элективный курс по биологии в 9 классе "Азбука экологической безопасности"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, тестирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz9.odt | 20.96 КБ |
ktp9.odt | 18.61 КБ |
ekol_testir.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Протокол методического совета школы от «19» сентября 2013 года | Утверждаю: Директор МОУ Анненская СОШ _______________Т.В. Качурина |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АННЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рабочая программа
спецкурса «Азбука экологической безопасности»
Класс: 9
Учитель: Молчанова Алла Леонидовна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Экологическая ситуация во всем мире и в нашей стране продолжает обостряться. Решение экологических проблем во многом зависит от состояния экологического просвещения среди широких слоев населения и эффективности экологического образования на различных уровнях. Культура современного человека должна быть пронизана экологической этикой. Часть разрозненных экологических знаний учащиеся могут получить на уроках биологии, химии, географии, обществознания. Программа спецкурса по экологии «Азбука экологической безопасности» в 9 классе поможет учащимся приобрести целый блок фундаментальных экологических знаний.
Цель экологического образования и воспитания можно сформулировать следующим образом:
а) ответственность каждого человека как члена общества в оптимизации экологических воздействий, связанных с развитием общественного производства;
б) индивидуальная культура каждого человека во взаимоотношениях с природой;
в) знания, умения, навыки, связанные с экологически здоровым образом жизни (экология человека);
г) любовь к природе как к источнику жизни и красоты.
Учащиеся должны знать:
- основные экологические законы и правила: законы действия экологических факторов, законы функционирования популяций, экосистем и биосферы;
- особенности научно-технической революции второй половины ХХ века;
- глобальные проблемы человечества в начале ХХI века;
- вредные воздействия на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;
- виды загрязнений атмосферы и их последствия: «парниковый эффект», кислотные дожди, утоньшение озонного слоя; методы борьбы с загрязнением атмосферы;
- загрязнение гидросферы и методы борьбы с этими загрязнениями;
- причины опустынивания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель;
- законодательные и экономические меры по охране природы;
- принципы и виды мониторинга;
- возможности переработки отходов;
- пути экономии энергии и материалов;
- возможности экологически устойчивого развития человечества;
- особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здоровый образ жизни.
Программа составлена учителем МОУ Анненская СОШ Молчановой А. Л. на основе программы элективного курса Н.Б. Буровой «Экология. Город. Здоровье (Азбука экологической безопасности), рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Курс состоит из 4-х модулей:
- Человек и природа
- Естественная среда и здоровье человека
- Антропогенная среда и здоровье человека
- Глобальные экологические проблемы окружающей среды
Материал данного спецкурса отобран в соответствии с общими целями образования и помогает учащимся овладеть системой основных общеучебных знаний и умений, способствует формированию мировоззрения, основанного на приоритете духовных ценностей, для раскрытия целостной картины мира.
Основной целью программы является развитие целостного взгляда школьников на природу и свое место в ней.
Программа предполагает решение следующих задач:
экологическая — способствовать формированию правильного взгляда на взаимодействие человека и окружающего мира;
нравственная — воспитать любовь и бережное отношение к природе, уважительное отношение человека к человеку;
эстетическая — способствовать формированию чувства к прекрасному;
развивающая — сформировать навыки исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся;
здоровьесберегающая — создать предпосылки для укрепления физического и духовного здоровья учащихся.
Инструментарий для оценивания результатов обучения:
1. Проведение входной («Волнуют ли вас проблемы окружающей среды», «Ваша позиция по отношению к миру») и выходной («Мое отношение к природе») диагностики позволит получить сведения о развитии знаний, эстетических представлений о природе, природоохранных и потребительских мотивах учащихся.
2. Достижения намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте заданий, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности при выполнении.
Критерии успешности учащихся:
Ученик получает оценку «5», если выполняет следующее:
1. выполнение творческих домашних заданий;
2. создание собственных стихов и сочинений-размышлений;
3. инициативный поиск необходимого материала через библиотеку и Интернет;
4. инициативная публичная презентация своей работы на школьном уровне;
При недостатках в выполнении выше указанных критерий ученик получает «4» или «3».
При невыполнении выше указанных критерий «2»
После изучения всех модулей курса ученик получает «зачет», «незачет»
3. Итоговой формой работы является создание исследовательских проектов по различным темам и их презентация.
