егэ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) по теме

Фролова Марина Васильевна

ответы к егэ по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvety_chast_3.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 3. Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

  1. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Балл

Элементы ответа:

  1. в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет гемолиз, и клетки потеряют тургор;
  2. нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ  ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

  1. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?
  • постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушение водного и воздушного режима корней) и угнетению растений.
  1. Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, зачем и как это делают?
  • всхожесть определяется для получения высокого урожая растений;
  • для определения всхожести семян определенное их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян.
  1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
  • фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
  • по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
  1. Почему при отсутствии сапрофитов бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
  • сапрофитные бактерии это редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических, при их отсутствии на земной поверхности скопились бы органические вещества;
  • отсутствие разложения органических веществ нарушит поступление в биосферу химических элементов и разорвет их круговорот.
  1. С какой целью рыхлят почву при выращивании растений?
  • для улучшения дыхания корней;
  • для сохранения влаги в почве.
  1. Какие агрономические мероприятия позволяют защитить растения от болезней, вызываемых бактериями?
  • предпосевная обработка посадочного материала;
  • применение севооборота.
  1. Многие декоративные кустарники ежегодно обрезают. С какой целью это делают?
  • обрезание верхушки побегов стимулирует ветвление кустарника;
  • развитие боковых побегов увеличивает крону и позволяет придать ей желаемую форму.
  1. Семена, помещенные в кипяченную воду комнатной температуры, набухают, но не прорастают, а потом  загнивают. Объясните почему.
  • прорастание семян сопровождается интенсивным процессом дыхания;
  • в кипяченой воде практически нет кислорода, необходимого для дыхания, поэтому семена загнивают.
  1. Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему.
  • сапрофиты – редуценты, они разлагают органические вещества до минеральных соединений, участвуя в круговороте веществ в биосфере;
  • выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.
  1. Почему на хранение нельзя закладывать влажные семена? Что с ними происходит?
  • во влажных семенах при участии воды начинаются обменные процессы, усиливается дыхание, выделяется энергия;
  • семена начинают прорастать, в результате могут погибнуть.
  1. Из семян одного боба гомозиготного растения гороха, посеянных на одном поле, выросли взрослые растения, которые отличались друг от друга по внешним признакам: высоте стебля, числу и размерам листьев, развитости корневой системы. Объясните это явление.
  • различия растений обусловлены влиянием факторов внешней среды (интенсивностью освещенности, количеством влаги, температурой, взаимным влиянием растений и др.);
  • это проявление модификационной изменчивости.

  1. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковые имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Балл

Элементы ответа:

  1. цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, правильные лепестки весла и сросшиеся лепестки – лодочка;
  2. корневая система стержневого типа;
  3. плод – боб, а не стручок.

Ответ включает  названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2-3 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ  ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит грубые биологические ошибки.

2

Ответ включает 1 из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ  ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

  1. Какие приспособления имеют растения в засушливых местах?
  • корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
  • у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
  • листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголочки.
  1. В чем сходство и отличие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковые и Сложноцветные?

общие признаки:

  • односеменные сухие невскрывающие плоды;

различия:

  • у злаков плод зерновка, а у сложноцветных – семянка;
  • у зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.
  1. Почему грибы являются важным компонентом биоценоза?
  • грибы – необходимое звено в цепи питания;
  • шляпочные грибы вступают в симбиоз с деревьями, улучшают водный обмен и минеральное питание растений;
  • плесневые грибы – разрушители органических веществ, мертвых остатков растений и животных до неорганических веществ;
  • грибы-паразиты кнтролируют численность организмов в биоценозе.
  1. Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег.
  • корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;
  • на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;
  • от корневища отходят придаточные корни;
  • внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
  1. В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные)?
  • Мотыльковые имеют плод боб, а Крестоцветные – стручок;
  • сходство: боб и стручок – сухие многосеменные вскрывающиеся плоды;
  • различие: семена внутри боба лежат  на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.
  1. По каким признакам Лилейные и Злаки относят к классу Однодольные?
  • семя с одной семядолей;
  • мочковатая корневая система;
  • простые листья с параллельным или дуговым жилкованием;
  • цветок трехчленного типа с простым околоцветником.
  1. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.
  • передвижение воды и минеральных веществ осуществляется по сосудам древесины;
  • передвижение органических веществ происходит по ситовидным трубкам луба;
  • вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды;
  • органические вещества перемещаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концетрации и давления.
  1. Какова роль бактерий в природе? Приведите не менее 4-х значений.
  • бактерии – разрушители органических веществ, образуют перегной, минерализуют органические вещества и завершают круговорот веществ в природе;
  • бактерии участвуют в образовании полезных ископаемых: нефти, каменного угля, торфа, природного газа, серы, фосфора и других элементов;
  • бактерии-хемосинтетики и фотосинтетики участвуют в образовании органического вещества;
  • клубеньковые бактерии улучшают азотное питание растений;
  • бактерии-паразиты вызывают различные заболевания у растений и животных.
  1. Назовите особенности строения и жизнедеятельности лишайников и укажите их роль в природе.
  • лишайники – симбиотические организмы;
  • гетеротрофное питание с помощью гриба, автотрофное питание благодаря водорослям или цианобактериям;
  • роль лишайников в природе: участие в образовании почвы, пионеры заселения неблагоприятных мест обитания, корм для северных оленей.

