ОТЧЕТ школьного лесничества «Берёзка»
материал по биологии по теме

Гордеева Ольга Ивановна

Школьное лесничество — это объединение школьников, увлечённых единым делом — изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_shl_beryozka_2012_god.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа»

Инсарского муниципального района

Республики Мордовия

ОТЧЕТ

школьного лесничества «Берёзка»

за 2012 год

Руководитель ШЛ «Берёзка»:

учитель биологии

Гордеева Ольга Ивановна

Введение

В 1964 году в Советском Союзе возникло движение школьных лесничеств. Юные друзья леса оказывали огромную помощь взрослым лесоводам, на их счету тысячи и тысячи  полезных дел. На определенном этапе это движение приостановилось: исчезла работа «Зеленых патрулей», «Голубых патрулей», состоящих из огромного числа учащихся школьных лесничеств.

В настоящее время повсеместно стали возрождаться школьные лесничества, ведь проблема восстановления российских лесов, пострадавших от рубок и пожаров, остро нуждается в решении во всех уголках России.

Школьное лесничество — это объединение школьников, увлечённых единым делом — изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса.

Охрана лесных богатств – наш долг перед родной природой. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическими знаниями должны обладать все. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний о природе родного края, но и способствовать приобретению навыков анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Помочь воспитать экологически грамотное поколение можно через школьные лесничества.

Краткая история школьного лесничества «Березка»

Днем рождения школьного лесничество «Березка» Русско-Паевской средней общеобразовательной школы мы считаем день 8 февраля 2012 года. В этот день подписан приказ за № 6 «Об организации школьного лесничества» руководствуясь договором МБОУ «Русско-Паевская средняя общеобразовательная школа» с министерством природопользования Республики Мордовия от 22 декабря 2011 года в целях экологического воспитания учащихся школы, формирования бережного отношения к природным ресурсам родного края. Ответственным за создание школьного лесничества в количестве 16 человек, назначена учитель биологии Гордеева Ольга Ивановна. На школьной линейке учащихся школы получили информацию о создании школьного лесничества. В школе прошел конкурс на утверждение эмблемы, девиза, гимна школьного лесничества. 16 учащихся школы добровольно написали заявление о вступлении в его ряды. В феврале провели общее собрание, на котором, учащиеся были приняты в члены школьного лесничества. Выбрали Совет ШЛ, разработали устав, положение, план о дальнейший работы лесничества. Учащиеся единогласно проголосовали за название лесничества - «Березка». Ведь, именно, аллея из 25 берез, встречает каждого ученика у ворот школы. Это живописный уголок дарит всегда детям и взрослым много радости и необыкновенную красоту в любое время года, а также это живой уголок для фенологических наблюдений

Краткая характеристика школьного лесничества «Березка»

Школьное лесничество «Березка» Русско-Паевской средней общеобразовательной школы  образовалось в феврале 2012 году.

В 2012 году было разработано нормативно-правовая база: Соглашение о сотрудничестве между МБОУ «Русско-Паевская средняя общеобразовательная школа» и ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество», приказ, положение и устав о школьном лесничестве, определены основные формы направления работы, символика. Все это позволило перевести деятельность школьного лесничества на «законную работу».

За школьным лесничеством «Березка» закреплена территория лесного участка: квартал №80, выдела с 5 по 20, площадью 39 га Инсарского участка Ковылкинского межлесхоза Инсарского района. Лес расположен в 6 километрах на юг от школы, и учащиеся имеют возможность регулярно выезжать на велосипедах или на школьном автобусе для проведения лесохозяйственных и природоохранных работ. Отряд юных лесоводов состоит из 16 человек – это учащиеся 5-11 классов, что составляет около 40 % от общего количества обучающихся школы.

Для успешного выполнения работы избран актив из 6 человек и руководителя.

Члены школьного лесничества «Березка» 2012 года

1. Иноземцева  Алина – (6 кл.)

2. Сухарькова Татьяна – (6кл.)

3. Королева Виктория – (6 кл.)

4. Кафтайкин Денис – (6 кл.)

