"Обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
На людей во всем мире обрушивается огромный поток информации о загрязнении природной среды и с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого мысль, о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. Изменить состояние окружающей среды мы не сможем, но сделать окружающий мир приятным для глаз - это в наших силах. Поэтому наше внеклассное мероприятие посвящено экологической тематике, и мы вместе постарались ответить на вопросы: Что происходит с нашей планетой? Что каждый из нас может сделать?
Ресурс имеет широкий диапазон применения. Его можно использовать на уроках природоведения, биологии, экологии, географии в разных классах от начального звена до старшего; на классных часах, включать во внеклассные мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий внеклассного мероприятия "Обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля" | 835.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БИО - ЭКО Марафон
«Обитатели одной планеты,
пассажиры одного корабля»
Гаджиева Жанета Романовна
учитель биологии СОШ № 31
г. Владикавказ, РСО – Алания
Задачи:
Развивать познавательный интерес к проблемам и задачам экологии; поразмышлять о вреде, который человек наносит природе и какую ответственность несет каждый за экологическую обстановку на территории своей школы, города, страны и мира в целом. Научить работать: с дополнительной литературой, информацией в Интернете. Помочь ученикам открыть и реализовать творческий потенциал и приобрести навыки использования знаний в практической жизни.
Воспитывать культуру поведения в природе.
Оформление:
Таблица с расшифровкой слова «экология», выставка детских рисунков «Экология глазами детей», плакаты «Сохраним редкие виды животных Северной Осетии», «Охраняемые дикорастущие растения Северной Осетии», рефераты и презентации учащихся, видеоролики, презентация «Обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля».
Актуальность:
Учтены все возрастные группы
Вступление.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
Слово учителя
На фоне музыки А. Моцарта «Реквием» цитата из «Буранного полустанка» Ч. Айтматова: «Мы прощаемся. Мы видим через иллюминаторы Землю со стороны. Она сияет как лучезарный бриллиант в черном мире пространства. Земля прекрасна невероятной невидимой голубизной и отсюда хрупка, как голова младенца».
Эти замечательные строки говорят о том, как красива наша планета и беззащитна одновременно.
Вопросы в зал:
1.Что считают своим домом космонавты, улетев в космос? (Общий дом людей – Земля)
2. А что по – вашему дом? (Куда мы возвращаемся после школы, где живут наши родители). Дом – это место, куда нам хочется быстрее прийти.
3. Дом должен быть чистым, уютным, теплым, светлым. А так ли это на самом деле?
(Леса горят, реки и озера загрязнены)
От всех нас людей требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом чистым и уютным. Поэтому сейчас большое внимание уделяется самой «домашней», самой жизненной науке о доме – планете Земля.
Экология дословно наука о доме. Oikos (греч.) – жилище; Logos (лат.) – наука).
Сегодня самыми тревожными словами считаются экологическая катастрофа. Эта тревога реальна, ощутима, серьезна. С появлением человека на планете – существа разумного, начинается неразумное покорение природы и приобрело планетарный характер: Чернобыльская катастрофа, аварии нефтяных танкеров в морях, загрязнение воздушного бассейна и почв, отравление рек ядовитыми стоками промышленных предприятий, вырубка лесов, гибель Арала, опустынивание, разрушение озонового слоя. Ученые, сложившееся на Земле положение, определяют как экологический кризис. И нет более важной задачи, чем поиск путей выхода из него, потому что корни этого кризиса окружающей среды лежат не в природе, а в обществе. Природа уже сама не может залечить нанесенные ей раны, а наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас, дает нам все для жизни, но и требует к себе бережного отношения.
Задача нашего мероприятия – осознать, проникнуться болью к этим проблемам и последствиям и задуматься, что мы можем сделать, чтобы не произошло непоправимое на нашей планете. Чтобы выжить, всем людям надо научиться жить на Земле по-новому, в гармонии с окружающей нас природой. Звучит стихотворение Р. Рождественского:
Кромсая лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока…
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Часть I. Соседи по планете
1 ведущий
Ученые с тревогой замечают, что беднее стала флора и фауна на нашей планете. На Земле уже исчезли многие виды животных и растений, в том числе по вине человека и уже не могут быть восстановлены.
