Проект "Лекарства: две стороны одной медали"
проект по биологии (7 класс) на тему

Чобанова Екатерина Олеговна

   Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьников и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление дает возможность учащимся научиться самим выявлять проблему, определять цели и пути их решения, распределять и планировать свою деятельност, следовать графику самостоятельной работы. 

   "Лекарства: две стороны одной медали" - информационно-поисковый межпредметный  проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chobanova_eo.rar607.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №28 п.Мостовской

Педагогический проект

на тему:

«Лекарства: две стороны одной медали»

Разработала:

Учитель биологии

МБОУ СОШ №28 п.Мостовской

Чобанова Е.О.

П.Мостовской, 2014.

Содержание

            Введение………………………………………………………………………….3

  1. Цель и задачи исследования…………………………………………………….4
  2. Литературный обзор……………………………………………………………..5
  3. Методика исследований…………………………………………………………9
  4. Результаты исследований…………………………………………………….. .13

      Выводы…………………………………………………………………………...18

      Заключение………………………………………………………………………19  

      Список литературы……………………………………………………………...20  

 

 

        

Введение

Химия, обладая огромными возможностям, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей.

Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной.

Писатель-фантаст и ученый биохимик Айзенк Азимов писал в одной из своих повестей: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки». Сказанное справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, радиоэлектронике, транспорту. Мы не можем жить без электричества, но оголенный провод смертельно опасен; мы любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт; автомобиль очень нам необходим, но под его колесами нередко погибают люди. Использование людьми достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний [5].

 Возьмем, к примеру, такие необходимые для здоровья человека вещества, как лекарства. Даже они могут быть исключительно опасными, если использовать их неразумно, неграмотно.  

        Таким образом, связь химических знаний с повседневной практической жизнью очень велика. Химическая  некомпетентность в быту – основная причина нарушений здоровья человека!

   

  1. Цель и задачи исследования

 Цель исследования – изучить степень опасности наиболее широко употребляемых лекарственных препаратов.  

Объектом   работы явились 8 разновидностей лекарственных средств -  анальгин, аспирин, препарат «Ферроплекс», парацетамол, витаминно-минеральные комплексы «Дуовит» и «АлфаВИТ», антибиотики ампициллин и тетрациклин.  

Реализация  выше указанной цели проводилась путем постановки и решения следующих задач:

  1. Изучить теоретические основы выбранной темы исследования;
  2. Провести социологический опрос учащихся и работников педагогического коллектива нашей школы с целью выяснения, насколько они компетентны в обращении с лекарственными препаратами;
  3. Овладеть совместно с детьми методами химического анализа;
  4. Определить качественный состав исследуемых лекарственных препаратов;
  5. Посетить аптечные пункты и получить фармацевтическую информацию о выше указанных препаратах.
  6. Провести творческую работу по теме исследования.

        Место проведения исследовательской работы – МБОУ СОШ №28 п.Мостовской Краснодарского края.

  1. Литературный обзор

        В повседневной жизни каждый человек постоянно сталкивается с лекарственными препаратами. И нередко у него возникает вопрос: «Из каких соединений состоит данное медикаментное средство и какие свойства отсюда следуют?»  В производственных условиях для решения этого вопроса проводят полный качественный и количественный химический анализ лекарственных препаратов. К сожалению, в бытовых условиях полный анализ, требующий много времени и реактивов, а также определенный запас знаний в области химии, зачастую просто невозможен.

        Но каждый из нас обязан знать степень опасности и сроки хранения лекарств, к которым мы прибегаем. Хотя в продажу поступают только препараты, прошедшие длительную токсикологическую и медицинскую проверку и разрешенные Министерством здравоохранения РФ, однако они безопасны в обращении только при условии тщательного соблюдения прилагаемых к ним инструкций. Небрежное или неправильное употребление и хранение лекарственных средств может привести к отравлениям и даже несчастным случаям [10].

        К общим правилам хранения лекарственных средств можно отнести следующие. Все медпрепараты следует хранить в местах, не доступных детям, отдельно от пищевых продуктов. Никогда не использовать тару от  лекарственных средств под пищевые продукты. Не хранить никаких веществ без этикеток. Медикаменты следует использовать только по прямому назначению, строго соблюдая инструкцию по их применению [1].

        Только от своего лечащего врача пациент должен узнавать, как следует принимать конкретное лекарство.

        Эффективность многих лекарств связана с тем, до или после еды их принимают. Подавляющее число медикаментозных средств оказывает терапевтическое действие лишь после того, как его активное начало всосется в желудке или в двенадцатиперстной кишке и поступит в кровь. Прием лекарств натощак приводит к быстрому его всасыванию. Во-первых, потому, что в данном случае пищевые массы в желудке не препятствуют этому, а во-вторых, когда желудок пуст, клапан, расположенный в месте его перехода в двенадцатиперстную кишку, открыт, лекарство быстрее поступает в нее и активно всасывается. Поэтому многие препараты и рекомендуется принимать до еды [8].

