Контроль ОУУН в 9 классе по биологии (УМК под редакцией И.Н. Пономаревой)
учебно-методический материал по биологии (9 класс) по теме

Хакимова Светлана Викторовна

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Итоговые тесты содержат 12 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложно­сти (А, В, С).

Уровень А - базовый (6). К каждому зада­нию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В - более сложный (4). включает 4 задания повышенного уровня сложности с

кратким ответом: с выбором 3-х верных ответов из 6-и; на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; на включение пропущенных в текст

терминов и понятий.

Часть 3 (С) содержит 3 задания с развернутым ответом, из них при проверке темы «Генетика» включена задача.

При выполнении этого задания требуется написать разверну­тый ответ.

На выполнение итоговых тестов отводится 40—45 ми­нут, и хотя бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к ГИА.

Пример задания из части  А1. Как называется начальный этап биосинтеза белка? (Биосинтез белков в живой клетке.)

1) трансляция                        3) мутация

2) транскрипция                    4) кодирование

Ответ: 2.

(1 балл).

Пример задания из части В

В1. Выберите правильные ответы: Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

1)  появление цветка

2)   образование органов и тканей у растений

3)   появление термофильных бактерий

4)   атрофия корней и листьев у повилики

5)   специализация некоторых растений к определённым опылителям

6)   постоянная температура тела

Ответ: 126.

 (2 балла).

Пример задания из части С

С1. Почему агроэкосистемы нуждаются в постоянной поддержке со стороны человека? (Развитие и смена био­геоценозов.)

Примерный ответ: агроэкосистемы очень неустойчивы и подвержены постоянному воздействию многочисленных сорняков и вредителей, а также эрозии почв и исчерпанию запасов минеральных веществ. Без заботы человека на ме­сте агроэкосистемы быстро образуется другое природное сообщество.

Критерии оценки ответов

В зависимости от вида задания используются различ­ные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под лите­рой А начисляется 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с крат­ким ответом из части В. За каждое правильно выполнен­ное задание под литерой В начисляется от 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл.

Часть С состоит из 2-3 заданий и представляет собой развернутый, связный ответ. Оценка 2 балла, задача по генетике  - 3 балла.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ГИА, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40—60% — оценка «3»;

0—40% — оценка «2».

Литература:

1.      Контрольно-измерительные материалы. Биология: К64 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. - М.: ВАКО, 2011. - 112 с. — (Контрольно-измерительные материалы).

2.      Контрольно-измерительные материалы. Биология: К64 9 класс / Сост. И.Р. Григорян. - М.: ВАКО, 2011. - 112 с. — (Контрольно-измерительные материалы).

3.      Контрольно-измерительные материалы по биологии ГИА и ЕГЭ (задания группы В)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Итоговые тесты содержат 12 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А - базовый (6). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В - более сложный (4). включает 4 задания повышенного уровня сложности с

кратким ответом: с выбором 3-х верных ответов из 6-и; на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; на включение пропущенных в текст

терминов и понятий.

Часть 3 (С) содержит 3 задания с развернутым ответом, из них при проверке темы «Генетика» включена задача.

При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

На выполнение итоговых тестов отводится 40—45 минут, и хотя бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к ГИА.

Пример задания из части  А1. Как называется начальный этап биосинтеза белка? (Биосинтез белков в живой клетке.)

1) трансляция        3) мутация

2) транскрипция        4) кодирование

Ответ: 2.

(1 балл).

Пример задания из части В

В1. Выберите правильные ответы: Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

  1. появление цветка
  2. образование органов и тканей у растений
  3. появление термофильных бактерий
  4. атрофия корней и листьев у повилики
  5. специализация некоторых растений к определённым опылителям
  6. постоянная температура тела

Ответ: 126.

 (2 балла).

Пример задания из части С

С1. Почему агроэкосистемы нуждаются в постоянной поддержке со стороны человека? (Развитие и смена биогеоценозов.)

Примерный ответ: агроэкосистемы очень неустойчивы и подвержены постоянному воздействию многочисленных сорняков и вредителей, а также эрозии почв и исчерпанию запасов минеральных веществ. Без заботы человека на месте агроэкосистемы быстро образуется другое природное сообщество.

Критерии оценки ответов

В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл.

Часть С состоит из 2-3 заданий и представляет собой развернутый, связный ответ. Оценка 2 балла, задача по генетике  - 3 балла.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ГИА, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40—60% — оценка «3»;

0—40% — оценка «2».

Литература:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Биология: К64 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. - М.: ВАКО, 2011. - 112 с. — (Контрольно-измерительные материалы). 
  2. Контрольно-измерительные материалы. Биология: К64 9 класс / Сост. И.Р. Григорян. - М.: ВАКО, 2011. - 112 с. — (Контрольно-измерительные материалы).
  3. Контрольно-измерительные материалы по биологии ГИА и ЕГЭ (задания группы В)


Предварительный просмотр:

Итоговый тест за учебный год

Вариант 1

А1. Как называется наука о строении человека и его органов?

