Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень).
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 10-11 классы (профильный уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10-11_klassy_profilnyy_uroven.rar | 59.05 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска
Рабочая программа
по предмету «Биология»
в 10-11 классах
(профильный уровень)
Составитель: Никитенко О.Д.
учитель биологии и химии
Одобрена Методическим советом
Протокол № 1 от 28.08.2013 г.
Принята на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08. 2013 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Приказ № 86 от 30.08. 2013 г.
Директор МБОУ СОШ № 5
________Лиховец Л.А.
2013 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень ( сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2007 г. ). Также использованы программы среднего (полного ) общего образования по биологии для 10 11 классов. Профильный уровень (автор Захаров В.Б.) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. – М.: дрофа, 2008 г.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе 108 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе. Согласно Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на степени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечень лабораторный работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. В программе приведен перечень демонстраций , которые проводятся с использованием средств обучения, имеющихся в кабинете биологии, с учетом специфики нашего образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов, дисков и др.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биологии» на степени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Результаты обучения приведены в Рабочей программе в графе «Планируемые результаты обучения». Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрику «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Учебно – методический комплект по биологии 10 -11 классы.
Учебники . В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология. Общая биология. Профильный уровень 10 класс. 11 класс. Москва. Дрофа, 2011 год.
Контроль уровня усвоения программы.
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
- Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
- Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
- В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
- А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
Литература для учителя:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
- Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
- Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
- Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
1. Учебники . В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология. Общая биология. Профильный уровень 10 класс. 11 класс. Москва. Дрофа, 2011 год.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Интернет-ресурсы:
Мультимедийные пособия:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Типы уроков, предусмотренные для реализации программы.
№ | Название | Структура | Вид учебной деятельности |
1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Подготовка учащихся к усвоению. Изучение нового материала. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. | Лекция, экскурсия, исследовательская, лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. |
2 | Урок закрепления знаний. | Логика закрепления знаний: *актуализация опорных знаний; * определение границ (возможностей) применения знаний; * пробное применение знаний; * упражнение по образцу в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний; * упражнения с переносом знаний в новые условия. | Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. |
3 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Логика процесса комплексного применения ЗУН: * актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний; * обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; * усвоение образца комплексного применения ЗУН; * применение обобщенных ЗУН в новых условиях; * контроль и самоконтроль ЗУН. | Практикум, лабораторная работа, семинар. |
4 | Урок обобщения и систематизации знаний. | *Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы) , вопросов, литературы. * Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом : таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. * Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися). * Подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем. | Семинар, конференция, круглый стол. |
5 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | * Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. * Уровень готовности применять знания по образцу и в исходных условиях. * Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия. | Контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний. |
6 | Комбинированный урок. | * Организационный этап. * Этап проверки Д\З. * Этап всесторонней проверки знаний. * Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала. * Этап усвоения новых знаний. * Этап закрепления знаний. * Этап информации учащихся о Д/З и инструктаж по его выполнению. |
В рабочей программе выделены лабораторные и практические работы. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а так же умений учебно – познавательной деятельности.
Перечень лабораторных и практических работ.
Клетка | |||
№ | Название лабораторной работы | № | Название практической работы |
1. | Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание. | 1. | Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. |
2. | Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 2. | Сравнение процессов брожения и дыхания. |
3. | Опыты по определению каталитической активности ферментов. | 3. | Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтез.а |
4. | Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. | 4. | Сравнение процессов митоза и мейоза. |
5. | Изучение клеток дрожжей под микроскопом. | 5. | Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. |
6. | Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетки. | 6. | Решение задач по молекулярной биологии. |
7. | Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. | ||
Организм | |||
8. | Построение вариационного ряда и вариационной кривой. | 7. | Составление схем скрещивания. |
8. | Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание. | ||
9. | Решение генетических задач на полное и неполное доминирование. | ||
10. | Решение генетических задач на сцепленное наследование. | ||
11. | Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом. | ||
12. | Решение генетических задач на взаимодействие генов. | ||
13. | Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно). | ||
14. | Сравнение процессов бесполого и полового размножения. | ||
15. | Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных. | ||
16. | Сравнительная характеристика пород (сортов). | ||
17. | Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | ||
Вид | |||
9 | Выявление изменчивости у особей одного вида. | 18 | Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. |
10 | Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию | 19 | Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. |
11 | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания | 20 | Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора |
12 | Выявление идиоадаптаций у растений | 21 | Сравнение процессов экологического и географического видообразования |
13 | Выявление идиоадаптаций у животных | 22 | Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции |
23 | Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции | ||
24 | Выявление ароморфозов у растений | ||
25 | Выявление ароморфозов у животных | ||
26 | Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле | ||
27 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | ||
28 | Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас | ||
Экосистемы. | |||
14 | Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических Факторов. | 29 | Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). |
15 | Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах). | 30 | Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем. |
16 | Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | 31 | Решение экологических задач. |
17 | Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). | 32 | Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота. |
18 | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). | 33 | Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. |
Итого: 18 лабораторных работ | Итого: 33 практические работы. |
Распределение часов примерной программы по темам в 10 классе.
