publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta_sohenova.doc
статья по биологии по теме
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МОБУ «Ичалковская СОШ», Республики Мордовия Соченовой Натальи Васильевны
Тема опыта « Использование новых методов и средств обучения на уроках биологии»
Цель педагогического опыта: развитие познавательной активности учащихся на основе применения современных технологий, ведущего к повышению качества знаний школьников по биологии.
- Актуальность и перспективность опыта
Современные условия развития общества ставят новые задачи перед образованием: формирование способностей к творческому мышлению, инициативности, самостоятельности в принятии решений учащимися. Изменяются условия современного образовательного процесса. Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности школьника и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость существенного изменения позиции ученика и учителя, их общения в учебно-воспитательном процессе. В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно добывать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ученику думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Практическая значимость заключается в том, что использование современных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
- Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Своеобразие и новина опыта заключается в том, что при использовании современных технологий повышается интерес к учебной деятельности и создаются условия для творческой мыслительной деятельности обучающихся.
- Наличие теоретической базы опыта
Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подхода к обучению наиболее актуальными я считаю технологию проектной и исследовательской деятельности, технологию проблемного обучения, ИКТ.
Метод проектов развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. На уроках биологии в основном я использую краткосрочные проекты, которые рассчитаны на один-два урока.
Использую и такое сочетание: установочное занятие ( запуск проекта) на первом уроке изучаемой темы, затем учащиеся в течение некоторого времени работают вне учебных занятий, защита проектов вновь организуется на уроке. Такие проекты применяю в основном, когда необходимо систематизировать и обобщить знания большой темы, а также практическое применение изученной темы в различных областях деятельности человека. Например, при изучении темы в 6 классе «Отдел покрытосеменные» .
Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя: пользуясь разными источниками информации, самостоятельно приобрести знания; развивать исследовательские умения ( умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент и выдвигать гипотезу); учиться применять приобретенные знания при решении познавательных, творческих и практических задач. Метод проекта позволяет выбирать источники и способы получения информации, методы исследования и формы представлений результатов.
Главная цель, которую я преследую независимо от вида деятельности и типа проекта, вовлечение учащихся в коллективную работу, возможность научить школьников учиться на собственном опыте, получать удовлетворение от результатов своего труда, осознание ими полезности своих действий.
Во внеурочной деятельности применяю различные типы проектов: по продолжитель-ности выполнения, по виду деятельности. Проекты: « Экологический паспорт школы», «Породы лошадей на Ичалковском конезаводе № 27», «Изучение влияния фитонцидов некоторых видов растений на популяции вида колорадский жук», «Влияние химического состава зубных паст на здоровье человека» и др. Привлекаю, детей к данному виду деятельности начиная с 6 класса.
Применение разнообразных форм организации работы: урок - исследование, традиционный урок, урок изучения нового материала, урок- конференция - дает возможность организовать применение в учебном процессе технологии проблемного обучения.
Проблемное обучение - это особый тип организации работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Эта технология основана на самостоятельной поисковой деятельности обучающихся в ходе решения проблем. Для того чтобы эффективно организовать проблемный урок, учитель должен обладать определенными педагогическими навыками, уметь создать проблему так, чтобы она была понятна для учеников и пробудила в них желание в ней разобраться. Решение новой проблемы должно опираться на ранее полученные знания учащихся. Существует два способа подачи проблемы: 1) постановка проблемного вопроса; 2) сообщение проблемной ситуации. В начале урока учитель сообщает проблемную ситуацию или проблемный вопрос. Например, в 6 классе при изучении темы «Внешнее строение листа» создается проблемная ситуация: «Листья разных растений не похожи друг на друга. Одни растения имеют крупные листья, а другие совсем крошечные. Листья гигантской Виктории регии имеют диаметр листа – 2,2 м. У ряски самые маленькие плавающие листья. Самые длинные листья у пальмы Рафии в тропической Африки. Длина листа достигает 20 м.» Затем формулируют проблемный вопрос и выдвигают гипотезу, предположения о возможных путях решения проблемы. В ходе выполнения заданий учащиеся проверяют выдвинутые предположения, делают выводы. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Подобрать подходящий способ предъявления проблемы возможно при изучении любой темы курса. Этот выбор определяется содержанием обучения, психологическими особенностями возраста учащихся, уровнем подготовки класса, средствами, имеющимися в распоряжении учителя. Такие уроки способствуют максимальной реализации способностей, мышления и, конечно, личности.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Основным средством используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов: информационные слайды; интерактивные тренажеры; тесты и т.д.
С 2012 года являюсь тьютером по реализации проекта дистанционного обучения учащихся малочисленных школ по биологии. В 2013 году мною разработан дистанционный курс «Основы молекулярной биологии и генетики» для 10 - 11 классов. Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
- Ведущая педагогическая идея
Использование на уроках биологии современных технологий является главным элементом образовательной системы развивающегося обучения для развития познавательной активности, мыслительной и творческой деятельности учащихся.
- Оптимальность и эффективность средств
Использование на уроках и во внеурочной деятельности современных технологий повышает познавательную активность учащихся, способствует формированию навыков исследовательской деятельности. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах, выполняют проекты по предмету. Применение информационно-компьютерных технологий на уроках биологии вызывает интерес у учащихся. Уроки становятся яркими, интересными. На уроках я использую: - электронные учебные издания:
1) Природоведение. 5 кл.
