилизирующего отбора» | |
51. | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. | ||
52. | Лабораторная работа №14 Тема: « выявление изменчивости у особей одного вида» | Л/Р 14 | |
53. | Способы видообразования. | П/Р 26 «сравнение процессов экологического и географического видообразования» | |
54. | Генетические процессы в популяциях | Кириленко – подготовка к ЕГЕ стр.37 – 41 | |
55. | Приспособленность организмов. | Л/Р 15 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | |
56. | Практическая работа 27 Тема: «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. | П/Р 27 | |
57. | Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). | ||
58. | Контрольная работа по теме: «Факторы и движущие силы эволюции» | К/Р 3 | |
59 | Пути и направления эволюции. | П/Р 28 «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции» | |
60. | Биологический прогресс и регресс, их причины. | Л/Р 16 Тема: «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных» | |
Раздел 4 Происхождение и эволюция жизни на Земле (12 часов) | |||
61. | Гипотезы происхождения жизни. | П/Р 29 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле» | |
62. | Современные гипотезы возникновения жизни. | Стр. 71 – учебник 10 | |
63. | Предыстория происхождения живого на Земле. | Стр.77 | |
64. | Физико–химическая эволюция планеты Земля. | Стр.81 | |
65. | Этапы возникновения жизни на Земле. | ||
66. | Биологическая эволюция в развитии биосферы. | Стр.91 | |
67. | Хронология развития жизни на Земле. | Стр.95 | |
68. | Развитие жизни в Архейской эре | ||
69. | Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах | ||
70. | Основные ароморфозы в эволюции растений и животных | ||
71. | Развитие жизни в мезозойской эре. | ||
72. | Развитие жизни в кайнозойской эре | ||
Раздел 5. Происхождение человека и эволюция человека (10 часов) | |||
73 | П/Р 30 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | П/Р 30 | |
74. | Венец природы. | Киселев (дарвинизм) – стр. 176 | |
75. | Роль труда в происхождении человека. | Киселев (дарвинизм) – стр. 183 | |
76. | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | ||
77. | Движущие силы антропогенеза. | ||
78. | Направления эволюции человека. | ||
79. | Этапы эволюции человека. | ||
80. | История становления вида Homo sapiens | Стр. 288 – учебник 10 Киселев (дарвинизм) – стр. 189 | |
81. | Особенности эволюции человека. | Стр.295 – учебник 10 Киселев (дарвинизм) – стр. 197 | |
82. | Расы и гипотезы их происхождения. | Киселев (дарвинизм) – стр. 201. Этология, учебник 10 – стр.304 | |
Раздел 6. Экосистемы (20 часов). | |||
83. | Влияние экологических факторов на организмы. | П/Р 31 «выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах). | |
84. | Организм и окружающая среда. | П/Р 32 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов» | |
85. | Экологические факторы. Биологические ритмы. | П/Р 33 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | |
86. | Закон оптимума. Закон минимума. | ||
87. | Фотопериодизм. | ||
88. | Экологическая ниша. Межвидовые отношения. | ||
89. | Биогеоценоз как биосистема и экосистема. | ||
90. | Учение о биогеоценозе и об экосистеме. | ||
91. | Видовая и пространственная структура экосистемы. | ||
92. | Природное сообщество в концепции биогеоценоза. | Стр. 153 П/Р 34 «Описание экосистем своей местности» | |
93. | Другие характеристики биогеоценоза. | Стр. 158 | |
94. | Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. | Стр. 161 П/Р 35 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). | |
95. | Экологические пирамиды чисел. | 8.05 | |
96. | Условия устойчивости экосистемы. | Стр.193 | 8.05 |
97. | Последствия влияния человека на экосистемы. | П/Р 36 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» | 13.05 |
98. | Стадии развития экосистемы. | 15.05 | |
99. | Сукцессия. Агроэкосистемы. | П/Р 37 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» | 15.05 |
100. | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. | ||
101. | Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. | ||
102. | .Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. | П/Р 38 «Решение экологических задач» |
Рекомендации по оснащению учебного процесса.
Натуральные объекты
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по общей биологии (Общая гистология)
Световые школьные микроскопы
Модели
Модель ДНК
Модели – аппликации
Деление клетки
Синтез белка
Учебные пособия на печатной основе
Таблицы
Строение животной клетки
Митоз
Мейоз
Гаметогенез
Оплодотворение цветковых растений
Биосинтез белка
Энергетический обмен
Фотосинтез
Индивидуальное развитие хордовых
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...