5. Храпов Владислав – (6 кл.)

6. Пастухов Николай – (9кл.)

7. Цыганов Валерий – (7 кл.)

8. Цыганова Наталья   – (8 кл.)

9. Шабалкина Ирина  – (8 кл.)

10. Таказина Татьяна  – (10 кл.)

11. Королев Артем -  (10 кл)

12. Пузаков Владимир– (10 кл)

13. Пузаков Максим– (5 кл)

14. Иванова Дарья  – (10 кл.)

15. Черенкова Юлия – (9 кл.)

16. Кафтайкина Светлана  – (10 кл.)

В первые дни работы школьного лесничества «Березка» была утверждена символика школьного лесничества. В настоящий момент школьное лесничество имеет эмблему, гимн, клятву, устав, положение о ШЛ, план работы, а также форму с логотипами школьного лесничества. Форма предоставлена ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество».

Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов. Деятельностью школьного лесничества руководит Совет лесоводов, состоящий из руководителя школьного лесничества и специалиста ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество», а ребята являются их помощниками в лице актива. Совет собирается раз в месяц для планирования и подготовки мероприятий.

Девиз: Во имя жизни, красоты, гармонии, любви.

Основные направления

•Просветительская природоохранная работа с населением.

•Проектная и исследовательская работа учащихся.

•Оказание посильной помощи органам лесного хозяйства.

•Профессиональная ориентация учащихся.

Основные цели работы

Образовательная: углубить знания по предметам естественнонаучного цикла.

Развивающая: развить навыки самостоятельной исследовательской работы.

Практическая: применять определенные знания в конкретных делах.

Воспитательная: воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Организационные принципы

•добровольность вступления

•обязательность участия вступившего в делах лесничества

•самоуправление учеников

•отсутствие авторитарности

•чёткость и конкретность в планировании работ

•разнообразие форм работы

•поощрение лучших

•сочетание труда и отдыха

•перспективность (непрерывный рост)

Нормативная база

•Соглашение МБОУ «Русско-Паевская СОШ» с ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество»

•Приказ директора о создании  школьного лесничества

•Положение о школьном лесничестве

•Устав школьного лесничества

План работы

Основные формы, методы работы школьного лесничества «Березка»

Тесное взаимодействие учителей, учащихся,  работников лесничества, по реализации задач школьного лесничества  способствует экологическому воспитанию учащихся школы, формированию бережного отношения к природным ресурсам родного края, человеку как части природы; с личных позиций таких понятий, как красота, значимость, роль, ценность.

Эти вопросы успешно решаются в эколого-образовательной и природоохранной  деятельности, в которую включаются все члены школьного лесничества, вовлекая за собой и других учащихся. Деятельность нашего лесничества, характеризуется особенностями форм, масштабностью, регулярностью, системностью.

Направления деятельности

Формы

Масштабность

Регулярность

Системность

Учебно-исследовательская

Групповые,

индивидуальные

10 %

В течение года

еженедельно

Эколого-просветительская, эколого-образовательная

Коллективная,

групповые,

индивидуальные

100 %

В течение года

ежемесячно

Природоохранная, лесозащитная

Коллективная,

групповые,

индивидуальные

100 %

В течение года

ежемесячно

Лесохозяйственная, лесоводческая

Коллективная,

групповые

100 %

сезонно

май-июнь-июль-август-сентябрь

Специфика основных направлений деятельности школьного лесничества определяет их особенность, проявляющуюся в необычности их форм проведения:

биоэкскурсии в лес, на пруд, на речки;

проекты, исследовательские работы;

беседы, лекции;

викторины, КВНы;

экологические праздники;

экологические акции, десанты;

олимпиады;

конкурсы, игры;

картинные выставки; фотовыставки;

Все занятия (групповые, индивидуальные, коллективные), осуществляются в формах, которые несут в себе пропаганду идей охраны природы и рационального природопользования; способствуют развитию творческого, исследовательского потенциала юного защитника леса.

Формы, виды деятельности их содержание не остаются однообразными, они меняется, исходя из рождающихся идей, новых задач, которые возникают в процессе развития работы.