2) Биология. Растения. 6 кл.
3) Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл.
4) Биология. Человек. 8 кл.
5) Биология. Общие закономерности. 9 кл.
6) Биология. Общая биология. 10-11 кл. (Виртуальная школа КиМ)
7) Уроки биологии 6 класс.( мультимедийное приложение к урокам)
-разрабатываю собственные презентации к урокам.
- материалы единой коллекции ЦОР, ФЦОР: интерактивные задания, видеофильмы и т.д.
- Результативность опыта
Результатами своей работы считаю достижения своих учеников в предметных олимпиадах :
№ | Фамилия, имя обучающего | ФИО преподавателя | Предмет | Место в районе | Место в республике |
2012 - 2013 | |||||
4 | Тютяева Л. | Соченова Н.В. | биология | 3 | - |
5 | Тютяева Л. | экология | 2 | - | |
6 | Четвергова Н. | экология | 1 | участие | |
7 | Ребрушкин А. | экология | 1 | - | |
8 | Миряшкин П. | экология | 1 | - | |
2013 - 2014 | |||||
9 | Ребрушкин А. | Соченова Н.В. | биология | 2 | - |
10 | Питина С. | биология | 3 | участие | |
11 | Ребрушкин А. | экология | 1 | - | |
12 | Четвергова Н. | экология | 1 | - | |
13 | Сурайкина Т. | экология | 2 | - |
Учащиеся становятся участниками, призерами и победителями различных конкурсов, конференций муниципального, республиканского, межрегионального и Всероссийского уровней.
№ | Фамилия, имя обучающего | ФИО преподавателя | Год | Место | Внеурочная деятельность |
Муниципальный уровень | |||||
1 | Анронова О. | Соченова Н.В. | 2012 | 1 | Районный этап республиканский конкурс экологического плаката «Земля глазами детей» |
2 | Карташова А. | 2012 | 2 | Научно-практическая конференция «Многоликая Мордовия» | |
3 | Каташова А. | 2012 | 1 | Районный этап межрегионального конкурса исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу» | |
4 | Ребрушкин А. | 2012 | 2 | «Марш парков 2010», фотоконкурс «Весна пришла!». | |
5 | Четвергова Н. | 2012 | 1 | Юные исследователи окружающей среды | |
6 | Кулакова Е. | 2013 | 3 | Конкурс экологического плаката | |
7 | Четвергова Н. | 2013 | 1 | Юные исследователи окружающей среды | |
Республиканский уровень | |||||
8 | Четвергова Н. | 2013 | 3 | Юные исследователи окружающей среды «Агроэкология» | |
9 | Четвергова Н. | 2013 | 3 | I Республиканский конкурс ученических исследовательских и проектных работ «Экология вокруг нас». | |
10 | Иванов С. | 2013 | 3 | Республиканский этап Всероссийского конкурса «Зеленая планета», номинация «Эко-объектив». | |
Межрегиональный и всероссийский уровень | |||||
11 | Карташова А. | 2013 | 1 | Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» | |
12 | Буянкин Д. | 2013 | 1 | Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» | |
13 | Муромцева А. | 2013 | 3 | Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» | |
14 | Питина С. | 2013 | 3 | Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» | |
15 | Верендякин В. | 2013 | 3 | Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» | |
16 | Питина С. | 2013 | 2 | Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии проекта « Инфоурок» | |
17 | Сурайкина Т. | 2013 | 2 | Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии проекта « Инфоурок» | |
18 | Четвергова Н. | 2013 | 2 | Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии проекта « Инфоурок» |
Мои выпускники продолжили обучение в высших учебных заведениях на биологическом факультете МГПИ им М.Е. Евсевьева : Позднякова О., Платонова С.,Салмина Ю. , Ребрушкина А., Чугунова С., Кручинкина Е., Тихонова Е. - МГУ им. Н.П.Огарева.
Уже много лет являюсь руководителем школьного и районного МО учителей биологии, председателем жюри по проверке олимпиадных работ муниципального тура всероссийской предметной олимпиады по биологии и экологии, членом территориальной предметной комиссии по биологии при проведении ГИА – 9, членом экспертной группы по аттестации педагогических работников ОУ на первую квалификационную категорию. Являюсь победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации;
неоднократно отмечена почетными грамотами и благодарственными письмами Главы РМ.
Министерства образования РМ; Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
Стремясь к достижению высокого уровня профессиональной компетентности, регулярно прохожу обучение на курсах:
ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2012 г. - «Современные технологии в обучении биологии, экологии и химии» ;
ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2013 г. – «Основы управления образовательным учреждением в современных условиях» ;
ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2013 г. – «Создание дистанционных модулей для обучения школьников в виртуальной среде дистанционного обучения»;
ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2013 г. – «Интерактивная доска как средство повышения профессиональной компетентности учителя – предметника» ;
ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» 2013г. – Новые подходы к управленческой и педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования» .
Возможность тиражирования
Опыт работы представлен:
1) на сайте МОБУ «Ичалковская СОШ» - http://www.schoolrm.ru/schools_ich/scich/
2) на персональном сайте учителя биологии - http://nsportal.ru/sochenova-natalya-vasilevna