внеклассного мероприятия по биологии в 7 классах «На дне океана».
классный час по биологии (7 класс) на тему

Ванина Ольга Константиновна

В архиве представленно материалы для проведения внеклассного мероприятия.Это конспект, презентация и самоанализ мероприятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2014»

План-конспект внеклассного мероприятия по биологии в 7 «а» ,7 «б» классах

Учитель: Ванина Ольга Константиновна

Дата проведения: 25 октября 2013 г.

Тема урока: «На дне океана».

Методы обучения: активные методы обучения в виде игры.

Тип урока: внеклассное мероприятие

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.

Цель урока: углубление знаний детей о морских обитателях, флоре и фауне морей и океанов, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса, воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений.

Задачи:

Обучающие -  закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных  на уроках  биологии;

                       -  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

                       -  развитие коммуникативных навыков;

                       - осуществление межпредметных связей.

Развивающие - развитие памяти, внимания;

                         - развитие образного мышления;

                         - развитие творческого воображения;

                         - развитие восприятия;

                               - повышение самооценки, снижение тревожности.

      Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

                                       - развитие творческих способностей учащихся;

                                       - самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Оборудование: плакат с изображением кроссворда; удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках; карточки – задания для конкурса №4; конверты с заданием для конкурса №5; для конкурса №6 - кегли (5-6 штук), на которые прикреплены вырезанные из бумаги акульи пасти, мяч; экспертные (оценочные) листы для жюри.

ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, диск, флэш-карта.

Образовательные технологии: использование ИКТ.

Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование, исторический.

СТРУКТУРА И ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Этапы мероприятия

Ход мероприятия

Используемые СОТ, наглядные пособия и раздаточный материал

I. Цель и задачи мероприятия

II. Орг.момент.

Вступительное слово учителя

Тема  мероприятия:  «На дне океана»

Цель мероприятия:  углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по    

                                      биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса,  

                                      воспитание  любознательности, формирование  информационно-  

                                      коммуникативных  умений.

Задачи:

Обучающие  -  закрепление в процессе практической деятельности теоретических  

                     знаний, полученных  на уроках  биологии;

                   - вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

                   - развитие коммуникативных навыков;

                   - осуществление межпредметных связей.

Развивающие   - развитие памяти, внимания;

                     - развитие образного мышления;

                     - развитие творческого воображения;

                     - развитие восприятия;

                           - повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

                                 - развитие творческих способностей учащихся;

                                 - самореализация личности подростка  в коллективе через    

                                   внеклассную деятельность.

  Учитель:   - «Добрый день! Давайте мы с вами сегодня тоже совершим путешествие, но путешествие необычное – «На дне океана». Отправимся мы с вами на прекрасном корабле, на котором есть батискаф для погружения под воду, чтобы можно было понаблюдать за обитателями подводного мира. В этом путешествии  участвуют учащиеся 7 класса и наше  жюри. Для того, чтобы начать игру, я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри (представление жюри). Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения  для  команд. Итак, начнём!»  

ИКТ

Слайд № 1.

Слайд № 2.

III. Приветствие

  Каждая из 2-х команд представляет себя: название команды и девиз. У каждого из участников команд заранее приготовлены эмблемы. На приветствие командам дано 4 минуты.

  Данный конкурс жюри оценивает по пяти бальной системе и заносит в экспертный лист.

 

IV. Конкурс    

         №1

Конкурс «Загадок»

Учитель: - «Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки». Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. В буйном море-океане
    Рыба страшная живёт.
    У неё большой живот,
    Пасть с ужасными зубами.  
    (Акула) 

  1. С моряками был он дружен,
    Чем доныне знаменит.
    Из морских зверей кому же
    В мире памятник стоит?    
    (Дельфин) 

  1. Через море-океан
    Плывёт чудо-великан.
    На спине его есть кран:
    Из него бежит фонтан.   
    (Кит) 

  1. Ползет в море паук -
    Восемь ног, пара рук.
    В руках клешни,
    В глазах - испуг.   
    (Краб)  

                                                            

  1. Этот белый парашют
    Волны к берегу несут.   
      (Медуза)        

                                            

  1. Этот зверь клыкастый,
    Вместо ног - ласты,
    Хвост по льду волочится,
    Мороза зверь не боится.  
      (Морж)   

                                                

  1. Над морской звездой победу,
    Соревнуясь, одержал:
    За минуту я два метра
    На иголках пробежал.  
     (Морской еж)

                                                    

  1. Пять морских ежей схватила
    Я в подводной глубине
    И, спокойно проглотив их,
    Ярче вспыхнула на дне
    .   (Морская звезда) 

   

                                               

  1. Жить люблю в седых морях я,
    В темных водах корм ищу.
    Хвост свой, как надежный якорь,
    Я бросаю, где хочу.
      (Морской конек) 

                                           

  1. Возле скал под ветром влажным,
    Кто, скажите, из зверей
    На своих песчаных пляжах
    Загорает у морей?  
    (Морской котик)     

11.   Проплывает не тревожась,
       Хоть и рядом рыбаки.      