  1. В чем преимущество семенного размножения перед споровым? Назовите не менее 3-х признаков.
  • спора – одноклеточное образование, семя содержит многоклеточный зародыш с питательными веществами;
  • семя, в отличие от споры, покрыто кожурой, которая защищает зародыш от неблагоприятных условий среды;
  • семена имеют различные приспособления к распространению, что обеспечивает расселение растений.
  1. Объясните, почему вода необходима для прорастания семян и какие процессы она обуславливает. Укажите не менее 3-х обоснований.
  • вода, поступая в клетки, активизирует ферменты и реакции обмена веществ;
  • вода превращает запасенные питательные вещества семени в растворимую форму и обеспечивает их транспорт;
  • вода обеспечивает расщепление органических веществ семени и запасание энергии в виде АТФ, необходимой для прорастания семени.
  1. Среди организмов, населяющих биосферу, широко представлены грибы. Объясните, почему существование и поддержание жизни на Земле невозможно без присутствия этой группы организмов?
  • грибы, являясь редуцентами, разлагают органические вещества отмерших организмов до неорганических;
  • они обеспечивают круговорот веществ природы;
  • грибы – пища многих животных, образуют микоризу с растениями.
  1. В естественных природных условиях луга обычно зарастают лесом. Объясните, почему в условиях постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит.
  • в условиях постоянного ведения сельского хозяйства луга постоянно выкашиваются людьми, что сопровождается уничтожением подроста деревьев и кустарников;
  • на лугах происходит постоянный выпас скота, который уничтожает подрост, приводит к вытаптыванию растений.

  1. В чем выражается положительная роль создания в степных районах России полезащитных насаждений? Приведите не менее трех примеров.
  • уменьшение силы ветра, ветровой эрозии, пылевых бурь;
  • усиление снегозадержания и увеличение влажности окружающего воздуха и почвы;
  • проникновение в лесопосадки лесных видов растений и животных, и повышение биоразнообразие среды.
  1. Предположим, что на Земле исчезнут все организмы, за исключением высших растений. Смогут ли они одни существовать на Земле? Ответ поясните. Приведите не менее трех примеров.

Высшие растения не смогут существовать одни на Земле, так как:

  • резко снизится интенсивность фотосинтеза в связи с уменьшением в атмосфере содержания углекислого газа, основным поставщиком которого являются животные, а также грибы и бактерии;
  • при отсутствии редуцентов (бактерии, грибы) не будет происходить минерализация органических остатков, прекратится биогеохимический круговорот  веществ;
  • растения не способны усваивать азот атмосферы, который фиксируют  и превращают в доступные соединения азотфиксирующие бактерии, в связи с чем сократится синтез белков и нуклеиновых кислот.
  1. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника?
  • семя в отличие от одноклеточной споры, – многоклеточное образование;
  • семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
  • семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет.
  1. Садовую землянику, выращиваемую на приусадебных участках, как правило, размножают вегетативным  способом. Какие органы растения обычно при этом используют? Какая корневая система развивается у дочерних растений?
  • садовую землянику размножают надземными побегами (столонами) – усами;
  • на усах развиваются придаточные корни, которые формируют мочковатую корневую систему.