Критерии оценки проектов и их защита:
1. Постановка задач: четкость формулировки цели и причин выбора темы, пути достижения цели..................................... 5 баллов.
2. Решение задачи: четкость формулировок, логичность изложения, самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знания... 25 баллов.
3. Оформление......................................................... 10 баллов.
4. Защита: ясность, логика и краткость изложения (не более 10 мин), владение словом, умение заинтересовать аудиторию, техническое обеспечение..........................................................10 баллов.
Для учителя:
- Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл. - М: Издательский дом « Дрофа», 1997.
- Миркин В.М., Наумова Л.Г. Экология России: 9 класс- М.: АОМДС,
Юнисам, 1995. - Новиков Ю.В. Человек и природа.- М.: Просвещение, 1991.
- Понаморева И.Н. Экология.-М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2001.
- Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.
- Учителю экологии. Приложение// Биология в школе. - №4, 2001
Для учащихся:
Основная
- Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл.- М.: Издательский дом « Дрофа», 1997.
- Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.
Дополнительная
- Абадашев И.И. Трагедия или гармония?- М.: Мысль, 1973.
- Анастасова Л.П. Карточки-задания к курсу “ Человек и окружающая среда”,
9 кл.-М.: Дрофа, 1997. - Баландин Р.К., Бондарь Л.Г. Природа и цивилизация.- М.: Мысль, 1988.
- Беллер Г.А. Экзамен разума.- М.: Мысль, 1988.
- Бианки В. Лесная газета.-М.: 1986.
- Дмитриев Ю. Большая книга леса.- М.: 1974.
- Дружинина О.А., Мяло Е.Г. Охрана растительного покрова Крайнего
Севера: проблемы и перспективы.- М.: Агропромиздат, 1990. - Заповедными тропами. Пособие для учащихся/ Т.А. Адольф, МИ.
Давыдова, В.А. Кошевой и др.-М.: Просвещение, 1980. - Земля людей ( книга для чтения).- М.: Знание, 1979.
- Книга для чтения по охране природы/ Сост. Захлебный А.Н.- М.:
Просвещение, 1986.
- Куракова Л.И. Беседы о природе, обществе и человеке.- М.: Знание, 1975.
- Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере. Медицинская энциклопедия
северянина.-М.: Астра, 1994.
- Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта, 1995. 15.Эттенборо Д. Живая планета; Портрет Земли/ Пер. с англ.- м.: Мир, 1988.
- Материалы журналов “ Вокруг света”, “Человек и природа”, “Экология и жизнь”.
Календарно-тематическое планирование
По предмету экология на 2013-2014 уч.год
Учитель Молчанова Алла Леонидовна
Класс 9
Количество недельных часов по школьному учебному плану- 34
Количество часов по программе 34
Количество часов по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Плановых контрольных работ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Лабораторные работы | |||||
Регионального компонента |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование спецкурса «Азбука экологической безопасности»
№ | Наименование разделов и тем | Ко личе ст во ча сов | Содержание тем учебного курса | Методическое сопровождение | Календарные сроки | ЦОРы | ||||
Человек и природа 9 часов | ||||||||||
1 | Предмет экологии. Ее разделы. | 1 | Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества. | |||||||
2 | Взаимоотношения «Человек и природа» в историческом аспекте | 1 | Человек- собиратель. Человек – охотник. Изменения взаимоотношений человека и природы во времени. | |||||||
3 4 | Человек и растения | 2 | Многообразие растительного мира. Использование растений человеком. Влияние растений на здоровье человека. | Красная книга Чел. Обл. | ||||||
5 6 | Человек и животные | 2 | Многообразие животного мира | Красная книга Чел. Обл. | ||||||
7 | Человек и грибы | 1 | Многообразие грибов, использование человеком | Красная книга Чел. Обл. | ||||||
8 | Человек и бактерии | 1 | Полезные и вредные микроорганизмы | |||||||
9 | Человек и вирусы | 1 | Заболевания, вызываемые вирусами | |||||||
Естественная среда и здоровье человека 7 часов | ||||||||||
10 | Здоровье человека, что под этим понимать? | 1 | Системы здорового образа жизни | |||||||
11 | Природная среда, как фактор здоровья человека | 1 | Недостаток или избыток химических элементов в окружающей среде как причина заболевений. | |||||||
12 | Влияние климатических факторов | 1 | Влияние климатических факторов. Магнитные бури. Метеочувствительность. | |||||||