1) анатомия

2) физиология

3)биология

4)гигиена

А2. Какой отдел мозга называют малым мозгом?

1) средний мозг

2) спинной мозг

3) продолговатый мозг

4) мозжечок

A3. К какой группе мышц относятся височные мышцы?

1) к мимическим

2) к жевательным

3) к дыхательным

4) к двигательным

А4. Как называется процесс уничтожения микробов клетками-пожирателями?

1) иммунитет  

2) бруцеллез

3) фагоцитоз

4) иммунодефицит

А5. Как называется фермент желудочного сока, способный действовать только в кислой среде и расщепляющий белок на более простые соединения?

1) гемоглобин

2) гипофиз

3) мозжечок

4) пепсин

А6. Как называют нервные образования, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы?

1) чувствительными нейронами

2) рецепторами

3) вставочными нейронами

4) синапсами

В1. Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека.

  1. тонкая кишка

Б) ротовая полость

  1. толстая кишка

Г)глотка

Д) желудок

Е) пищевод

Ответ:         

В2. Выберите правильный ответ: Какими признаками характеризуются лечебные сыворотки?

  1. 1)используются для профилактики инфекционных заболеваний
  2. 2)содержат готовые антитела
  3. 3)содержат ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
  4. 4)в организме антитела сохраняются недолго
  5. 5)используются для лечения инфекционных заболеваний

6)после введения вызывают заболевания в лёгкой форме

Ответ:        

В 3. Выберите правильный ответ: Чем образована внутренняя среда организма человека?

  1. лимфой
  2. органами грудной и брюшной полостей
  3. содержимым желудка и кишечника
  4. цитоплазмой, ядром и органоидами
  5. кровью
  6. тканевой жидкостью

В4. Выберите правильный ответ:Чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих животных?

  1. позвоночник без изгибов
  2. стопа сводчатая
  3. позвоночник S-образно изогнутый
  4. лицевой отдел черепа преобладает над мозговым
  5. грудная клетка сжата в спинно-брюшном направлении
  6. рудная клетка сжата с боков

Ответ:        

С1. В чем состоит функция органов дыхания?

С2. Что удаляется из организма через почки?

 Итоговый за учебный год

Вариант 2

А1. Как называется теплая соленая жидкость, связывающая все органы человека между собой, обеспечивающая их кислородом и питанием?

1) тканевая жидкость

2) кровь

3) лимфа

4) межклеточное вещество

А2. Где начинается деление мозга на правую и левую половины?

1) на уровне мозжечка

2) на уровне продолговатого мозга

3) на уровне среднего мозга

4) на уровне спинного мозга

A3. К какому типу ткани относится костная ткань?

1) соединительной ткани

2) эпителиальной ткани

3) мышечной ткани

4) нервной ткани

А4. Что составляет основную часть плазмы?

1) лимфа

2) вода

3)эритроциты

4) форменные элементы

А5. Как называется самая большая железа нашего тела, расположенная в брюшной полости под диафрагмой?

1) щитовидная железа

2) селезенка

3) поджелудочная железа

4) печень

А6. С помощью чего осуществляется контакт между нейронами и клетками рабочих органов?

1) с помощью синапсов

2) с помощью альвеол

3) с помощью блуждающего нерва

4) с помощью рецепторов

В1. Какими признаками характеризуются лечебные сыворотки?

1)используются для профилактики инфекционных заболеваний

2)содержат готовые антитела

3)содержат ослабленных или убитых возбудителей заболеваний

4)в организме антитела сохраняются недолго

5)используются для лечения инфекционных заболеваний

6)после введения вызывают заболевания в лёгкой форме

Ответ:        

В2 Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека.

  1. тонкая кишка

Б) ротовая полость

  1. толстая кишка

Г)глотка

Д) желудок

Е) пищевод

Ответ: |        

  1. ВЗ. Чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих животных?
  1. позвоночник без изгибов
  2. стопа сводчатая
  3. позвоночник S-образно изогнутый
  4. лицевой отдел черепа преобладает над мозговым
  5. грудная клетка сжата в спинно-брюшном направлении
  6. рудная клетка сжата с боков

Ответ:        

В4. Чем образована внутренняя среда организма человека?

  1. лимфой
  2. органами грудной и брюшной полостей
  3. содержимым желудка и кишечника
  4. цитоплазмой, ядром и органоидами
  5. кровью
  6. тканевой жидкостью

С1. Назовите главный критерий, который позволяет отнести человека к классу млекопитающих.

