Биологический кружок "Юный эколог"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Щеголихина Елена Васильевна

Биологический кружок "Юный эколог" - 5 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_ekolog.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Биологический  кружок « Юный  эколог» . 5 класс.

                               Пояснительная записка

          Изучение курса «Юный эколог» направлено на углубление знаний учащихся по биологии: ботанике и зоологии.

          В основу курса положен функциональный подход: основное внимание уделяется  раскрытию функций растительного и животного организмов в связи со строением,  роли их в биогеоценозах и биосфере.

          Изучение курса строится  с опорой на знания учащихся  по природоведению, биологии, географии

Весь  материал занятий кружка делится на два раздела:

  1. экология растений;
  2. экологий животных

Изучение этих разделов поможет осознать наиболее трудные вопросы по биологии.

Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие учащихся.

Обучение  по программе  базируется на основополагающих документах в области образования: « Национальной доктрине образования РФ»,законе «Об образовании», конвенции ООН «О правах ребёнка»,Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»,Уставе учреждения.

Цель курса – формирование экологической культуры школьников,

                                повышение  уровня  научных  экологических знаний.

                   

Задачи:

Обучающие:

1.углубление и расширение знаний  учащихся о жизнедеятельности растений и животных.

2.формирование практических умений и навыков по выращиванию растений, по проведению опытов и  наблюдению за жизнью растений и животных, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях и животных для обоснования агротехнических и природоохранных  мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.

Воспитательные:

1.формирование ответственного отношения к окружающей  среде ,активной гражданской позиции в вопросах охраны  природы и природопользования;

2. формирование бережного отношения к природе в целом и к отдельным её компонентам;

3. практическое участие в улучшении экологического состояния окружающей  среды;

4.заложит основу  экологического воспитания;

5. формирование  диалектико – материалистического  мировоззрения учащихся

Развивающие:

1.развитие логического мышления.

               

                      Актуальность и новизна программы

 

 Актуальность  данной  программы является очевидной. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности. Несомненно ,что решение  экопроблем  - одна из главных задач сегодняшнего дня.

Существующие программы по эковоспитанию сводятся  к констатации фактов по экопроблемам. В свете модернизации современной системе образования особое значение  приобретают активные способы деятельности учащихся – исследования,проекты,рефераты и т.д. 

Новизна данной программы заключается в том, что она построена на использовании именно таких способов усвоения экознаний, которые помогают  формировать основные компетенции учащихся.

Занятия биокружка окажут большое влияние на формирование научной картины мира, развитие мышления и воспитания школьников.

     

Педагогическая  целесообразность.  Преемственность и соответствие программ общеобразовательных учреждений.

      Содержание и методы обучения  «Юный эколог» содействуют  приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков , полученных на уроках биологии, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

      Курс  открывает  учащимся  материальность основ  жизни, формирует  у них   представление  о научной картины мира.

       

Для учащихся ставятся задачи : 

1.расширение интереса к биологии как учебному предмету;

2.расширение и углубление программного материала,

3. воспитание любви к природе,

4. пробуждение потребности у учащихся  к самостоятельной работе над познанием основ биологии,

5. развитие мышления и экологическое  воспитания школьников.

Ведущие технологии, принципы и методы ,обеспечивающие усвоение материала учащимися

Организация  деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  научность,                                          наглядность,

 активность и сознательность,        практическая направленность.

доступность,

занимательность,

связь теории с практикой,

индивидуальный подход к учащимся,

   

 Включение научности, наглядности , практической работы является обязательным для занятий  с учащимися.

      В отборе материала  к занятиям  необходимо ориентироваться на связь  с программным материалом по биологии.

                   Особенности  набора  учащихся

       Программа предназначена для общеобразовательной школы , служит дополнительным материалом  к урокам биологии. Набор  в объединение учащихся  производится на добровольной основе, возраст  5,6,7 классы, так как данные занятия способствуют углубленному изучению предмета.

                     Формы и режим проведения занятий

       

       Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность  одного занятия 45 минут + 45 минут  + перерыв. Программа рассчитана на 1 год с годовым объёмом - 68 часа

      Форма проведения занятий –  групповые  занятия,  индивидуальные занятия,

самостоятельная работа, проекты, рефераты, лабораторные работы и т.д. Включают в себя как теоретические, так и экскурсии, практические занятия, последние занимают большую часть программы.

       Помимо учебного процесса, который  осуществляется  в форме  занятий   программа предусматривает  воспитательный процесс в форме проведения социальных проектов по озеленению пришкольной территории и этажей, кабинетов школы. А так же практическую деятельность на местности. Это учебные экскурсии ,практикумы, сезонные практикумы.

      Успешному усвоению содержания теоретического материала способствует выполнение лабораторных работ, перечень которых дан в каждой теме курса. При выполнении этих работ учащиеся овладевают методами микроскопирования, анализа органических веществ, работы с приборами. Все прикладные вопросы рассматриваются в плане решения конкретных теоретических вопросов.

    Используется дидактический материал , что способствует более лёгкому усвоению и запоминанию  изучаемого материала и полученной информации учащимися.

               

                Условия и средства реализации программы

     

       Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей  общеобразовательной среды как комплекса  комфортных, психолого - педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей учащихся.