Практическая работа школьного лесничества «Березка»

I.   УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА:

Наличие закрепленного участка:

1. лесной участок – квартал №80, выдела 5-20, площадь 39 га

2. пришкольно-опытный участок - 10 соток

3. родники - 3

4. тропы экологические – 1

5. уголка, музея живой природы – нет

II.   ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1.   Лесохозяйственная деятельность:

посажено леса –

проведен уход за лесом – 1 га

собрано семян лиственных пород – 5 кг березы, желудей – 5 кг

2.   Лесозащитная и природоохранная деятельность:

взято под охрану памятников природы – нет

·  организовано:

- дозоров «Зелёных патрулей» – 1

  кол-во выходов патрулирования – 1

- дозоров по предотвращению пожаров – 1

  предотвращено пожаров – 0 шт.

- экологических десантов - 3

- экологических месячников -1

·  заложено:

- аллей – 0

- экологических троп – 1

·  проведено биотехнических мероприятий:

посажено на пришкольном участке:

деревьев – 40 шт.

кустарников – 27 шт.

овощей - 6 сот.

однолетних и многолетних цветов – 4 сот.

   изготовлено и развешено:

 искусственных гнездовий – 24 шт.

кормушек – 50 шт.

- собрано кормов для зимней подкормки птиц:  19 кг

- учтено муравейников – 5

- огражено муравейников – 2

- облагорожено родников - 1

III.   ЭКОЛОГО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

·  проведено:

- праздников – 5: «Зиновий – синичник», праздник Леса «Лес чудес», «День птиц», «День Земли», «Что такое лес», «Русская береза»

- викторин, КВНов, ролевых игр – 17: «Птицы нашего леса», «Перелетные и зимующие птицы», «Деревья и кустарники», «На грибной полянке», «Ягоды, грибы», «С какого дерева листочек»,  «По страницам Красной книги» и другие

- фотоконкурс «Загляни в природу» - 1

- конкурсов рисунков и плаката –  «Зимующие птицы», «Синица», «Правила поведения в лесу и на отдыхе», «Нет пожарам», «Чистая вода»

- конкурс новогодней игрушки – 1

- поделки из природного материала – изготовлено более 40 поделок

- бесед по экологии: «Правонарушения в лесной зоне», «Правила поведения в лесу и на отдыхе», «Противопожарные мероприятия», «Посетителю леса», «Лес – твой верный друг» и другие – 10

·  организованно:

- экскурсий – 4

- походов – 2

- сбор и составление гербария травянистых растений и осенних листьев

распространено листовок – 19 шт.

опубликовано статей в СМИ по охране и сбережению лесов (стихи)  – 1.

IV.   УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

проведены мониторинговые исследования по изучению животного мира  близлежащих лесных массивов – 1

· написано исследовательских работ – 3

· проведено школьных конференций по лесной тематике – 1

 - написание реферативных работ экологической направленности - 20        

 - участие в научно- практических конференциях – «Первые шаги в науку»

 - участие в районных и республиканских конкурсах -  «Защитим лес»

 - участие во Всероссийских конкурсах – «ЧИП», «Зеленая планета»

 - участие в школьных и районных олимпиадах по биологии и экологии

- участие в олимпиаде «Одаренные дети» город Бийск, по биологии

V.   ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА:

- из выпускников школы 2011-2012 учебного года, поступивших в ВУЗЫ на биологические факультеты – 2 выпускника (из 5 учащихся).

- единый государственный экзамен по биологии сдавали 3 выпускника из 5.

Данные учащиеся являлись активными участниками школьного лесничества.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА «БЕРЕЗКА»

Одним из важных условий сохранения благоприятной окружающей среды человека и дикой природы является экологическое воспитание, основанное на комплексе знаний, полученных в школе. Ведь независимо от того кем вырастет сегодняшний ученик и какую профессию он освоит, он остается природопользователем: каждый из нас ежедневно использует воду, воздух, лес и другие ресурсы. Знания о причинно – следственных связях в природе, полученные школьниками сегодня, в будущем послужат для них основой при принятии правильных решений в разных сферах деятельности.