С2. Каким образом головной мозг соединяется со спинным?

Ответы:

вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

1

1

4

2

3

4

2

2

2

3

1

2

4

1

вариант

В1

В2

В3

1

БГЕДАВ

124

156

2

124

БГЕДАВ

235

вариант

В4

1

235

2

156



Предварительный просмотр:

Итоговый за I четверть

Вариант 1

А1. Зачем живому организму нужно проявлять раздражимость?

1) для выживания в изменяющихся условиях среды

2) для ориентирования в окружающей среде

3) для ориентирования в окружающей среде и выживания в изменяющихся условиях среды

4) чтобы обезопасить себя от конкурентов

А2. Обитатели какой среды жизни питаются органическими веществами мертвых организмов и мелкими животными?

1) наземно-воздушной

2) почвенной

3) организменной

4) водной

A3. В какой среде жизни обитают одноклеточные организмы?

1) только в почвенной среде

2) только в водной среде

3) только в организменной среде

4) во всех средах жизни

А4. С каким азотистым основанием согласно правилу комплементарности всегда образует водородные связи аденин в молекуле ДНК?

1) с цитозином

2) с гуанином

3) с тимином

4) с урацилом

А5. Какую функцию выполняют митохондрии?

1) участвуют в образовании АТФ в процессе дыхания

2) осуществляют внутриклеточное пищеварение

3) образуют полимерную молекулу белка

4) накапливают химические вещества, которые синтезируются в клетке

А6. Как называется процесс образования мужских половых клеток?

1) антропогенез         3) онтогенез

2) оогенез         4) сперматогенез

В1. Выберите верные ответы:

Какие функции в живых организмах выполняют липиды?

  1. структурную
  2. гормональную t
  3. транспортную
  4. рецепторную
  5. каталитическую
  6. энергетическую

Ответ:        

В 2. Укажите последовательность стадий митотического деления клетки:

А) укорочение и утолщение хромосом

Б) удвоение ДНК

В) расхождение хромосом к полюсам клетки

Г) образование веретена деления

Д) образование двух ядер

Е) деление цитоплазмы

В 3. Выберите верные ответы:

 Чем половая клетка отличается от зиготы?

  1. содержит 2 п хромосом
  2. содержит п хромосом
  3. образуется в результате оплодотворения
  4. образуется в результате гаметогенеза
  5. из этой клетки развивается новый организм
  6. образуется в результате редукционного деления

В 4. Выберите верные ответы:

 Какие функции выполняет ДНК?

  1. переносит генетическую информацию от хромосом к месту синтеза белка
  2. хранит наследственную информацию в виде последовательности нуклеотидов
  3. является матрицей для синтеза и-РНК
  4. участвует в синтезе белка
  5. транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка
  6. передаёт наследственную информацию из поколения в поколение

 Ответ:        

С1. Как в клетке живого организма происходит процесс катаболизма?

С2. Почему перед делением клетки (митозом) всегда происходит удвоение внутриклеточных органоидов?

Итоговый за I четверть

Вариант 2

А1. Чем определяется приспособленность организмов к среде обитания?

1) способностью развиваться

2) способностью размножаться

3) изменчивостью организмов

4) границами свойственной им наследственности А2. Обитатели какой среды жизни существуют в условиях резкого колебания освещенности?

1) водной среды

2) наземно-воздушной среды

3) почвенной среды

4) организменной среды

A3. Для какого организма характерна самая большая клетка?

1) для африканского слона

2) для нильского крокодила

3) для яйца страуса в скорлупе

4) для высокого человека

А4. Какое азотистое основание не входит в состав РНК?

1)тимин        З) гуанин

2) цитозин        4) аденин

А5. Какую функцию выполняют лизосомы?

1) накапливают химические вещества, которые синтезируются в клетке

2) участвуют в кислородном этапе клеточного дыхания

3) осуществляют внутриклеточное пищеварение

4) обеспечивают движение внутриклеточных структур

А6. Как называется процесс развития женских половых клеток?

1) онтогенез         3) сперматогенез

2) оогенез         4) антропогенез

В1 Укажите последовательность стадий митотического деления клетки:

А) укорочение и утолщение хромосом

Б) удвоение ДНК

В) расхождение хромосом к полюсам клетки

Г) образование веретена деления

Д) образование двух ядер

Е) деление цитоплазмы

В2. Выберите верные ответы:

Какие функции в живых организмах выполняют липиды?

  1. структурную
  2. гормональную t
  3. транспортную
  4. рецепторную
  5. каталитическую
  6. энергетическую

Ответ:        

ВЗ. Выберите верные ответы:

Какие функции выполняет ДНК?

