Образовательная программа детского объединения « Окно в природу»
рабочая программа по экологии по теме

Легкодух Ирина Николаевна

Актуальность программы «Окно  в природу» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Отличительной особенностью программы является то, что программа «окно в природу» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков.  Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экологические сказки.  Из практических методов -  практические, мониторинговые   занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита.В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в селе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx55.28 КБ

Предварительный просмотр:

       

         Образовательная  программа

                детского объединения

        «  Окно в природу»

                   ( ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОФИЛЬ )

                       Возраст обучающихся 13-16 лет

                               Срок реализации – 2 года  

                                                                     

         

                                                                    Выполнила:                                                    

                                                            Легкодух  Ирина  Николаевна

                                        Пояснительная записка

В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Об экологии сегодня говорят дома, в школе, по радио и телевидению. В мире нет ни единого государства, которое бы не затронули экологические проблемы. Экологические проблемы представляют собой социальную реальность XXI века. На борьбу с  экологическими катастрофами тратят миллионы. В наши дни общественность серьезно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. Однако большинство людей думает, что на их век хватит чистой воды и чистого воздуха. Поэтому экологические проблемы, вопросы охраны и защиты природы, возможно, решить только с участием каждого из нас. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры обучающихся в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.

Обучающимся, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у обучающихся  установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление эколого-валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.

Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села,  создает оптимальные условия для творческого развития  обучающихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов. В последние время территория села и прилегающая к ней территория подвергается сильному антропогенному воздействию: жители перестали следить за чистотой  улиц; лес засоряется мусором; водоемы используются не по назначению. В весенне-летний период население  с. Ольховка бесконтрольно, не соблюдая правила сбора, собирает первоцветы и лекарственные растения. Зимой производится бесконтрольная вырубка деревьев. Улицы  села  требуют благоустройства, озеленения.    

 Активность обучающихся  в этой работе поможет им осознать свою личную ответственность за будущее своей земли.

В процессе занятий воспитанникам  предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.

Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции обучающихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

"Окно в природу" - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками лесничества, с представителями администрации.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.

Актуальность программы «Окно  в природу» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Отличительной особенностью программы является то, что программа «окно в природу» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков.  Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экологические сказки.  Из практических методов -  практические, мониторинговые   занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита.

В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в селе.

Цель   программы:

Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Задачи программы:

1. Расширение знаний обучающихся об окружающем мире.

2. Формирование простейших экологических понятий и навыков  у

 обучающихся.

3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.

4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию растений, содержанию животных и проведению наблюдений, предусматривается активное и посильное участие в охране зеленых насаждений.

При формировании коллектива желательно, чтобы в объединении были обучающиеся одного возраста. В основу содержания положены практические работы, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Работы, связанные с уходом за животными и растениями, проводятся систематически независимо от изучаемой темы.

Теоретическая основа дается руководителем в процессе практической работы, наблюдений и опытов.

Учитывая возрастные особенности детей: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, руководитель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным. И чем моложе обучающиеся, тем разнообразнее должны быть формы и методы занятий.

Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Практические работы должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтоб воспитанники обязательно доводили их до конца.

Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес к занятиям. Одна из наиболее распространенных форм  занятий - экскурсии в природу. Они дают возможность руководителю углубить интересы обучающихся. На экскурсиях в природу воспитанники накапливают конкретные знания о разнообразии растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. На экскурсиях в природу воспитанники выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко используются. Их можно оформить в виде аппликаций, рисунков, фотографий.

Методические занятия объединения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.

Занятия в объединении чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной – опытном участке ,на территории школьного двора.  Важную роль играют посещения библиотек и музея.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, презентаций, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.

Все это позволит обучающимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.

Программа обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 6 разделов:

1. Растительный мир. Растения родного края. Растения в твоем доме.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области.

4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.

5. Звери, обитающие на территории своей области.

6. Охрана природы родного края.

Формы  контроля промежуточных результатов:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

– тестирование;  творческие задания;

– викторины;   конкурсы;  олимпиады;

– интеллектуальные игры;

– выставки творческих работ учащихся.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал.

                     Ожидаемые результаты :

По окончании первого года обучения воспитанники должны

знать:    - смену времен года как смену условий существования организмов;

- значение-живых организмов в природе и жизни человека; - особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня);

  • представителей растительного мира, насекомых и рыб родного края;
  • знать правила поведения в природе.

-        особенности лекарственных растений своего района;

  • разнообразие комнатных растений и особенности их разведения;
  • способы борьбы с насекомыми - вредителями;
  • особенности аквариумного рыбоводства.

