Зеленая аптека
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Ситникова Людмила Владимировна

Игра-конкурс в рамках предметной недели по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zelyonaya_apteka.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Игра-конкурс в рамках предметной недели по биологии

Подготовили учителя биологии:

Кирикова Т.А.,

Ситникова Л.В.

Липецк 2010

Цель: 

  1. познакомить детей в игровой форме с немедицинскими способами лечения простудных заболеваний, углубить знания о целебных свойствах лекарственных растений и овощей,
  2.  сформировать умение отличать ядовитые растения от неядовитых растений,
  3. воспитывать бережное отношение школьников к своему здоровью, способствовать развитию у детей интереса к растениям

Оборудование:  иллюстрации растений, плакаты и листовки , таблица или картинки с изображением лекарственных растений региона (области);

гербарии лекарственных растений данной местности;выставка книг о лекарственных растениях.

Ход   мероприятия 

Звучит музыка

Ведущий:    

Если кто-то простудился, голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться, значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру, за таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду – снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник, василёк, шалфей и мята –

Вот  «зелёная аптека» помогает вам,  ребята!

Ведущий: О каком значении растений говорится в этом стихотворении?

1.Ведущий:

Человек издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками», изучив свойства лекарственных растений, травники заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся и сейчас. Лекарственные растения издавна используются для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6-му тыс.до н.э. чистотел)На Руси лечение травами получило наибольшее развитие при Петре 1, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах.

2.Ведущий:

Лес – как сказочное царство, там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить, мы вас можем научить.

Все целебные растения знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить в лесу растения, что пригодны для лечения.

Ведущий 1: С некоторыми из них вы сегодня и познакомитесь.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая. Кто она такая?

 Звучит музыка, выходит ромашка

Ромашка:

Это я – Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя – Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои семена рассеялись вдоль дороги. А вскоре склоны её покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.

Ведущий 1 : Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка:

Если случится тебе простудиться, появиться кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться слегка горьковатый душистый отвар.

(Предлагает отвар)

Под музыку выходит подорожник.

Подорожник:

Это я – Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая – нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника и через некоторое время они вместе скрылись из виду.

С названьем простым и тревожным, зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок – подорожник растёт у российских дорог.

Дороги спешат за курганы, дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно и жгучую боль утоли…

Невзрачный цветок – подорожник растёт у дороги в пыли.

Ведущий 2: Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?

Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат – беги ко мне срочно. Я помогу!

Под музыку появляются Шиповник и Мать-и-мачеха.

Ведущий 1: Кто вы такие? Зачем к нам пришли?

Растения: Мы пришли к своим друзьям, мы тоже лекарственные растения.

Шиповник:

Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,

У  заветного местечка есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки развешаны на ветке.

Меня зовут царём кустов за цвет и запах моих цветков.

Хоть куст мой зелёный вас ранить готов,

Но помогу всем больным и тем, кто здоров.

Ведущий 2: Но как ты, Шиповник, можешь помочь?

Шиповник: Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нём содержится витамин С и тогда гриппом вы болеть не будете.

Мать-и-мачеха:

Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой. Кто я?

Ведущий 1: Знаем! Ты – Мать-и-мачеха!

Мать-и-мачеха:

Если кашель вас замучил, воспаленье началось,

Подружись со мной скорее, обещаю, всё пройдёт!

Ромашка: Как хорошо, что все вместе мы собрались на этой полянке! Давайте танцевать.

Танец цветов.

Танцуют все растения, а на полянке появляется девочка. Она гуляет, не замечая,   как топчет растения, толкает их.

Ведущий  2.Стой, посмотри, что ты делаешь?

Девочка. Гуляю, а что?

Ведущий  2.Оглянись, посмотри, что ты натворила!

Девочка. Ну и что? Они все равно не красивые, да кому они нужны?

Хочет уйти с полянки, но тут у неё начинаются неприятности:  начала чихать, натёрла ногу, заболела голова.

Ведущий 1. Надо тебе обратиться к врачу.Девочка. Нет, к врачу я не хочу.

Появляется доктор Пилюлькин.

Доктор Пилюлькин. Здравствуйте, ребята! Что у вас случилось?

 Есть больной? Я подлечу! Есть и йод,  и вата,  и пилюли.

Девочка.  Боли, доктор, в голове.

Помогите, доктор, мне.

Не хочу  я даже сладость

Вот такая везде слабость!

Доктор .Сейчас осмотр я проведу. Чем смогу, тем помогу.

 Может дать  тебе таблетки!

В нос закапать из пипетки!

Может выпить порошок, антибиотиков мешок!

 Нет, ребята, я не прав. Организм ваш молодой – сам он справиться с бедой.

Только чудо вы не ждите

 Себе сами помогите.

А помощников не счесть!

 Травы лечащие есть!

Отвари и пей  когда

 Подойдёт к тебе беда.

Ведущий1 :  О каких растениях говорит доктор Пилюлькин? ( дети отвечают)

Спасибо вам, растения, за подробный и интересный рассказ о себе. А вы, ребята,      не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.

Учитель. Сегодня,  в преддверии Всемирного дня Земли. мы приглашаем вас принять участие в  конкурсной программе «Зелёная аптека».  Давайте поиграем и проверим,    какие ещё полезные свойства разных растений вы знаете.

 

    В программе  принимают   участие  команды:

 ___________________________    кл .;

  __________________________    кл.

А оценивать ваши конкурсы будет жюри:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конкурс 1.  «Полезные свойства растений»

Командам раздаются карточки с изображением растений, задается вопрос. Необходимо поднять карточку с изображением того растения, о котором идёт речь. Правильный ответ – 1 балл.

  • Порошок из корней,  какого растения используют для улучшения аппетита? Одуванчик лекарственный
  • Настой из листьев,  какого растения используют для прижигания бородавок? Чистотел большой
  • Это растение используют для остановки кровотечения. Тысячелистник обыкновенный.
  • Если вас укусила пчела или вы поранили ногу, лист,  какого растения вы используете?  Подорожник большой
  • У вас болит горло – какое растение вы используете для полоскания рта?                Ромашка аптечная
  • Из листьев этого растения готовят салат. Одуванчик лекарственный
  • Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием. Ромашка аптечная

Конкурс  2.  «Лечебная мозаика».

За 1 мин. командам необходимо  из мозаики сложить изображение лекарственного растения и назвать его. Какими лечебными свойствами оно обладает.

 

Конкурс  3.  «Аптека на грядке»

Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором идёт речь. Изображения растений закреплены на стенде. Верный ответ – 1 балл.

Очень вкусные плоды и полезные они:

Много жира, витаминов, как питательны они!  

Ядра ели в шоколаде, скорлупа – краситель яркий.

Угадай-ка поскорей: что за плод мы рвём с ветвей?

Орех

Этот плод – аптека наша, из него полезна каша,

Семечки – деликатес, и глистам – противовес.

Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо!

Тыква

Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды от оспы и чумы,

И вылечить простуду им тоже сможем мы!

Лук

В бордовых корнеплодах лекарство от запоров.

Давленье понижает и кровь оздоровляет.

Салат от ожиренья, а сок – от воспаленья.

Свекла

Форма семян – будто органы тела. Издавна знахари знали всё это.

Это – источник белка для спортсмена.

Это – лекарство для органов тела.

Лечат и печень, и почки. Гладкими будут и щёчки.

От диабета спасенье, и для толстушек леченье.

Фасоль

Эти листья и плоды содержат фитонциды.

Для кулинара и врача они незаменимы.

Источник витамина С – от кашля избавленье.

Те разноцветные плоды – леченье с наслажденьем.

Смородина

Эти вкусные плоды всем знакомы с древности.

Все, кто ели, не болели, зубы белые блестели,

Малокровие, ожирение побеждают без сомнения.

Есть варенье, сок, пюре и аптека во дворе.

Яблоня

Конкурс 4 « Партизанский доктор»

В это году мы будем отмечать знаменательную дату -  65 –летие Великой Победы. Свой вклад в её приближение внесли люди, которые  в полном окружении воевали с фашистами в партизанских отрядах. У них не было порой лекарств

  1. Листья этого дерева, благодаря содержащейся в них влажности (фитонцидам), используются для успокаивающих ванн? ( сосна)
  2. Чем можно чистить зубы в лесу? ( древ. Уголь, мята, веточка сосны, ели, дуба)
  3. Сок этого растения используют в место йода, настоем из листьев умываются.(чистотел)
  4. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе…(лопух подорожник)
  5. Листья этого растения обжигают нас, а сок из листьев спасает от авитаминоза..(крапива)
  6. Употребление как витаминное средство..(лук чеснок)
  7. Используют для установки кровотечения..( крапива, тысячелетник)
  8. Используют для лечения нарывов..(подорожник, календула)
  9. Жаропонижающее средство (малина)
  10. Природное средство, применяемое при перевязках, используют вместо ваты.( сфагнум)

Конкурс 5. Интеллектуальный конкурс

Разгадать ребусы и анаграммы. Каждый верный ответ – 1 балл.

