Зеленая аптека
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
Игра-конкурс в рамках предметной недели по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelyonaya_apteka.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Игра-конкурс в рамках предметной недели по биологии
Подготовили учителя биологии:
Кирикова Т.А.,
Ситникова Л.В.
Липецк 2010
Цель:
- познакомить детей в игровой форме с немедицинскими способами лечения простудных заболеваний, углубить знания о целебных свойствах лекарственных растений и овощей,
- сформировать умение отличать ядовитые растения от неядовитых растений,
- воспитывать бережное отношение школьников к своему здоровью, способствовать развитию у детей интереса к растениям
Оборудование: иллюстрации растений, плакаты и листовки , таблица или картинки с изображением лекарственных растений региона (области);
гербарии лекарственных растений данной местности;выставка книг о лекарственных растениях.
Ход мероприятия
Звучит музыка
Ведущий:
Если кто-то простудился, голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться, значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру, за таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду – снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник, василёк, шалфей и мята –
Вот «зелёная аптека» помогает вам, ребята!
Ведущий: О каком значении растений говорится в этом стихотворении?
1.Ведущий:
Человек издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками», изучив свойства лекарственных растений, травники заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся и сейчас. Лекарственные растения издавна используются для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6-му тыс.до н.э. чистотел)На Руси лечение травами получило наибольшее развитие при Петре 1, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах.
2.Ведущий:
Лес – как сказочное царство, там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить, мы вас можем научить.
Все целебные растения знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться, нужно только научиться
Находить в лесу растения, что пригодны для лечения.
Ведущий 1: С некоторыми из них вы сегодня и познакомитесь.
Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,
В середине золотая. Кто она такая?
Звучит музыка, выходит ромашка
Ромашка:
Это я – Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя – Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои семена рассеялись вдоль дороги. А вскоре склоны её покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.
Ведущий 1 : Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка:
Если случится тебе простудиться, появиться кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымиться слегка горьковатый душистый отвар.
(Предлагает отвар)
Под музыку выходит подорожник.
Подорожник:
Это я – Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая – нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника и через некоторое время они вместе скрылись из виду.
С названьем простым и тревожным, зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок – подорожник растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы, дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно и жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок – подорожник растёт у дороги в пыли.
Ведущий 2: Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?
Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат – беги ко мне срочно. Я помогу!
Под музыку появляются Шиповник и Мать-и-мачеха.
Ведущий 1: Кто вы такие? Зачем к нам пришли?
Растения: Мы пришли к своим друзьям, мы тоже лекарственные растения.
Шиповник:
Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,
У заветного местечка есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки развешаны на ветке.
Меня зовут царём кустов за цвет и запах моих цветков.
Хоть куст мой зелёный вас ранить готов,
Но помогу всем больным и тем, кто здоров.
Ведущий 2: Но как ты, Шиповник, можешь помочь?
Шиповник: Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нём содержится витамин С и тогда гриппом вы болеть не будете.
Мать-и-мачеха:
Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой. Кто я?
Ведущий 1: Знаем! Ты – Мать-и-мачеха!
Мать-и-мачеха:
Если кашель вас замучил, воспаленье началось,
Подружись со мной скорее, обещаю, всё пройдёт!
Ромашка: Как хорошо, что все вместе мы собрались на этой полянке! Давайте танцевать.
Танец цветов.
Танцуют все растения, а на полянке появляется девочка. Она гуляет, не замечая, как топчет растения, толкает их.
Ведущий 2.Стой, посмотри, что ты делаешь?
Девочка. Гуляю, а что?
Ведущий 2.Оглянись, посмотри, что ты натворила!
Девочка. Ну и что? Они все равно не красивые, да кому они нужны?
Хочет уйти с полянки, но тут у неё начинаются неприятности: начала чихать, натёрла ногу, заболела голова.
Ведущий 1. Надо тебе обратиться к врачу.Девочка. Нет, к врачу я не хочу.
Появляется доктор Пилюлькин.
Доктор Пилюлькин. Здравствуйте, ребята! Что у вас случилось?
Есть больной? Я подлечу! Есть и йод, и вата, и пилюли.
Девочка. Боли, доктор, в голове.