  1. переносит генетическую информацию от хромосом к месту синтеза белка
  2. хранит наследственную информацию в виде последовательности нуклеотидов
  3. является матрицей для синтеза и-РНК
  4. участвует в синтезе белка
  5. транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка
  6. передаёт наследственную информацию из поколения в поколение

 Ответ:        

В4. Выберите верные ответы:

Чем половая клетка отличается от зиготы?

  1. содержит 2 п хромосом
  2. содержит п хромосом
  3. образуется в результате оплодотворения
  4. образуется в результате гаметогенеза
  5. из этой клетки развивается новый организм
  6. образуется в результате редукционного деления

С1. Как в клетке живого организма осуществляется процесс анаболизма?

С2. Каким образом явление кроссинговера в процессе мейоза способствует увеличению разнообразия в потомстве?

Ответы:

вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

1

3

2

4

3

1

4

2

4

2

3

1

3

2

вариант

В1

В2

В3

1

156

БАГВДЕ

246

2

БАГВДЕ

156

236

вариант

В4

1

236

2

246



Предварительный просмотр:

Итоговый  тест за 2 четверть

Вариант 1

А1. Какой вклад в развитие генетики внес американский ученый Т. Морган?

1) ввел в науку понятие «ген»

2) экспериментально доказал линейное расположение генов в хромосомах

3) сформулировал закон гомологических рядов наследственности и изменчивости

4) ввел в науку термин «генофонд»

А2. Что такое фенотип?

1) совокупность всех аллелей конкретного живого организма

2) гены всех особей, которые образуют одну популяцию

3) гены, находящиеся в гаплоидном наборе хромосом конкретного живого организма

4) совокупность всех внешних и внутренних признаков организма

A3. Какой живой организм послужил объектом исследования в генетических опытах Г. Менделя? 1) комнатная муха

2) дрозофила

3) горох посевной

4) фасоль обыкновенная

А4. Как называется тип скрещивания, когда родители различаются по трем признакам?

1) тригибридное скрещивание

2) анализирующее скрещивание

3) дигибридное скрещивание

4) моногибридное скрещивание

А5. Что представляет собой группа сцепления?

1) совокупность хромосом одной клетки

2) совокупность хромосом организма

3) совокупность генов одной хромосомы

4) совокупность всех генов организма

А6. Какой метод селекции может быть бессознательным?

1) гибридизация        3) мутагенез

2) полиплоидия         4) искусственный отбор

В1. Какие признаки характерны для ненаследственной изменчивости?

  1. 1)затрагивает только фенотип (генотип не изменяется)
  2. 2)затрагивает генотип
  3. 3)не передаётся по наследству
  4. 4)передаётся по наследству
  5. 5)носит случайный характер
  6. 6)часто носит приспособительный характер к условиям среды
  7. Ответ:        

В2 Какие признаки характерны для наследственной изменчивости?

  1. затрагивает только фенотип (генотип не изменяется)
  2. затрагивает генотип
  3. не передаётся по наследству
  4. передаётся по наследству
  5. носит случайный характер
  6. часто носит приспособительный характер к условиям среды

В3. Соотнесите результаты искусственного и естественного отбора.

Отбор

Результаты отбора

  1. Естественный
  2. Искусственный

А) Возникновение породы

Б) Возникновение сорта

В) Возникновение бесплодных гибридов

Г) Возникновение в природе нового вида

Д) Возникновение приспособленности к

окружающей среде

Е) Отсев наименее приспособленных

членов популяции

С1. Для чего изучают генетические дефекты человека?

С2. Каким образом генетическое разнообразие исходного материала влияет на успех селекционной работы?

С 3. Решите задачу: У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Какое соотношение потомков можно ожидать от этого скрещивания?

Итоговый тест за 2 четверть

Вариант 2

А1. В чем заслуга датского ученого В. Иогансена?

1) экспериментально доказал линейное расположение генов в хромосомах

2) ввел в науку термин «генофонд»

3) ввел в науку понятие «ген»

4) сформулировал закон гомологических рядов наследственности и изменчивости

А2. Что такое геном?

1) гены, находящиеся в гаплоидном наборе хромосом конкретного живого организма

2) совокупность всех аллелей конкретного живого организма

3) совокупность всех признаков организма

4) гены всех особей, которые образуют одну популяцию

A3. Какой живой организм послужил объектом исследования в генетических опытах Т. Моргана?

1) горох посевной        3) комнатная муха

2) кукуруза         4) дрозофила

А4. Когда проводится анализирующее скрещивание?

1) при различии родителей по двум признакам

2) при наличии гомозиготной по рецессивным аллелям особи и особи неопределенного генотипа  3) при различии родителей по трем признакам

4) при различии родителей по одному признаку

А5. Как называются гены, которые отвечают за один и тот же признак в гомологичных хромосомах?