уметь:      - вести простейшие наблюдения в природе;

- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • устно описывать объекты природы;
  • называть наиболее распространенные объекты растительного мира
    области;
  • изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
  • собирать лекарственные растения;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • оказывать первую помощь при травмах, нанесенных насекомыми

-        соблюдать правила поведения в природе.

По окончании второго года обучения воспитанники должны

Знать:         - представителей животного мира родного края; - способы борьбы с грызунами;

  • содержание Красной книги России и своей области;
  • формы охраны природы.
  • особенности проведения экологических акций и проектов;
    уметь:
  • называть наиболее распространенные объекты животного мира области;
  • распознавать следы животных и птиц своего района;
  • составлять портреты птиц и животных
  • сооружать и устанавливать скворечники , кормушки.

 - соблюдать правила поведения в природе;

                Краткое содержание программы

                          ( 1 год обучения )

Раздел 1:     Растительный мир. Растения родного края

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области, района и растениями, занесенными в Красную книгу.

Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.

Основные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.

Раздел 2 :  Мир насекомых. Насекомые своей области

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые своей области и района.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии.

Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые.

Раздел 3:  Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках района

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства своей области. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.

Основные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство.

                        Краткое содержание программы

                                ( 2- й  год  обучения )

Раздел 4 :  Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы.

Основные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.

Раздел 5:   Животный мир. Звери, обитающие на территории 

своей   области и района.

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своей области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.

Основные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители.

Раздел 6:   Охрана природы родного края

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.

Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии, проектная деятельность, создание презентаций.

Основные понятия:  Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.

     Календарно-тематическое планирование  (1 год)

Раздел 1 :     Растительный мир.   Растения родного края

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

2

2

Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений.) Растения Хомутовского района.

2

2

4

Экскурсия «Какие растут у нас деревья?» (виды деревьев, места распространений)

2

2

4

Посещение учебно-опытного участка

4

4

«Овощная радуга»

2

2

4

Разноцветные  краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев

2

4

6

Кустарники. Их роль для человека

2

4

6

Травы. Какие лекарственные растения произрастают в Хомутовском районе.

2

4

6

Растения-сорняки и вредители здоровья человека

2

2

4

Праздник осени «Осенины»

2

2

4

Растения в твоем доме. Разнообразие. Разведение. Уход за ними

2

4

6

«Природа и мы» (викторина)

2

2

                                Всего:

20

32

52

                                                  Раздел 2          

                     Мир насекомых. Насекомые своей области

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

Насекомые (виды, места обитания)

2

4

6

Польза и вред насекомых

2

2

4

Насекомые-вредители

2

2

4

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми

2

2

4

Зимовка насекомых

3

1

4

Какие насекомые обитают в нашем районе, Курской  области.

3

3

6

Экскурсия в краеведческий музей

1

3

4

Как человек борется с вредителями и охраняет полезных насекомых

2

4

6

«Поле чудес» (игра «Насекомые

вокруг нас»)

2

2

Выпуск стенгазеты  «Удивительные насекомые»

                               

                                  Всего:                                

1

18

2

25

3

43

                                                 Раздел 3

                Обитатели вод. Рыбы, обитающие в области

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

Рыбы. Общие признаки позвоночных животных

2

2

4

Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб

4

4

8

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

2

2

4

Рыбы, обитающие в реках области

2

4

6

Экскурсия на р. Ольшанку

1

2

3

Прудовые хозяйства  района

2

4

6

Аквариумное рыбоводство. Разведение рыб в аквариумах

4

4

8

Охрана рыбных богатств

2

2

4

Конкурс загадок  «Золотая рыбка»

2

2

Итоговая аттестация

2

2

4

                                              Всего:                          21                       28                    49

                             Всего за год:             69                   85                   144

   

Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование  ( 2- й  год)

 

Раздел 4   Обитатели воздушного пространства родного края

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

Птицы родного края (виды, места обитания)

2

4

6

Следы птиц (Экскурсия.)

2

2

4

Дикие и домашние птицы летом и осенью, зимой и весной.

2

2

4

Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц

4

2

6

Какие птицы обитают в Хомутовском районе?

2

2

4

Водоплавающие птицы

2

2

4

Хищники

2

2

4

Птицы леса

2

2

4

Птицы открытых воздушных пространств

2

2

4

Какие птицы нашей области занесены в Красную книгу

2

2

Экскурсия в краеведческий музей

1

3

4

«Голоса леса». (Живая газета)

2

2

Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек

2

6

8

Конкурс рисунков  «Птичий двор»

2

2

                                     Всего:

25

33

58

 Раздел 5:

Животный мир. Звери, обитающие на территории своей области.

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

Какие бывают животные?

