Обобщающий урок по теме: "Птицы" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Игра "И пух, и перо" может использовать в конце темы "Птицы" в 7 классе в качестве обобщающего урока.К уроку необходимо интерактивное оборудование и прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_i_puh_i_pero.docx | 113.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра «И пух, и перо»
Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Птицы»
МБОУ «Школа №64» учитель биологии Авезова О.Г.
Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. В.М. Константинова.– М.: Вентана-Граф, 2014.
Цель урока: Углубить и обобщить знания учащихся по теме: «Класс птицы»; расширить представления о многообразии птиц.
Планируемые результаты:
- Личностные – воспитание личностных качеств учащихся: уверенность при ответе, активность, толерантность, развитие интереса к изучению биологии с помощью использования ИКТ, формирование положительного отношения к проблемам охраны природы.
- Метапредметные:
регулятивные – умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, составлять план действий, умение планировать свою деятельность, осуществлять само- и взаимонаблюдение, само- и взаимоконтроль, само- и взаимооценку, анализировать итоги деятельности, делать выводы.
познавательные – расширение кругозора учащихся, устанавливать логическую связь между строением и функцией.
коммуникативные – умение аргументировать свою точку зрения, умение сотрудничать в группе, высказывать свою точку зрения, реагировать и отвечать на вопросы и замечания.
3.Предметные:
раскрыть общие особенности организации птиц (многообразие видов, признаки, тип питания, особенности жизнедеятельности, роль в природе), отличающие их от организации других классов хордовых животных.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, использование ИКТ
Форма урока: урок закрепления знаний с использованием ИКТ.
Оснащение урока:
- Интерактивная доска, компьютер и проектор.
- Электронная презентация в программе Power Point.
- Дидактический материал (Приложение 1,2)
- Грамоты для награждения.
Правила урока-игры:
- За правильный ответ команды может получить в первом туре «Загадки»
1 балл, максимум 8 баллов. Во втором туре «Способ питания» за каждый правильный ответ команды может получить 1 балла, если правильно назван способ питания и 2 балла, если вспомнили основных представителей данного отряда птиц, максимум 12 баллов. За третий тур «Узнай птицу по поведению» за каждый правильный ответ команды получает 2 балла, максимум 8 баллов. За четвертый тур «Узнай птицу по описанию» команды получает 3 балла, максимум 18 баллов. В пятом тур «Певчий концерт» команды может получить за правильный ответ 3 балла, максимум 12 баллов. В шестом туре «Почемучка» капитаны команды получают за каждый правильный ответ по 1 баллу, максимум 10 баллов.
2. Если команда не знает ответ на вопрос, по право ответить предоставляется другой команде по правилу поднятой руки. Ответы без поднятой руки с места не принимаются.
3.В конкурсе капитанов можно отвечать только им, подсказки от команд не принимаются.
Удобнее заранее назначить жюри (два ученика, которые будут посчитывать количество баллов команд-участниц).
Для подготовке к уроку-игре необходимо, чтобы класс поделился на две команды. Заранее было задано домашнее задание придумать название, эмблему и девиз для команды.
1.Подготовка учащихся к активной учебной деятельности на уроке.
Организационный этап. Приветствие учащихся. Вступительное слово учителя
Я рада приветствовать всех на нашей уроке-игре. У всех учащихся сегодня на уроке есть возможность блеснуть своими знаниями и получить много положительных эмоций.
2. Определение темы урока.
А о ком пойдет речь, на сегодняшнем уроке вы узнаете, ответив на такой вопрос: «Кто первым напоминает нам, что наступила весна?» (слайд 1)
(Птицы).
Верно. (слайд 2). Главные герои игры– птицы – выбраны не случайно.( И не только потому, что мы недавно завершили изучение этой темы. Но и потому, что птицы самые удивительные создания: они умеют летать, бегать, плавать, прыгать, ходить; они ходят на двух ногах, но не так, как мы.
На нашей игре есть определенные правила, которые надо соблюдать: уважать друг друга, не выкрикивать и поднимать руку при ответе. Для удобства мы разделились на 2 группы. Ни пуха, ни пера. Удачи!
Каждая команда говорит название своей команды и девиз. После приветствия начинается первый тур.
3.Ход урока-игры.
Первый тур «Загадки» (слайд 3.)
Подумайте о какой птице идет речь и через 1 минуту дайте ответ. За каждый правильный ответ 1 балл (слайд 4.)
1.И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
(Страус африканский Отряд Страусообразные) (слайд 5.)
2.И в лесу, заметьте, дети, (слайд 6.)
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ...
(Сова ушастая Отряд Совы) (слайд 7.)
3.Спинкою зеленовата, (слайд 8.)
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Большая синица отряд Воробьинообразные) (слайд 9.)
4. На одной ноге стоит,(слайд 10.)
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
(Голубая цапля отряд Голенастые ) (слайд 11.)
5.Хочет – прямо полетит. (слайд 12.)
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет.
(Жаворонок полевой отряд Воробьинообразные ) (слайд 13.)
6.Он по-рабочему одет —(слайд 14.)
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка.