1) сцепленные        3) рецессивные

2) доминантные        4) аллельные

А6. Какой метод селекции может носить спонтанный характер?

1) мутагенез

2) искусственный отбор

3) полиплоидия

4)гибридизация

В1. Соотнесите результаты искусственного и естественного отбора.

Отбор

Результаты отбора

  1. Естественный
  2. Искусственный

А) Возникновение породы

Б) Возникновение сорта

В) Возникновение бесплодных гибридов

Г) Возникновение в природе нового вида

Д) Возникновение приспособленности к

окружающей среде

Е) Отсев наименее приспособленных

членов популяции

В2. Какие признаки характерны для ненаследственной изменчивости?

1)затрагивает только фенотип (генотип не изменяется)

2)затрагивает генотип

3)не передаётся по наследству

4)передаётся по наследству

5)носит случайный характер

6)часто носит приспособительный характер к условиям среды

Ответ:        

В3. Какие признаки характерны для наследственной изменчивости?

  1. затрагивает только фенотип (генотип не изменяется)
  2. затрагивает генотип
  3. не передаётся по наследству
  4. передаётся по наследству
  5. носит случайный характер
  6. часто носит приспособительный характер к условиям среды

С1. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Какое соотношение потомков можно ожидать от этого скрещивания?

С2. Почему гемофилия у женщин не проявляется?

С3. В чем Н.И. Вавилов увидел преимущество культурных растений перед их дикими родственными видами?

Ответы:

вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

1

2

4

3

1

3

4

2

3

1

4

4

2

1

вариант

В1

В2

В3

1

136

245

222111

2

222111

136

245



Предварительный просмотр:

Итоговый тест за III четверть

Вариант 1

А1. Какой древнегреческий философ полагал, что первые живые существа произошли из земли, воздуха, воды и огня?

1) Эпикур

2) Демокрит

3) Аристотель

4) Эмпедокл

А2. Как, согласно теории А.И. Опарина, назывался процесс самопроизвольного концентрирования в виде капелек коллоидных растворов первичных органических веществ между собой с удалением лишней воды?

1) химическая эволюция

2) коацервация

3) биологическая эволюция

4) консервация

A3. Как назывались самые первые организмы на Земле?

1) автотрофы         2) гетеротрофы

3) протобионты         4) прокариоты

А4. Какого типа борьбы за существование не существует?

1) между женской и мужской особями одного вида 2) между особями одного вида

3) между живым организмом и неживой природой

4) между особями разных видов

А5. Как называют современную эволюционную теорию?

1)дарвиновской          2) синтетической

3) популяционной        4) популяционно-видовой

А6. Благодаря чему человек стал разумным и сформировал общество?

1) благодаря прямохождению

2) благодаря большой мозговой коробке

3) благодаря труду

4) благодаря двуногости

В1. Выберите правильные ответы: Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

  1. появление цветка
  2. образование органов и тканей у растений
  3. появление термофильных бактерий
  4. атрофия корней и листьев у повилики
  5. специализация некоторых растений к определённым опылителям
  6. постоянная температура тела

В2. Выберите правильные ответы: Выберите правильные утверждения эволюционной теории.

А) Виды, существующие в природе, изменяются под влиянием условий среды.

Б) Все живые существа на Земле стремятся приспособиться к условиям среды.

В) Среди организмов существует конкуренция за территорию, пищу, условия для размножения и расселения.

Г) Все наследственные изменения сохраняются естественным отбором и становятся приспособлениями.

Д) Основным признаком вида является его неспособность к рождению плодовитого потомства от представителя другого вида.

Е) Появившиеся приспособительные признаки выгодны в любых условиях среды.

В 3. Установите последовательность этапов эволюции кровеносной системы хордовых животных.

А) замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из непарных предсердая и желудочка, развиты только жаберные сосуды

Б) замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочка, разделённого неполной перегородкой

В) замкнутая кровеносная система, лишённая сердца

Г) замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочка, разделённого полной перегородкой

Д) замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление сосудов лёгких

Е) замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление лёгочных артерий

Ответ: ______________________

В4. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп растений.

А)Покрытосеменные

Б) Мохообразные

В)Голосеменные

Г) Псилофиты

Д) Папоротникообразные

Е) Водоросли

Ответ:_________________

С1. Перечислите основные предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

С2. Почему человек стал не только жителем биосферы, но и ее существенным компонентом?

Итоговый тест за III четверть

Вариант 2

А1. Какой известный ученый XIX в. ошибочно полагал, что некоторые грибы могут самозарождаться?

1)Ж.Б. Ламарк        З) Э.Дарвин

2) Ч. Дарвин        4) Л. Пастер

А2. Как называется идея образования живого от живого?

1) онтогенез        3) абиогенез

2) биогенез        4) антропогенез

A3. К чему привело накопление в атмосфере Земли газообразного кислорода?

