Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В.В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СМР «Сямженская средняя школа»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор БОУ СМР «Сямженская СОШ»
______/______ ____/Коротина Т.Н. ______/Лашков С.Н.
Протокол заседания МО
№__от____2013г. от_______2013г. приказ №_____от______2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Биология
5а, 5б, 5в классы
на 2013-2014 учебный год
Разработчик программы
Игнашева Ирина Александровна
Педагогический стаж 3 года
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
3) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [составитель Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
4) Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 54 с. – (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека
- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Место учебного курса при изучении предмета:
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профиль ной дифференциации.
Программа рассчитана на 35ч. в год (1 час в неделю).
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
На изучение каждого параграфа выделено по 1 часу, кроме параграфов «Биология-наука о живой природе» и «Методы исследования в биологии» (объединены в 1 урок), «Жизнедеятельность клетки» (разделен на 2 урока в связи со сложностью материала), «Водоросли» (разделен на 2 урока в связи с большим объемом материала). Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука» выделена в отдельный урок в связи с большим объемом работы.
В разделе «Царство Растения» выделено 2 часа на выполнение проекта «Комнатные растения».
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце почти каждой темы обобщающие уроки, уроки рефлексии и коррекции знаний, умений и навыков.
Резервные часы можно использовать для проведения уроков систематизации и коррекции знаний.
Формы обучения –
1. фронтальная (работа со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами)
2. индивидуальная (взаимодействие с одним учеником)
3. групповая (работа обучающихся в группах)
4. парное обучение (взаимодействие между двумя учениками)
Методы обучения –
1. работа с учебником
2. рассказ
3. объяснение
4. беседа
5. демонстрация
6. практические методы
Средства обучения -
1. Электронные образовательные ресурсы
2. Печатные (учебники, раздаточный материал)
3. Наглядные плоскостные (плакаты)
4. Учебные приборы (микроскоп, лупа)
Особенности обучающихся 5 класса:
1. переход от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
2. осуществление благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
3. формирование у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
4. овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитие учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
5. изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Результаты освоения курса:
- Личностные:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
- Реализация установок здорового образа жизни.
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам.
- Метапредметные:
- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
- Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих.
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою похицию.
- Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
- приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса:
Программа рассчитана на 35ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- лабораторных работ- 8
- уроки обобщения и систематизации знаний - 5
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Лабораторные работы |
1 | Введение | 5 | |
2 | Клеточное строение организмов | 8 | 2 |
3 | Царство Бактерии | 2 | |
4 | Царство Грибы | 5 | 1 |
5 | Царство Растения | 12 | 5 |
6 | Обобщение и систематизация знаний по курсу | 1 | |
Итого | 33 ч. | ||
Резерв | 2 ч. |
Содержание программы
Название темы | Кол-во часов | Изучаемые вопросы | Лабораторные работы, экскурсии |
Введение | 5 | Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. | |
Клеточное строение организмов | 8 | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». | Л.р. 1:Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Л.р. 2: Изготовление микропрепарата кожицы чешуи лука |
Царство Бактерии | 2 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. | |
Царство Грибы | 5 | Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. | Л.р. 3: Изучение строения плесневых грибов |
Царство Растения | 12 | Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Л.р. 4: Изучение строения водорослей Л.р. 5: Изучение строения мха (на местных видах) Л.р. 6: Изучение строения папоротника (хвоща) Л.р. 7: Изучение строения голосеменных растений Л.р. 8: Изучение строения покрытосеменных растений |
Обобщение и систематизация знаний по курсу | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Раздел. Тема урока | Тип урока | Элементы содержания/основные понятия | Виды деятельности ученика | Планируемые результаты | Оборудование | Форма контроля | Дата проведения | ||
Предметные | Метапредметные | 5а, 5б | 5в | |||||||
Введение (5 ч.) | ||||||||||
1 | Биология-наука о живой природе. Методы исследования в биологии. | Вводный | Биологические дисциплины. Значение биологии. Методы биологической науки: Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. | Определяют понятия «биология»,«экология», «биосфера». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Объяснять роль биологии в практической деятельности людей Характеризовать основные методы исследования в биологии. | Объяснять роль науки биологии в практической деятельности людей. Работать с текстом учебника по плану. Выделять основное содержание в тексте учебника, которое соответствует ответу на поставленные вопросы задания в р\т. Делать выводы и умозаключения по теме урока. Соблюдать правила техники безопасности в кабинете биологии. Называть и различать лабораторное оборудование. Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку | Учебник, презентация | Вводный | 3.09 3.09 | 6.096.09 |