№ | Название тем | Колич. часов. | Теория | Лаб. и практ. работы | Экскур сии | К.Р. |
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (6 час). | ||||||
1 | Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | 6 | 5 | 1 | ||
КЛЕТКА (40 часов) | ||||||
2 | Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК. | 7 | 5 | 1 | 1 | |
4 | Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. | 9 | 7 | 5 | 1 | |
5 | Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний. | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. | 5 | 3 | 1 | 1 | |
7 | Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. | 5 | 4 | 1 | ||
8 | Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных. | 9 | 4 | 3 | 2 | |
9 | Итоговый контроль | 1 | 1 | |||
ОРГАНИЗМ (56 час) | ||||||
10 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы). | 6 | 6 | |||
11 | Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. | 9 | 6 | 3 | 1 | |
12 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | 13 | 12 | 1 | ||
13 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. | 24 | 15 | 7 | 2 | |
14 | Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома). | 4 | 2 | 2 | ||
15 | Экскурсия «Способы размножения растений в природе». | 1 | 1 | |||
16 | Экскурсия Изменчивость организмов». | 1 | 1 | |||
17 | Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка)». | 1 | ||||
17 | Обобщение по курсу | 2 | 2 | |||
18 | Итоговый мониторинг | 1 | 1 | |||
Всего: | 108 | 68 | 23 | 3 | 14 |
Распределение часов примерной программы по темам в 11 классе.
№ | Название тем | Колич. часов | Теория | Л.Р. П.Р. | Экск. | К.Р. |
ВИД (53 часов) | ||||||
1 | Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. | 35 | 24 | 13 | 2 | |
2 | Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма. | 18 | 10 | 5 | 3 | |
ЭКОСИСТЕМЫ (44 час) | ||||||
3 | Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. | 27 | 19 | 6 | 2 | |
4 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. | 15 | 10 | 4 | 1 | |
5 | Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)» | 1 | ||||
6 | Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)». | 1 | ||||
7 | Итоговый контроль | 2 | 2 | |||
Всего: | 102 | 67 | 28 | 2 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс начинается с вводного раздела «БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии, а также практическое значение биологических знаний для благополучного существования человечества. На изучение темы по программе отводится 6 часов.
Далее следует раздел - КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО. В этом разделе изучается химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации.
Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 40 уроков.
Следующий раздел - РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. В нем рассматриваются механизмы деления клеток (митоза и мейоза), формы размножения, механизм полового размножения , а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «Организм как единое целое», где речь идет о таких важных вещах, как уровни приспособления организма к изменяющимся условиям, саморегуляция, влияние внешних условий на раннее развитие организма, биологические часы и анабиоз. Итак, материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 22 часа.
Раздел ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. В нем подробно рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается хромосомная теория Моргана и генетика пола. Обсуждаются более сложные явления взаимодействия генов и цитоплазматической наследственности. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, закон Н. И. Вавилова. Подробно изучается генетика человека. Рассматриваются современные методы изучения генетики человека, рассматриваются вопросы построение и использование генетических карт, построение и анализ родословных, этические проблемы клонирования. Рассматривается роль мутагенов, роль хромосом в формировании отдельных признаков и патологий у человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении.
Последние уроки данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где изучаются не только её классические, но и современные методы, такие как полиплоидия, искусственный мутагенез, крупномасштабная селекция, а также – клеточная и генная инженерия. На изучение данного раздела отводится 25 часов.