1) к появлению эукариот

2) к появлению автотрофов

3) к появлению процесса дыхания

4)к началу развития растений

А4. Что такое дивергенция?

1) выживание особей с более совершенными вариациями наследственных признаков

2) совокупность всех приспособительных свойств вида, за счет которых он может существовать в конкретных условиях внешний среды

3) гибель особей вида с неблагоприятными вариациями наследственных признаков

4) расхождение признаков у особей и последующее появление новых форм из первоначальной формы

А5. Что согласно синтетической теории эволюции является элементарным эволюционным явлением?

1) изменение численности популяции

2) мутации в генах особей популяции

3) изменение генофонда популяции

4) дивергенция

А6. К какому отряду класса млекопитающих относится человек?

1) к отряду обезьян         2) к отряду приматов

3) к отряду хищных        4) к отряду полуобезьян

В1. Выберите правильные утверждения эволюционной теории.

А) Виды, существующие в природе, изменяются под влиянием условий среды.

Б) Все живые существа на Земле стремятся приспособиться к условиям среды.

В) Среди организмов существует конкуренция за территорию, пищу, условия для размножения и расселения.

Г) Все наследственные изменения сохраняются естественным отбором и становятся приспособлениями.

Д) Основным признаком вида является его неспособность к рождению плодовитого потомства от представителя другого вида.

Е) Появившиеся приспособительные признаки выгодны в любых условиях среды.

В2. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

  1. появление цветка
  2. образование органов и тканей у растений
  3. появление термофильных бактерий
  4. атрофия корней и листьев у повилики
  5. специализация некоторых растений к определённым опылителям
  6. постоянная температура тела

В3. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп растений.

А)Покрытосеменные

Б) Мохообразные

В)Голосеменные

Г) Псилофиты

Д) Папоротникообразные

Е) Водоросли

Ответ:_________________

В4. Установите последовательность этапов эволюции кровеносной системы хордовых животных.

А)замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из непарных предсердая и желудочка, развиты только жаберные сосуды

Б) замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочка, разделённого неполной перегородкой

В) замкнутая кровеносная система, лишённая сердца

Г) замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочка, разделённого полной перегородкой

Д) замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление сосудов лёгких

Е) замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление лёгочных артерий

Ответ: ______________________

С1. Какие наблюдения помогли Ч. Дарвину выявить в природе наличие постоянной борьбы за существование?

С2. Какие качества помогли человеку освоить природную среду?

Ответы:

вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

1

3

2

3

1

2

3

2

1

2

3

4

3

2

вариант

В1

В2

В3

1

126

АВГД

ВАБГЕД

2

АВГД

126

ЕГБДВА

вариант

В4

1

ЕГБДВА

2

ВАБГЕД



Предварительный просмотр:

 Итоговый тест за 4 четверть

Вариант 1

А1. Кого называют эндобионтами?

1) организмы, обитающие внутри другого живого организма и приносящие хозяину пользу

2) организмы, обитающие внутри другого живого организма

3) организмы, обитающие в почвенной среде

4) организмы, обитающие в наземно-воздушной среде

А2. Как называются организмы, имеющие узкий диапазон устойчивости?

1) редкие        3) стенобионты

2) эдификаторы        4) эврибионты

A3. Как называется совокупность организмов, обитающих в толще воды?

1) планктон        3)зоопланктон

2) моллюски        4) фитопланктон

А4. В чем особенность пойкилотермных организмов?

1) это холодолюбивые организмы

2) температура их тела всегда постоянна при любых условиях окружающей среды

3) это теплолюбивые организмы

4) температура их тела зависит от температуры окружающей среды

А5. Какая популяция многолетних растений в ближайшем будущем рискует выпасть из биогеоценоза?

1) представленная в основном семенами, зачатками и проростками

2) представленная в основном старыми, уже не плодоносящими особями

3) представленная особями, проходящими все стадии развития

4) представленная в основном цветущими и плодоносящими растениями

А6. Какой метод охраны своей территории характерен для птиц?

1) пахучие метки        2) агрессивные демонстрации

3) пение        4)драки

В1. Выберите правильные ответы:

В пищевой цепи коршун является вторичным потребителем, потому что он:

А) гетеротроф

Б) хищник

В) использует энергию солнца

Г) регулирует численность особей в популяциях травоядных животных

Д) минерализует органические остатки

Е) питается слабыми и больными животными

В2. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Между    живыми    существами,    обитающими    в    почве,

устанавливаются           (А)   связи.    Все   почвенные

организмы зависят друг от друга, а их основная функция

—        (Б)   растительных   и   животных   остатков.