4

2

6

Животные родного края. Составление портрета животного

2

2

4

Как готовятся к зиме дикие и домашние животные?

2

2

«Конкурс-турнир домашних животных»

4

4

Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами

2

2

4

Какие звери обитают на территории  Хомутовского  района.

4

4

8

«Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной» (литературный конкурс)

2

2

Экскурсия на ферму

3

3

Подвиг животных в годы войны и в мирное время. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека

4

4

Какие животные занесены в Красную книгу

2

2

4

                             Всего:

20

21

41

                                                  Раздел 6

                              Охрана природы родного края

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие. Охраняемые территории.

2

2

Что мы знаем про заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России. Операция «Хранитель родника».

3

5

8

Акция «Природа как единое целое».

2

2

4

 

Экологические  проблемы  района.

1

-

1

Природоохранный  проект.

4

8

12

Экологическая  сказка – быль

«Раз под Курском» (инсценировка).            2                 2               4

Фоторепортаж  «Экологический SOS

Спасаем Землю.        2           2             4

«Разведка  экологических бед»

 своего села.        2         6           8

Итоговая   аттестация                                       1                         1          2                                      

                                Всего:        19                  26             45        

                 

Всего   за  год:        64                  80             144

         

Методическое обеспечение программы «Окно в природу»

Раздел

(наименование)

Используемые формы

организации процесса

Методическое

оснащение

Формы

подведения итогов

1. Растительный мир. Растения родного края.Растения в твоем доме.

2. Мир  насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области.

4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.

5. Звери, обитающие на территории своей области.

6. Охрана природы родного края.

Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.

Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии.

Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творч.

заданий

Выставка книг о растениях.

Выставка фотографий плодов растений, гербарий лекарственных растений.

Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон.

Вопросы викторины.

Книги, плакаты, аквариум с рыбками.

Книги, плакаты, магнитофон, аудиокассеты. Выставка фотографий птиц Хомутовского района.

Книги, плакаты, слайды,

Книги, карта Курской области и Хомутовского района, фотографии экологически-загрязненных мест поселка, места родников

Собеседование

Викторина  

Конкурс загадок

Конкурс рисунков, кроссвордов

Литературный конкурс, тестирование

Акция «Природа как единое целое»

            Рекомендуемая литература для учителя

 

1.  Акимушкин, И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.

2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.

3. Благосклонов, К.Н. Охрана природы.Изд. 2-е,перераб.и доп.–М.:Колос, 1984.

4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с

 5. Бутурлин, С. А. Что и как наблюдать из жизни птиц. – М.: Учпедгиз, 1948.

6. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Художественная литература, 1995.

7. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.

8. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.

9. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.

10. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.

11. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.

12. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.

13. Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 - 227 с.

14. Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. - М.: Детская литература, 1989 - 240 с.

15. Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000.

16. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас

       Рекомендуемая литература для обучающихся

1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.

2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.

3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.

5. Константинов, В.М. Охрана природы.- М.: Академия, 2000.

6. Потапов, И.В. Зоология с основами экологии животных.-М.: Академия, 2001.

7. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.

8. Теремов, А.А., Рохлов, В. Занимательная зоология.-М.: «АСТ-пресс», 1999.

9. Тамбиев А.Х., Миграции животных.-М.: Астроль 2001.

10. Яхонтов, В.В. Экология насекомых.- М.: 1984.

Список дидактических и методических
                    материалов к учебному курсу
– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– загадки-акростихи;

– загадки с подсказкой;

– загадки-обманки;

– рассказы-загадки;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Окно в природу»

Формирование у старших дошкольников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранно...

ПРОЕКТ «Окно в природу»

Задачи :Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.Развивать...

Рабочая программа детского объединения «Окно в природу»

При составлении данной рабочей программы дополнительного образования использовано методическое пособие "Как организовать полевой экологический практикум", разработанное педагогами экологического Центр...

Организация исследовательской работы в экологическом научном объединении учащихся «Исследователи природы» ( обобщение опыта работы)

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. «Школа должна заниматься поиском индивидуальностей». Этот тезис ...

Экологическая тропа "ОКНО В ПРИРОДУ"

Экологическая тропа "ОКНО В ПРИРОДУ" (экскурсионный маршрут на местности)Цель: экологическое образование  и воспитание непосредственно в природных условиях, пропаганда экологических знаний.,Задач...

Доклад - презентация № 4 на районном МО "Окно в природу"

Экологические аспекты современной весны....

Василий Михайлович Песков и его «Окно в природу"

В.М.Песков-писатель, журналист, путешественник, ведущий телевизионной программы "В мире животных". Познакомиться со страницами его жизни и творчества будет интересно всем любителям природы....