        Рот свой закрыть не можем,
       Так как зубы велики. 
(Мурена)                                         

12.   Рано-рано на рассвете
       И в вечерний тихий час  
       Не на удочку, не сетью,
       А кувшином ловят нас. 
(Осьминог) 

13.   На мели сидит, усами шевелит,
       А гулять пойдёт задом наперёд.  
(Рак) 

14. Глаза есть - не мигаю,
     Крылья есть - не летаю. 
(Рыба) 

 Рыба капля  -  это всего лишь одно из странных существ, которыми полны океанские глубины. Ни чешуи, ни выраженных плавников не видно. Только желеобразная поверхность, большие глаза, нос, похожий на человечий. И все-таки это рыба.
        Рыба-капля живет так глубоко под водою, что просто не может позволить себе иметь мускулатуру – любые мышцы не смогут выдержать давление водяной толщи в 800 метров. И рыба-капля приспособилась к этой жизни вот как – завела себе тело, плотностью немногим меньше, чем плотность воды вокруг рыбы-капли. Вот и плавает она совсем недалеко от дна, расслабленная и апатичная рыба-капля. А пища почти сама идет к ней в рот – ведь это почти жидкое существо не смогло бы охотиться при всем желании. Поэтому и питается рыба-капля в основном планктоном, которого возле морского дна вполне хватает.
        Может быть, из-за того, что эта рыба живет так глубоко, об ее повадках и образе жизни известно мало. Говорят, правда, что даже в условиях темного холодного глубоководья умудряется рыба-капля сохранять родительские чувства к своим скользким чадам. Рыбы-капли организуют целые «детские сады» для мальков, помогая им вырасти в безопасности и покое. Благо, естественных врагов у рыбы-капли не так уж много.
                                

15. Две антенны на макушке,
     А сама сидит в избушке.
     На себе его везёт,
     Очень медленно ползёт.   
(Улитка)                                              

Жюри:  оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.  

Слайд №3

Слайд № 4, №5

Слайд № 6, №7

 

Слайд № 8, № 9

Слайд № 10, №11

Слайд № 12, №13

Слайд № 14, №15

Слайд № 16,  №17

Слайд  № 18 - 20

Слайд №21, № 22 

Слайды №23, №24

Слайд №25, №26

Слайд №27, №28  

Слайд №29, №30 

Слайд №31, № 32

Слайд №33

Слайд  №34, №35    

V. Конкурс    

         №2

Конкурс «Подводный кроссворд» 

  Учитель:  участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо решить кроссворд, вписав в клетки названия рыб. Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 5 баллов.

    Кроссворд

  1. уплощенное тело и возможность вырабатывать электрический ток сделала эту рыбу известной.
  2. хищная рыба. Обитатель озер.
  3. хрящевой скелет для нее не помеха для звания " гроза морей и океанов".  
  4. эту маленькую рыбку мы часто видим в консервной банке в томате.
  5. тело сплюснуто и глаза находятся на одной его стороне. 

                         

С

А

Щ

А

К

К

Ответы: 1. Скат, 2. Щука, 3. Акула, 4. Килька, 5. Камбала.

Учитель: (информирует учащихся о интересных фактах):

    В Калининградской области в Мамоново в день города 19 июля 2008 года торжественно открыли памятник балтийским шпротам. Двухметровая скульптура представляет собой большой мраморный стол с водруженной на нём банкой с двенадцатью кильками. Одна из рыбок увенчана золотой короной. Бронзовую консервную банку со шпротами изваял известный в регионе скульптор Федор Мороз. Рыбоконсервный комбинат действует в городе с 1949 года, а потому Мамоново можно считать родиной отечественных шпрот. Стоимость памятника составила около 500 тысяч рублей.

Жюри:  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Слайд  №36

Слайд  №37

Слайд № 38

Слайд № 39

VI. Конкурс    

         № 3

Конкурс «Рыболов»

Учитель:  Участникам дается удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках. В какой команде улов окажется больше? За каждую пойманную  большую рыбку команда получает 2 балла, а за каждую среднюю – 1 балл, а за маленькую – 0,5 балла.

 

Жюри:  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги. 