        Есть лекарства, в частности резерпин, ацетилсалициловая кислота (аспирин), антибиотик фузидин и многие другие, которые раздражают стенку желудка и кишки.  А поскольку пищевые массы защищают ее от контакта с лекарственным веществом, препараты, обладающие раздражающим действием, назначают обычно после еды.

        Таблетки, порошки, капсулы, драже рекомендуется запивать, поскольку всасывание лекарства происходит лишь после его растворения, для чего, естественно, необходима жидкость. Запивать лучше водой, т.к. некоторые лекарства с белками молока образуют плохо растворимые, а значит, не всасывающиеся соединения.

        А вот лекарства, содержащие алкалоиды – антропин, бесалол, препараты спорыньи, - нельзя запивать чаем, так как их терапевтическое действие в этом случае полностью нейтрализуется. Именно на этом свойстве танина чая основан и один из методов лечения больных, отравившихся беленой, дурманом, морфином, стрихнином. Им рекомендуется промывать желудок крепким раствором чая.  

        Без указания врача также не рекомендуется запивать лекарства минеральной водой. Дело в том, что одни препараты лучше растворяются в щелочной воде, другие – в кислой. Например, сульфаниламиды нельзя запивать кислыми водами, в которых они не растворяются [21].

        Побочными действиями лекарств вызваны от 3 до 5 процентов всех поступлений больных в стационары. От этого умирает больных в 10 раз больше, чем от ошибок хирургов. Лекарство – оружие обоюдоострое. По-гречески «фармакон» означает и лечебное средство, и яд. Да и в русском языке «зелье» - и лечебный, ядовитый напиток. Сейчас это стало во много раз актуальнее. Если раньше лекарствами были какие-то элементарные препараты растительного или животного происхождения, то теперь – вещества с очень мощной биологической активностью. И разница между максимально эффективной и токсической дозой бывает очень небольшой [12].

        Фармацевтическая химия – это специальная наука, занимающаяся изучением способов получения лекарственных средств (синтетических и природных), их физических и химических свойств. Данная отрасль химии широко использует достижения органической и неорганической химии и медико-биологических наук (биохимии, биоорганической химии, физиологии, фармакологии, биофизики и др.). Важные задачи фармацевтической химии – создание научных основ синтеза веществ с заранее заданными фармакологическими свойствами, разработка способов контроля качества лекарств и требований к условиям их хранения [19].

        К числу главнейших открытий фармацевтической химии ХХ века относятся синтез противотуберкулезных, противоопухолевых, психотропных [20], сердечно-сосудистых и новых противомикробных (антибиотиков и сульфаниламидов) средств, витаминов [18] и гормональных препаратов [19].

        К современным лекарствам предъявляют три основных требования: они должны быть надежны, эффективны и …безопасными. Часто бывают, к сожалению, что применение лекарства таит в себе опасность и, более того, грозит даже развитием лекарственной болезни [21].

        Перечень лекарственных средств достаточно велик. Только для их выпуска фармацевтическая промышленность использует свыше  4 тысяч различных видов химического сырья и вспомогательных материалов [10]. Все их рассмотреть невозможно, поэтому остановимся только на широко используемых.

        Анальгин, или 1- фенил-2,3-диметил-4-метиламинопиразолон-5-N-метан-сульфонат натрия. Формула данного медикамента имеет следующий вид [19]:

Начиная с 70-х годов прошлого столетия,  мировые источники стали сообщать об определенных неблагожелательных  эффектах, обнаруженных у людей после применения анальгина. В частности, при многократном хроническом использовании этого  препарата наблюдалось нанесение ущерба кроветворной функции организма, в результате чего могло возникнуть заболевание лейкемия.

Говоря об анальгине, специалисты подразумевают входящее в него действующее вещество   метамизол натрия. Правда, последний может быть компонентом в других   препаратах, например баралгин, темпалгин и др.

 Этот препарат был впервые применен в медицинской  практике в начале 30-х годов прошлого столетия, с тех пор он широко применялся во всем мире. На данный момент, если обратиться к международному опыту, то можно отметить, что в таких странах, как США, Япония, Австралия, Швеция, этот препарат изъят из медицинской  практики. К примеру, в Германии анальгин находится в употреблении, но используется строго по рецепту врача. В странах СНГ анальгин имеет широкое, без ограничения применение, продается и отпускается в аптеках без рецепта врача. Анальгин с 2000 года запретили в России выписывать детям до   12 лет. Так, анальгин запрещен к производству более чем в 20 странах мира.         Главные побочные эффекты после неконтролируемого принятия  анальгина - нарушение кроветворения и высокая частота желудочных   кровотечений. Нельзя принимать анальгин дольше 3-5 дней и больше 2-3 таблеток в день. Статистика такова, что ежегодно в мире с диагнозом  передозировка анальгетиками госпитализируется 100-200 тысяч человек, 10% из них погибают[12].