Цель, которую  поставили перед собой члены школьного лесничества, заключается в формировании личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать правильные решения и активно участвовать в охране природы.

Лесохозяйственная деятельность

Лесохозяйственная деятельность школьного лесничества в этом году была минимальной, из-за большого количества змей на данной территории леса.

Учащимися школьного лесничества «Березка» проведен только уход за лесом, на площади 1 га леса. Территория леса убрана от сушняка и мусора,

Руками школьников высаживались деревца и кустарники для  озеленения улиц родного села, пришкольного участка.

Сбор семян лиственных пород происходил следующим образом:  узнав о сборе семян березы, учащиеся разделились на три группы. Первая группа осуществила сбор семян в селе Русская Паевка. Место сбора семян: лесопосадки и березы, растущие около домов. Ответственная Королева Виктория. Вторая группа деревня Кульмеж. Ответственная Иноземцева Алина. Третья – село Ямщина. Ответственная Сухарькова Татьяна. Дособрали семена березы у школьной аллели берез.

Акция «Чистый лес»

За школьным лесничеством закреплена территория, общей площадью 5 га. Мы провели уход закрепленной территории леса и биотехнические мероприятия, направленные на привлечение и охрану птиц. Отрадно отметить, что мусора в лесу, стало меньше. Самым распространенным мусором в лесу, который порой оставляют после себя многочисленные отдыхающие. в ходе нашего исследования были: пластмассовые бутылки, полиэтиленовые мешки и консервные банки. Хуже дело обстоит с лесопосадками, где мусора гораздо больше: пищевые отходы, различное тряпье, встречается металлический лом. Это можно объяснить полным безразличием некоторых людей к природе. Лечить это «безразличие» планируем в новом году разъяснительной работой о вреде мусора среди населения. Необходимо довести до взрослого человека простую истину, что нельзя считать убранной от мусора территорию, если он просто даже убран подальше в кусты или слегка засыпан землей.  

Мусор, который нашли в лесу, закапали в ямы: пластмассовые бутылки, полиэтиленовые мешки и консервные банки.

Лесозащитная   «Зеленый патруль»

Лес – это свежий воздух, это чистые светлые воды, это наши неповторимо-прекрасные цветы и лекарственные травы, это животный мир.

Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как  никогда нуждается в защите. К сожалению, сегодня мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны.

С каждым годом человек в лесном массиве устраивают свалки мусора, неорганизованный отдых и тем самым вносит посильный вклад в дело уничтожения природного богатства.

Экологически чистые районы нашего леса служат источником лекарственного сырья, а повальное увлечение людей лечением всевозможных заболеваний дикорастущими лекарственными растениями приведет к тому, что многие из них будут просто уничтожены. Вырываются душица, зверобой и многие другие лекарственные растения, ломаются ветки цветущей липы. Исчезновение растений пагубным образом скажется и на животном мире, так как растения стоят в самом начале цепи питания, а душица в нашей местности уже становится редким видом.

Необходимо направить все усилия на сохранение природного богатства нашего края. Мы ведем просветительскую работу среди  подрастающего поколения и местного населения с целью сохранения биогеоценозов нашей местности и эту большую работу по охране лесных культур провел «Зеленый патруль»- верный защитник растений, часовой леса, спас не одно растение.

С наступлением весны велась активная работа по предупреждению возгораний леса - ребят из  дозорной группы. по предотвращению пожаров установили предупредительные аншлаги, провели разъяснительные работы среди школьников и населения. Учащиеся печатали листовки, создали презентацию «Посетителю леса», выпустили молнию во время пожароопасного периода с целью предотвращения возгорания леса. Отрадно отметить, что возгораний в лесу не наблюдалось.

Природоохранная деятельность.

В работе школьного лесничества «Березка» предусмотрена природоохранная деятельность юных любителей леса. Они пропагандируют определенные правила поведения в лесу, организуют повсеместное изучение природы, лесного сообщества, что воспитывает у каждого школьника чувство ответственности - постоять за нее.