2 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | Комбинированный | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. | Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов. Описывать по рисунку процесс передачи по цепи питания энергии и вещества Определять понятия: «обмен веществ», «раздражимость», «рост», «развитие», «размножение», «движение», «дыхание», «питание». | Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа. Решать проблемную и ситуационную биологическую задачу Уметь слушать и слышать другое мнение | Учебник, презентация | Текущий | 10.09 20.09 | 13.09 13.09 |
3 | Среды обитания живых организмов | Комбинированный | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Анализируют связи организмов со средой обитания | Выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Анализировать связи организмов со средой обитания. Характеризовать среды обитания организмов; | Владеть таким видом изложения текста, как повествование Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Уметь отстаивать свою точку зрения | Учебник, презентация | Текущий | 17.09 24.09 | 20.09 20.09 |
4 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Комбинированный | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. | Характеризовать экологические факторы Отрабатывать навыки работы с текстом учебника Характеризовать влияние деятельности человека на природу | Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом учебника Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы | Учебник, презентация | Текущий | 24.09 1.10 | 27.09 27.09 |
5 | Обобщающий урок по теме «Введение» | Урок обобщения и систематизации знаний | Систематизация, обобщение и контроль знаний по теме: «Клеточное строение организмов» | Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. Отвечать на вопросы учителя | Знать о многообразии живой природы, экологических факторах определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы | Отрабатывать навыки работы с текстом учебника критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы | Учебник, презентация | тематический | 1.10 8.10 | 4.10 4.10 |
Клеточное строение организмов (8 ч.) | ||||||||||
6 | Устройство увеличительных приборов ЛР-1 Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. | Урок изучения и закрепления новых знаний | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. | Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Работать с лупой и микроскопом, Объяснять устройство микроскопа. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради | Соблюдать технику безопасности при работе с увеличительными приборами Сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их Выполнять лабораторную работу под руководством учителя; Уметь слушать и слышать другое мнение | Учебник, микроскоп школьный | Текущий | 8.10 15.10 | 11.10 11.10 |
7 | Строение клетки | Урок изучения и закрепления новых знаний | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах части и органоиды клетки. | Выделять существенные признаки строения клетки. Определять понятия: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды | Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
| Текущий | 15.10 22.10 | 18.10 30.10 |
8 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука ЛР-2 Строение клеток кожицы чешуи лука | Урок - практикум | Последовательность приготовления препарата Строение клеток кожицы чешуи лука | Отрабатывают правила работы с микроскопом Учатся готовить микропрепараты Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. | Знать правила работы с микроскопом, правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов Знать строение клетки; Уметь работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом | Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом. Сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их. Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради Уметь реализовывать теоретические познания на практике | Учебник, микроскоп школьный, игла препаровальная, чешуя лука, лупа, предметные стекла | Текущий | 22.10 29.10 | 25.10 1.11 |
9 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Урок изучения и закрепления новых знаний | Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. | Определять понятия «химический элемент», «вещество», «органические вещества», «неорганические вещества», «простые вещества», «сложные вещества», «белки», «жиры», «углеводы», «нуклеиновые кислоты», «ДНК», «РНК», «минеральные вещества». Объяснять качественный и количественный состав химических веществ клеток. Объяснять роль минеральных веществ и воды клетки. | Различать органические и неорганические вещества клетки. Составлять схемы, обобщая изученный материал и используя ресурсы Интернета и научную литературу по предмету. |
| Текущий | 29.10 30.10 | 1.11 |
10 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Комбинированный | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Межклеточное вещество, межклетники | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. | Определять понятия: «жизнедеятельность клетки», «питание клетки», «дыхание клетки», Знать основные процессы жизнедеятельности клетки | Получать биологическую информацию из различных источников Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Уметь слушать и слышать другое мнение | Учебник, презентация | Текущий | 12.11 | 8.11 |
11 | Жизнедеятельность клетки: деление рост, развитие | Комбинированный | Деление, рост и развитие клеток. Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Отличие молодой клетки от старой. | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. | Определять понятия: «рост клетки», «движение органоидов клетки», «размножение клетки», «развитие клетки», «деление клетки». Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. | Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Учебник, презентация | Текущий | 19.11 | 15.11 |
12 | Понятие «ткань» | Комбинированный | Понятие «ткань», виды тканей (образовательные, основные,проводящие,механические, покровные), особенности их строения | Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей | Определять понятие «ткань». Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Составлять таблицы, обобщая изученный материал и используя ресурсы Интернета. Уметь отстаивать свою точку зрения. аргументировать свою точку зрения | Учебник, презентация | Текущий | 26.11 | 22.11 |
