publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta_sohenova.doc
статья по биологии по теме

Соченова Наталья Васильевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МОБУ «Ичалковская СОШ», Республики Мордовия               Соченовой Натальи Васильевны

 Тема опыта « Использование новых методов и средств обучения на уроках биологии»

    Цель педагогического опыта: развитие познавательной  активности  учащихся  на  основе  применения современных технологий, ведущего  к повышению  качества   знаний    школьников  по  биологии.

  • Актуальность и перспективность опыта

Современные условия развития общества ставят новые задачи перед образованием: формирование способностей к творческому мышлению, инициативности, самостоятельности в принятии решений учащимися. Изменяются условия современного образовательного процесса. Традиционные  методы  обучения  и  формы  организации  учебного  процесса  не  способны  в  полной  мере  способствовать  динамическому  развитию  познавательной  активности  учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности школьника и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому  настала  необходимость существенного  изменения  позиции  ученика  и  учителя,  их  общения  в  учебно-воспитательном  процессе. В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно добывать знания, применяя новые  педагогические  технологии,  ориентированные  на  создание  таких  условий, которые  дают  каждому  ученику  думать,  открывать, размышлять, сомневаться, спорить  и  приходить  к  определенному  выводу. Практическая значимость  заключается в том, что использование современных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

  • Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Своеобразие и новина опыта заключается в том, что при использовании современных технологий повышается интерес  к учебной деятельности и создаются условия для творческой мыслительной деятельности обучающихся.

  • Наличие теоретической базы опыта

Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подхода к обучению наиболее актуальными я считаю технологию проектной и  исследовательской деятельности, технологию проблемного обучения, ИКТ.

 Метод проектов развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.  На уроках биологии в основном я использую краткосрочные проекты, которые рассчитаны на один-два урока.

Использую и такое сочетание: установочное занятие ( запуск проекта) на первом уроке изучаемой темы, затем учащиеся в течение некоторого времени работают вне учебных занятий, защита проектов вновь организуется на уроке.  Такие проекты применяю в основном, когда необходимо систематизировать и обобщить знания большой темы, а также практическое применение изученной темы в различных областях деятельности человека. Например, при изучении темы в 6 классе «Отдел покрытосеменные» .

 Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя: пользуясь разными источниками информации, самостоятельно приобрести знания;  развивать исследовательские умения ( умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент  и выдвигать гипотезу); учиться применять приобретенные знания при решении познавательных, творческих и практических задач. Метод проекта позволяет выбирать источники и способы  получения информации, методы исследования и формы представлений результатов.    

  Главная цель, которую я преследую независимо от вида деятельности и типа проекта, вовлечение учащихся в коллективную работу,  возможность научить школьников учиться на собственном опыте, получать удовлетворение от результатов своего труда, осознание ими полезности своих действий.

Во внеурочной деятельности применяю  различные типы проектов: по продолжитель-ности выполнения, по виду деятельности.   Проекты:  « Экологический паспорт школы», «Породы лошадей на Ичалковском конезаводе № 27», «Изучение влияния фитонцидов некоторых видов растений на популяции  вида колорадский жук», «Влияние химического состава зубных паст  на здоровье человека» и др. Привлекаю, детей к данному виду деятельности начиная с 6 класса.

   Применение разнообразных  форм  организации  работы: урок - исследование, традиционный урок, урок  изучения  нового   материала, урок- конференция - дает возможность  организовать применение в учебном  процессе технологии проблемного обучения.

Проблемное  обучение - это  особый  тип  организации  работы  на  уроке, позволяющий  активизировать  познавательную  деятельность учащихся  и  добиваться  от  них  более   осмысленного  и  прочного  овладения  знаниями. Эта технология основана на самостоятельной поисковой деятельности обучающихся в ходе решения проблем.      Для  того  чтобы  эффективно  организовать  проблемный  урок,  учитель  должен  обладать  определенными  педагогическими  навыками,  уметь  создать  проблему  так,  чтобы  она  была  понятна   для  учеников  и  пробудила  в  них  желание  в  ней  разобраться. Решение  новой  проблемы  должно  опираться  на  ранее  полученные  знания  учащихся. Существует два способа подачи проблемы: 1) постановка проблемного вопроса; 2) сообщение проблемной ситуации. В начале урока учитель сообщает проблемную ситуацию или проблемный вопрос. Например, в 6 классе при изучении темы «Внешнее строение листа» создается проблемная ситуация: «Листья разных растений не похожи друг на друга. Одни растения имеют крупные листья, а другие совсем крошечные. Листья гигантской Виктории регии имеют диаметр листа – 2,2 м. У ряски самые маленькие плавающие листья. Самые длинные листья у пальмы Рафии в тропической Африки. Длина листа достигает 20 м.» Затем формулируют проблемный вопрос и выдвигают гипотезу, предположения о возможных путях решения проблемы. В ходе выполнения заданий учащиеся проверяют выдвинутые предположения, делают выводы.   Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Подобрать подходящий способ предъявления проблемы возможно при изучении любой темы курса. Этот выбор определяется содержанием обучения, психологическими особенностями возраста учащихся, уровнем подготовки класса, средствами, имеющимися в распоряжении учителя.   Такие уроки способствуют максимальной реализации способностей, мышления и, конечно, личности.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Основным средством используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов: информационные слайды; интерактивные тренажеры; тесты и т.д.