Накопленные организмами         (В) вещества после

их смерти превращаются в конечном итоге в        ,

прежде всего, в соединения, содержащие азот.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. взаимные
  2. пищевые
  3. разложение
  4. органические
  5. синтез
  6. минеральные

ВЗ. Выберите правильные ответы:

Динамические показатели популяции можно измерить только за определённый интервал времени. Укажите динамические показатели популяции.

  1. численность
  2. плотность
  3. структура
  4. рождаемость
  5. смертность
  6. скорость роста

Ответ:        

В4. Выберите правильные ответы:

Выберите признаки биологического прогресса.

  1. увеличение численности особей данной систематической группы
  2. уменьшение численности особей данной систематической группы
  3. расширение ареала
  4. сужение ареала
  5. расширение видового разнообразия внутри группы
  6. сокращение видового разнообразия внутри группы

Ответ:        

С1. Почему животные, привезенные из Южного полушария в российские зоопарки, размножаются под зиму?

С2. Как биологическое разнообразие в экосистеме обеспечивает взаимную заменяемость видов?

Итоговый тест за 4 четверть

Вариант 2

А1. Как называются виды организмов, которые поселяются в других организмах в качестве полезных сожителей?

1) комменсалы        3) симбионты

2) паразиты        4) эндобионты

А2. Как обычно варьируют факторы среды в местах проживания видов с узким диапазоном устойчивости?

1) средне        2) попеременно

3) сильно        4) слабо

A3. Какую форму выработали быстро плавающие животные в процессе эволюции?

1) складчатую                                2)торпедовидную

3)с многочисленными выростами         4) щетинистую

А4. В чем особенность гомойотермных организмов?

1) температура их тела всегда постоянна при любых условиях окружающей среды

2) это теплолюбивые организмы

3) температура их тела меняется вслед за изменениями температуры окружающей среды

4) это холодолюбивые организмы

А5. Какую популяцию многолетних растений называют популяцией внедряющегося типа?

1) представленную в основном цветущими и плодоносящими растениями

2) представленную особями, проходящими все стадии развития

3) представленную в основном старыми, уже не плодоносящими особями

4) представленную в основном семенами, зачатками и проростками

А6. В какой период у птиц проявляется территориальное поведение?

1) в период брачных игр

2) в период строительства гнезд и выведения птенцов

3) во время приема пиши

4) во время прибытия на место зимовки

В1 Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Между    живыми    существами,    обитающими    в    почве,

устанавливаются           (А)   связи.    Все   почвенные

организмы зависят друг от друга, а их основная функция

—        (Б)   растительных   и   животных   остатков.

Накопленные организмами         (В) вещества после

их смерти превращаются в конечном итоге в        ,

прежде всего, в соединения, содержащие азот.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. взаимные
  2. пищевые
  3. разложение
  4. органические
  5. синтез
  6. минеральные

 В2. Выберите правильные ответы:

 Выберите признаки биологического прогресса.

  1. увеличение численности особей данной систематической группы
  2. уменьшение численности особей данной систематической группы
  3. расширение ареала
  4. сужение ареала
  5. расширение видового разнообразия внутри группы
  6. сокращение видового разнообразия внутри группы

Ответ:        

ВЗ Выберите правильные ответы:

В пищевой цепи коршун является вторичным потребителем, потому что он:

А) гетеротроф

Б) хищник

В) использует энергию солнца

Г) регулирует численность особей в популяциях травоядных животных

Д) минерализует органические остатки

Е) питается слабыми и больными животными

В4. Динамические показатели популяции можно измерить только за определённый интервал времени. Укажите динамические показатели популяции.

  1. численность
  2. плотность
  3. структура
  4. рождаемость
  5. смертность
  6. скорость роста

Ответ:        

С1. Почему растения реагируют на длину дня?

С2. Как биологическое разнообразие в экосистеме обеспечивает взаимную дополняемость видов?

Ответы:

вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

1

2

3

1

4

2

3

2

3

4

2

1

4

2

вариант

В1

В2

В3

1

БГЕ

2346

156

2

2346

135

БГЕ

вариант

В4

1

135

2

156



Предварительный просмотр:

Тест 42. Итоговый за учебный год

Итоговый за учебный год

Вариант 1

А1. Что является основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

1) клетка        2) молекула

3) атом        4)ткань 

А2. Как называется способность биологических систем сохранять относительное постоянство структуры и свойств?

1) гетерозис        2) гомеостаз

3) гликолиз        4) гаметофит

A3. В чем заключается сущность мейоза?

1) в делении ядра клетки

2) в развитии нового организма из зиготы

3) в делении клеток с образованием гамет, имеющих в ядре вдвое меньше хромосом

4) в делении клеток надвое

А4. Как называется наука, которая изучает наследственность, изменчивость организмов и механизмы управления данными процессами?