    Занятия должны проходить в  просторном светлом помещении с мебелью рассчитанной на возраст учащихся.

     Для  успешного  проведения  занятий  необходимы:

- дидактический материал

- компьютерный  презентации

- дополнительная литература.

                 

       

Ожидаемые результаты программы:

Учащиеся  должны  знать:

- особенности строения растений, животных и их основные процессы жизнедеятельности,

- разнообразие растений и животных.

- взаимосвязи растений и животных с живой и неживой природы

- приспособленность организмов к среде обитания

- действующие законы, постановления об охране природы

- охраняемых организмов и членов Красной книги Челябинской области.

- биогеоценозы  родного  края

- роль организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся  должны   уметь:

- работать с микроскопом

- работать с таблицами

- работать с дополнительной литературой

- выполнять практические работы и их оформлять

- обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности.               

          Формы подведения итогов реализации программы и        оценки деятельности учащихся

   

       Эффективность программы основывается на результатах обучения ,которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.         Основными формами подведения итогов реализации программы является тестирование, самоанализ обучающихся  своих достижений, применяемых в конце изучения наиболее важных тем.

        Проведение  обобщающих работ, организация   познавательных викторин, задач, творческих заданий, проектов, рефератов, отчётов по лабораторным работам, экскурсиям.     Можно провести школьные диспуты, конференции, симпозиумы, в которых учащиеся могут показать уровень знаний по предмету.

       В конце года проводится итоговое занятие  в торжественной обстановке  с участием одноклассников.

Участие в городской, областной  научно-краеведческой конференции.

Участие в городском конкурсе «Экологическая тропинка»

       Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 5 – бальной    системе: репродуктивный, эвристический уровни усвоения знаний и  сформированности  умений, навыков.

         

ИНФОРМАЦИОННАЯ    КАРТА    ПРОГРАММЫ

Тип   программы

        Типовая, адаптированная

Образовательная    область

        Естествознание

Направление    деятельности

        Эколого – биологическое,  естественнонаучная

Способ   освоения   содержания    образования

         Исследовательский, репродуктивный

Уровень  освоения   содержания  образования

       Общеобразовательный - углубленный

Уровень реализации программы

       Среднее  общее  образование

Формы   реализации  программы

       Групповая,  индивидуальная

Продолжительность   реализации    программы

        Одногодичная

Календарно -тематическое планирование кружка -68 часов ( 2 часа в неделю)

Дата

Тема занятия

часы

Лабораторная работа

Экскурсия

1

Раздел 1 «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ» (34 ч )

Экология растений

  1. Экология как наука
  2. Особенноти взаимодействия растений и животных с окружающей их средой  (Экскурсия)

2

1

2

Свет в жизни растений

  1. Свет как экофактор
  2. Фотосинтез
  3. Экогруппы,

приспособленность

3

1

3

Тепло в жизни растений

  1.  Температура как экофактор
  2. Влияние температуры   на прорастание семян
  3. Экогруппы,

приспособленность

3

1

4

Вода в жизни растений

3

1

5

Воздух в жизни растений

3

1

6

Почва в жизни растений

3

1

1

7

Животные и растения

2

1

8

Влияние растений друг на друга

1

1

9

Грибы и бактерии в жизни растений

2

1

10

Сезонные изменения растений

2

1

11

Изменение растений  в течение жизни

1

12

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

2

1( пр.р.)

13

Жизненняе формы растений

1

1( пр.р.)

14

Растительные сообщества

  1. Растительные сообщества ,их виды
  2. Пр.р. «Изучение состояния сообщества пришкольного участка»
  3. Экс. «Строение растительного сообщества»

3

1( пр.р.)

1

15

Охрана растительного мира

1)Редкие и охраняемые растения

2)Пр.р « Охраняемые территории  России»

3)Редкие и охраняемые растения Урала.Челябинской области

Раздел 2

ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

 ( 34 часа)

3

1( пр.р.)

16

Экология  животных

1

17

Условия существования животных

4

1

1

18

Среды  жизни

Жилища в жизни животных

5

1

1

19

Биотические иэкологические факторы в жизни животных

3

1

20

Свет в жизни животных

1

1

21

Вода в жизни животных

2

22

Температура в жизни животных

2

1

23

Кислород в жизни животных

1

1

24

Сезонные изменения в жизни животных

4

1

25

Численнноть животных

3

1

26

Изменения в животном мире Земли.

Охрана животных

6

1

Итого

68 ч

20

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии 9 класс "Законы биологической продуктивности"

Урок экологии 9 класс "Законы биологической продуктивности". Содержит презентацию, тесты, опыт по данной теме....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ КО ДНЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ «ЭКОЭРУДИТ» (9-11 классы)

Интеллектуально - познавательная игра "Экоэрудит", посвящённое Дню биоразнообразия. Цели  мероприятия: - привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и  животного мира,...

Методическая разработка урока по экологии "Биологическое загрязнение и болезни человека."

Данный урок знакомит обучающихся с одним из антропогенных воздействий на биосферу. Способствует формированию понятий «биологическое загрязнение», «инфекционные болезни», «природно-очаговые болезн...

Презентация к уроку экологии "Биологическое загрязнение биосферы и здоровье человека"

Материал рассказывает о том, что такое биологическое загрязнение икак оно отражается на человеке....

Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»

Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....

Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"

Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...