13 | Обобщение по теме «Клеточное строение Организмов» | обобщающий | Основные понятия раздела | Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. Отвечать на вопросы учителя | Определять понятия: ткань, жизнедеятельность клетки Знать строение клекти | Аргументировать свою точку зрения Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли | Учебник, презентация |
| 3.12 | 29.11 |
Царство Бактерии (2 ч.) | ||||||||||
14 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | Урок изучения и закрепления новых знаний | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | Выделять существенные признаки бактерий. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий. Отличать бактерии от других живых организмов. | Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки Определять существенные признаки бактерий Уметь отстаивать свою точку зрения | Учебник | Текущий | 10.12 | 6.12 |
15 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Комбинированный | Бактерии разложения и гниения. Почвенные бактерии. Болезнетворные бактерии. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Определять понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека | Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Решать проблемные биологические задачи. Выдвигать гипотезы. Систематизировать полученные знания. Делать выводы Уметь слушать и слышать другое мнение | Учебник, презентация | Текущий | 17.12 | 13.12 |
Царство Грибы (5 ч.) | ||||||||||
16 | Общая характеристика грибов | Урок изучения и закрепления новых знаний | Строение и жизнедеятельность грибов (питание, размножение). Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. | Определять понятия: «сапрофиты», «паразиты», «хитин», «грибница», «мицелий» «способы размножения», «бесполое размножение», «половое размножение». Давать общую характеристику Царству Грибов согласно плану. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека | Выделять основное содержание в тексте учебника, которое соответствует ответу на поставленные вопросы задания в р\т. Анализировать и сопоставлять информацию из разных источников. Делать выводы и умозаключения по теме урока. | Учебник, презентация | Текущий | 24.12 | 20.12 |
17 | Шляпочные грибы | Комбинированный | Строение шляпочного гриба. Образование спор. Симбиоз грибов и растений. Съедобные и ядовитые грибы Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Определять понятия «шляпочные грибы», «пластинчатые грибы», «трубчатые грибы», «микориза». Различать между собой съедобные и ядовитые грибы. Объяснять бесполый и половой способы размножения шляпочных грибов. Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Работать с учебником и дидактическими материалами. |
| Текущий | 14.01 | 27.12 |
18 | Плесневые грибы и дрожжи ЛР-3 Изучение строения плесневых грибов | Урок - исследование | Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. | Определять понятия «плесневелый гриб», «дрожжи». Описывать и зарисовывать формы одноклеточных и многоклеточных клеток грибов, их строение Готовить микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. | Проводить лабораторные работы согласно алгоритму. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Ставить цели и задачи исследования. Выдвигать гипотезы исследования. Проводить исследования. Анализировать наблюдения. Делать умозаключения и выводы. Уметь отстаивать свою точку зрения | Учебник, микроскоп школьный, игла препаровальная, стекла предметные | Текущий | 21.01 | 27.01 |
19 | Грибы-паразиты | Комбинированный Закрепление изученного | Грибы-паразиты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, фитофтора и др). Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | Выявлять признаки поражения организмов болезнетворными грибами. Объяснять пути заражения грибами-паразитами. Определять принадлежность грибов к определенной систематической группе. Распознавать представителей царства Грибы. | Соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Работать с текстом и иллюстрациями учебника критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия |
| Текущий Тематический | 28.01 | 24.01 |
20 | Обобщение по темам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы» | 4.02 | 31.01 | |||||||
Царство Растения (12 ч) | ||||||||||
21 | Разнообразие, распространение, значение растений. | Урок изучения и закрепления новых знаний | Общая характеристика растительного царства Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере и в жизни человека. Охрана растений. | Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Определять понятия «ботаника, низшие, высшие растения, слоевище, таллом» Выделять особенности низших и высших растений. Называть основные группы растений. Характеризовать практическую значимость растений. Объяснять роль растений в биосфере. | Анализировать признаки высших и низших растений. Составлять план параграфа. Использовать методы изучения растительных организмов в своей будущей практической деятельности. Сравнивать высшие и низшие растения. Делать выводы. Уметь слушать и слышать другое мнение | Учебник, презентация | Текущий | 11.02 | 7.02 |
22 | Одноклеточные водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Л.Р-4 Изучение строения водорослей | Комбинированный | Водоросли одноклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания | Выделяют существенные признаки водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. | Выделять существенные признаки водорослей. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Работать с таблицами и гербарными образцами, Определять водоросли разных отделов. Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, делать выводы | Учебник, презентация, микроскоп школьный, набор готовых микропрепаратов | Текущий | 18.02 | 14.02 |
23 | Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Комбинированный | Многоклеточные водоросли: зеленые, красные, бурые. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания. Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Работать с таблицами и гербарными образцами, определять представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. | Обосновывать необходимость охраны водорослей Отличать на микропрепаратах одно- и многоклеточные водоросли. Формировать экологическое сознание. Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы | Учебник, презентация | Текущий | 25.02 | 21.02 |