Операция «Муравейник»

Ранней весной проводилась операция «Муравейник», в рамках которой мы выявляем муравейники на закрепленной нами территории участка леса. Выполняемые ребятами исследования носили преимущественно поисковый и учебный характер. Операция проводилась со специалистом Тюриной Г.В.

В этом году мы обнаружили 5 муравейников, исследование проводил Королев Артем. Все муравейники оказались великанами, высота составила более 70 см. Но самое главное, что мы провели ограждение 2 муравейников, для сохранения от разрушения лесными зверями и человеком.

Лес здоров, если на каждый его гектар приходится, по крайней мере, четыре муравейника. Установлено, что если бы леса оставались без муравьев, то урон, нанесенный вредителями, мог бы сравниться с пожаром. Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Только за один день они приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья уничтожает за день огромное количество гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда пернатые почти не опускаются.

Бежит живой ручеёк, несет на себе листья, насекомых, хвою. И все это наши рыжие лесные муравьи, лесные санитары, трудяги. Трудятся из дня в день, строят свои терема. Но вот беда, слишком часто разрывают муравейники лесные звери. Тогда на помощь лесным муравьям приходят школьники, они огораживают муравейники, защищают их от разорения.

Акция «Наши зимующие птицы»

Зима самое суровое время для птиц, так как доступной для них пищи становится все меньше, а значит, почти все пернатые в суровое время года голодают, а некоторые из них даже погибают от голода.

Добрая традиция нашей школы - проведение акции «Наши зимующие птицы». Помощь пернатым – весьма простое, доступное и благородное занятие для всех любителей природы, поэтому, мы каждый год мастерим кормушки, развешиваем их  и с удовольствием помогаем птицам,  а в рамках работы школьного лесничества - это практическая работа по охране и привлечению птиц.  

В нашей школе работа состоит из трех этапов. Первый этап - акция «Птичья кладовая».  Нами были собраны ягоды рябины, семена различных растений, семена арбуза, тыквы  для подкормки птиц в зимний период. Дети приносят из дома кусочки несоленого сала – лакомство для синичек, нежареные семечки, пшено, семена подсолнечника.

Второй этап акция «Кормушка» - изготовление кормушек и регулярная подкормка птиц зимой. Изготовлением кормушек, учащиеся занимаются на уроках трудового обучения, также мастерят и дома к конкурсу праздника «Зиновий синичник». Это и деревянные, пластмассовые кормушки. На территории школы подкормка птиц осуществляется на 10 кормушках  по графику, составленным активом ШЛ «Березка», начиная с начальных классов, заканчивая 11. В каникулы и в морозные дни, подкорм осуществляли, учителя. Частыми посетителями кормушек были воробьи и синицы. Прилетали к школьным березам и снегири, были замечены и свиристели. Ребята вели наблюдение за прилетающими пернатыми и фотографировали их.

В марте проводится заключительный этап - акция «Скворечник». Одно из наиболее важных мероприятий по привлечению птиц – устройство искусственных гнездований. Школьники изготовляют и развешивают искусственные гнездовья для птиц.

Как нам стало известно из СМИ, скворечники в России стали развешивать много столетий назад. Учёные проводили исследования численности скворцов в бывшем СССР путём анкетного опроса населения. Оказалось, что в сельской местности они занимали 22,5 миллиона скворечников! На 100 дворов на юге Европейской части страны приходилось в среднем 60 скворечников, а в Сибири – 91. К сожалению, в наше время очень редко можно увидеть такое количество скворечников у дома, но мы можем изменить эту ситуацию, если будем сами мастерить дома для птиц. В этом году нас порадовала такая приятная картина. Жители сел узнали, что учащиеся в школе мастерят скворечники, и попросили детей смастерить скворечники и для жителей. Особенно много заказов было из села Засечная Слобода. Члены ШЛ «Березка» не только выполнили заказ, но и развесили скворечники у домов жителей, за что их труд был отмечен сладкими конфетами. Всего нами было развешено 21 домик и 3 синичника.