Слайд  №40

VII. Конкурс    

         № 4

Конкурс  «Внешнее строение рыб»

Учитель:  Командам раздаются карточки – задания. На изображении показать части тела рыб (I - III) и дать название плавников (1 – 5). На обдумывание дается 2 минуты. Затем приглашаются от каждой команды по одному участнику к мультимедийному экрану. Максимальное количество 5 баллов.

I – голова

II – туловище

III – хвост        

1 – грудные плавники

2 – брюшные плавники                

3 – анальный плавник

4 – хвостовой плавник

5 – спинной плавник

   Жюри:  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные  

                  итоги.

Слайд  №41

Слайд № 42

VIII. Конкурс    

            № 5

Конкурс «Золотая рыбка»

Учитель: Есть много рыб. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение рыбки, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту  команда получает 5 баллов.

Жюри:  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Слайд  № 43

IХ. Конкурс    

          № 6

Конкурс  «Бухта Акул» 

   На кегли (5-6 штук) прикрепляются вырезанные из бумаги акульи пасти.

Учитель: Каждый участник команды  с определенного расстояния должен мячом с одного броска сбить хотя бы одну «акулу».  За каждую сбитую «акулу» команда получает по 1 баллу. Затем баллы суммируются.

 

Жюри:  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается  победитель. 

 Учитель: Друзья! Вот и подошло к финалу наше подводное путешествие.

                   Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового о  

                   подводных обитателях.

Слайд  № 44

Слайд  № 45

Ванина Ольга Константиновна                                                                                                                                                                                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «На дне океана»

Слайд 2

углубление , расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса, воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений. Цель мероприятия:

Слайд 4

В буйном море-океане Рыба страшная живёт. У неё большой живот, Пасть с ужасными зубами. Конкурс «Загадок»

Слайд 5

Акула

Слайд 6

С моряками был он дружен, Чем доныне знаменит. Из морских зверей кому же В мире памятник стоит? Загадки

Слайд 7

Дельфин

Слайд 8

Через море-океан Плывёт чудо-великан. На спине его есть кран: Из него бежит фонтан. Загадки

Слайд 9

Кит

Слайд 10

Ползет в море паук - Восемь ног, пара рук. В руках клешни, В глазах - испуг Загадки

Слайд 11

Краб

Слайд 12

Этот белый парашют Волны к берегу несут. Загадки

Слайд 13

Медуза

Слайд 14

Этот зверь клыкастый, Вместо ног - ласты, Хвост по льду волочится, Мороза зверь не боится Загадки

Слайд 15

Морж

Слайд 16

Над морской звездой победу, Соревнуясь, одержал: За минуту я два метра На иголках пробежал Загадки

Слайд 17

Морской ёж

Слайд 18

Пять морских ежей схватила Я в подводной глубине И, спокойно проглотив их, Ярче вспыхнула на дне Загадки

Слайд 19

Морская звезда

Слайд 21

Жить люблю в седых морях я, В темных водах корм ищу. Хвост свой, как надежный якорь, Я бросаю, где хочу. Загадки

Слайд 22

Морской конек

Слайд 23

Возле скал под ветром влажным, Кто, скажите, из зверей На своих песчаных пляжах Загорает у морей? Загадки

Слайд 24

Морской котик

Слайд 25

Проплывает не тревожась, Хоть и рядом рыбаки. Рот свой закрыть не можем, Так как зубы велики. Загадки

Слайд 26

Мурена

Слайд 27

Рано-рано на рассвете И в вечерний тихий час Не на удочку, не сетью, А кувшином ловят нас. Загадки

Слайд 28

Осьминог

Слайд 29

На мели сидит, усами шевелит, А гулять пойдёт задом наперёд Загадки

Слайд 30

Рак

Слайд 31

Глаза есть - не мигаю, Крылья есть - не летаю. Загадки

Слайд 32

Рыба

Слайд 33

Рыба капля

Слайд 34

Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке. На себе его везёт, Очень медленно ползёт Загадка

Слайд 35

Улитка

Слайд 36

Конкурс «Подводный кроссворд»

Слайд 37

С А Щ А К К

Слайд 38

Скат Щука Акула Килька Камбала Ответы

Слайд 39

памятник балтийским шпротам

Слайд 40

Конкурс «Рыболов»

Слайд 41

Конкурс «Внешнее строение рыб»

Слайд 42

I – голова II – туловище III – хвост 1 – грудные плавники 2 – брюшные плавники 3 – анальный плавник 4 – хвостовой плавник 5 – спинной плавник

Слайд 43

Конкурс «Золотая рыбка»

Слайд 44

Конкурс «Бухта Акул»

Слайд 45

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют - 2014»

Самоанализ внеклассного мероприятия

Учитель: Ванина Ольга Константиновна

Класс:7 а,б

Название:« На дне океана»

Краткая аннотация.