Помогите, доктор, мне.
Не хочу я даже сладость
Вот такая везде слабость!
Доктор .Сейчас осмотр я проведу. Чем смогу, тем помогу.
Может дать тебе таблетки!
В нос закапать из пипетки!
Может выпить порошок, антибиотиков мешок!
Нет, ребята, я не прав. Организм ваш молодой – сам он справиться с бедой.
Только чудо вы не ждите
Себе сами помогите.
А помощников не счесть!
Травы лечащие есть!
Отвари и пей когда
Подойдёт к тебе беда.
Ведущий1 : О каких растениях говорит доктор Пилюлькин? ( дети отвечают)
Спасибо вам, растения, за подробный и интересный рассказ о себе. А вы, ребята, не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.
Учитель. Сегодня, в преддверии Всемирного дня Земли. мы приглашаем вас принять участие в конкурсной программе «Зелёная аптека». Давайте поиграем и проверим, какие ещё полезные свойства разных растений вы знаете.
В программе принимают участие команды:
___________________________ кл .;
__________________________ кл.
А оценивать ваши конкурсы будет жюри:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конкурс 1. «Полезные свойства растений»
Командам раздаются карточки с изображением растений, задается вопрос. Необходимо поднять карточку с изображением того растения, о котором идёт речь. Правильный ответ – 1 балл.
- Порошок из корней, какого растения используют для улучшения аппетита? Одуванчик лекарственный
- Настой из листьев, какого растения используют для прижигания бородавок? Чистотел большой
- Это растение используют для остановки кровотечения. Тысячелистник обыкновенный.
- Если вас укусила пчела или вы поранили ногу, лист, какого растения вы используете? Подорожник большой
- У вас болит горло – какое растение вы используете для полоскания рта? Ромашка аптечная
- Из листьев этого растения готовят салат. Одуванчик лекарственный
- Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием. Ромашка аптечная
Конкурс 2. «Лечебная мозаика».
За 1 мин. командам необходимо из мозаики сложить изображение лекарственного растения и назвать его. Какими лечебными свойствами оно обладает.
Конкурс 3. «Аптека на грядке»
Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором идёт речь. Изображения растений закреплены на стенде. Верный ответ – 1 балл.
Очень вкусные плоды и полезные они:
Много жира, витаминов, как питательны они!
Ядра ели в шоколаде, скорлупа – краситель яркий.
Угадай-ка поскорей: что за плод мы рвём с ветвей?
Орех
Этот плод – аптека наша, из него полезна каша,
Семечки – деликатес, и глистам – противовес.
Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо!
Тыква
Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды от оспы и чумы,
И вылечить простуду им тоже сможем мы!
Лук
В бордовых корнеплодах лекарство от запоров.
Давленье понижает и кровь оздоровляет.
Салат от ожиренья, а сок – от воспаленья.
Свекла
Форма семян – будто органы тела. Издавна знахари знали всё это.
Это – источник белка для спортсмена.
Это – лекарство для органов тела.
Лечат и печень, и почки. Гладкими будут и щёчки.
От диабета спасенье, и для толстушек леченье.
Фасоль
Эти листья и плоды содержат фитонциды.
Для кулинара и врача они незаменимы.
Источник витамина С – от кашля избавленье.
Те разноцветные плоды – леченье с наслажденьем.
Смородина
Эти вкусные плоды всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели, зубы белые блестели,
Малокровие, ожирение побеждают без сомнения.
Есть варенье, сок, пюре и аптека во дворе.
Яблоня
Конкурс 4 « Партизанский доктор»
В это году мы будем отмечать знаменательную дату - 65 –летие Великой Победы. Свой вклад в её приближение внесли люди, которые в полном окружении воевали с фашистами в партизанских отрядах. У них не было порой лекарств
- Листья этого дерева, благодаря содержащейся в них влажности (фитонцидам), используются для успокаивающих ванн? ( сосна)
- Чем можно чистить зубы в лесу? ( древ. Уголь, мята, веточка сосны, ели, дуба)
- Сок этого растения используют в место йода, настоем из листьев умываются.(чистотел)
- Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе…(лопух подорожник)
- Листья этого растения обжигают нас, а сок из листьев спасает от авитаминоза..(крапива)
- Употребление как витаминное средство..(лук чеснок)
- Используют для установки кровотечения..( крапива, тысячелетник)
- Используют для лечения нарывов..(подорожник, календула)
- Жаропонижающее средство (малина)
- Природное средство, применяемое при перевязках, используют вместо ваты.( сфагнум)
Конкурс 5. Интеллектуальный конкурс
Разгадать ребусы и анаграммы. Каждый верный ответ – 1 балл.
Конкурс болельщиков
Болельщикам предлагают ответить на вопросы викторины:
- Почему людям с пониженным зрением рекомендуют употреблять чернику и морковь? ( Морковь – содержит витамин А, черника – органические кислоты, улучшающие зрение)
- Чем полезна облепиха? ( Облепиха – витаминное и противовоспалительное средство, используется сок плодов, отвар, а облепиховое масло используется для лечения незаживающих ран)
- Каким лекарственным действием обладают плоды ореха? ( В орехе витамина С в 50 раз больше, чем в цитрусовых – лимоне и апельсине. Содержит 45-75% масла, назначается ослабленным больным для восстановления сил. Листья и кора отвариваются и используются для заживления ран)
- От каких болезней вы лечитесь соком лука? ( От насморка и кашля)
- Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивали гирлянды, связки из лука и чеснока? ( Фитонциды убивают бактерии)
- Какие плоды использовали в древности лекари для промывания желудка и кишечника? (Тыква)
Учитель: Мы закончили свою викторину, и нам очень хочется, чтобы вы заинтересовались полезными свойствами тех продуктов, которые едите. Пусть у вас возникнут новые вопросы, и вы найдёте на них интересные ответы, расскажите об этом своим друзьям, знакомым, родственникам. Так пополнится наша семья людей, знакомых с правильным питанием и здоровым образом жизни.
Доктор Пилюлькин. Овощи и фрукты любят все на свете. Бабушки и дети секреты знают эти.
Виноград и вишни лечат все сосуды. Абрикос – от сердца, груша – от простуды.
Апельсин, как витамин, знают все, незаменим.
Ешьте фрукты, здоровейте, пейте сок и не болейте!
Учитель. Лекарственные растения можно собирать в природе, но это – целая наука, об этом у нас с вами разговор впереди, этому тоже, оказывается, нужно учиться. А пока их можно купить в аптеке ( обращает внимание аудитории на выставку). Но растения хотят вам дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.
Растения:
Увидел молодой росток – не трогай и не рви!
Пройди-ка мимо, улыбнись, скажи ему: «Живи!»
Пройдут недели иль года, и вырастет там целебная трава.
Лес зелёный охраняй! Никого не обижай!
Не губи деревья ты! Сохрани в лесу цветы!
Ты пришёл за помощью к природе – добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, не рви, не трогай,
Помни, нужно много лет ещё,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка, не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей – всё, что зовётся Родиной твоей!
Подведение итогов.
Награждение.
Учитель: Друзья, нам прощаться пришла пора! Сегодня окончена наша игра.
Чтоб ни случилось, всегда человек здоровья желает другому навек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс.
Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс. На уроке происходит закрепление практических умений и навыков вычисления процентов, расширение познавательного интереса к изучению процентов...
Тест "Лекарственные растения. Зеленая аптека"
Тест разработан на основании содержания учебника "Природоведение" Пакуловой В.М. и др. Уровень сложности для пятиклассников - средний....
Путешествие в "Зеленую аптеку"
Знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями данной местности;Знакомство с правилами сбора и хранения растений;Умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей;Умение само...
Экологическое путешествие "Зеленая Аптека"
Воспитание навыков экологической культуры, навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. ...
Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов "Зеленая аптека в дождевом тропическом лесу».
Данное мероприятие позволит познакомить учащихся с целебными свойствами наиболее известных растений тропического дождевого леса, способствовать развитию у детей любви к любым растени...
презентация к занятию "Зеленая аптека"
О лекарственных растениях...
Путешествие в зеленую аптеку
Студия «Путешествие в зеленую аптеку»Руководитель: Ооржак А.П.Цель: познакомить детей с лекарственными растениями прилегающей к селу местности; с правилами сбора и хранения растений; научить находить ...