статья "Шаг к успеху"
статья (естествознание) на тему

Реськова Александра Григорьева

статья об организации проекной деятельности  при изучении биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shag_k_uspekhu.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование  – шаг к успеху

Реськова А.Г. МБОУ «Малыгинская СОШ» Ковровский район

В современной школе обучаются разные дети. У каждого свои интересы, способности, желания, возможности. Мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Многолетний опыт работы в качестве руководителя исследовательских работ и социальных проектов позволяет мне утверждать, что проектно-исследовательская деятельность действительно создает большие возможности для личностного роста учителя и ученика. Прежде всего, потому, что это всегда Поиск, всегда Исследование, всегда Творчество. Кроме того, это Сотворчество. Учитель становится помощником ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также соратником в поиске решения проблем. По моим  наблюдениям, есть   три основных условия эффективности исследовательской деятельности: 1.Добровольное желание в проведении исследования: ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема будет неинтересна хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится.                                                                                         2.Возможность провести исследование. Это должен уметь сделать учитель, ведь как можно руководить исследовательской деятельностью, если не представляешь  всю структуру работы, если не известна методика, особенности. Что касается ученика, то у него должны быть сформированы определённые компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике.                                                                                                        3.Получение удовлетворения от собственной работы (важно для обоих субъектов – учителя и ученика).

Философ Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь результатов, нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. В моей практике были исследовательские работы, когда ребята сами предлагали тему для поиска, было  и так, что тему «вынашиваю» сама, а  затем предлагаю вместе со мной заняться ее разработкой. Процесс исследования интересен и для ребят, и для меня как руководителя. Это новые открытия, новые знания, новые выводы, новый опыт конструктивного общения. Все наши исследовательские работы имели социально направленный, характер.

Так, работая над исследовательским проектом «Загрязнение воды и влияние ее на организм человека», вместе с учащейся 8 кл. Торховой Е. мы сделали немало удивительных открытий. Оказалось, что в питьевой воде поселка Малыгино процентное содержание ионов железа и магния превышает допустимые нормы: железа в 4,4 раза, марганца в 0,14 раз, мутность воды в 3,24 раза выше нормы. Наличие в воде железа увеличивает риск инфарктов, влияет на репродуктивную функцию, вызывает заболевание печени. Эти выводы подтверждены  данными Малыгинской врачебной амбулатории.                              Проектно-исследовательская технология является, безусловно, одной из самых эффективных. Можно выделить пять наиболее привлекательных черт данной деятельности.                                                                                                                                                Первая: возможность установить тесную связь между внеклассной и учебной деятельностью. Работая над исследовательской работой «Борщевик Сосновского - биологический монстр» с ученицей 6 кл. Косаревой В., мы не только закрепили знания по  семейству «Зонтичные», но и расширили свой кругозор.  Перед началом работы были поставлены задачи: 1)пронаблюдать стадии развития борщевика,2) определить наиболее чувствительный к внешним воздействиям период,3)провести наблюдения за способностью борщевика изменять форму растений в зависимости от условий произрастания,4)определить область распространения борщевика Сосновского на территории поселка Малыгино.                                                                                                                                      Вторая: эта технология способствует развитию коммуникабельности у детей, так как поиск и сбор материала предполагает работу в различных учреждениях, библиотеках, архивах, на предприятиях. Учит школьников общаться с людьми, брать интервью, да и просто слушать, что в настоящее время немаловажно. Любое наше исследование начиналось с анкетирования учителей и учащихся школы с целью: выяснить, что они знают об объекте нашего исследования. Юные исследователи посещали администрацию  поселка, ЖКХ, Ковровский Испытательный  Лабораторный  центр, библиотеку.                                                                                                    Третья: большое значение имеет результат работы. Он обязательно должен быть материальным. Результаты проведенного исследования очень важно использовать на практике. К примеру, результатом работы «Мусорный – коллапс»  стали конкретные рекомендации:1.Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находиться за пределами поселка, не в водоносной зоне). 2.Организовать сортировку бытовых отходов.3.Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)                                                                                                                        4.Контроль со стороны Администрации поселка за процессом вывоза мусора населением в установленное место.5.Увеличить  в несколько раз штрафы за несвоевременный вывоз  бытовых отходов и уборку контейнерных площадок.6.Поставить контейнеры и урны в местах наибольшего скопления мусора и закрыть их крышками, организовать регулярный вывоз мусора.

Четвертая: возможное участие в работе над проектом родителей. На мой взгляд, здесь отлично прослеживается триединая связь: «родитель – ребенок – школа». Мне очень приятно, когда родители живо интересуются работой детей, оказывают им  помощь, просят консультации.                                                                                                            Пятая: Используя проектно-исследовательскую педагогическую технологию, учитель  должен находиться в постоянном «творческом тонусе».   С интересом и удовольствием наблюдаю за тем, как школьники готовят отчеты, работают над презентацией. Нет сомнения в том, что эта технология способствует формированию новой информационной культуры учащихся. Хотелось бы отметить еще очень важный фактор: успешно проведенное исследование дает возможность представить его результаты общественности на конференциях и конкурсах (от школьных до Всероссийских). А это важный шаг на пути самореализации, как для ученика, так и для педагога. Каждое такое мероприятие – это новая ступенька роста, потому что во время проведения конференций многому учишься. От исследовательской  деятельности ребята получают творческий импульс, желание  расширять  собственные горизонты.  

Литература:

1.М.В. Высоцкая «Биология и экология 10-11 классы проектная деятельность учащихся» Волгоград «Учитель» 2008г.;

2.Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера// - 2001. - №9. С.53-58.

3.Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) -  М.:2003. 96с.

4.«Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник» - М.: Народное образование, 2001

5.И.П.Чередниченко. Экология .6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель,2001-134с.

Интернет ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org

2.http://интернет-ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...