Урок Строение и функции семени
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Цель: сформировать знания о внешнем и внутреннем строении семени и его функциях; развивать умение работать с лабораторным оборудованием и натуральными объектами, текстом и рисунками учебника; развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы
Задачи: изучить по ходу выполнения лабораторной работы строение семени, раскрыть значение семян как органов размножения и распространения растений
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biosfernyy_uroven_organizatsii_zhivoy_prirody-1.doc | 71 КБ |
stroenie_i_funktsii_semeni.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 7
Ситникова Людмила Владимировна
Биология
10 А класс
Программа базового уровня для общеобразовательных учреждений
Учебник Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология
Тема: Биосферный уровень организации живой природы
Цель: обобщить сведения о глобальной экосистеме Земли – биосфере, особенностях биосферного уровня организации живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле;
Задачи:
- Проверить умение применять полученные знания о биосферном уровне организации для обоснования ситуаций, высказывать и научно обосновывать свою точку зрения;
- Продолжить развитие общеучебных умений (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемами, устанавливать правильность высказанных суждений и последовательность объектов и явлений);
- Формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность и умение выполнять работу в группах;
- Объективно оценить уровень знаний и умений школьников по изученному разделу «Биосферный уровень организации жизни»
Оборудование: таблица «Биосфера и её границы», задания на карточках для каждого стола четырёх – пяти вариантов, бланки для ответов, песочные часы, таблички с литерами столов.
Ход урока:
Слайд 1, 2
- Обобщение и систематизация знаний
Беседа по вопросам:
- Какую науку называют общей биологией?
- С какого раздела мы начали изучать общую биологию?
- Что такое биосфера? Слайд 3
- Где располагается биосфера на планете Земля? Слайд 4
- Как возникла биосфера? Каковы этапы её эволюции? Слайд 5
- Какие структурные элементы входят в её состав? Слайд 6
- Какие важные глобальные процессы происходят на биосферном уровне?
- Какое значение для биосферы имеет биологическое разнообразие её живого вещества?
- Какова основная стратегия жизни на биосферном уровне организации? Слайд 7
Учитель подводит итоги:
Биосферный уровень жизни характеризуется особыми качествами, степенью сложности и закономерностями организации, он включает живых организмов и образуемые ими природные сообщества, географические оболочки и антропогенную деятельность. На биосферном уровне протекают очень важные глобальные процессы, обеспечивающие возможность существования жизни на Земле: образование кислорода, поглощение и преобразование солнечной энергии, поддержание постоянства газового состава, осуществление биохимических круговоротов и потока энергии, развитие биологического разнообразия видов и экосистем. Многообразие форм жизни на Земле обеспечивает устойчивость биосферы, её целостность и единство. Основной стратегией жизни на биосферном уровне является сохранение многообразия форм живой материи и бесконечности жизни, обеспечение динамической устойчивости биосферы.
- Подведение итогов и контроль знаний
Школьникам предлагается проверить свои знания и умения по данному разделу в форме игры - «вертушки». За пятью рабочими столами размещаются учащиеся, разделённые на пять рабочих групп. На рабочих столах размещены задания на: определение правильности предложенных суждений, определение соответствия, определение понятий, определение правильной последовательности и установление причинно-следственных связей. Задания делятся на 4-5 вариантов. Время выполнения заданий 5 минут. По окончании выполнения очередного задания учащиеся меняют рабочий стол и выбирают новое задание определённого варианта, указав его в бланке ответов, который учитель раздаёт школьникам заранее, в соответствии с последовательностью выполнения работы. За урок учащиеся должны выполнить разноуровневые задания по пяти разным вариантам ( см. приложение).
Слайд 8
По окончании работы учащиеся сдают бланки ответов учителю.