Их больше нет, они в веках почили.
И лишь воспоминаний след
Нам говорит: «Они здесь были, люди, были!
Но их здесь больше нет!..»
2 ведущий
Потеря любого вида растений и животных – глубокая трещина в биологическом разнообразии Земли. Осознав эту опасность, Международный союз охраны природы (МСОП) создал «Комиссию службы выживания», которая в 1963 году выпустила книгу, основной целью которой было привлечь внимание международного сообщества к критическому состоянию ряда видов флоры и фауны, принятия срочных мер для их охраны.
Обращение к залу
Как называется эта книга? (Ответ: Красная книга)
Почему она так называется? (Ответ: Цвет опасности, тревоги)
Это был первый шаг в борьбе за сохранение животных и растений, подошедших к черте, из-за которой нет возврата. Красные книги стали инструментом инвентаризации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, научным фундаментом их охраны, главным оружием экологического просвещения.
Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.
Охраняется Красной книгой Сколько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи Охраняются даже цветы. Красная книга - Красная! Значит, природа в опасности! |
3 ведущий
Проводит викторину «Красная книга РСО – Алании» с показом представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу РСО – А.
1.Назвать виды птиц и млекопитающих со страницы Красной книги РСО-А, находящиеся на грани исчезновения
Ответ: степной орел, журавль красавка, дрофа, стрепет, кавказская европейская норка, южнорусская перевязка, переднеазиатский леопард.
2. Есть ли на страницах Красной книги РСО-А виды животных, численность которых восстанавливается.
Ответ. Есть. Вид, находящийся в стадии восстановления – зубр.
3. Назвать земноводных из Красной Книги РСО–А.
Ответ: 3 вида: обыкновенный тритон, чесночница и крестовка.
4. Назвать хвойные растения Красной Книги РСО–А.
Ответ. Тис ягодный, ель восточная, пихта Норманна, эфедра рослая.
5. Назвать животное – символ Кавказских гор, которое не внесено на страницы Красной книги РСО–А.
Ответ. Восточно-кавказский тур.
6. Что обозначает термин «эндемик»? Назвать пять представителей различных классов животных – эндемиков Кавказа.
Ответ: (от греч endemic – местный) – организмы, обитающие только в данном географическом регионе. Эндемики Кавказа: восточно-кавказский тур, кавказский тетерев, кавказский улар, прометеева полевка, кавказская жужелица, осетинская жужелица.
7. Назвать пять видов колокольчиков – эндемиков Кавказа.
Ответ: колокольчики, ардонский, осетинский, доломитовый, холодолюбивый и цейский.
8. Назвать пять видов растений – эндемиков Кавказа
Ответ: камнеломка колончатая, первоцвет дарьяльский, роза зарамагская, вавиловия красивая, крупка осетинская
9. Что означает термин «реликтовое растение»? Назвать представителей флоры Кавказа, которые относятся к реликтовым растениям.
Ответ: реликт (от лат. relictum – остаток), редкие виды, роды, семейства растений, широко распространенные в геологическом прошлом.
К реликтовым растениям Кавказа относятся: мак прицветниковый, пыльцеголовник красный, ятрышник шлемоносный, пион тонколистный, падубник узкоплодный
Показ видеоролика «Путешествие по Московскому зоопарку»
Часть II. Земля – большая свалка.
«Мы имеем один экземпляр Вселенной
и не можем над ним экспериментировать»
В. Л. Гинзбург.
Слово учителя
Затронем еще одну серьезную проблему – мусор. Мусор – понятие широкое и всеобъемлющее. Его в нашей жизни хватает с лихвой. В живой природе ничто не остаётся не востребованным: отходы жизнедеятельности одного организма являются пищей для другого, включая микроэлементы в круговорот веществ. Человек является обособленным существом от природного круговорота веществ. Он привык изымать, перерабатывать, получая химически чуждые живой природе соединения, и сваливать отработанное там, где Ему удобно!
Вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором.
Проблема утилизации мусора актуальна для всех стран.
