Биологический кружок "Юный эколог"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Биологический кружок "Юный эколог" - 5 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_ekolog.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Биологический кружок « Юный эколог» . 5 класс.
Пояснительная записка
Изучение курса «Юный эколог» направлено на углубление знаний учащихся по биологии: ботанике и зоологии.
В основу курса положен функциональный подход: основное внимание уделяется раскрытию функций растительного и животного организмов в связи со строением, роли их в биогеоценозах и биосфере.
Изучение курса строится с опорой на знания учащихся по природоведению, биологии, географии
Весь материал занятий кружка делится на два раздела:
- экология растений;
- экологий животных
Изучение этих разделов поможет осознать наиболее трудные вопросы по биологии.
Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие учащихся.
Обучение по программе базируется на основополагающих документах в области образования: « Национальной доктрине образования РФ»,законе «Об образовании», конвенции ООН «О правах ребёнка»,Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»,Уставе учреждения.
Цель курса – формирование экологической культуры школьников,
повышение уровня научных экологических знаний.
Задачи:
Обучающие:
1.углубление и расширение знаний учащихся о жизнедеятельности растений и животных.
2.формирование практических умений и навыков по выращиванию растений, по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений и животных, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях и животных для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.
Воспитательные:
1.формирование ответственного отношения к окружающей среде ,активной гражданской позиции в вопросах охраны природы и природопользования;
2. формирование бережного отношения к природе в целом и к отдельным её компонентам;
3. практическое участие в улучшении экологического состояния окружающей среды;
4.заложит основу экологического воспитания;
5. формирование диалектико – материалистического мировоззрения учащихся
Развивающие:
1.развитие логического мышления.
Актуальность и новизна программы
Актуальность данной программы является очевидной. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности. Несомненно ,что решение экопроблем - одна из главных задач сегодняшнего дня.
Существующие программы по эковоспитанию сводятся к констатации фактов по экопроблемам. В свете модернизации современной системе образования особое значение приобретают активные способы деятельности учащихся – исследования,проекты,рефераты и т.д.
Новизна данной программы заключается в том, что она построена на использовании именно таких способов усвоения экознаний, которые помогают формировать основные компетенции учащихся.
Занятия биокружка окажут большое влияние на формирование научной картины мира, развитие мышления и воспитания школьников.
Педагогическая целесообразность. Преемственность и соответствие программ общеобразовательных учреждений.
Содержание и методы обучения «Юный эколог» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков , полученных на уроках биологии, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Курс открывает учащимся материальность основ жизни, формирует у них представление о научной картины мира.
Для учащихся ставятся задачи :
1.расширение интереса к биологии как учебному предмету;
2.расширение и углубление программного материала,
3. воспитание любви к природе,
4. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием основ биологии,
5. развитие мышления и экологическое воспитания школьников.
Ведущие технологии, принципы и методы ,обеспечивающие усвоение материала учащимися
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах:
научность, наглядность,
активность и сознательность, практическая направленность.
доступность,
занимательность,
связь теории с практикой,
индивидуальный подход к учащимся,
Включение научности, наглядности , практической работы является обязательным для занятий с учащимися.
В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связь с программным материалом по биологии.
Особенности набора учащихся
Программа предназначена для общеобразовательной школы , служит дополнительным материалом к урокам биологии. Набор в объединение учащихся производится на добровольной основе, возраст 5,6,7 классы, так как данные занятия способствуют углубленному изучению предмета.
Формы и режим проведения занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут + 45 минут + перерыв. Программа рассчитана на 1 год с годовым объёмом - 68 часа
Форма проведения занятий – групповые занятия, индивидуальные занятия,
самостоятельная работа, проекты, рефераты, лабораторные работы и т.д. Включают в себя как теоретические, так и экскурсии, практические занятия, последние занимают большую часть программы.
Помимо учебного процесса, который осуществляется в форме занятий программа предусматривает воспитательный процесс в форме проведения социальных проектов по озеленению пришкольной территории и этажей, кабинетов школы. А так же практическую деятельность на местности. Это учебные экскурсии ,практикумы, сезонные практикумы.