13 | Экстремальные факторы окружающей среды. | 1 | Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия. | |||||||
14 | Приспособительные ритмы жизни. | 1 | Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. | |||||||
15 | Здоровье населения. Здоровье и болезнь | 1 | Демография – численность и структура населения. Средняя продолжительность жизни. Рождаемость – причины ее сокращения. Функции и показатели здоровья человека. Пять классов болезней. | |||||||
16 | Обобщение | 1 | Защита проектов | |||||||
Антропогенная среда и здоровье человека 10 часов | ||||||||||
17 | Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека | 1 | Источники химического загрязнения. Классификация химических веществ по классам опасности. Примеры влияния химических веществ на здоровье человека. Изменение естественного круговорота под действием антропогенного фактора. | |||||||
18 19 20 | Загрязнение атмосферы, водных ресурсов и здоровье человека | 3 | Значение воздуха и воды для человека. Источники загрязнения воздуха водоемов и подземных вод. Наиболее загрязненные города и водоемы мира и своего региона. | |||||||
21 | Оценка состояния водоемов соей местности, выявление источников загрязнения. | 1 | Практикум | |||||||
22 23 | Загрязнения пищевых продуктов. | 2 | Норма содержания химических элементов в продуктах и контроль за соблюдением нормативов. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье. | |||||||
24 | Составление списка и анализ пестицидов наиболее активно используемых в домашних условиях, внесение рекомендаций для снижения нитратов. | 1 | Практикум | |||||||
25 | Болезни XXI века. Что делать? | 1 | «СПИД – коварная болезнь». «Алкоголизм – болезнь химической зависимости. Губительная сигарета». «Наркотики, зависимость и последствия». | тестирование | презентация | |||||
26 | Обобщение | 1 | Презентация докладов, рефератов, групповых исследований. Тестирование, решение проблемных задач. | |||||||
Глобальные экологические проблемы 8 часов | ||||||||||
27 | Климатические изменения | 1 | Изменение газового режима атмосферы. Парниковый эффект | |||||||
28 | Нарушение озонового слоя. Загрязнения атмосферы. | 1 | Озоновые дыры. Главные источники выбросов в атмосферу. | |||||||
29 | Загрязнение водных систем | 1 | Основные источники загрязнений водоемов | |||||||
30 | Уничтожение лесов | 1 | Роль леса в сохранении почвы и воды. Причины: загрязнение атмосферы, вод и почв, интенсивные вырубки леса. | |||||||
31 | Состояние почв. Опустынивание. | 1 | Коррозия почвы. Причины опустынивания, последствия. | |||||||
32 | Потеря биоразнообразия | 1 | Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные срсдообразователи. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. | |||||||
33 | Проблемы энергетики | 1 | Использование человеком энергии. | |||||||
34 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Презентация докладов, рефератов, тестирование. |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ
«Волнуют ли вас проблемы окружающей среды».
Одним из проявлений нашей универсальности является забота о мире, в котором мы все живем. Каждому хочется, чтобы окружающий мир радовал. Для этого нужно лишь понимать важность заботы об окружающей среде и уметь ее проявлять. Удается ли это вам?
1. Вы очень спешите, но, тем не менее, хотите купить газету в киоске. Выключите ли вы при этом мотор автомобиля?
a. Обязательно (3 балла);
b. Нет, не считаю нужным (1 балл);
c. Это зависит от условий парковки машины (2 балла).
2. При покупке новой бытовой техники, например, стиральной машины, обратите ли вы внимание на расход ею воды и энергии?
a. Нет, я интересуюсь только ценой (1 балл);
b. Это важно для меня, даже если такая модель дороже (3 балла);
c. Только в том случае, если на этом заострят мое внимание (2 балла).
3. Занимаетесь ли вы сортировкой своих мусорных отходов?
a. Да, хоть и не особо тщательно (2 балла);
b. Я уделяю этому время, несмотря на то, что это довольно затруднительно (3 балла);
c. Нет, я считаю это ерундой (1 очко).
4. Сумели бы вы несколько месяцев прожить в доме без воды и электричества?
Нет, мне для этого пришлось бы полностью изменить свой образ жизни (1 балл);
Конечно, это было бы совсем несложно (3 балла);
Не более 2—3 дней (2 балла).
5. Оставляете ли вы в магазине дополнительную упаковку от купленного вами товара?
Иногда (2 балла);
Всегда (3 балла);
Никогда (1 балл).
6. Вы когда-нибудь уничтожали оставленный кем-то мусор (например, в лесу на поляне)?
a. Иногда бывало (2 балла);
b. Нет, ведь это не входит в мои обязанности (1 балл);
c. Мы всегда все убираем, ничего не оставляя после себя (3 балла).
7. Вблизи вашего жилья планируют построить экологически вредное предприятие. Будете ли вы протестовать?
a. Нет (1 балл);
b. Обязательно (3 балла);
c. Постараюсь сохранить нейтралитет (2 балла).
Подсчет баллов. Суммируйте результаты.
7—11 баллов. Складывается впечатление, что вы относитесь к охране природы без должного понимания. Но ведь эта проблема касается всех без исключения, и вас в том числе! Советуем вам, начиная с этой минуты, помнить об этом.
12—16 баллов. Окружающая среда нуждается в гораздо большей помощи, нежели та, какую вы ей оказывали до сих пор. Станьте более активны в вопросах охраны природы.
17—21 балл. Вы серьезно подходите к вопросам окружающей среды и всеми силами поддерживаете природоохранные мероприятия. Вы живете по принципу: «Мы всего лишь одолжили эту землю у наших детей», — и потому готовы ради грядущих поколений бороться за то, чтобы им достался чистый мир. Хочется думать, что ваши усилия увенчаются успехом и потомки скажут вам спасибо.
Выходная диагностика
Тест «Мое отношение к природе»
Прочтите вопрос в таблице, выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.
№
п/п
Вопросы
Ответы и баллы
«Да»
«Нет»
По-разному
1.
Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?
2
0
1
Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)
0
2
1
3.
Всегда ли вы бережно относитесь к природе?
2
0
1
4.
Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?
2
0
1
5.
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?
2
0
1
6.
Все ли в окружающей природе вас интересует?
2
0
1
7.
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?
2
0
1
8.
Цените ли вы разнообразие в природе?
1
2
0
9.
Влияет ли природа на ваше настроение?
2
0
1
10.
Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?
1
0
2
11.
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?
2
0
1
12.
Любите ли вы читать описания природы в книгах?
2
0
1
13.
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?
2
0
1
14.
Влияет ли природа на ваше поведение?
2
0
1
15.
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?
1
2
0
16.
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?
0
2
1
17.
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?
2
0
1
18.
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?
0
2
1
19.
Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1- 5 классах?
2
0
1
20.
Или в более старшем возрасте?
0
2
1
21.
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?
2
0
1
22.
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?
2
0
1
23.
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?
2
0
1
24.
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работе по уходу за окружающей средой?
2
0
1
25.
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки интегрированного курса «Человек и экосистема»?
2
0
1
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.
От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинам и следствиям. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.
От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
Входная и выходная диагностика
Анкета «Среда жизнедеятельности человека»
1. Нравится ли тебе свой посёлок. Почему?
2. Где бы ты хотел жить в будущем: в селе или городе? Почему?
3. Каких домашних животных ты больше любишь: лошадь, корову, собаку, кошку, козу?
4. Когда ты будешь взрослым, кого из этих животных ты будешь иметь?
5. Что ты знаешь о наркотиках?
6. Пробовал ли ты курить?
7. Когда ты будешь взрослым, будешь ли ты курить и употреблять алкоголь? Почему?
8. Как ты относишься к людям, которые называются «белой вороной»?
9. Как вы думаете, почему часто в семьях рождаются не здоровые дети?
10. Как вы думаете, что важнее: духовное или физическое здоровье?
Анкета «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».
Выразите степень значимости (важности) для вас различных составляющих вашей жизни (жизненных ценностей). Для этого выберите три наиболее важные и три наименее важные, с вашей точки зрения, ценности:
· хорошие вещи, материальное благополучие;
· общение с природой;
· общение с друзьями и другими окружающими людьми;
· любовь (семейная жизнь);
· здоровье, здоровый образ жизни;
· труд (профессия, учёба, интересная работа);
· духовность (нравственность, саморазвитие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."
Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...
Программа элективного курса по экологии 9 класс «Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»
Программа элективного курса по экологии9 класс«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»...
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Элективный курс для учащихся 9 классов «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ШКОЛЬНИКА»
Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния ее на собственное здоровье, вы...
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...