Представление презентации ученика «Чистый город нашими руками»
Неприятно наблюдать, как наш чистый город обрастает мусорными свалками, мусор в подъездах, дворах и на улицах становится нормой. Помимо грязи и мусора на улицах, даже рядом со специальными контейнерами навалена "собственная независимая свалка". Теме улучшения экологии и чистоты города посвящена моя презентация.
1. Что такое город?
2. По следам источника отходов. Что такое мусор? (отходы потребления; бытовые отходы; это то, что оказалось не в отведённых для захоронения или переработки местах: подъездах, улицах, парках, зонах отдыха, обочинах дорог).
3. Что оказывается ненужным? (бумага, пластик и полиэтилен, текстиль, стекло, пищевые отходы).
4. Наш вклад в проблему загрязнения (исследование):
Во время работы над проектом проводились весовые замеры отходов, производимых в нескольких семьях. Вот какие данные мы получили:
Каждая квартира, из исследуемых (4 семьи), ежедневно выносит к мусорным контейнерам в среднем 6 кг мусора. В пересчёте на одного человека приходится 1, 5 кг/сутки. За год каждый человек, участвовавший в эксперименте, вынесет из дома – 547,5 кг мусора. Если предположить, что в г. Владикавказе проживает 600 000 человек, то получается солидная цифра 328 500 000 кг. Подсчитали за неделю только пищевые отходы на: 1 человека – 0,729 кг; 600 000 человек- 437 400 кг.
5. «Горы» мусора – это шрам на лице любимого города и реальная угроза здоровью его обитателей. Огромное количество мусора разбросано вдоль забора школы. Ежедневно в школе выносят 4 – 5 ведер мусора. Еженедельно вокруг школы учащиеся собирают «горы мусора» 9 – 10 мешков (слайды с фотографиями).
6. Что делать? Пути решения: 1) уменьшить объём образования ТБО, путём рационального потребления; 2) вторичное использование отходов, обладающих потребительскими свойствами; 3) переработка; 4) утилизация энергии; 5) захоронение остатков ТБО.
7. Экологические проблемы нашего города (загрязнение бытовыми отходами; загрязнение промышленными отходами; загрязнение воздуха). Главными загрязнителями Владикавказа являются: 1) Завод «Электроцинк»; 2) Спиртовые заводы; 3) Выхлопные газы автомобилей; 4) Горящая свалка; 5) Сжигание осенней листвы.
8. Чистый город нашими руками. 9. Если не мы, то кто?
10. Актуальны слова, которые сказал Нильс Бор: «Человечество погибнет не в атомном кошмаре – оно задохнется в собственных отходах». Главным залогом чистоты города является осознание каждым: «Чисто там, где не сорят». Чтобы помочь своему городу стать чище и краше, мы сами должны стать чище во всем – в мыслях, словах и поступках. Игра с залом Что может сделать каждый?
1) не покупай больше, чем… (может понадобиться тебе);
2) одежду, которую ты не носишь можно…(отдать нуждающимся);
3) не выбрасывай вещи, книги… (они могут, кому то понадобиться);
4) не пользоваться пенопластом, он…(практически не разлагается в природе);
5) поломанные вещи постараться починить, а не…(выбрасывать);
6) если есть садовый участок, используй пищевые отходы для…(приготовления компоста);
7) самое главное: не надо разбрасывать… (мусор);
8) когда бываешь на природе, уходя не оставляй после себя…(мусор, осколки стекла);
9) не рви больших букетов цветов, особенно занесенных в…(Красную книгу).
Все в наших руках!
Часть III. Три клада у Природы есть: Вода, Земля, Воздух – три ее основы.
«Какая бы не грянула беда
Целы они – все возродится снова»
С. Викулов
Выходят три ведущих, олицетворяющих три основы: Воду, Землю, Воздух
1 Вода
Уменьшается количество чистой питьевой воды. Реки и озера из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют промышленными отходами производства, а на поверхности морей плавают млн. тонн нефти. Природа не успевает очищать воду от загрязнений.
(показывается видеоролик реки Терек и Мидаграбинские водопады, один из которых второй по высоте в Европе). Звучит отрывок стихотворения Э. Огнецвета: «Пусть на Земле не умирают реки…».