 Конкурс болельщиков

Болельщикам предлагают ответить на вопросы викторины:

  • Почему людям с пониженным зрением рекомендуют  употреблять чернику и морковь? ( Морковь – содержит витамин А, черника – органические кислоты, улучшающие зрение)
  • Чем полезна облепиха? ( Облепиха – витаминное и противовоспалительное средство, используется сок плодов, отвар, а облепиховое масло используется для лечения незаживающих ран)
  • Каким лекарственным действием обладают плоды ореха? ( В орехе витамина С в 50 раз больше, чем в цитрусовых – лимоне и апельсине. Содержит 45-75% масла, назначается ослабленным больным для восстановления сил. Листья и кора отвариваются и используются для заживления  ран)
  • От каких болезней вы лечитесь соком лука? ( От насморка и кашля)
  • Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивали гирлянды, связки из лука и чеснока? ( Фитонциды убивают бактерии)
  • Какие плоды использовали в древности лекари для промывания желудка и кишечника? (Тыква)

 

Учитель: Мы закончили свою викторину, и нам очень хочется, чтобы вы заинтересовались полезными свойствами тех продуктов, которые едите. Пусть у вас возникнут новые вопросы, и вы найдёте на них интересные ответы, расскажите об этом своим друзьям, знакомым, родственникам. Так пополнится наша семья людей, знакомых с правильным питанием и здоровым образом жизни.

Доктор Пилюлькин.  Овощи и фрукты любят все на свете. Бабушки и дети секреты знают эти.

Виноград и вишни лечат все сосуды. Абрикос – от сердца, груша – от простуды.

Апельсин, как витамин, знают все, незаменим.

Ешьте фрукты, здоровейте, пейте сок и не болейте!

Учитель. Лекарственные растения можно собирать в природе, но это – целая наука, об этом у нас с вами разговор впереди, этому тоже, оказывается, нужно учиться. А пока их можно купить в аптеке ( обращает внимание аудитории на выставку). Но растения хотят вам дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.

Растения:

Увидел молодой росток – не трогай и не рви!

Пройди-ка мимо, улыбнись, скажи ему: «Живи!»

Пройдут недели иль года, и вырастет там целебная трава.

Лес зелёный охраняй! Никого не обижай!

Не губи деревья ты! Сохрани в лесу цветы!

Ты пришёл за помощью к природе – добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не рви, не трогай,

Помни, нужно много лет ещё,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты,  дружок,  смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка, не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей – всё, что зовётся Родиной твоей!

Подведение итогов.

Награждение.

Учитель: Друзья, нам прощаться пришла пора! Сегодня окончена наша игра.

Чтоб ни случилось, всегда человек здоровья желает другому навек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс.

Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс. На уроке происходит закрепление практических умений и навыков вычисления процентов, расширение познавательного интереса к изучению процентов...

Тест "Лекарственные растения. Зеленая аптека"

Тест разработан на основании содержания учебника "Природоведение" Пакуловой В.М. и др. Уровень сложности для пятиклассников - средний....

Путешествие в "Зеленую аптеку"

Знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями данной местности;Знакомство с правилами сбора и хранения растений;Умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей;Умение само...

Экологическое путешествие "Зеленая Аптека"

Воспитание  навыков экологической культуры,  навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. ...

Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов "Зеленая аптека в дождевом тропическом лесу».

Данное мероприятие позволит познакомить  учащихся с  целебными свойствами наиболее известных растений тропического дождевого леса, способствовать развитию у детей любви к любым растени...

презентация к занятию "Зеленая аптека"

О лекарственных растениях...

Путешествие в зеленую аптеку

Студия «Путешествие в зеленую аптеку»Руководитель: Ооржак А.П.Цель: познакомить детей с лекарственными растениями прилегающей к селу местности; с правилами сбора и хранения растений; научить находить ...