Изучение биологии 11 класса начинается с раздела «ВИД» (55 часов), который подразделяется на подразделы. Раздел 1 – ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ. Здесь рассматривается история развития представлений об эволюции живой природы. Вклад ученых – биологов в развитие эволюционного учения. Заслуга Карла Линнея, Ж.Б. Ламарка, труды Ж.Кювье и Ж.Де Сент – Илера. Затем изучаются движущие силы эволюции Ч. Дарвина и современная синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. В ходе изучения этого материала проводятся лабораторные и практические работы с целью формирования навыков сравнения, выявления закономерностей, самостоятельного исследования и др.На изучение ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ отводится 35 часов.
Далее следует раздел – ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В этом разделе изучается предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул. На изучение темы по программе отводится -20 часов.
ЭКОСИСТЕМЫ изучаются в объеме 44 часов. В начале рассматривается тема «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ» (27 часов) , где формируются понятия – биосфера, компоненты биосферы, круговорот веществ и энергии, жизнь в сообществах и др. Затем изучается тема – БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (15 часов), где рассматриваются глобальные экологические проблемы и пути их решения.
В конце года предусмотрены две экскурсии, цель которых служит изучение многообразия видов естественных и искусственных экосистем, сезонных изменений в природе.
В заключении изучения курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования предусмотрен итоговый мониторинг знаний, полученных за курс 10 – 11 классов, который составлен на основе материалов ЕГЭ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (210 час)
10 класс (108 часов – 3 часа в неделю).
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (6 час)
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (40 часов)
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
Демонстрации
Элементарный состав клетки
Строение молекул воды, углеводов, липидов
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Редупликация молекулы ДНК
Строение молекул РНК
Строение клетки
Строение плазматической мембраны
Строение ядра
Хромосомы
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Половые клетки
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Энергетический обмен
Биосинтез белка
Хемосинтез
Фотосинтез
Характеристика гена
Митоз
Мейоз
Развитие половых клеток у растений
Развитие половых клеток у животных
Лабораторные и практические работы
Л.Р1. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание
Л.Р2.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Л.Р3. Опыты по определению каталитической активности ферментов
Л.Р4. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
Л.Р5. Изучение клеток дрожжей под микроскопом
Л.Р.6Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
Л.Р.7 Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
П.Р. 1.Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
П.Р.2 Сравнение процессов брожения и дыхания
П.Р. 3Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
П.Р.4 Сравнение процессов митоза и мейоза
П.Р. 5Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных
Итоговый контроль – 1 час.
ОРГАНИЗМ (53 час)
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Демонстрации
Одноклеточные и многоклеточные организмы
Ткани растений и животных
Способы бесполого размножения
Оплодотворение у растений и животных
Внешнее и внутреннее оплодотворение
Стадии развития зародыша позвоночного животного
Постэмбриональное развитие
Партеногенез у животных
Моногибридное скрещивание и его цитологические основы
Дигибридное скрещивание и его цитологические основы
Сцепленное наследование
Неполное доминирование
Наследование, сцепленное с полом
Перекрест хромосом
Взаимодействие генов
Наследственные болезни человека
Модификационная изменчивость. Норма реакции
Мутационная изменчивость
Механизм хромосомных мутаций
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
Методы селекции
Селекция растений
Селекция животных
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
П.Р.7Составление схем скрещивания
П.Р.8Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание
П.Р. 9Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков
П.Р.10 Решение генетических задач на сцепленное наследование
П.Р. 11.Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом
П.Р. 12. Решение генетических задач на взаимодействие генов
Л.Р. 8Построение вариационного ряда и вариационной кривой
П.Р. 13. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)
Л.Р.9 Выявление изменчивости у особей одного вида
П.Р. 14Сравнение процессов бесполого и полового размножения
П.Р. 15Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных
П.Р. 16. Сравнительная характеристика пород (сортов)
П.Р.17 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Экскурсия Изменчивость организмов» - 1 час
Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка)» - 1 час
Обобщение по курсу – 2 часа
Итоговый мониторинг – 1 час
11 класс (102 часа- 3 часа в неделю).
ВИД (53 час)
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способ видообразования. Сохранение многообразия видов как основа
устойчивости биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Демонстрации
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Аналогичные и гомологичные органы
Рудименты и атавизмы
Доказательства эволюции органического мира
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
6
Движущие силы эволюции
Движущий и стабилизирующий отбор
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование
Редкие и исчезающие виды
Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм
Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Л.Р. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
Л.Р. Выявление изменчивости у особей одного вида
Л.Р. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
П.Р. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
П.Р. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
П.Р. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
П.Р. Сравнение процессов экологического и географического видообразования
П.Р. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции
П.Р. Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции
П.Р. Выявление ароморфозов у растений
Л.Р.Выявление идиоадаптаций у растений
П.Р.Выявление ароморфозов у животных
Л.Р.Выявление идиоадаптаций у животных
П.Р.Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле
П.Р.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
П.Р.Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас
Итоговый контроль – 1час.