2. Земля
Все сильнее ощущаю боль утраты
Худо с флорой и с фауной разлад,
А в салатах говорят одни нитраты
И нитраты в каждой рыбине сидят.
Разрушение почв – трагедия человечества. Земля остается главной кормилицей нашей. Разрушая ее, мы лишаем себя будущего и человечество обречено на голод. По каким причинам происходит ее разрушение? Их много: 1) эрозия – смывание водой или сдувание ветром верхнего слоя; 2) высокие дозы минеральных удобрений приводят к потере гумуса; 3) тяжелая техника; 4) выпас скота; 5) пестициды убивают ее живое население. А мертвая почва не может быть плодородной.
Стали люди сильными как Боги
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли человек?
3. Воздух
Значение чистого воздуха трудно переоценить, от него зависит вся жизнь на планете, начиная от растений и животных и заканчивая человечеством. Сегодня уничтожаются леса – легкие планеты, наибольший источник чистого воздуха. Невозможно представить себе Землю без лесов – они чудесные творения природы. Антон Павлович Чехов писал: «Они учат человека понимать прекрасное и внушать ему величавое настроение».
Моя планета – человеческий дом
Ну как ей жить под пыльным колпаком,
Где сточная канава – океан
Где вся природа поймана в капкан…
Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле…
Все три ведущих: Вода, Земля и Воздух:
Прости Земля, мы ведь еще растем
Своих детей прости за все
Поверь, Земля, люди найдут пути,
Спасти тебя, себя спасти.
Заключение
Слово учителя
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, пересесть из него у нас нет возможности. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками и перед историей. Наша задача сохранить ее уникальность для следующих поколений.
Земля наша очень красива, нам надо научиться видеть ее и слышать ее красоту сердцем каждый день, каждый час. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Давайте обобщим все, что мы сегодня услышали.
Показывается презентация «Обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля».
Информационные источники:
1. http://xreferat.ru/112/77-1-krasnaya-kniga-zakon-ob-osobo-ohranyaemyh-territoriyah.html - о красной книге
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/86893/РЕЛИКТОВЫЕ - реликтовые растения
3. .http://www.tdex.ru/images/photo/2410_full.jpg (виньетка)
4. Шаблон по рекомендации Горячевой Н.А.
5. Кревер О.Н., Редкие и исчезающие виды // Биология в школе. – 2005. №3 – С. 49 – 51.
7. Красная книга Северной Осетии. // Отв. ред. А.С. Будун. – Ир: Орджоникиджзе,1981.
8. Сохраним редкие виды животных и дикорастущие растения Северной Осетии,: плакаты / респ. совет общества охраны природы / худ. У. Кануков – Владикавказ, 1998.
9. Мой дом, моя школа, мой город – мир экологической гармонии: Сб. метод. материалов / Управление образования /Отв. ред. Л.А. Бобылева. – Владикавказ, 2004. – стихи М. Дудин «Берегите Землю!», Б. Дубровин «На земле исчезают цветы», Э. Огнецвет «Пусть на Земле не умирают реки…», Р. Рождественский «Кромсая лед, меняем рек теченье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы живем на одной планете
Презентация к уроку в 7 классе по УМК Биболетовой М.З....
Классный час " Жить вместе на одно планете, оставаясь разными"
Классный час для 7 класса...
Внеклассное мероприятие "Для всех людей одна планета"
Данное мероприятие имеет большое воспитательное значение в деле формирования любви к родному краю....
урок по английскому языку "Мы живем на одной планете"
данный урок "We live on the same PLANET" для 7-8 классов...
Нетрадиционный урок английского языка "Одна планета на всех"
Сотрудничаяя с сверстниками в виртуальном пространствена сайте , наш класс выполнял интересные задания, изучал жизнь подростков в других странах, обсуждал проблемы, с которыми сталкивается наша планет...
Разработка урока-конференции английского языка для учащихся 7 классов по теме «We live on the same planet – Мы живем на одной планете»
Данная разработка урока английского языка показывает вариант работы по теме «Мы живем на одной планете», изучаемой в седьмом классе общеобразовательных учреждений, использующих УМК «Английский с удово...
Мы живем на одной планете
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8163518","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...