Сейчас самым популярным безрецептурным обезболивающим препаратом является анальгин. От головной, зубной или другой боли привыкли спасаться анальгином. Однако этот препарат является небезопасным. Ведь популярный - не значит полезный.  

        Аспирин, или ацетилсалициловая кислота,  - один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающее, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство.

        Формула ацетилсалициловой кислоты:

                                                       

        Это сложный эфир, образованный уксусной и салициловой кислотами.

        Интересно, что это лекарство немного замедляет процесс свертывания крови. Этим нередко пользуются врачи для предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении кровообращения.

        Однако эти свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приема его в больших дозах. Способность сдерживать свертывание крови может привести к кровотечениям. А так как аспирин – это кислота, то его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы [6].

        Если есть предрасположенность к бронхоспазмам, аспирин может провоцировать приступы. Также аспирин может у детей, особенно при инфекции, вызывать тяжелейший синдром Рея, который очень часто заканчивается смертельным исходом.  

        В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и, к сожалению, некоторые из них – не по назначению. Примером этого может служить использование аспирина в качестве консервирующей добавки [7].

        В процессе консервирования аспирин долгое время нагревается в присутствии воды, кроме того, используемые продукты могут придавать рассолу кислотный характер.

        Ферроплекс. Данный медицинский препарат применяют для лечения больных с пониженным содержанием гемоглобина в крови, то есть при различных формах железодефицитной анемии. Данный медикамент стимулирует гемопоэз [14]. Главным составляющим этого лекарственного препарата является растворимая средняя соль  - сульфат железа FeSO4. Для лучшего усвоения этого компонента организмом в состав лекарства введена  аскорбиновая кислота (витамин С) [2].

        Парацетамол. Химическое название парацетамола – пара- ацетиламинофенол. Формула парацетамола:

        Является жаропонижающим, противовоспалительным средством, анальгетик [21].                Широко известными зарубежными комбинированными препаратами, содержащими парацетамол, являются: колдрекс, солпадеин, панадеин, панадол-экстра  и др. Парацетамол входит в состав комбинированного отечественного препарата Цитропар (Citropar), или Цитрамон-п - аналога цитрамона, в котором вместо фенацетина содержится парацетамол [15].

        Витамины. В аптечке часто можно найти витамины. Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы.

        Строго говоря, это не лекарства, а жизненно необходимые организму вещества [18]. В руках умелого врача разнообразные витамины – могучее средство укрепления организма, повышения общего тонуса, сопротивления заболеваниям [5].

        Людям еще в глубокой древности было известно, что отсутствие некоторых продуктов в пищевом рационе может быть причиной тяжелых заболеваний, но только в 1880 г. русским ученым Н.И. Луниным была экспериментально доказана необходимость неизвестных в то время компонентов пищи для нормального функционирования организма. Свое название витамины получили по предложению польского биохимика К. Функа [4]. В настоящее время известно около 50 витаминов [3, 11].

        В последнее время широко используются поливитаминные препараты, нередко содержащие и минералы: «Компливит», «Ундевит», «Витрум», «Дуовит» и многие другие.  

          Витаминно-минеральный комплекс «Дуовит» в своем составе содержит 11 витаминов (A, D3, C, PP, E, B1, B2, B6, B12, кальция пантотенат, фолиевая кислота) и 8 минералов (Mg2+, Ca2+, P5+, Fe2+, Zn2+, Cu2+, Mn2+, Mo6+).

        «АлфаВИТ» появился в 2001 году и быстро вышел на лидирующие позиции. Данный витаминно-минеральный комплекс содержит 13 витаминов (A, B1, B2, B3, B5, B6, B9, B12, C, D3, E, H, K1) и 10 минералов (Fe, I, Cu, Mo, Mg, Mn, Se, Zn, Ca, Cr).

        Антибиотики – вещества, синтезируемые микроорганизмами, и продукты химической модификации этих веществ, подавляющие рост бактерий и других микробов. По химическому строению делятся на антибиотики-белки, антибиотики-полипептиды, антибиотики-полиены, антибиотики-макролиды и другие. Большинство антибиотиков получают в промышленности микробиологическим синтезом, некоторые – из неприродных полупродуктов (синтетические антибиотики).

        Создателем отечественного антибиотика пенициллина стал профессор З.В. Ермольева [5].

  1. Методика исследований

        Написание работы исследовательского характера и исследовательская деятельность в целом – весьма трудоемкий и кропотливый процесс, требующий немало времени и усилий.  И здесь, в первую очередь, необходимо определиться с методикой и методами исследования, на которых и будет строиться вся последующая работа.