Была поставлена триединая дидактическая цель мероприятия, которая реализовывалась через следующие задачи:

Цель – углубление знаний детей о морских обитателях, флоре и фауне морей и океанов, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса,    воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений

Задачи:

Обучающие -  закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных  на уроках  биологии;

-  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

-  развитие коммуникативных навыков;

- осуществление межпредметных связей.

Развивающие - развитие памяти, внимания;

   - развитие образного мышления;

   - развитие творческого воображения;

- развитие восприятия;

   - повышение самооценки, снижение тревожности.

      Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

      - развитие творческих способностей учащихся;

      - самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

Форма учебной деятельности: внеклассная

Форма проведения: устный журнал

Использовались следующие методы работы: 1.по виду источника информации

•словесные (объяснение, беседа с учащимися)

•наглядные (демонстрация презентации обучающего курса, видеофильмов)

•практические (элементы проектной деятельности, разгадывания кроссворда, творческая работа)

2.по виду учебной деятельности

•проблемно- поисковый метод (поиск решения, поставленных перед учащимися проблемных вопросов)

Уровень образования школьников:

Данный материал соответствует знаниям учащихся начальных классов со средним уровнем образования. На занятии использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения качества образования. Применялись следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, которые в ходе проведения устного журнала сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы занятия, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Данное мероприятие включает в себя следующее тематическое содержание:

1 Конкурс «Загадок»

2 Конкурс «Подводный кроссворд»  

3 Конкурс «Рыболов»

4 Конкурс  «Внешнее строение рыб»

5 Конкурс «Золотая рыбка»

6 Конкурс  «Бухта Акул»

Представленная разработка внеклассного мероприятия поможет учителям при подготовке к занятиям, подскажет интересные, нестандартные формы их проведения. Можно порекомендовать и родителям, которые хотят помочь своим детям в учебе.

Я буду очень рада, если данный материал пригодится коллегам при подготовке к урокам.

При подготовке и в процессе занятия у учащихся появились новые учебные навыки: ученики научились устанавливать причинно- следственные связи явлений, находить главную мысль и формулировать своими словами.

Особенности роли учащихся и организация работы:

Материал устного журнала строился по принципу от простого к сложному. Была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся.

Работа проходила в сотрудничестве, в совместном поиске.

В классе был создан эмоциональный фон, который стимулировал высокую деятельность учащихся, а также атмосферу радостных переживаний за достигнутые успехи. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и с желанием выполняли задания. Они «ощущали себя соавторами» этого занятия и пополняли свой «банк маленьких открытий», что воспитывало веру в свои силы.

На протяжении всего мероприятия поддерживался интерес к данной теме. Его вызывала смена видов деятельности, которая проходила плавно. Некоторые задания были даны в виде «готовых знаний», а некоторые виды деятельности приходилось выполнять самостоятельно.

В организацию работы были включены:

1. задания, подводящие ученика к воспроизведению материала.

2. задания, способствующие осмыслению материала учеником.

3. задания, способствующие закреплению материала учеником.

Мероприятие научное, доступное.

Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз. На занятии развивались коммуникативные навыки, использовались технологии: ИКТ, рефлексивная, личностно-ориентированная, игровая. Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей, общая психологическая атмосфера внеклассного мероприятия.

Ванина Ольга Константиновна                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посвящение в физики" 7класс

В работе представлен конспект мероприятия "Посвящение в физики". Также к конспекту прилагается в качестве наглядного материала презентация....

Внеклассное мероприятие по биологии "Знатоки биологии"

Игра-викторина по биологии проводится  в 5-7 классах, с целью получения дополнительных знаний по биологии ,а так же для того, чтобы лучше узнать природу, которая нас окружает....

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".

Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в  конкурсах. Та команда, котор...

Внеклассное мероприятие по биологии "Абсолютное первенство по биологии 2013"

Внеклассное мероприятие по биологии для обучающихся 9-11 классов разработано таким образом, что позволяет сравнить уровень знаний по предмету учеников разных классов и выявить победителя как в личном ...

Игра-путешествие «Занимательная биология» Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.

Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность ...

Внеклассное мероприятие по биологии "С точки зрения биолога"

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-9 классов. Цель:  Развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, интереса к предмету биология,  воспитание навыков групповой рабо...

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Турнир знатоки биологии"

Разработка внеклассного мероприятия по биологии  "Турнир знатоки биологии" для обучающихся 7 класса. Задания турнира содержат вопросы по теме "Ракообразные"...