Акция   «Скворечник»

Дощатые гнездовья (скворечники) изготавливают из досок толщиной 2-2,5см. Внутри стенки оставляют наструганными, чтобы птицам было легче вылезать.

В передней стенке, делают отверстие - гнездовья сколачивают плотно, чтобы не осталось щелей.  

Порядок сколачивания: к задней спинке изнутри прибивают планку для прикрепления гнездовья к дереву; к дну прикрепляют сначала боковые стенки, затем переднюю и заднюю. Крышка двойная. Ее нижняя часть должна свободно входить в гнездовье. Тугая крышка разбухнет, и не будет сниматься.

Снаружи скворечник покрывает темной краской, чтобы он не выделялся среди зелени. Запахи свежего дерева  и масляной краски не отпугивают птиц. Их развешивают весной до прилета птиц.

Скворец предпочитает скворечники, развешанные по опушкам, на отдельно стоящих деревьях. На крупных деревьях допустимо развешивать 2-3 скворечника, но на разной высоте и с летками в разные стороны.

Синица большая выбирает глухие уголки. Ее любимые деревья - дуб, сосна. Гнездовья развешивают на высоте 3-5 м от земли на толстых стволах и с летком, обращенные на густые ветви соседнего дерева. Расстояние между синичками должно быть не меньше 50 м.

Большое значение имеет положение гнездовья на деревья. Запрокинутые гнездовья плохо заселяют птицы, так как им очень трудно вылезать из гнезда. Лучше придавать гнездовью легкий наклон вперед, прикрепляя к дереву боковой, а не задней стенке. 

Вывод: учащиеся нашей школы, активно участвуя в акции «Наши зимующие птицы» спасла не одну стаю лесных обитателей в холодное и голодное для них время.

Зачем нужно заботиться о птицах? Птицы спасают наш сад и лес от уничтожения различных вредителей. Они поедают бесчисленное количество вредных насекомых во всех фазах их развития. Птицы непрерывно съедают за сутки пищи по массе больше их собственной.

Так скворец, за день - 300 крупных гусениц, синица - до 6000 различных насекомых. Пара синиц вместе с выведенными или в текущем сезоне потомства истребляет до 15 кг насекомых в год.

Акция «Чистый родник»

Всем известное выражение «вода – источник жизни», очень актуально в настоящее время. Важно помнить об истоках, дающих  жизнь всему живому.

Поэтому работа по изучению и сохранению родников данной местности в настоящее время актуальна.

Рациональное использование вод – одна из наиболее важных  современных проблем охраны природы для всего человечества.

Ребята из школьного лесничества «Березка» в этом году изучили историю появления родника на территории села Засечная Слобода, совершили экскурсию, с целью ознакомления местонахождения родника, изучения ее вкусовых качеств. Также очистили  родники, находящиеся на территории села Русская Паевка. Красиво облагородить данный родник своими силами не можем, из-за отсутствия пиломатериала. В новом году работы будем просить Инсарское лесничество помочь в этом вопросе.

Помочь роднику - значит, помочь своему здоровью, помочь сохранить природные богатства нашей Родины. В ходе экскурсии, работы ребята получили знания об очистки вод,  заряд энергии в общении с природой.

Эколого-просветительская деятельность

Учащиеся проводили экологические занятия в младших и средних классах, организовывали природоохранные акции в своем селе, пропагандируя идеи охраны природы через выступления своих мероприятий. Сценарии использовали из интернет ресурсов. Главная тема - природоохранная.

Среди традиционных форм экологической работы можно выделить праздники, викторины, игры, беседы и КВНы.

На проводимых мероприятиях члены школьного лесничества выступали с беседами, викторинами.

Конечно, содержание каждого праздника отличается, но всегда остается основная идея: охрана природы – долг каждого.

В начале учебного года в школе прошла экологическая декада с «Праздником осени». Ко дню работников леса, который отмечается в третье воскресенье сентября, проводился «Праздник леса». В этот день в ряды школьного лесничества  торжественно приняли  новых членов – учеников 6 класса, взяли с них клятву и вручили им символы лесничества: венок из березовых листьев и бусы из желудей. Учащиеся пели гимн, праздник прошел весело и интересно.