Слайд 9
Приложение:
Вариант 1
Решите, правильны ли предложенные суждения
1. На каждый последующий пищевой уровень переходит 10% энергии
2. Рельеф относится к абиотическим факторам среды
3. К исчерпаемым ресурсам биосферы относится атмосферный воздух
4. Живое вещество биосферы включает остатки организмов на разных стадиях разложения
5. Изучением закономерностей жизни занимается общая биология
6. Вторичные консументы – это растительноядные животные
7. Для образования органических веществ растениям нужна химическая энергия
8. Сигналом к сезонным изменениям для растений является температура
9. Азотфиксирующие бактерии относятся к хемосинтезирующим организмам
10. Биосфера – это оболочка Земли, населённая живыми организмами
Вариант 2
Решите, правильны ли предложенные суждения
1. Озоновый экран защищает биосферу от губительного ультрафиолетового излучения Солнца
2. Основателем учения о биосфере является В.И.Вернадский
3. К неисчерпаемым ресурсам биосферы относится энергия приливов и отливов
4. К консументам относятся травоядные животные
5. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом трофическом уровне
6. К биотическим факторам относится конкуренция
7. В пустыне ограничивающим фактором является температура
8. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений
9. Экосистема – часть Земли, где существует жизнь
10. К универсальным биогенным элементам биосферы относится бор
Вариант 3
Решите, правильны ли предложенные суждения
1.Воздух относится к биотическим факторам среды
2. Устойчивость биосферы обеспечивается хозяйственной деятельностью человека
3. К неисчерпаемым ресурсам биосферы относится растительный и животный мир
4. К продуцентам относятся растения, осуществляющие фотосинтез
5. Истинными редуцентами биосферы являются грибы и бактерии
6. Вся энергия, поступающая от Солнца, расходуется на синтез органических веществ
7. Биологическая эволюция – важный этап химической эволюции планеты
8. Внешняя твердая оболочка земного шара, граничащая с биосферой, называется мантией
9. Размножение организмов обуславливает давление и плотность жизни
10. Ноосфера – это «разумная оболочка» Земли
Вариант 4
Решите, правильны ли предложенные суждения
1.Длина светового дня играет ведущую роль в сезонных изменениях у растений и животных
2. Для образования органических веществ растениям нужна тепловая энергия
3. Опыление растений насекомыми – есть биотический фактор
4. Устойчивость биосферы определяется постоянством притока солнечной энергии
5. Грибы и микроорганизмы являются консументами
6. Элементы питания совершают в биосфере непрерывный круговорот
7. С разнообразием живого вещества связана устойчивость биосферы
8. Биосфера одна из глобальных экосистем
9. Термин «биосфера» ввёл в науку В.И.Вернадский
10. Появление кислорода стало важнейшим шагом в эволюции биосферы
Вариант 1
Распределите ароморфозы
Возникновение цветка и плода А. Псилофиты
Появление покровной, проводящей и механической ткани Б. Мхи
Возникновение семян В. Папоротники
Появление корневой системы Г. Хвойные
Появление стебля и листьев Д. Цветковые
Вариант 2
Распределите ароморфозы
Появление в яйце защитных оболочек и увеличение запаса питательных веществ А. Ланцетник
Возникновение лёгочного дыхания Б. Рыбы
Появление хорды В. Амфибии
Появление роговых покровов Г. Рептилии
Появление костных челюстей Д. Птицы
Вариант 3
Распределите ароморфозы
Возникновение пятипалой конечности А. Черви
Появление внутреннего оплодотворения Б. Амфибии
Замкнутая система кровообращения В. Хордовые
Живорождение Г.Млекопитающие
Возникновение внутреннего скелета Д. Рептилии
Вариант 4
Распределите ароморфозы
Появление позвоночника и черепной коробки А. Птицы
Появление теплокровности Б. Амфибии
Возникновение трёхкамерного сердца В. Рыбы
Расчленение тела на сегменты Г. Черви
Возникновение хитинового покрова Д. Насекомые
Вариант 1
Ваше мнение
Объясните, как вы понимаете смысл слов В.И. Вернадского: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы взятые вместе»
Вариант 2
Ваше мнение
Как вы понимаете смысл слов В.И.Вернадского: «Человек и его деятельность на планете в наши дни стали могущественной геологической силой, поэтому подлежит рассмотрению в биологическом аспекте»
Вариант 3
Ваше мнение
Известно выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших родителей. Мы взяли её взаймы у своих детей». Что означают эти слова?