        В представленной работе использовались следующие методы исследования:

  • литературное обозрение,
  • социологический опрос,
  • химический анализ,
  • интервьюирование,
  • творческое дело.

3.1. Литературное обозрение

        Овладение умением работать с различными источниками информации, находить и выделять нужные моменты из общего массива сведений  – важное условие для успешного самостоятельного выполнения исследования. В процессе работы с литературой накапливается информационный материал, расширяется информационное поле работы, устанавливается связь теории с практикой, кроме того, повышается уровень интеллектуального развития и общей культуры.

        

  1. 3.2. Социологический опрос

   Социологический опрос – это один из методов научного исследования, который мы применили при выполнении работы. Сущность данного метода заключается в сборе необходимой информации по изучаемой проблеме через непосредственный контакт, общение  с учащимися МБОУ СОШ №28 и работниками педагогического коллектива. Опрос проводился с целью выяснения следующих вопросов:

  • Есть ли у Вас проблемы со здоровьем?  
  • Какие лекарственные препараты Вы наиболее часто применяете: а) при головной боли, б) при простуде?
  • Знаете ли Вы правила оказания первой медицинской помощи при отравлении медикаментами?
  • Всегда ли Вы изучаете инструкцию по применению лекарственного средства?

3.3. Химический анализ

Принципы и методы изучения химического состава вещества рассматривает аналитическая химия. Родоначальником научной аналитической химии считают Роберта Бойля, который ввел понятие «химический анализ», определив его как разложение вещества на составляющие их элементы.

  Аналитическая химия включает качественный и количественный анализы. Задача первого из них – обнаружение компонентов анализируемого образца и идентификация соединений, второго – определение концентрации или массы компонентов.

В аналитической химии различают три основные группы методов: разделения и концентрирования, определения (обнаружения), гибридные методы анализа. Для определения компонентов используют химические, физико-химические и физические методы анализа.  В лабораторных условиях проводят качественные и количественные анализы [19].

В своей научно-исследовательской работе мы использовали качественный анализ, а проводили его через метод определения.

3.3.1. Опыты с аспирином

        Опыт 1. Доказательство отсутствия фенольного гидроксила в ацетилсалициловой кислоте (аспирине)

        Реактивы: 1) раствор хлорида железа (III).

        Ход определения. В пробирку помещают 2-3 крупинки ацетилсалициловой кислоты, добавляют 1 мл воды и энергично встряхивают. К полученному раствору прибавляют 1-2 капли раствора хлорида железа (III)  [13].

        Опыт 2. Гидролиз ацетилсалициловой кислоты

        Для определения качественного состава аспирина мы имитировали процесс консервирования, то есть провели нагревание аспирина в присутствии воды и соляной кислоты.                    

                                   

        Затем, основываясь на знания в области химии, установили продукты гидролиза аспирина, качественным путем подтвердили их наличие и определили влияние продуктов реакции на организм человека.  

        Качественные реакции на фенолы проводили с помощью бромной воды и хлорида железа (III).

        Реактивы: 1)  бромная вода, 2)  соляная кислота.

        Ход определения. Измельчить 1 таблетку аспирина в ступке и растворить в воде (5-10 мл). Подкислить раствор, добавив несколько капель соляной кислоты. Нагреть содержимое пробирки.

        Разлить полученный раствор по 5 мл разлить в две пробирки: в одну из них прилить бромную воду, в другую - хлорид железа (III). Отметить признаки реакции [2].

3.3.2. Опыты с препаратом «Ферроплекс»

        Используя данные таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде», исходя из названия препарата и используя метод исключения, можно сделать предположение о наличие в составе медикамента определенной неорганической соли. Экспериментальным путем можно доказать ее присутствие.  

        Реактивы: 1)  K4[Fe(CN)6], 2)  KNCS, 3) BaCl2.

        Ход определения. Измельчить 1 таблетку ферроплекса в ступке и растворить в воде (5-10 мл). Профильтровать раствор. Используя приготовленный раствор и химические реактивы, определить неорганическую соль, являющуюся главным компонентом ферроплекса [2].

        Определение катионов Fe2+  и Fe3+ проводили с помощью реактивов K4[Fe(CN)6]  и  KNCS, а анионов SO42- и Cl- с помощью BaCl2 [9].

  1. Опыты  с парацетамолом

Определение наличия фенольных соединений в парацетамоле мы проводили качественным путем.

Опыт 1. Кислотный гидролиз парацетамола

     Реактивы: 1) 2 М раствор HCl.

Ход определения. Измельчить 1 таблетку парацетамола в ступке и растворить в воде (5-10 мл). Профильтровать раствор. К 1 мл раствора парацетамола добавляют 0,5 мл  раствора HCl, нагревают смесь до кипения и кипятят ее в течение одной минуты. Затем охлаждают пробирку и осторожно нюхают ее содержимое [17].