Традиционно в апреле стартует экологический месячник «Зеленая планета».

Подготовкой и проведением экологического месячника руководит актив школьного лесничества вместе руководителем. На собрании члены совета распределяют между собой обязанности, выдвигают кандидатуры на ту или иную роль, отвечают за подготовку экспонатов для выставки, проводят в классах разъяснительную работу, консультируют отдельных учащихся. Убеждают других принять участие в творческом конкурсе работ, в литературно-музыкальной композиции, совместно с руководителем школьного лесничества разрабатывают общую программу открытия и проведения праздника, организовывают жюри, занимаются созданием поощрительного фонда (Почетные грамоты, памятные знаки, подарки, призы). Дух совместного творческого поиска и размышлений создает хорошую рабочую атмосферу, будит инициативу, изобретательность, развивает самостоятельность суждений и принятия решений на основе личной ответственности. В ходе подготовки и проведения экологического месячника учащиеся пополняют и углубляют свои знания по отдельным аспектам охраны природной среды. Старт месячнику дает экологическая линейка, на которой вместе с информацией даются рекомендации по участию в месячнике ребят разных возрастных групп. В это время предпочтение отдается трудовой деятельности, связанной с сохранением и улучшением окружающей среды. Вся работа распланирована по неделям:

1неделя   -  Очистка леса от сушняка и мусора - «Чистый лес».                

                   Операция «Муравейник».

                   Очистка территории вокруг школы от мусора.

2 неделя  -   Изготовление и установка противопожарных аншлагов.

                    Праздник в начальной школе «Русская береза».

                    Акция «Чистый родник».

3 неделя  -   Работа на пришкольном участке.

                    Операция «Посади свое дерево».

                    Праздник «День Земли».

4 неделя  -   Подведение итогов, выпуск плакатов.

                    «Планета взывает о помощи».

                    Проведение общешкольного праздника.

В ходе месячника облагораживается и озеленяется территория школы, села. Ребята рассказывают о своей деятельности родителям на родительских собраниях, выпускают стенгазеты.

Большая работа проведена  при проведении мероприятий, направленных на воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

Наши юные лесоводы провели для учеников младших классов различные мероприятия. Так, в 2012 году, были проведены: викторина «Птицы нашего леса», беседа «Растения Красной книги», игра «Что такое лес», игра «Возродим наш лес». Дети узнали  об окружающей их родной природе, о важности бережного к ней отношения.

Праздник «День Земли»

На этом мероприятии, ребята узнали о важности современных экологических проблем, оторванности человека от живой природы. Мероприятие проводилось для того, чтобы ребята понимали, откуда берутся экологические проблемы и умели их решать, чтобы умели думать о последствиях своих действий. Мероприятие сопровождалось презентацией, конкурсом рисунков.

Классный час «Птицы нашего леса»

Птицы дороги нам как часть природы, лес без птиц – мертвый лес. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.  Классный час был подготовлен и проведен ребятами из 6 класса. Каждый приготовил рассказ о птице, которая обитает в нашем лесу. Ребята узнали много интересного из жизни птиц. Почему кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнезда, а у дятла язык достигает 15 сантиметров, все это и другие факты из жизни птиц узнали ребята. Помимо этого ребята узнали, как они могут помочь зимующим птицам, как развешивать скворечники и почему расстояние между ними в лесу должно быть не менее 40 – 50 метров. Учащимся показали красочную презентацию, провели выставку книг.

Одним из видов работы школьного лесничества является организация и проведение экскурсий и походов на природу, а также по экологической тропе «Тропинка». В ходе экскурсий, походов наши учащиеся школы постоянно находились в естественной природной среде, в непосредственном контакте с миром природы. Природное окружение, в котором находятся дети, способствует преодолению экологической безграмотности и потребительского отношения к природе, позволяет ориентировать их на гармонизацию отношений с природной средой и вырабатывать у каждого из них правильные экологические позиции.