Вариант 4
Ваше мнение
Правильно ли высказывание Вернадского: «Жизнь не является внешним, случайным явлением на земной поверхности. Она тесно связана со строением земной коры, входит в её механизм и выполняет важнейшие функции, без которых она не могла бы существовать»?
Вариант 1
Дайте определение понятий
Биотические факторы, живое вещество, абиогенез
Вариант 2
Дайте определение понятий
Гетеротрофы, биосфера, поток энергии
Вариант 3
Дайте определение понятий
Прокариоты, химическая эволюция, биокосное вещество
Вариант 4
Дайте определение понятий
Биогенез, круговорот веществ, эукариоты
Вариант 1
Определите правильную последовательность
А) Рыбы→Рептилии→Птицы→Млекопитающие
Б) Рыбы→Амфибии→Рептилии→Птицы→Млекопитающие
В) Рыбы→Амфибии→Рептилии→Млекопитающие
Вариант 2
Определите правильную последовательность
А) Мхи → Водоросли → Папоротники → Покрытосеменные
Б) Водоросли → Папоротники→ Мхи → Покрытосеменные → Голосеменные
В) Водоросли → Папоротники→ Голосеменные → Покрытосеменные
Вариант 3
Определите правильную последовательность
А) Палеозой → Протерозой → Мезозой → Архей → Кайнозой
Б) Архей → Протерозой → Палеозой → Мезозой → Кайнозой
В) Кайнозой → Мезозой→ Архей → Палеозой → Протерозой
Вариант 4
Определите правильную последовательность
А) Углекислый газ→Растения→Фитофаги→Хищники →Редуценты
Б) Растения→Фитофаги→Хищники→Углекислый газ→Редуценты
В) Углекислый газ →Хищники→Растения→Редуценты→Фитофаги
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Ситникова Людмила Владимировна
Биология
6 класс
Программа «Биология 6 класс», базовый уровень
Используемые учебники: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономарёвой. М.: Вентана-
Граф, 2007. – 240 с.
Тема: Строение и функции семени
Цель:
- сформировать у учащихся знания о внешнем и внутреннем строении семени и его функциях
- развивать умения работать с лабораторным оборудованием и натуральными объектами, с текстом и рисунками учебника; развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы
- доказать, что семя – важнейший генеративный орган растения
Задачи: изучить по ходу выполнения лабораторной работы внутреннее и внешнее строение семени, раскрыть значение семян как органов размножения и распространения
Оборудование:
Таблицы: «Семена однодольных растений», «Семена двудольных растений», коллекции семян, лабораторное оборудование, набухшие и сухие семена фасоли
Ход урока:
Слайд 1
Как называется группа растений, представленных на слайде?
Чем они отличаются от других растений?
Слайд 2
- Контроль знания по теме «Клетка»
- Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.
- Цитоплазма клетки – бесцветное вязкое вещество
- Вакуоли растительной клетки заполнены воздухом
- В цитоплазме растительной клетки имеются тельца, называемые пластидами
- Клетки покровной ткани плотно прилегают друг к другу
- Цитоплазма и ядро в зрелой клетки оттеснены к оболочке крупной вакуолью
- В цитоплазме клетки пластиды не перемещаются
- При делении клетки каждая из двух дочерних получает вдвое меньше хромосом по сравнению с материнской клеткой
- Окраска частей растения зависит от цвета пластид и красящих веществ клеточного сока
- Хромосомы находятся в цитоплазме
- Клетки проводящей ткани выполняют транспортную функцию
Слайд 3
- Определите, используя рисунок, какие части выделяют в растительной клетке.
Слайд 4
- Используя рисунок, определите правильную последовательность этапов деления клетки
- Изучение нового материала
Слайд 5
Постановка цели урока и задач для её достижения.
- Актуализация знаний
Слайд 6
Вопросы к классу:
Какие растения называют цветковыми?
Из каких органов состоит цветковое растение?
На какие две группы в зависимости от выполняемой функции делятся органы?
Какое значение имеют вегетативные органы?
Какие органы называются генеративными и какое значение они имеют?
Таким образом, цветковые растения имеют семена, предназначенные для размножения и расселения растения по Земле.
Слайд 7
Вопросы к классу:
Какие растения называют семенными?
Где у этих растений располагаются семена?