ЭКОСИСТЕМЫ (44 час)
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Фотопериодизм
Экосистема
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Трофические уровни экосистемы
Правила экологической пирамиды
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Сукцессия
Агроэкосистема
Биосфера
Круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Л.Р. Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов
Л.Р.Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)
П.Р. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
П.Р. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)
П.Р. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем
Л.Р.Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)
Л.Р. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)
П.Р. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
П.Р.Решение экологических задач
П.Р.Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота
П.Р.Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере
Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)» - 1час.
Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)» - 1 час
Итоговый контроль – 2 часа
Тематическое планирование уроков в 10 классе (108 часов -3 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Лабораторные и практические работы |
Биология как наука. Методы познания живого ( 6 часов). | ||
1 | Биология как наука. Методы познания живого. | |
2 | Отрасли биологии, ее связи с другими науками. | |
3 | Биологические системы. Уровни организации жизни. | |
4 | Общие признаки биологических систем. | |
5 | Урок обобщения по теме «Введение в биологию». | |
6 | Вводная контрольная работа. | |
Клетка (40 часов). | ||
1 (7) | История изучения клетки | |
2 (8) | Основные положения клеточной теории | |
3 (9) | Методы изучения клетки | Лабораторная работа 1 Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание. |
4 (10) | Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. | |
5 (11) | Неорганические вещества клетки | |
6 (12) | Органические вещества клетки. Белки. | |
7 (13) | Биологические катализаторы – ферменты. | Л.Р. 3. Опыты по определению каталитической активности ферментов. |
8 (14) | Углеводы | |
9 (15) | Органические вещества – жиры и липиды. | |
10 (16) | Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Генетическая информация. | |
11 (17) | Химическое строение и биологическая роль АТФ. | |
12 (18) | Урок обобщения по теме «Химическая организация клетки». | |
13 (19) | Строение и функции прокариотической клетки. | |
14 (20) | Роль прокариот в природе и жизни человека. | |
15 (21) | Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Органоиды эукариотической клетки. | Л.Р. 6. Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке. |
16 (22) | Органоиды эукариотической клетки. | Л.Р. 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. |
17 (23) | Структуры клеточного ядра. | Л.Р. 4. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. |
18 (24) | Особенности строения растительной и животной клеток. Многообразие клеток. | П.Р. 1. «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». Л.Р.5. «Изучение строения клеток дрожжей под микроскопом». |
19 (25) | Зачет по теме «Структурно-функциональная единица клеток эукариот». | |
20 (26) | Вирусы – неклеточные формы жизни. | |
21 (27) | Меры профилактики распространения инфекционных болезней. | |
22 (28) | Метаболизм – основа существования живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. | |
23 (29) | Энергетический обмен в клетке. Брожение и дыхание. | |
24 (30) | Фотосинтез. Пластический обмен. | |
25 (31) | Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. | П.Р. 2-3. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. Брожения и дыхания. |
26 (32) | ДНК – носитель генетической информации в клетке. | |
27 (33) | Генетический код. | |
28 (34) | Бисинтез белка. Матричный характер биосинтеза. | |
29 (35) | Решение задач по теме «Биосинтез белка». | П.Р. 6Решение задач по молекулярной биологии. |
30 (36) | Жизненный цикл клетки. | |
31 (37) | Фазы митоза. | Л.Р. 7. Изучение митоза в клетках корешка лука. |
32 (38) | Мейоз. Его фазы. | |
33 (39) | Урок – практикум . | П.Р.4. Сравнение процессов митоза и мейоза. |
34-35 (40-41) | Развитие половых клеток у растений. | |
36-37 (42-43) | Развитие половых клеток у животных. | |