В ходе экскурсии «Осенний лес», учащиеся не только увидели сезонные изменения в жизни растений, отметили причины листопада, но и собрали для изготовления гербария листья березы, акации, рябины, черемухи, клена, а на дом получили задание: собрать листья плодово-ягодных деревьев и кустарников.

За короткий период существования у нашего школьного лесничества «Березка»  уже сложились свои традиции. Это праздник осени, птиц, викторины, конкурс рисунков, экскурсии и  познавательные походы, ежемесячные советы лесоводов. Но ребятами была начата  исследовательская деятельность с последующей разработкой и защитой проектов.

 

Учебно – исследовательская работа

Королев Артем провел исследования по изучению животного мира  близлежащих лесных массивов. Цель его исследования: изучить особенности животного мира нашего края. На исследуемой территории леса, Артем обнаружил следы кабана, лисы, зайца. барсука и его нору, популяцию рябчиков. Также он занимался фотографированием леса, лесных пейзажей.

Лисенков Сергей написал исследовательскую работу «Кто сажает лес». В ходе этой работы он познакомился лично  и изучил биографию главного лесничего Инсарского лесничества Ляховского Е.С., чья трудовая деятельность была связана с жизнью леса.

Таказина Татьяна изучала продукт жизнедеятельности пчел – мед. Таня провела много опытов по изучению качества меда. Ее исследовательская работа называлась – «На пасеке у дедушки».

Зарубина Ирина в своих стихах воспевала красоту родной природы, своей малой Родины. В исследовательской работе «Челмодеевскому Майдану, посвящается» в номинации «Проба пера» Ирина представила стихи собственного сочинения.

Учащиеся нашей школы активные участники районного и республиканского конкурса - «Защитим лес», Всероссийского конкурса – «ЧИП», школьных и районных олимпиадах по биологии и экологии, В 2012 наши учащиеся, которые являются членами школьного лесничества, впервые приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Одаренные дети» город Бийск, по биологии (13 учащихся).

Учащимися написано более двадцати реферативных работ, докладов экологической направленности: «Озоновые дыры», «Загрязнение атмосферного воздуха», «Современные проблемы охраны природы», «Взаимодействие природы и общества», «Особенности животного мира нашего края», «Экологические проблемы охраны животного мира», «Природа и здоровье человека».

В рамках недели биологии проведена школьная конференция «Лес и человек».

Заключение

МБОУ «Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа» через школьное лесничество «Березка» в течение 2012 года, занималась вопросами экологического воспитания и просвещения школьников, привлечением школьников к участию в природоохранных акциях. В процессе общения детей с природой их знания подкрепляются чувственно-наглядным опытом, закрепляются в сознании в морально-этических представлениях, связываются с жизненной практикой. Жизнь среди природы создает благоприятные возможности для овладения необходимыми навыками, применяемые, прежде всего в деле охраны и улучшения природной среды.

Сделав анализ, может быть еще небольшой работы за год членами нашего школьного лесничества, можно сделать вывод: школьное лесничество оживляет учебно-воспитательный процесс, делает жизнь школы и школьников более интересной и содержательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

«Школьное лесничество» - трудовое объединение школьников АСШ № 4.

В 1968 году с целью воспитания школьников в духе гуманного отношения к окружающей среде, трудового воспитания, воспитания нравственных качеств личности на базе Агинского лесхоза было создано «школьное...

Разработка конкурса ко дню рождения школьного лесничества "Жас орманшы"

В 2011 годуа нашему школьному лесничеству исполнился 1 год. Осенью мы решили отметить это, организовав праздник в школе. На праздник готовились несколько недель. Дети пригласили работников школы ...

Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"

Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...

Отчет школьное лесничество

Отчет посвящен итогу работы школьного лесничества за 2018-2019 год....

Конкурс "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г.

Материалы для участия во Всероссийском заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г...

Школьное лесничество "Хранители леса" МБОУ СОШ с. Донское. Номинация "Практическая деятельность школьного лесничества"

Областной  смотр-конкурс школьных лесничеств Липецкой области  «Лучшее школьное лесничество»...