Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Программа составлена на основе авторской программы В.В.Пасечника. К публикации предлагается тематическое планировние.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принято Руководитель МО естественно-математического цикла ________/ Т.Н.Каширина/ ФИО Протокол №_______ от «____» ____________2013 г | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ СОШ п.Владимирский _________/Сатаева Р.З./ ФИО «____» __________ 2013 г | Утверждаю Директор МБОУ СОШ п.Владимирский _________/Савенко И.А./ ФИО Приказ №_______ от «____» __________2013 г |
Рабочая программа педагога
Рамазановой Валентины Фёдоровны
первая категория
биология
5 класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе закона об образовании разработанной на основе Федерального закона «Об образовании РФ(№273 – ФЗ от 29.12.2012г); федерального образовательного стандарта (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 зарегистрированный Минюстом России 01.02.2011 года №19644) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта»; закона Саратовской области об образовании (от 28.04.2005 №33-3 СО, с изменениями и дополнениями31 мая 2012года; согласно учебному плану МБОУ СОШ п.Владимирский Приказ № от « Об утверждении учебного плана МБОУ СОШ п.Владимирский на 2013-2014 учебный год»; примерной программы основного общего образования по биологии с учётом программы В.В.Пасечника.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, функциональной грамотности личности, нравственных ценностей – ценности жизни во всех её проявлениях, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели и задачи обучения формируются на нескольких уровнях
личностном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
При составлении рабочей программы, изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся об отличительных особенностях объектов живой природы, её многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом экологического подхода воспитания и самосознания, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и применения в практической деятельности.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, сейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного тестирования.
Требования к уровню освоения обучающимися программы биология в 5 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения:
Личностных результатов: 1) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
2) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
3) реализация установок здорового образа жизни; формирование умений и применения знаний в профессии.
Метапредметных результатов: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметных результатов: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы: 8 предусмотренных Примерной программой и 4- авторской (отмечены*). Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час на итоговый контроль за I полугодие, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа, один из которых на итоговый контроль.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2012.
Содержание программы.
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы(7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Резервное время— 3 часа
II. Учебно-тематический план
№ пп | Содержание | Количество часов |
1 | Введение. | 6 |
2 | Раздел 1. Клеточное строение организмов | 10 |
3 | Раздел 2. Царство Бактерии | 2 |
4 | Раздел 3. Царство Грибы | 5 |
5 | Раздел 4. Царство Растения | 11 |
6 | Резерв | 1 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разд. | Кол-во часов по теме | Контроль, лабор., практ. раб | Дата | |
План. | Факт. | |||||
I | Введение | 6 | ||||
1. | Биология-наука о живой природе | 1 | ||||
2. | Методы исследования в биологии | 1 | ||||
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. | 1 | ||||
4. | Среды обитания живых организмов | 1 | ||||
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | ||||
6. | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений» | 1 | Практ. раб №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» | |||
II. | Клеточное строение организмов | 10 | ||||
7. | Устройство увеличительных приборов | 1 | Лаб. раб. №1«Рассматривание строения растения с помощью лупы» | |||
8. | Строение клетки | 1 | ||||
9. | Приготовление препарата кожицы чешуи лука | 1 | Лаб. раб. №2«Строение клеток кожицы чешуи лука» | |||
10. | Пластиды | 1 | Лаб. раб. №3«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника». | |||
11. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | ||||
12. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1 | Лаб. раб №4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». | |||
13. | Жизнедеятельность клетки: рост развитие | 1 | ||||
14. | Деление клетки | 1 | ||||
15 | Понятие «ткань» | 1 | Лаб. раб. №5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | |||
16. | Обобщение знаний по теме «Клеточное строение» | 1 | ||||
III | Царство Бактерии | 2 | ||||
17. | Бактерии, их разнообразие строение и жизнедеятельность | 1 | ||||
18. | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | ||||
IV | Царство Грибы | 5 | ||||
19. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | ||||
20. | Шляпочные грибы. | 1 | ||||
21. | Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | Лаб. раб. №6 «Особенности строения мукора и дрожжей» | |||
22. | Грибы- паразиты | 1 | Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | |||
23. | Контрольная работа по теме «Царство Бактерии; «Царство Грибы» | 1 | ||||
V | Царство Растения | 11 | ||||
24. | Ботаника-наука о растениях | 1 | Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | |||
25. | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. | 1 | Лаб. раб. №7 «Строение зеленых водорослей» | |||
26. | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | 1 | ||||
27. | Лишайники | 1 | ||||
28. | Мхи. | 1 | Лаб. раб. №9 «Строение мха», | |||
29. | Папоротники, хвощи, плауны. | 1 | Лаб. раб. №10 «Строение спороносящего хвоща», «Строение спороносящего папоротника» | |||
30. | Голосеменные растения | 1 | Лабораторная работа №11 «Строение хвои и шишек хвойных» | |||
31. | Покрытосеменные растения | 1 | Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения» | |||
32. | Происхождение растений. | 1 | ||||
32. | Основные этапы развития растительного мира. | 1 | ||||
34. | Обобщение знаний по теме «Царство Растений» | 1 |
Учебно методическое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) с 5 по 9 класс.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...