1) селекция        3) цитология

2) биохимия        4) генетика

А5. Как называется явление превосходства первого поколения гибридов по нескольким свойствам и признакам над формами обоих родителей?

1) мутагенез        3) гомеостаз

2) гетерозис         4) полиплоидия

А6. Где, согласно теории эволюции живой материи А.И. Опарина, на Земле зародилась жизнь?

1) в Мировом океане

2) на мелководье

3) в первичной атмосфере Земли

4) в верхних слоях литосферы

В1. Установите последовательность этапов круговорота углерода в природе.

А)в процессе дыхания углекислый газ выделяется в атмосферу

Б) растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ из атмосферы, воду из почвы и синтезируют органические вещества

В)мёртвые органические остатки разрушаются редуцентами, и при этом в атмосферу выделяется углекислый газ

Г) в атмосфере поддерживается относительно постоянная концентрация углекислого газа (0,03%)

Д) гетеротрофные организмы используют для питания готовые органические вещества, содержащие углерод 

Ответ:______________

В2. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп хордовых животных.

А)Млекопитающие

Б) Амфибии

В)Хрящевые рыбы

Г) Рептилии

Д) Птицы

Е) Костные рыбы

Ответ:                

В3. Выберите правильные ответы: Что из перечисленного относят к атавизмам у человека?

  1. хвост
  2. многососковость
  3. аппендикс
  4. подкожные мышцы
  5. зубы мудрости
  6. густой волосяной покров

В4. Установите последовательность процессов эмбрионального развития представителей типа Хордовые.

  1. дробление

Б) образование зиготы

  1. дифференцировка        клеток

Г) образование гаструлы

Д) образование бластулы

Е) образование нейрулы

Ответ:______________________

С1. Почему вид Homo sapiens является полиморфным?

С2. Почему человеку необходимо знать формы и значение биотических связей?

Итоговый за учебный год

Вариант 2

А1. Как называется длительный исторический процесс развития природы?

1) антропогенез         3) биогенез

2) онтогенез        4) эволюция

А2. На какие группы делятся все живые организмы по типу клеток?

1) автотрофы и гетеротрофы

2) аэробы и анаэробы

3) прокариоты и эукариоты

4) гомойотермные и пойкилотермные

A3. В чем заключается сущность митоза?

1) в делении клеток надвое

2) в образовании двух дочерних клеток с точно таким

же набором хромосом, как у материнской

3) в развитии нового организма из зиготы

4) в делении клеток с образованием гамет, имеющих

в ядре вдвое меньше хромосом

А4. Какой ученый считается основоположником генетики?

1) Г. Мендель        3) Т. Морган

2) Н.И. Вавилов        4) В. Иогансен

А5. Каким понятием обозначают пределы фенотипических проявлений признака у особи без изменения генотипа под воздействием внешней среды?

1) фенотип        3) норма реакции

2) модификация        4) мутация

А6. Как условно называлось скопление органических молекул в Мировом океане, согласно теории эволюции живой материи А.И. Опарина?

1) «первичный компот»        3) «первичный бульон»

2) «первичный борщ»        4) «первичный суп»

В1. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп хордовых животных.

  1. Млекопитающие

Б) Амфибии

В) Хрящевые рыбы

Г) Рептилии

Д) Птицы

Е) Костные рыбы

Ответ:                

В2. Установите последовательность этапов круговорота углерода в природе.

А) в процессе дыхания углекислый газ выделяется в атмосферу

Б) растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ из атмосферы, воду из почвы и синтезируют органические вещества

В) мёртвые органические остатки разрушаются редуцентами, и при этом в атмосферу выделяется углекислый газ

Г) в атмосфере поддерживается относительно постоянная концентрация углекислого газа (0,03%)

Д) гетеротрофные организмы используют для питания готовые органические вещества, содержащие углерод 

Ответ:______________

В 3 Установите последовательность процессов эмбрионального развития представителей типа Хордовые.

А)дробление

Б) образование зиготы

В)дифференцировка        клеток

Г) образование гаструлы

Д) образование бластулы

Е) образование нейрулы

Ответ:______________________

В4. Выберите правильные ответы: Что из перечисленного относят к атавизмам у человека?

  1. хвост
  2. многососковость
  3. аппендикс
  4. подкожные мышцы
  5. зубы мудрости
  6. густой волосяной покров

С1. Какие основные центры происхождения культурных растений выделил Н.И. Вавилов?

С2. Из каких компонентов состоит любая экосистема?

Ответы:

вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

1

1

2

3

4

2

1

2

4

3

2

1

3

3

вариант

В1

В2

В3

1

БДАВГ

ВЕБГДА

126

2

ВЕБГДА

БДАВГ

БАДГВЕ

вариант

В4

1

БАДГВЕ

2

126