материалы для учащихся по теме "Первый и второй законы Менделя"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
материал построен в форме опорного конспекта, содержит примерный алгоритм решения задач по генетике и задачи для самостоятельного решения, помещенные из сборника "Задачи по генетике"Гончарова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inf.list_._zakony_m.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно- контрольный лист по теме
«Моногибридное скрещивание»
Учени____ 10 класса МОУ «СОШ №2 п.Переволоцкий»
___________________________________
Следуйте указаниям данного информационного листа. В работе используйте материал учебника
Часть1.
Внимательно прочтите текст и выполните задания.
- Моногибридное скрещивание – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие организмы участвовали в эксперименте Г.Менделя? Что это такое чистые линии?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите генотипы растений гороха с жёлтыми и зелёными семенами. Укажите доминантный и рецессивный гены. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, Мендель скрещивал растения с жёлтыми и зелёными семенами, в результате потомство первого поколения получилось единообразным, семена желтые.
Графически это выражается так
P: АА х аа
ж з
- Какие гаметы будет иметь каждая особь?(вместо пробела поставьте необходимый символ)
G: ___ ___
F1: Аа
- За счёт какого биологического процесса восстанавливается диплоидный хромосомный набор у гибридов первого поколения(ответьте одним словом)?_______________________________________________________
- Какой будет окраска семян у гибридов первого поколения?__________
Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения)
При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, всё первое поколение гибридов окажется единообразным по генотипу и по фенотипу и будет нести признак одного из родителей.
Выучите закон единообразия наизусть.
*Но в гетерозиготном состоянии доминантный ген не всегда подавляет действие рецессивного, то есть доминирует неполностью. В таком случае проявляется промежуточный признак (неполное доминирование). Так наследуется окраска цветков ночной красавицы (см.учебник).
Неполное доминирование проявляется при наследовании окраски шерсти овец, оперения птиц*
- Высеяв семена гибридов F1 и получив урожай путём самоопыления, Мендель обнаружил, что во втором поколении появились растения с признаками обоих родителей, т.е произошло расщепление: ¾ от общего числа растений имели жёлтые семена, а ¼ - зелёные (3:1)
Внимательно рассмотрите схему скрещивания и перепишите её себе в тетрадь.
P: АА х аа
ж з
G: А а
Р(F1): Аа х Аа
G: А а А а
: АА 2Аа аа
ж ж з
1 : 2 : 1 (по генотипу)
3:1 (по фенотипу)
- Как вы понимаете термин «расщепление»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Формулируем второй закон Менделя (закон расщепления): при скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу. Выучите данный закон наизусть.
3. Статистический характер и цитологические основы второго закона Менделя.
Допустим, что в соматической клетке гороха имеется всего одна пара гомологичных хромосом, а аллели гена, определяющего признак окраски, находятся в каждой из них. Тогда соматические клетки гомозиготного растения с доминантным признаком должны нести 2 аллели АА вследствие парности гомологичных хромосом, клетки другого родительского растения с рецессивным признаком несут аллели аа.
В результате мейоза в каждой гамете остаётся только одна хромосома, таким образом, каждая гамета несёт одну аллель из пары. В результате оплодотворения в гибридной зиготе восстанавливается парность хромосом. При образовании половых клеток у гибрида в мейозе хромосомы данной пары разойдутся в разные дочерние клетки, причём мужские и женские гаметы будут образовываться в равном количестве. При оплодотворении вероятность их встречи одинакова, в результате чего образуются 3 типа зигот: АА, Аа,аа
Менделем впервые выдвинута гипотеза чистоты гамет, в которой он предположил, что каждая гамета несёт по одному наследственному задатку (гамета является «чистой» и не несёт другого признака).
Попытайтесь самостоятельно сформулировать закон чистоты гамет.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2.
Выполните следующие упражнения.
Если вы претендуете на «5», должны выполнить все задания.
На «4» - все задания части 1, заполнить таблицу части 2 и решить любые 2 задачи
На «3» - все задания части 1, заполнить таблицу части 2 и решить любую 1 задачу.
Заполните таблицу.
Генотипы скрещиваемых особей | Гаметы скрещиваемых особей | Соотношение генотипов в потомстве | Соотношение фенотипов в потомстве | |
Первый родитель | Второй родитель | |||
АА х АА | ||||
АА х Аа | ||||
АА х аа | ||||
Аа х аа | ||||
Аа х Аа |
Рассмотрите алгоритм решения генетических задач. Решите приведённые ниже задачи в рабочих тетрадях или на обороте данного листа. Оформите задачи в соответствии с алгоритмом.
Удачи!
Задача №1
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака женщины с нормальным слухом (ВВ) от глухого мужчины (bb)?
Задача №2
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Какой цвет глаз можно ожидать у детей от брака голубоглазых мужчины и женщины? Кареглазого мужчины и голубоглазой женщины?
Задача №3.
У овса раскидистая форма метёлки доминирует над сжатой. Скрестили гомозиготные сорта с раскидистой метёлкой и сжатой. В первом поколении получили 122 растения, во втором поколении -1170.
- Сколько растений F2 могут иметь раскидистую форму?
- Сколько типов гамет могут образовать растения F1?
- Сколько гетерозиготных растений может быть в F2?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формулировки законов Менделя
В данной работе представлены современные формулировки генетических закооонов Менделя. Условия их выполнения. Законы сформулированы четко, учащиеся могут на уроке еще раз проработать их, определить их ...
Открытый урок: «Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя».
Урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и 1С «Образование» 3.0Образовательный комплекс:«Основы общей биологии». Основные опо...
Урок-аукцион «Законы Менделя». Сборник «Современный урок - основа развития творческого потенциала и когнитивности учащихся», СЕРИЯ: приоритетный проект «Образование», Диссеминация передового опыта
Урок-аукцион «Законы Менделя»(Сборник «Современный урок - основа развития творческого потенциала и когнитивности учащихся», СЕРИЯ: приоритетный проект «Образование», Диссеминация передового опыта)...
Презентация на тему "Первый и второй Законы Менделя. Решение генетических задач". Урок биологии 9 и 10 класс.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах в теме "Генетика".Приведены основные понятия и символы генетики, используемые при решении генетических задач. В през...
Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя"
Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя" включает основные понятия генетики...