        

Опыт 2. Комплексообразование парацетамола с катионами Fe3+

    Реактивы: 1) 10%-ный раствор FeCl3.

        Ход определения. К 1 мл раствора парацетамола добавляют 3-4 капли 10%-ного раствора FeCl3 [17]. Отмечают признаки реакции.

  1. Опыты с витаминно-минеральными комплексами

«Дуовит» и «АлфаВИТ»

        Анализ витаминно-минеральных комплексов  проводился посредством изучения соответствующей научной литературы [4, 5, 15, 16].

  1. Опыты с антибиотиками

        Опыт 1. Определение химической природы ампициллина

     Реактивы: 1)  раствор NaOH, 2) 10%-ный раствор CuSO4.

        Ход определения. Измельчить 1 таблетку ампициллина в ступке и растворить в воде (5-10 мл). Профильтровать раствор. Налить в пробирку 1 мл раствора ампициллина и столько же 2 М раствора NaOH. В полученную смесь добавляют 2-3 капли 10%-ного раствора CuSO4. Пробирку встряхивают. По характерным признакам реакции судят о химической природе данного антибиотика [22].

 

           Опыт 2. Реакция тетрациклина с хлоридом железа (III)

     Реактивы: 1) 10%-ный раствор FeCl3.

        Ход определения. Измельчить 1 таблетку тетрациклина в ступке и растворить в воде (5-10 мл). Профильтровать раствор. В пробирку приливают 1 мл приготовленного раствора тетрациклина и добавляют несколько капель 10%-ного раствора FeCl3 [22]. Отмечают признаки реакции.

  1. Интервьюирование

        Интервьюирование – это следующий немаловажный метод нашего исследования, который был использован при выполнении работы. Сущность данного метода состоит в сборе информации по теме исследования. Беседа проводилась с компетентными в данной области  людьми – фармацевтическими работниками. С этой  были  посещены  три аптечных пункта («Здоровье», «Авторитет» и «Апрель»).

     Главный вопрос –  «Насколько безопасен или вреден исследуемый лекарственный препарат?»

  1. Творческое дело  

      Также в процессе выполнения работы был апробирован метод творческого дела, который включает в себя фотографирование, подготовку докладов и мероприятий, создание брошюр и т.д. На  мой взгляд, данный метод позволяет обогатить собранную информацию и проделанную работу, сделать исследование более ярким, колоритным и наглядным процессом.

 

4. Результаты исследований

1. В ходе выполнения  проектной работы  было собрано и проанализировано 22 литературных источников, из них 2 –  местных авторов , 13 –  периодической печати.

В процессе работы  мы приобщились к методологии научного познания, приобрели навыки самостоятельного поиска различного рода информации и правильной работы с ней.

2. В проведенном социологическом опросе приняло участие 80 респондентов, из их числа 60 учащихся нашей школы и 20 работников педагогического коллектива. Результаты опроса мы отобразили в рисунках 1-3 и таблице 1.

Рисунок 1. Уровень здоровья учащихся  и работников педколлектива МБОУ СОШ №28

        

        Из рисунка 1 видно, что в 8-9 классах 60% детей не имеют проблем со здоровьем, у  40% - есть некоторые жалобы на самочувствие. В 10-11 классах эти цифры обозначились как 71,4 % и 28,6% соответственно.

        Среди  работников педагогического коллектива у 75% есть те или иные проблемы со здоровьем.

        Таким образом, большинство учащихся нашей школы чувствуют себя вполне здоровыми, а вот преподавательский состав здоровьем не отличается, что, наверное, следует принимать как особенности профессии и возраста.

Таблица 1.

Наиболее популярные болеутоляющие и противопростудные средства

Головная боль

Простуда

Лекарство

%

уч-ся

%

учителей

средний

%

     Лекарство

         %  уч-ся

      %    учителей

 средний                                                      %                                                  

                       

темпалгин

35%

43%

39%

аспирин

35%

37%

    36%              

анальгин

35%

15%

25%

парацетамол

27%

30%

28,5%                      

цитрамон

20%

27%

23,5%

антигриппин

24%

28%

26%                          

другое

10%

15%

12,5%

другое

14%

5%

9,5%                        

Анализируя данные таблицы 1, можно выделить темпалгин как наиболее действенное болеутоляющее медикаментозное средство – 39%, анальгин и цитрамон применяются примерно в равной степени – 25% и 23,5% соответственно и 12,5% опрошенных указали другие лекарственные препараты.

        Наиболее эффективным противопростудным лекарственным средством, согласно ответам респондентов, является аспирин – 36%, тогда как парацетамол и антигриппин употребляются немного реже – 28,5% и 26% соответственно, 9,5% участников нашего анкетирования отдали предпочтение при лечении простуды другим медикаментам.