У всех ли растений образуется одинаковое количество семян внутри плода?
Таким образом, плоды бывают односемянные и многосемянные.
Задание:
- Используя коллекцию семян, приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. Слайд 8
- Определите, чем ещё отличаются друг от друга семена разных растений. Рис.24, с.39
Таким образом, семена отличаются размерами, формой, окраской.
- Внешнее и внутреннее строение семени.
Вопрос к классу:
Отличается ли строение семян разных растений?
Слайд 9
Выполнение лабораторной работы «Внешнее и внутреннее строение семени»
- Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Измерьте и сравните их длину и ширину. Какие семена больше? Чем вы это можете объяснить?
- Рассмотрите внешний вид семени. Найдите у семян рубчик и семявход. Зачем они нужны семени?
- Препаровальным ножом сделайте надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимите кожуру. Попробуйте проделать это с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите кожуру и убедитесь, что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени?
- Под семенной кожурой находится зародыш семени. Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите корешок, стебелёк, почечку и зародышевые листья (семядоли). Почему зародышевые листья имеют такие крупные размеры?
- Зарисуйте семя фасоли в тетради. Рис.26, с.41
- Сделайте выводы об особенностях строения семени фасоли и заполните схему в тетради.
Слайд 10
Слайд 11
Семя
Семенная кожура Зародыш семени
Корешок Побег
Стебелёк Почечка Семядоли
Задание:
Слайд 12
Используя таблицу, сравните строение семени фасоли и строение семени пшеницы. Что у них общего? Чем они различаются?
Рис.26-27, с.41
Таким образом, общим в строении семян является наличие семенной кожуры, семявхода, зародыша, а различаются семена наличием запасной питательной ткани эндосперма и количеством семядолей в зародыше.
3. Однодольные и двудольные растения.
Задание:
Используя текст учебника, определите, как называются растения, в зародыше которых имеется одна или две семядоли. Приведите примеры таких растений. Слайд 12
- Прорастание семян.
Вопросы к классу:
Что происходит с семенем растения, если поместить его в воду?
Что происходит с семенем растения, если поместить его в почву?
Таким образом, в почве семена прорастают, т.е. из них образуется молодое растение проросток, а в воде – лишь увеличивается размер семени, оно набухает из-за поступления воды через семявход.
Задание:
- Используя рисунок в учебнике, опишите этапы образования молодого растения проростка из семени. Слайд 13
- Опишите, как устроен проросток. Из каких органов он состоит?
Заполните схему в тетради:
Набухание семени Разрыв семенной кожуры Рост корня зародыша
Рост побега зародыша Образование проростка
Главный корень Главный побег
Вопрос к классу:
Слайд 14
Чем сходны и чем отличаются типы прорастания семени фасоли и кукурузы? Рис.28, с.43
Таким образом, прорастание бывает надземным и подземным, в зависимости от того происходит или не происходит вынос семядолей на поверхность почвы.
- Закрепление
Вопросы:
Слайд 15
Почему не все набухшие семена прорастают?
Почему у семян фасоли и тыквы отсутствует эндосперм?
Определите правильную последовательность этапов прорастания семени фасоли. Слайд 15
Слайд 16
- Домашнее задание
П.10, вопросы стр.45.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Подготовила учитель биологии
Ситникова Л.В.
Липецк 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Строение и функции костей"
Урок биологии в 8 классе проводится при изучении темы «Строение, свойства и типы соединения костей».Задачи урока:создать условия для деятельности учащихся по обобщению знаний об основных функция...
Урок "Строение и функции ядра. Хромосомы"
Урок "Строение и функции ядра. Хромосомы " включает план урока, презентацию "Строениеядра. Хромосомы." Материал можно использовать в курсе 9, 10 классов. Учебник любой....
Методическая разработка урока"Строение и функции кожи"
Урок рекомендован для 8-ого класса...
План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе
Данный урок был проведен в своей школе в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....
План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"
Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....
Тема урока: «Строение и функции кожи»
Тема урока: «Строение и функции кожи»Цель урока: 1) Сформировать у учащихся знания о функциях кожи в связи с ее структурой; знать о роли кожи в регуляции постоянства температуры тела.2) Подвести к пон...
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....