(Большой пестрый дятел отряд Дятлообразные) (слайд 15.)
7.Он прилетает каждый год (слайд 16.)
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
(Скворец обыкновенный отряд Воробьинообразные ) (слайд 17.)
8.Скромен, мал, одет без лоска, (слайд 18.)
Золотистая полоска
Блещет светом уголька
На головке у меня
(Королек золотоголовый отряд Воробьинообразные) (слайд 19.)
Второй тур «Способ питания» (слайд 20.)
Определить способ питания по внешнему виду клюва птицы и назовите какие птицы могут таким образом питаться. За полный правильный ответ 2 балла.
(слайд 21.)
1. мелкая рыба, мальки рыб, водные растения, водные насекомые
(Отряд Гусеобразные). (слайд 22.)
(слайд 23.)
2. мелкая рыба, мальки рыб, водные растения, водные насекомые
(Отряд Гусеобразные).(слайд.24.)
(слайд 25.)
3. мелкая рыба, мальки рыб, водные растения, водные насекомые
(Отряд Гусеобразные).(слайд 26)
(слайд 27.)
4. питаются нектаром цветов (Отряд Колибриобразные).(слайд 28.)
(слайд 29.)
5. насекомоядные птицы (Отряды Стрижеобразные, Воробьинообразные). (слайд 30.)
(слайд 31.)
6. питаются рыбой (Отряд Пеликанообразные). (слайд 32.)
Третий тур «Узнай птицу по поведению» (слайд 33.)
Назовите птицу, о которой идет речь. За правильный ответ 2 балла.
1.Эта птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов. (Кукушка обыкновенная,
Отряд Кукушкообразные). (слайд 34.)
2. Эта птица выводит птенцов зимой (Клест обыкновенный, Отряд Воробьинообразные). (слайд 35.)
3. Какая птица является любительницей всего блестящего и ее не зря называют воровкой (Сорока обыкновенная, отряд Воробьинообразные). (слайд 36.)
4. Какие птицы устраивают детские сады? (Пингвин императорский,
Отряд Пингвиновые). (слайд 37.)
Четвертый тур «Узнай птицу по описанию» (слайд 38.)
По словесному портрету догадайся о какой птице говориться в тексте. Текст распечатан и отдан командам. За правильный ответ 3 балла.
1. Самая интересная особенность этой птицы то, как она делает запасы на зиму. Напряженная работа начинается, когда созревают кедровые орешки. К зиме она успевает заготовить до 70 тысяч орешков и прячет их небольшими порциями по 10- 20 штук, зарывая в землю или мох, засовывая за отставшую кору, под трухлявые пни. А всего делает около 6 тысяч тайников. Kак же можно все запомнить? У этих птиц хорошая память, но когда про тайник не вспомнили, на его месте зазеленеет молодой кедр.
(слайд 39.) (Кедровка, отряд Воробьинообразные)
2. Красивые танцы устраивают они на болоте. Соберутся в кружок, 1 или 2 выходят на середину и начинают приплясывать. Сначала только подпрыгивают, а потом кружатся, и прыгают, и танцуют вприсядку. А те, кто стоят, в такт хлопают крыльями.
(слайд 40.) (Журавль белый, Отряд Журавлеобразные)
3. Они очень любопытны - это хорошо знают охотники. А еще знают: нет птиц осторожнее. Все стадо спокойно спит, завернув голову под крыло. А охраняют стадо сторожа – с каждого края стада стоит старая птица и зорко глядит по сторонам.
(слайд 41.) (Гусь серый, отряд Гусеобразные)
4.Эта птица строит гнездо на лугу прямо среди травы, иногда под кустиком. Она кладет очень много яиц, больше всех диких пернатых: молодая курочка несет около дюжины, а старая вдвое больше- до 24! Когда на свет появляется 24 птенчика, все они бегают гурьбой за мамашей. Свой выводок она уводит с луга на хлебное поле, где колосится рожь или пшеница. Цыплятам легко кормится спеющим зерном, да и от хищников легко скрыться. Что это за птица?
(слайд 42.) (Перепел дикий, отряд Курообразные)
5. Летом они живут на севере, а в начале зимы появляются в наших лесах. Питаются ягодами, семенами. У этих птиц поют и самки и самцы. Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год.
(слайд 43.) ( Перепел дикий, отряд Курообразные)
6. Из всех птиц на ее долю выпало больше всего насмешек. Ее обзывали глупой и жалкой, даже пытались исключить из армии пернатых. Ум этой птицы давно обозначает самое низкое деление на шкале, измеряющей человеческий интеллект. Что это за птица?
(слайд 44.) (Курица домашняя, Отряд Куриные)
Пятый тур «Птичий концерт». (слайд 45.)
Определите, какой птице принадлежит данная песня. За правильный ответ 3 балла. Если использовать подсказку, то можно заработать только 1 балл.
Подсказки:
- Этого певца узнать не очень трудно. Начинает он как обычно к вечеру и поет всю ночь. Чем ближе к утру, тем звонче его песня.
(слайд 46.) (Обыкновенный соловей, отряд Воробьинообразные)
- Эту птицу так назвали, наверное, потому, что перед ненастьем его удалая песня смолкает, он хохлится, будто зябнет и чуть слышно выговаривает: «рюм-рюм-рю».
(слайд 47.) (Зяблик, отряд Воробьинообразные)
- Эта птица - лесной акробат. Ловкий, смелый, он бегает по стволу мигом. Он живет в нашем лесу круглый год. А песня у него звонкая, далеко слышна.
(слайд 48.) (Поползень обыкновенный, отряд Воробьинообразные)
4. Какая птица издает звуки, похожие на рев быка.
(слайд 49.) (Большая выпь, отряд Аистообразные)
Шестой тур «Почемучка». (слайд 50.)
Конкурс капитанов. Кто из капитанов команды быстрее и правильно ответит, тот и получает 1 балл.
1. Самая маленькая птичка России?
(Королек)
2. Название, какой птицы звучит как призыв к бою?
(Воробей домовый)
3. У кого гнездо с крышей?
(Черной вороны)
4. Что птице страшнее – голод или холод?
(Голод)
5. Зачем куры перед дождем перебирают перья клювом?
(Смазывают их жиром)
6. У каких птиц хвост напоминает музыкальный инструмент?
(Лирохвост)
7. Зачем грач за плугом ходит?
(Собирает червей)
8. Из чего делают гнезда ласточки?
(Из комочков сырой земли)
9. Из чего делает гнездо ворона?
(Из веток)
10. Зачем галки, скворцы катаются на лошадях, коровах, овцах верхом?
(Берут шерсть для гнезд, поедают насекомых)
4.Заключительный этап урока. Рефлексия.
Подведение итогов. Подсчет баллов. Пока будет проводиться подсчет баллов можно учащимся дать занимательные задания. (слайд 51-59.)
Выставление оценок. Награждение. (слайд 60.)
Приложение 1
Таблица итогов игры «И пух, и перо»
Тур | Название команды № 1 | Тур | Название команды № 2 |
Первый 1 балл Мах.8 б. | Первый 1 балл Мах.8 б. | ||
Второй 2 балла Мах.12 б. | Второй 2 балла Мах.12 б. | ||
Третий 2 балла Мах.8 б. | Третий 2 балла Мах.8 б. | ||
Четвертый 3 балла Мах.18 б. | Четвертый 3 балла Мах.18 б. | ||
Пятый 3 балла Мах.12 б. | Пятый 3 балла Мах.12 б. | ||
Шестой (капитан) 1 балл Мах.10 б. | Ф.И.капитана | Шестой (капитан) 1 балл Мах.10 б. | Ф.И.капитана |
Приложение 2
Четвертый тур
1. Самая интересная особенность этой птицы то, как она делает запасы на зиму. Напряженная работа начинается, когда созревают кедровые орешки. К зиме она успевает заготовить до 70 тысяч орешков и прячет их небольшими порциями по 10- 20 штук, зарывая в землю или мох, засовывая за отставшую кору, под трухлявые пни. А всего делает около 6 тысяч тайников. Kак же можно все запомнить? У этих птиц хорошая память, но когда про тайник не вспомнили, на его месте зазеленеет молодой кедр.
2. Красивые танцы устраивают они на болоте. Соберутся в кружок, 1 или 2 выходят на середину и начинают приплясывать. Сначала только подпрыгивают, а потом кружатся, и прыгают, и танцуют вприсядку. А те, кто стоят, в такт хлопают крыльями.
3. Они очень любопытны - это хорошо знают охотники. А еще знают: нет птиц осторожнее. Все стадо спокойно спит, завернув голову под крыло. А охраняют стадо сторожа – с каждого края стада стоит старая птица и зорко глядит по сторонам.
4.Эта птица строит гнездо на лугу прямо среди травы, иногда под кустиком. Она кладет очень много яиц, больше всех диких пернатых: молодая курочка несет около дюжины, а старая вдвое больше- до 24! Когда на свет появляется 24 птенчика, все они бегают гурьбой за мамашей. Свой выводок она уводит с луга на хлебное поле, где колосится рожь или пшеница. Цыплятам легко кормится спеющим зерном, да и от хищников легко скрыться. Что это за птица?
5. Летом они живут на севере, а в начале зимы появляются в наших лесах. Питаются ягодами, семенами. У этих птиц поют и самки и самцы. Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год.
6. Из всех птиц на ее долю выпало больше всего насмешек. Ее обзывали глупой и жалкой, даже пытались исключить из армии пернатых. Ум этой птицы давно обозначает самое низкое деление на шкале, измеряющей человеческий интеллект. Что это за птица?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...
Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"
Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...
Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»
(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...
Мастер - класс. Обобщающий урок "Основы динамики". 9 класс
Методическая разработка урока...
Урок по теме: Обобщающий урок по ФСУ 7 класс
Этот урок можно использовать перед контрольной работой, как проверку готовности к ней....
Презентация для 9 класса. Обобщающий урок химии в 9 классе по теме "Металлы"
Данный материал поможет в занимательной форме повторить и обобщить знания по теме “Металлы” в 9 классе....