Рисунок 2. Уровень компетентности по оказанию первой медицинской помощи

 при отравлениях лекарственными препаратами

        Анализируя данные, отмеченные на рисунке 2, можно отметить, что большая часть учащихся все-таки знает принцип обращения с лекарственными препаратами и правила оказания первой медицинской помощи в случае отравления (8-9 классы – 75%, 10-11 классы – 95%).

        Но тем не менее есть и такие дети, которые до сих пор не знакомы с информацией данного рода (15% - 8-9 классы и 5% 10-11 классы), что может привести к необратимым последствиям.

        Что касается учителей, то они в 100%-ном составе знают и владеют правилами оказания первой медицинской помощи при отравлениях лекарственными средствами.

        В связи с такими результатами мы считаем просто необходимым провести работу по устранению данного момента (провести выступления с докладом информации по данной тематике,  внеклассную работу с учащимися нашей школы, а также выпустить брошюры-памятки с полезной информацией).

Рисунок 3. Уровень компетентности в отношении лекарственных средств

        Уровень компетентности респондентов в отношении лекарственных средств мы  определяли по такому показателю как использование инструкции по применению при употреблении медикаментов. Согласно рисунку 3, все работники педколлектива (100%) перед употреблением того или иного лекарства изучают указания по применению препарата.

        Учащиеся 10-11 классов только в 95%-ном составе пользуются данной информацией.  

        Самый низкий уровень осведомленности  по использованию лекарственных средств отмечен среди учащихся 8-9 классов, лишь 80% ребят знают и понимают, что при использовании определенного медикамента сначала необходимо ознакомиться с инструкцией по его применению.

        Таким образом, полученные данные позволили нам сформировать определенное информационное пространство вокруг  темы исследования.

3. Качественный химический анализ лекарственных препаратов был проведен для 7 разновидностей лекарственных средств - аспирин, препарат «Ферроплекс», парацетамол, витаминно-минеральные комплексы «Дуовит» и «АлфаВИТ», антибиотики ампициллин и тетрациклин.

Анализ анальгина не проводился, так как его отрицательное действие на организм человека бесспорно.

        4. При исследовании аспирина мы отметили, что в его составе отсутствует свободная фенольная группа, так как это вещество – сложный эфир, образованный уксусной и салициловой кислотами. Наличие карбоксильной группы определяет консервирующее действие ацетилсалициловой кислоты (в растворе создается кислотная среда, препятствующая размножению бактерий).

        Написав уравнение реакции гидролиза аспирина, мы определили, что одним из продуктов данного химического процесса является салициловая кислота, содержащая свободную фенольную группу и оказывающая помимо бактерицидного токсическое действие на организм человека.

        Наличие фенольного соединения в растворе мы доказали, проведя качественную реакцию с хлоридом железа (III) (фиолетовое окрашивание).

        Таким образом, использование аспирина в качестве болеутоляющего средства, а  также консервирующей добавки недопустимо, особенно при заболеваниях ЖКТ.

        5. Используя данные таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде», исходя из названия препарата и используя метод исключения, мы сделали предположение о наличие в составе медикамента «Ферроплекс» катионов Fe2+  и Fe3+ и анионов SO42- и Cl-.

        Определение катионов Fe2+  и Fe3+ проводили с помощью реактива  K4[Fe(CN)6],  в обоих случаях наблюдалось образование синего осадка (берлинская лазурь). Тогда как при взаимодействии с KNCS, являющимся хорошим реактивом только на ионы Fe3+,  наблюдается ярко-красная окраска во втором случае. Этим реактивом можно обнаружить даже следы железа (III).   Таким образом доказали наличие в составе препарата катион  Fe2+.

     Присутствие анионов SO42- и Cl- определяли с помощью BaCl2. По наличию белого осадка установили, что это все-таки анион SO42-  .

        Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать выводы, что  формула соли, входящей в состав препарата - FeSO4.

        Также нами была проанализирована информация, согласно которой в состав лекарства введена  аскорбиновая кислота (витамин С) для лучшего усвоения этого препарата организмом. Но, основываясь на литературные данные [16], хотим отметить тот факт, что данный витамин в присутствии следов меди и железа легко разрушается.

        То есть включение в препарат «Ферроплекс» витамина С бессмысленно с химической точки зрения.

 6. Экспериментальным путем установили продукты гидролиза парацетамола.        Это уксусная кислота (яркий выраженный запах) и фенольное соединение. Определение наличия фенольных соединений в препарате мы проводили с помощью 10%-ного раствора FeCl3. При этом мы наблюдали синее окрашивание. Реакция происходит благодаря наличию в молекуле фенольного гидроксила, участвующего в комплексообразовании с ионами Fe3+.                                        

Выше  уже было отмечено, что фенольные соединения оказывают  токсическое действие на организм человека. Значит, употребление парацетамола не так уж и безобидно для нашего здоровья.