24 | Лишайники | Комбинированный | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Находят лишайники в природе. | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Выделяют особенности строения и жизнедеятельности лишайников. | Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира Определять типы лишайников на гербарных экземплярах, виртуальных тренажерах и рисунках | Учебник, презентация | Текущий | 4.03 | 28.02 |
25 | Мхи ЛР-5 Изучение строения мхов (на местных видах) | Комбинированный | Высшие споровые растения: мхи. Их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Выделяют существенные признаки высших споровых растений | Выделять существенные признаки высших споровых растений. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека. | Находить представителей на таблицах и гербарных образцах. Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, делать выводы |
| Текущий | 11.03 | 7.03 |
26 | Папоротники, хвощи, плауны ЛР-6 Изучение строения папоротника (хвоща) | Комбинированный | Высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Выделять характерные признаки растений данного отдела. Сравнивать разные группы высших споровых растений | Находить представителей на таблицах и гербарных образцах Составлять схемы классификации разных групп растений Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради |
| Текущий | 18.03 | 14.03 |
27 | Голосеменные растения ЛР-7 Изучение строения голосеменных растений | Комбинированный | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана | Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Выделять существенные признаков голосеменных растений. Описывать представителей голосеменных по таблицам и гербарным образцам. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека. | Выполнять лабораторную работу под руководством учителя, оформлять результаты работы, делать выводы Уметь реализовывать теоретические познания на практике |
| Текущий | 1.04 | 21.03 |
28 | Покрытосеменные растения Л.Р-8 Изучение строения покрытосеменных растений | Комбинированный | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Объяснять роль растений в биосфере. Выполнять лабораторную работу по инструкции | Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради | Учебник, презентация, гербарий | Текущий | 8.04 | 4.04 |
29 | Проект «Комнатные растения» | Урок – практикум | Реализация этапов выполнения творческого проекта. | Собирают информацию для проекта | Выполнять этапы проекта | Ставить цели и задачи исследования. Выдвигать гипотезы исследования. Проводить исследования. Анализировать наблюдения. Делать умозаключения и выводы. | Комнатные растения по экологическим группам | 15.04 | 11.04 | |
30 | Защита проектов | Комбинированный | Защита творческих проектов | Представляют и защищают проекты | Уметь представлять проект | Объяснять полученные результаты Уметь слушать и слышать другое мнение | 22.04 | 18.04 | ||
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Комбинированный | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира. | Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Определять понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризовать основные этапы развития растительного мира. Давать общую характеристику растительного царства. | Составлять схемы классификации и эволюции растений. | Натуральные объекты «Ископаемые растения и животные» | Текущий | 29.04 | 25.04 |
32 | Обобщающий урок по теме «Царство растения» | Урок обобщения и систематизации знаний | Систематизация и обобщение понятий раздела. | Объяснять и называть причины происхождения того или иного Отдела растений. Выявлять и показывать преимущества одних растений перед другими | Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Признавать право каждого на собственное мнение | Учебник, презентация | Тематический | 6.05 | 2.02 | |
33 | Обобщение и систематизация знаний по курсу (1 ч.) | Подведение итогов за год. Летние задания | Отвечают на вопросы учителя | Определять понятия по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения» | Уметь слушать и слышать другое мнение Работать с текстом и иллюстрациями учебника | Учебник | Итоговый | 13.05 | 9.02 |
Планируемые результаты обучения:
Обучающиеся научаться:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клеток;
- применять методы биологической науки для изучения клеток: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- готовить микропрепараты;
- распознавать представителей царств Грибы, Растения;
- устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Учебно-методические средства обучения:
Литература:
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
- Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
- Введение в естественно-научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: рабочая тетрадь/В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013 – 136 с.
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
- Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц
- Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.
- Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц
- Растение - живой организм 4 таблицы
- Растения и окружающая среда 7 табли
- «Ботаника 1» (12 таблиц)
- Портреты ученых биологов
- Строение, размножение и разнообразие растений
- Схема строения клеток живых организмов
- Уровни организации живой природы
- Растения. Грибы. Лишайники
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
- Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
- Лупа препаровальная
- Микроскоп школьный
- Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
- Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
- Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
- Комплект оборудования для комнатных растений
- Лупа ручная
- Лупа штативная
Муляжи
- Плодовые тела шляпочных грибов
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
- Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
- Коллекция «Голосеменные растения
- Гербарий «Основные группы растений»
- Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
- Набор микропрепаратов по ботанике
- Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый
- Ископаемые растения и животные
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
- Тропические влажные леса
- Влажные субтропики
- Сухие субтропики
- Пустыни и полупустыни
- Водные растения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...