38 (44) | Урок практикум. | П.Р. 5. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных». |
39-40 (45-46) | Обобщение по теме «Клетка – единица генетической информации» | |
41 (47) Итоговый контроль по теме «Клетка». | ||
Организм (56 часов) | ||
1 (48) | Одноклеточные организмы. | |
2 (49) | Многоклеточные организмы. | |
3(50) | Ткани. | |
4(51) | Органы | |
5(52) | Целостность организма | |
6(53) | Гаметогенез | |
7(54) | Гаметогенез | |
8(55) | Бесполое размножение. Его формы. | |
9 (56) | Бесполое размножение. Его формы. | |
10 (57) | Половое размножение. | |
11(58) | Урок – практикум. | П.Р. 14. Сравнение процессов полового и бесполого размножения. |
12(59) | Оплодотворение у цветковых растений. | |
13(60) | Оплодотворение у позвоночных животных. | |
14(61) | Урок – практикум. | П.Р. 15.Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных. |
15(62) | Семинар по теме «Размножение». | |
16(63) | Тестирование по теме «Размножение». | |
17(64) | Онтогенез. Биогенетический закон. | |
18(65) | Эмбриональный период развития. | |
19(66) | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. | |
20(67) | Постэмбриональный период. | |
21(68) | Постэмбриональный период. | |
22(69) | Жизненные циклы и чередование поколений. | |
23(70) | Общие закономерности онтогенеза. | |
24(71) | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. | |
25(72) | Развитие организма и окружающая среда. | |
26(73) | Развитие организма и окружающая среда. | |
27(74) | Контрольно-обобщающий урок по теме « Индивидуальное развитие организмов». | |
28(75) | История развития генетики. Методы генетики. | |
29 (76) | Генетическая терминология и символика. | |
30(77) | Первый закон Г. Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. | |
31(78) | Второй закон Г. Менделя – закон расцепления. | |
32(79) | Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет. | П.Р. 9 Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков. |
33(80) | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. | |
34(81) | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. | |
35(82) | Анализирующее скрещивание. | П.Р. 7 Составление схем скрещивания. |
36(83) | Решение задач на 1,2 и 3 законы Менделя. | П.Р. 8. Решение генетических задач на моно – и дигибридное скрещивание. |
37(84) | Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. | |
38(85) | Картирование хромосом | П.Р. 10. Решение генетических задач на сцепленное наследование. |
39(86) | Генетика пола. | |
40(87) | Наследование признаков, сцепленных с полом. | |
41(88) | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | П.Р. 12. Решение генетических задач на взаимодействие генов. |
42(89) | Современные представления о гене и геноме. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | |
43(90) | Урок – практикум. | П.Р. 11. Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом. |
44(91) | Семинар «Основные закономерности наследственности». | |
45(92) | Основные закономерности изменчивости. Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость. | Л.Р. 8. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. |
46(93) | Комбинативная изменчивость. | |
47(94) | Мутационная изменчивость. | |
48(95) | Урок – практикум «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм». | П.Р. 13. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм». |
49(96) | Семинар «Основные закономерности изменчивости». | П.Р. 9. Выявление изменчивости у особей одного вида. |
50(97) | Обобщающий урок по теме « Основные закономерности наследственности и изменчивости». | |
51(98) | Создание пород животных и сортов культурных растений. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | |
52(99) | Центры происхождения культурных растений. Их многообразие. | |
53(100) | Урок – практикум. | П.Р. 16. Сравнительная характеристика пород и сортов. |
54(101) | Достижения современной селекции. | |
55(102) | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | |
56(103) | Урок – практикум. | П.Р. 17. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. |
104 | Экскурсия «Способы размножения растений в природе». | |
105 | Экскурсия Изменчивость организмов». | |
106 | Экскурсия «Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка)». | |
107 | Обобщение по курсу | |
108 | Итоговый мониторинг |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
(102 ЧАСА – 3 часа в неделю).