С 2012 года являюсь тьютером по реализации проекта дистанционного обучения учащихся малочисленных школ по биологии.   В 2013 году мною  разработан дистанционный курс «Основы молекулярной биологии и генетики» для 10 - 11 классов. Актуальность умения решать  задачи по биологии  возрастает  в связи  с  введением  ЕГЭ  по биологии,  а также  с тем, что необходимо применять знания  на практике. Курс  тесно связан с уроками  общей  биологии и  соответствует  требованиям  Государственного стандарта.

  • Ведущая педагогическая идея

  Использование на уроках биологии современных технологий   является главным элементом образовательной системы  развивающегося обучения для развития познавательной активности, мыслительной и творческой деятельности учащихся.

  • Оптимальность и эффективность средств

Использование на уроках и во внеурочной деятельности современных технологий повышает познавательную активность учащихся, способствует формированию навыков исследовательской деятельности. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах, выполняют проекты по предмету. Применение информационно-компьютерных  технологий на уроках биологии вызывает интерес у учащихся. Уроки становятся яркими, интересными. На уроках я использую:  - электронные учебные издания:

1) Природоведение. 5 кл.

2) Биология. Растения. 6 кл.

3) Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл.

4) Биология. Человек. 8 кл.

5) Биология. Общие закономерности. 9 кл.

6) Биология. Общая биология. 10-11 кл. (Виртуальная школа КиМ)

7) Уроки биологии 6 класс.( мультимедийное приложение к урокам)

-разрабатываю собственные презентации к урокам.

-  материалы единой коллекции ЦОР, ФЦОР: интерактивные задания, видеофильмы и т.д.

  • Результативность опыта

Результатами своей работы считаю достижения своих учеников в предметных олимпиадах :

Фамилия, имя обучающего

ФИО

преподавателя

Предмет

Место в районе

Место в республике

2012 - 2013

4

Тютяева Л.

Соченова Н.В.

биология

3

-

5

Тютяева Л.

экология

2

-

6

Четвергова Н.

экология

1

участие

7

Ребрушкин А.

экология

1

-

8

Миряшкин П.

экология

1

-

2013 - 2014

9

Ребрушкин А.

Соченова Н.В.

биология

2

-

10

Питина С.

биология

3

участие

11

Ребрушкин А.

экология

1

-

12

Четвергова Н.

экология

1

-

13

Сурайкина Т.

экология

2

-

Учащиеся становятся участниками, призерами и победителями различных конкурсов, конференций  муниципального, республиканского, межрегионального и Всероссийского уровней.

Фамилия, имя обучающего

ФИО

преподавателя

Год

Место

Внеурочная деятельность

Муниципальный уровень

1

Анронова О.

Соченова Н.В.

2012

1

Районный этап республиканский конкурс экологического плаката «Земля глазами детей»

2

Карташова А.

2012

2

 Научно-практическая конференция «Многоликая Мордовия»

3

Каташова А.

2012

1

Районный этап межрегионального  конкурса исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу»

4

Ребрушкин А.

2012

2

«Марш парков 2010»,  фотоконкурс «Весна пришла!».

5

Четвергова Н.

2012

1

Юные исследователи окружающей среды

6

Кулакова Е.

2013

3

Конкурс экологического плаката

7

Четвергова Н.

2013

1

Юные исследователи окружающей среды

Республиканский уровень

8

Четвергова Н.

2013

3

Юные исследователи окружающей среды

«Агроэкология»

9

Четвергова Н.

2013

3

I Республиканский конкурс ученических исследовательских и проектных работ  «Экология вокруг нас».

10

Иванов С.

2013

3

Республиканский этап Всероссийского конкурса «Зеленая планета», номинация «Эко-объектив».

Межрегиональный и всероссийский уровень

11

Карташова А.

2013

1

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

12

Буянкин Д.

2013

1

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

13

Муромцева А.

2013

3

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

14

Питина С.

2013

3

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

15

Верендякин В.

2013

3

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

16

Питина С.

2013

2

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии проекта « Инфоурок»

17

Сурайкина Т.

2013

2

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии проекта « Инфоурок»

18

Четвергова Н.

2013

2

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии проекта « Инфоурок»

Мои выпускники продолжили обучение в высших учебных заведениях на биологическом факультете МГПИ им М.Е. Евсевьева : Позднякова О., Платонова С.,Салмина Ю. , Ребрушкина А., Чугунова С., Кручинкина Е., Тихонова Е. - МГУ им. Н.П.Огарева.

Уже много лет являюсь руководителем школьного и районного  МО учителей биологии, председателем жюри по проверке олимпиадных работ муниципального тура всероссийской предметной олимпиады по биологии и экологии, членом территориальной предметной комиссии по биологии при проведении ГИА – 9, членом экспертной группы по аттестации педагогических работников  ОУ на первую квалификационную категорию. Являюсь победителем  конкурса лучших учителей Российской Федерации;

неоднократно отмечена почетными грамотами и благодарственными письмами Главы РМ.

Министерства образования РМ; Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

Стремясь к достижению высокого уровня профессиональной компетентности, регулярно прохожу обучение на курсах:

ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2012 г. - «Современные технологии в обучении биологии, экологии и химии»  ;

ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2013 г. – «Основы управления образовательным учреждением в современных условиях» ;

ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2013 г. – «Создание дистанционных модулей для обучения школьников в виртуальной среде дистанционного обучения»;

ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2013 г. – «Интерактивная доска как средство повышения профессиональной компетентности учителя – предметника» ;

ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2013г. – Новые подходы к управленческой и педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования» .

Возможность тиражирования

 Опыт работы представлен:

1) на сайте МОБУ  «Ичалковская СОШ» - http://www.schoolrm.ru/schools_ich/scich/

2) на персональном сайте учителя биологии - http://nsportal.ru/sochenova-natalya-vasilevna