        7. «Дуовит»  - это витаминно-минерального комплекса, в состав которого входят 11 витаминов  и 8 минералов, «АлфаВИТ» содержит 13 витаминов и 10 минералов.

        Медицине известны факты как положительного взаимодействия – например, витамин D необходим для усвоения кальция, а селен и витамин Е вместе действуют эффективней, так  отрицательного – тот же кальций снижает усвоение железа [18]. Витамин С в присутствии следов меди и железа легко разрушается [16].

        С целью лучшего и полного усвоения витаминов и минералов исследуемых нами комплексов «Дуовит» и «АлфаВИТ» они  распределены по разным драже.         Причем, витамины комплекса «Дуовит» входят в состав красного драже, а минералы – в состав голубого драже, «АлфаВИТ» имеет более сложную структуру. На основе известных науке фактов о сочетаемости создатели этого комплекса нашли три уникальные – без отрицательных взаимодействий – комбинации компонентов:

O

B1, B3, B6, Fe, I, Cu, Mo

O

A, C, E, Mg, Mn, Se, Zn

O

B2, B5, B6, B9, B12, D3, H, K1, Ca, Cr

         Три разные по цвету и составу таблетки принимают по одной за завтраком, обедом и ужином. Каждая усваивается полностью, не взаимодействуя со следующей.

Таким образом,   «АлфаВИТ» - более эффективный, первый витаминно-минеральный препарат нового поколения.

        8. Ампициллин – это один из популярнейших антибиотиков, используемых человеком.

        В своих исследованиях мы определили  химическую  природу данного антибиотика посредством действия на него солями меди (II) в щелочной среде. В ходе реакции наблюдалось фиолетовое окрашивание (постепенно буреющее), характерное для биуретовой реакции. Данная реакция является качественной на пептидные связи соединений.

         То есть мы можем утверждать, что ампициллин имеет белковую природу и не несет в себе вредных компонентов.

        Чего  не можем  мы  сказать о таком антибиотике как тетрациклин. В его состав включены токсичные фенольные группы. Их наличие мы установили опять-таки с помощью FeCl3. В процессе взаимодействия появляется зеленовато-коричневое окрашивание, связанное с взаимодействием фенольной ОН-группы тетрациклина с катионами Fe3+.

        Поэтому прием тетрациклина в некотором смысле слова не безопасен.  

        9. Метод интервьюирования внес немалый вклад в становление нашей исследовательской работы, так как очень важна информация, полученная от сведущих людей.

     Мы посетили три аптечных пункта – «Асторат», «Веста» и «Панацея». Все опрошенные фармацевтические работники (Горяева И.Д., Убушаева К.А., Бельтрикова Б.В.) также указали на негативные стороны таких лекарственных препаратов, как, аспирин, парацетамол и антибиотик тетрациклин, отметили их отрицательное воздействие на организм человека, что особенно усугубляется превышением допустимой дозы употребления медикамента. Особенно обозначили вредное действие анальгина.

 10. При выполнении исследования мы провели определенную творческую работу.

 Нами был создан «банк фотографий» по данной теме. Всего наша исследовательская работа содержит 11 фотоснимков (Приложения).  Процесс фотографирования позволяет выделять главные  и наиболее значимые моменты при выполнении исследования. Таким образом, каждое наше действие было зафиксировано и отмечено, а наиболее  значимые моменты - запечатлены.

  Также нами были подготовлены доклады по темам «История возникновения лекарств», «Как правильно использовать лекарственные средства» и «Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении лекарствами»,  с которыми мы выступили  перед учащимися других классов, отвечали на возникшие у ребят вопросы.

Затем среди учащихся 7-х класса провели викторину под названием «Что мы знаем о лекарствах?» (Приложения).

Мы составили брошюру по теме исследования «Лекарства: две стороны одной медали», которая представляет нашу работу как визитная карточка, а также брошюру «Исцеляющая сила народной медицины» (Приложения).

Выводы

 

1. В процессе выполнения исследовательской работы нами была собрана и  

    изучена соответствующая научная литература.

2. В результате проделанной работы мы овладели методами социологического  

    опроса, химического анализа, интервьюирования и фотодела, а также  

     приобрели навыки  научного исследования.

3. Среди болеутоляющих средств темпалгин - наиболее употребляемое – 39%,      

    среди противопростудных лекарственных средств наибольшим спросом

    пользуется  аспирин – 36%.

4.Определили качественный состав  исследуемых лекарственных препаратов и

    установили опытным путем, что аспирин, парацетамол и антибиотик

    тетрациклин – токсичные небезопасные медикаменты.

5. Анальгин запрещен к производству более чем в  20 странах мира.

6. Состав препаратов «Ферроплекс» и  «Дуовит» несколько неправильный с

    химической точки зрения. «АлфаВИТ» - первый витаминно-минеральный

    комплекс нового поколения.

 7.Экспериментальным путем доказали безвредность антибиотика ампициллин.

   Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель нашего исследования достигнута.

Заключение

        Конечно, некоторых осложнений не избежать. Но большинство тех бед, которые происходят, можно и нужно предвидеть. Это искусство врача и его обязанность одновременно. Есть тяжелейшие лекарства по побочным эффектам, но их вынуждены назначать, потому что они спасают жизнь. Здесь надо находить золотую середину. Врач должен хорошо знать и положительные, и отрицательные стороны лекарств. И что очень важно – не злоупотреблять не теми, ни другими.

   

Список литературы

  1. Аналитическая биохимия. 10-11 классы: элективный курс / В.А. Храмов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 97 с.
  2. Артамонова И.Г. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии // Химия в школе. – 2002. - №6 – С.73 – 76
  3. Белова Т.А. Химия красоты и здоровья / Элективные курсы по химии в 8-9 классах. – М.: Глобус, 2007. – С. 27-51
  4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2000. – 272 с.
  5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 362 с.
  6. Если хочешь быть здоров / Сост. А.А. Исаев. – м: Физкультура и спорт, 1988. – 352 с.
  7. Зайцева А.А. Здоровье вашего дома. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. – 288 с.
  8. Кролевец А.А. Витамины с пользой для здоровья / Химия в школе. – 2008. - №2 – С.8-15
  9. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА, 2005. – 512 с.
  10. Маликова Т.А. О безопасном обращении с бытовыми химикатами // Химия в школе. – 1991. - №1 – С.65 – 67
  11. Малькова Н.В. Кислородсодержащие органические соединения: обобщение знаний // Химия в школе. – 2008. - №2 – С.54-59
  12. Очиров О.П. Лекарства: две стороны одной медали // «46*45». – 1999.- №10 (45) – С.5
  13. Радецкий А.М. Практические работы на внеклассных занятиях // Химия в школе. – 2004. - №5 – С. 65-68
  14. Соболева Э.А. Использование неорганических веществ в медицине // Химия в школе. – 2001. - №6 – С.27 – 29
  15. Современные лекарственные средства / С.А. Крыжановский, М. Б. Вититнова. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 640 с.
  16. Солодова В.И. Определение витамина С в овощах и фруктах // Химия в школе. – 2004. - №5 – С.63 – 66
  17. Спиридонова Е.Г. Организация практической деятельности учащихся // Химия в школе. – 2004. - №4 – С. 71-75
  18. Тихонова Н. Недостаток витаминов укорачивает жизнь // Воспитание школьников. – 2006. - №3 – С. 67-68
  19. Химия: Энциклопедия / Под ред. И.Л. Кнунянц. – М.: Большая Российская  энциклопедия», 2003. – 972 с.
  20. Хамитов В.А. Магнит и таблетки // Биология. – 2008. - №4 – С. 32
  21. Шининова Г. Как правильно принимать лекарства // «46*45». – 1999.- №5 (40) – С.4
  22. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами // Химия в школе. – 2001. - №4 – С.61 – 65

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Две стороны одной медали, или сотовый телефон "за" и "против"

В работе поэтапно описывается ход родительского собрания "Две стороны одной медали, или сотовый телефон "за" и "против". Сотовый телефон стал неотъемлимой частью жизни современных подростков и им необ...

Виртуальная экскурсия по некрасовским местам «Одна любовь сказаться в ней успела К тебе, моя родная сторона!..» (Грешнево, Карабиха и Чудово в жизни Н.А.Некрасова)

Презентация содержит богатый наглядный материал о некрасовских местах - Грешневе, Карабихе, Чудово,с которыми были связаны лучшие годы жизни великого писателя. Презентация может быть использована на у...

Обратная сторона медали - наркотики.

Внеклассное мероприятие по профилактике употребления наркотиков для учащихся старших классов. В мероприятии использован метод рассмотрения явления с различных сторон, выявленгие всех его последствий: ...

Оборотная сторона медали. Алкоголь.

В ходе занятия дети рассматривают такое явление в жизни людей, как алкоголь, выявляя многие последствия его употребления. Вывод, к которому должны придти подростки: невозможно взять только одну сторон...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интегрированному курсу "Английский язык и история ФГОС". Студия-проект "Две стороны одной медали"

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом и продолжает более чем пол...

"Две стороны одной медали" (профилактика употребления ПАВ) 10-11 кл

Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании, росту самосознания и самооценки подростков.Задачи:1.      Развить умение аргументировать свою точку зрения.2....