№ п/п | Тема | Лабораторные и практические работы |
1-2. | ВИД (60 ч). Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства | |
3. | Развитие эволюционных идей. | |
4. | Значение работ К.Линнея. | |
5. | Значение учения Ж.-Б.Ламарка | |
6. | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина | |
7. | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | |
8. | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира | |
9. | Движущие силы эволюции. | |
10-11. | Формы естественного отбора. | Практическая работа20. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора |
12. | Взаимосвязь движущих сил эволюции. | |
13. | Практическая работа 19. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора | + |
14. | Синтетическая теория эволюции | |
15-16. | Вид, его критерии | Лабораторная работа10 . Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию |
17. | Практическая работа 18 .Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. | + |
18-19. | Популяция – элементарная единица эволюции. | |
20-21. | Элементарные факторы эволюции | |
22. | Исследования С.С.Четверикова. | |
23. | Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. | |
24-25. | Результаты эволюции. | |
26-28. | Формирование приспособленности к среде обитания | Лабораторная работа11. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания |
29. | Образование новых видов. Способы видообразования. | |
30. | Практическая работа 21. Сравнение процессов экологического и географического видообразования | + |
31-32. | Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. | Лабораторная работа9. Выявление изменчивости у особей одного вида |
33-34. | Микро- и макроэволюция | |
35. | Практическая работа 22 . Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции | + |
36-37. | Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). | |
38-39. | Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). | |
40. | Практическая работа 23 . Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции | + |
41. | Причины биологического прогресса и биологического регресса. | Практическая работы 24-25. Выявление ароморфозов у животных. Выявление ароморфозов у растений. |
42. | Отличительные признаки живого. | |
43. | Гипотезы происхождения жизни на Земле. | |
44. | Практическая работа 26 . Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле | + |
45-46.. | Этапы эволюции органического мира на Земле | |
47-50.. | Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. | Лабораторные работы 12-13 Выявление идиоадаптаций у растений Выявление идиоадаптаций у животных. |
52. | Гипотезы происхождения человека. | |
53. | Практическая работа 27. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | |
54-55. | Этапы эволюции человека. | |
56. | Происхождение человеческих рас. | |
57. | Практическая работа 28. Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас | + |
58. | Критика расизма и социального дарвинизма. | |
59-60. | Обобщение по теме «ВИД». | |
ЭКОСИСТЕМЫ (40 час) | ||
1. (61) | Экологические факторы | Лабораторная работа 14 Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов |
2. (62) | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. | Лабораторная работа 15 Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах) |
3. (63) | Лабораторная работа16 . Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности | + |
4. (64) | Закон оптимума. | |
5. (65) | Закон минимума | |
6. (66) | Биологические ритмы | |
7. (67) | Фотопериодизм. | |
8. (68) | Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». | |
9. (69) | Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. | |
10. (70) | Пищевые связи в экосистеме. | |
11. (71) | Лабораторная работа 17. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). | + |
12. (72) | Трофические уровни. | |
13. (73) | Типы пищевых цепей. | |
14. (74) | Правила экологической пирамиды. | |
15. (75) | Практическая работа 29. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей) | + |
16. (76) | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. | |
17. (77) | Саморегуляция в экосистеме. | |
18. (78) | Устойчивость и динамика экосистем. | |
19. (79) | Лабораторная работа17.Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) | + |
20. (80) | Стадии развития экосистемы. | |
21. (81) | Сукцессия. | |
22. (82) | Агроэкосистемы. | |
23. (83) | Практическая работа 13. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). | + |
24. (84) | Практическая работа 30. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем | + |
25. (85) | Биосфера – глобальная экосистема. | |
26. (86) | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | |
27. (87) | Особенности распределения биомассы на Земле | |
28. (88) | Биологический круговорот. | |
29. (89) | Практическая работа 15 . Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота. | + |
30. (90) | Биогенная миграция атомов. | |
31. (91) | Эволюция биосферы. | |
32. (92) | Глобальные антропогенные изменения в биосфере. | |
33. (93) | Практическая работа 16. Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. | + |
34. (94) | Проблема устойчивого развития биосферы. | |
35. (95) | Практическая работа 17. Решение экологических задач. | + |
36. (96) | Экскурсия. Изменчивость организмов (окрестности школы). | |
37. (97) | Экскурсия.Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы). | |
38. (98) | Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы). | |
39. (99) | Экскурсия .Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка). | |
40. (100) | Обобщение по теме «ЭКОСИСТЕМЫ». | |
101- 102. | ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с по-
лом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
• строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленност к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
• современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции
видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
• устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
• решать задачи разной сложности по биологии;
• составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
• описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
• исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
• сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
• осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• грамотного оформления результатов биологических исследований;
• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; . или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (профильный уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов профильного уровня (физико-математического) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 10 КЛАСС
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государств...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 - 11 классы (базовый уровень).
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 - 11 классы. Рабочая программа второго вида разработана на основе авторскай программы И.Б. Агафонова, В.И. Сивогла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРАВУ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Данный материал содержит рабочую программу среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень) 10-11 класс. Право – как учебный предмет на профильном уровне – обеспечивает углубле...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 10 КЛАСС
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.Рабочая программа кон...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС...