Био-КВН по теме "Клетка"
методическая разработка по биологии на тему
В БИО - КВН принимают участие студенты 1 курса ,отделения "Сестринское дело"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_kvn_1107_gruppa.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО ШМУ Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия «Био КВН» по разделу «Учение о клетке» Дисциплина «Биология» Специальность 060501.51 «Сестринское дело» ст.Шентала,2012 год. | |
Рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК «Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин» Протокол № ________от «____»______________20___г. Председатель ЦМК Мутыгуллина М.Б. ----------------- | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060501.51 «Сестринское дело» Зам. директора по УР «____»____________20___ г. ________________Е.В. Курганская |
Разработал преподаватель : Серикова Т.Н.
Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия по дисциплине «Биология»
Тема:
«Био КВН»
Цели
Образовательные:
- Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран;
- Проверить сформированность знаний студентов по разделу «Учение о клетке»
Развивающаяся:
- Развивать у студентов умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, творческие способности, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к дисциплине биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, артистические качества, чувства коллективизма, взаимовыручки.
Тип занятия:
Повторение и контроль знаний и умений по теме: «УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ»
Вид занятия: Конкурс
Оборудование:
Таблицы «Строение растительной клетки»;
«Строение живой клетки»;
дидактический материал;
материал для моделирования клетки;
проектор;
ноутбук;
экран
Страна, с названьем «клетка»
В огромном мирозданье
Как капля у пипетки
В глубоком океане.
Размеры ей малы даны
Но нет важней другого
Ведь в ней то и заключены
Все принципы живого.
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие коллеги, студенты! Сегодня речь пойдет о клетке. Мы завершили изучение раздела «Учение о клетке» ,. Мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. На протяжении предыдущих занятий мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.
На сегодняшнем занятии мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материал, кратко вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки. Наше занятие мы проведем в форме конкурса между двумя командами. Конкурсная программа состоит из 11 туров. Для оценивания заданий разработаны критерии, а оценивать задания будет жюри из 3 человек.
Ход мероприятия
Тур 1.Представление команд.
Тур 2 Разминка.
Тур 3 Домашнее задание
Тур 4. Конкурс «ТЕРМИНЫ»
Тур 5. Конкурс «Кто лучше знает строение клетки».
Тур 6 Конкурс «Водохлеб»
Тур 7 . -«Конкурс капитанов»- . – «Нумератор»
Тур 8 Конкурс болельщиков
Тур 9 конкурс -тест
Тур10. Подведение итогов, награждение победителей.
Сегодня мы будем свидетелями баталий между командами «Рибосомы» и «Хромосомы».
Команды заходят в аудиторию под музыку и аплодисменты болельщиков.
Преподаватель: Помогать нам в разрешении споров и оценивать предстоящие конкурсы будет уважаемое жюри:
Курганская Е.В. – зам директора по УР
Чернова З.К. –зам директора по УВР
Бурлягина М.В – методист
Бекбулатов Р.А. –зав отделением
Зайцев В.В. – преподаватель химии
Итак, первый тур нашей встречи!
Тур 1 - Конкурс «Представление команд».
Прошу капитанов команд подойти к столику жюри для жеребьевки.
Капитаны выбирают карточки с № 1 и № 2.
Команды приветствуют друг друга.
Команда «РИБОСОМЫ» - Конкурс: «Расшифруй название команды».
Мы команда рибосом
Нам противник нипочем
Функция у нас сложна
Без белков мы никуда
Обращение к соперникам
Соревноваться рады с вами
Мы юмором, и смехом, и делами.
Мы вас приветствуем, друзья!
Без юмора и смеха жить нельзя!
Команда «Хромосом»
Представление команды
И хорошо ,что мы назвали
команду нашу «хромосомы»
Нас только 6 ,но мы готовы играть за 46
Обращение к соперникам
Синенький скромный платочек,
Дарим на память мы вам,
Вы не ревите, слезы утрите,
Коль проиграете нам...
2 тур «Разминка»
В течение 2 минут команды одновременно должны дать ответы на 10 вопросов.(ответы оформляются на листах)
Вопросы команде № 1»Рибосомы» (слайд 3).
1. Организм способный жить без кислорода? (Анаэроб)
2. Органоиды клетки, синтезирующие белки? (Рибосомы)
3. Наука о тканях? (Гистология)
4. Организм, питающийся готовыми органическими веществами? (Гетеротроф)
5. Органоид, который называют «энергетическая станция клетки»? (Митохондрия)
6.Вещества плохо растворимые в воде? ( гидрофобные )
7. Кто первым наблюдал клетку ?(Р.Гук)
8.Сколько кДж энергии выделяется при окислении 1 грамма белка?(17.6)
9. Хранение, передачу наследственной информации и использование ее в процессе биосинтеза белка, осуществляет? (ДНК).
10.Название углевода присутствующего в меде, фруктах? (фруктоза)
Вопросы команде № 2 «Хромосомы» (слайд 3).
1. Организм, способный жить только с кислородом? (Аэроб)
2. 1 группа химических элементов входящих в состав клетки? (Н,О,С,N)
3.Органоид, содержащий генетическую информацию клетки? (Ядро)
4.Вещества хорошо растворимые в воде ?(гидрофильные)
5.Имя ученого открывшего в клетке ядро?.(Р.Броун)
6. Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития? (Эмбриология)
7. Что является мономерами белков ? (аминокислоты)
8. Состав сахарозы?(глюкоза .фруктоза)
9. Сколько кДж энергии выделяется при расщеплении 1 грамма жира? (38.9)
10. Какой принцип лежит в основе репликации ДНК? (комплементарности)
Эталон ответа на задание №1:
Вопросы команде № 1
1. Анаэроб
2. Рибосомы
3. Гистология
4. Гетеротроф
5. Митохондрия
6. гидрофобные
7. Р.Гук
8.17.6
9., ДНК).
10.фруктоза
Вопросы команде № 2
1. Аэроб
2. Н,О,С,N
3.Ядро
4.гидрофильные
5.Р.Броун
6. Эмбриология
7. аминокислоты
8. глюкоза .фруктоза
9. 38.9
10.комплементарности
Тур 3. Домашнее задание.
Командам надо было приготовить презентацию отражающую историю знаний о клетке. (команды по очереди представляют свои презентации).
Тур 4. Конкурс "Термины".
Условия: преподаватель читает определения , студенты записывают ответы(термины) на листе. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ.
Задания:
1. Наука изучающая жизнь во всех ее проявлениях: строение и развитие организмов, их функции, взаимоотношения друг с другом и с окружающей природой. (Биология)
2. Наука о грибах (микология)
3. Клетки более мелких размеров и не имеющие ядра ( прокариоты)
4. Процесс пожирания инородный тел лейкоцитами (фагоцитоз)
5. Белки это полимеры, их составными единицами(мономерами) являются..? (аминокислоты)
6. Простые углеводы (моносахариды)
7. Молекула состоящая из двух цепей закрученных в спираль одна вокруг другой (ДНК)
8. Клеточный сок (кариоплазма)
9.Мелкие частицы, не имеющие мембранной структуры состоящие из двух субъединиц: большой и малой (рибосома)
10..Самоудвоение молекулы ДНК (репликация)
Эталон ответа на задание №4.
1. биология
2. микология
3. прокариоты
4. фагоцитоз
5. аминокислоты
6. моносахариды
7. ДНК
8. кариоплазма
9.рибосома
10..репликация
Тур 5. «Кто лучше знает строение клетки».
Каждая команда получает карточку с изображением клетки. Необходимо сделать надписи к основным органоидам клетки..
Тур 6 .
Конкурс - «ВОДОХЛЕБ»
Преподаватель - какого вещества в клетке - больше всего? (воды – 70-80%
) представляем вашему вниманию конкурс «ВОДОХЛЕБ»
От каждой команды приглашается один участник – задача конкурса кто быстрее выпьет воду……
Тур7. -«Конкурс капитанов»- . – Нумератор
К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее определение в правой Раздаются карточки с нумераторами.
I. Клеточная мембрана | а. Носитель наследственной информации |
II. Цитоплазма | б. Внутренний слой оболочки. |
III. Ядро | в. Система внутриклеточных мембран, канальцев, полостей |
IV. Рибосомы | г.Временные образования в клетках. |
V. Митохондрии | д. Органоиды растительных клеток |
VI. Лизосомы | е. «Растворители» чужеродных белков и бактерий. |
VII.Эндоплазматическая сеть | ж. Внутреннее полужидкое содержимое клетки |
VIII. Пластиды | з. «Энергетические станции клетки» |
IX. Включения | и. Места синтеза белков. |
Эталон ответа: I - б, II - ж, III - а, IV - и, V - з, VI - е, VII - в, VIII - д, IX - г.
Тур 8 . Конкурс болельщиков.
На слайде (5)
Из букв слова «дезоксирибоза», составить максимально возможное число слов (имена существительные, в единственном числе, нарицательные, без сокращений)
Тур 9.
Конкурс Тест
(Каждая команда получает задания в виде тестов и отвечает)
ТЕСТ. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
1команда
1). Синтез АТФ осуществляется в:
1 - рибосомах
2 - митохондриях
3 - лизосомах
4 – ЭПС
2). Рибосомы - органоиды клетки, отвечающие за:
1 - расщепление органических веществ
2 - синтез белка
3 - синтез АТФ
4 – фотосинтез
3). Аппарат Гольджи отвечает за:
1 - транспорт веществ по клетке
2 - перестройку молекул
3 - образование лизосом
4 - верны все ответы
4). Каких компонентов НЕ содержат митохондрии:
1 - ДНК
2 - рибосом
3 - складок внутренней мембраны (крист)
4 – ЭПС
5). Хлоропласты - это органоиды:
1 - содержащие хлорофилл
2 - имеющие собственную молекулу ДНК
3 - осуществляющие фотосинтез
4 - верны все ответы
6). К двумембранным органоидам относятся:
1 - ядро и комплекс Гольджи
2 - ядро, митохондрии и пластиды
3 - митохондрии, пластиды и ЭПС
4 - пластиды, ядро и лизосомы
7). Лейкопласты - это:
1 - бесцветные пластиды
2 - энергетические станции клетки
3 - окрашенные пластиды
4 - органоиды только животных клеток
8). К одномембранным органоидам относятся:
1 - пластиды и ЭПС
2 - митохондрии и аппарат Гольджи
3 - вакуоли и ядро
4 - ЭПС, аппарат Гольджи, вакуоли
9). Только для растительных клеток характерны:
1 - клеточная стенка из целлюлозы, пластиды, митохондрии
2 - рибосомы, пластиды, крупные вакуоли
3 - ЭПС, аппарат Гольджи, пластиды
4 - пластиды, клеточная стенка из целлюлозы, крупные вакуоли
10). К пассивному транспорту через мембрану относится:
1 - диффузия
2 - пиноцитоз
3 - фагоцитоз
4 - калий-натриевый насос
2 команда
1). Лизосомы - это органоиды, которые:
1 - осуществляют фотосинтез
2 - содержат ферменты, расщепляющие органические вещества
3 - синтезируют белки
4 - синтезируют АТФ
2). Мембрана имеется:
1 - только у растений
2 - у грибов и бактерий
3 - только у животных
4 - у всех организмов
3). К эукариотическим относятся клетки:
1 - бактерий и вирусов
2 - растений и животных
3 - растений, животных и грибов
4 - бактерий, растений и животных
4). Ядро клетки отвечает за:
1 - синтез АТФ
2 - хранение, передачу и реализацию наследственной информации
3 - синтез и транспорт веществ
4 - хранение генетической информации и синтез АТФ
5). В животной клетке отсутствуют:
1 - митохондрии
2 - хлоропласты
3 - рибосомы
4 – ядро
6). Гладкая эндоплазматическая сеть осуществляет:
1 - транспорт углеводов и липидов;
2 - транспорт белков
3 - синтез АТФ;
4 - транспорт воды и минеральных солей
7). Митохондрии и пластиды сходны между собой, так как:
1 - имеют одномембранное строение
2 - имеют ДНК и могут делиться
3 - участвуют в фотосинтезе
4 - содержат хромосомы
8). К немембранным органоидам относятся:
1 - ЭПС и аппарат Гольджи
2 - рибосомы и центриоли
3 - пластиды и центриоли
4 - митохондрии и рибосомы
9). Гранулярная эндоплазматическая сеть:
1 - транспортирует липиды
2 - участвует в синтезе и транспорте белков
3 - транспортирует углеводы
4 - участвует в синтезе и транспорте углеводов и липидов
10). Центриоли - это органоиды, которые:
1 - участвуют в делении клетки
2 - входят в состав клеточного центра
3 - имеют форму цилиндров
4 - верны все ответы
Ответы:
1) 2; 2) 2; 3) 4; 4) 4; 5) 4; 6) 2; 7) 1; 8) 4; 9) 4; 10) 1;
1) 2; 2) 4; 3) 3; 4) 2; 5) 2; 6) 1; 7) 2; 8) 2;
9) 2; 10) 4.
Тур 10. –рефлексия……
Команды выходят на сцену и вместе читают прощальные строки:
Наш КВН на этом не закончен,
Находчивыми будем мы всегда.
Сдружились мы на КВНе очень
И если проиграли - не беда!
А за жизнь на планете — каждый в ответе!
Использованная литература:
1. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Биология 9 класс», М., «Вентана-граф», 2008.
2.»Общая биология» под ред.Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица, М., «Просвещение», 2006.
3.В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов «Биология» М.,»Школа-пресс»,1996.
приложение
Работа жюри.
№ тура | Команда «Рибосомы» | Команда «Хромосомы» |