Успешному усвоению содержания теоретического материала способствует выполнение лабораторных работ, перечень которых дан в каждой теме курса. При выполнении этих работ учащиеся овладевают методами микроскопирования, анализа органических веществ, работы с приборами. Все прикладные вопросы рассматриваются в плане решения конкретных теоретических вопросов.
Используется дидактический материал , что способствует более лёгкому усвоению и запоминанию изучаемого материала и полученной информации учащимися.
Условия и средства реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей общеобразовательной среды как комплекса комфортных, психолого - педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей учащихся.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью рассчитанной на возраст учащихся.
Для успешного проведения занятий необходимы:
- дидактический материал
- компьютерный презентации
- дополнительная литература.
Ожидаемые результаты программы:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения растений, животных и их основные процессы жизнедеятельности,
- разнообразие растений и животных.
- взаимосвязи растений и животных с живой и неживой природы
- приспособленность организмов к среде обитания
- действующие законы, постановления об охране природы
- охраняемых организмов и членов Красной книги Челябинской области.
- биогеоценозы родного края
- роль организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- работать с микроскопом
- работать с таблицами
- работать с дополнительной литературой
- выполнять практические работы и их оформлять
- обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы и оценки деятельности учащихся
Эффективность программы основывается на результатах обучения ,которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся. Основными формами подведения итогов реализации программы является тестирование, самоанализ обучающихся своих достижений, применяемых в конце изучения наиболее важных тем.
Проведение обобщающих работ, организация познавательных викторин, задач, творческих заданий, проектов, рефератов, отчётов по лабораторным работам, экскурсиям. Можно провести школьные диспуты, конференции, симпозиумы, в которых учащиеся могут показать уровень знаний по предмету.
В конце года проводится итоговое занятие в торжественной обстановке с участием одноклассников.
Участие в городской, областной научно-краеведческой конференции.
Участие в городском конкурсе «Экологическая тропинка»
Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 5 – бальной системе: репродуктивный, эвристический уровни усвоения знаний и сформированности умений, навыков.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Тип программы
Типовая, адаптированная
Образовательная область
Естествознание
Направление деятельности
Эколого – биологическое, естественнонаучная
Способ освоения содержания образования
Исследовательский, репродуктивный
Уровень освоения содержания образования
Общеобразовательный - углубленный
Уровень реализации программы
Среднее общее образование
Формы реализации программы
Групповая, индивидуальная
Продолжительность реализации программы
Одногодичная
Календарно -тематическое планирование кружка -68 часов ( 2 часа в неделю)
№ | Дата | Тема занятия | часы | Лабораторная работа | Экскурсия |
1 | Раздел 1 «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ» (34 ч ) Экология растений
| 2 | 1 | ||
2 | Свет в жизни растений
приспособленность | 3 | 1 | ||
3 | Тепло в жизни растений
приспособленность | 3 | 1 | ||
4 | Вода в жизни растений | 3 | 1 | ||
5 | Воздух в жизни растений | 3 | 1 | ||
6 | Почва в жизни растений | 3 | 1 | 1 | |
7 | Животные и растения | 2 | 1 | ||
8 | Влияние растений друг на друга | 1 | 1 | ||
9 | Грибы и бактерии в жизни растений | 2 | 1 | ||
10 | Сезонные изменения растений | 2 | 1 | ||
11 | Изменение растений в течение жизни | 1 | |||
12 | Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений | 2 | 1( пр.р.) | ||
13 | Жизненняе формы растений | 1 | 1( пр.р.) | ||
14 | Растительные сообщества
| 3 | 1( пр.р.) | 1 | |
15 | Охрана растительного мира 1)Редкие и охраняемые растения 2)Пр.р « Охраняемые территории России» 3)Редкие и охраняемые растения Урала.Челябинской области Раздел 2 ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ ( 34 часа) | 3 | 1( пр.р.) | ||
16 | Экология животных | 1 | |||
17 | Условия существования животных | 4 | 1 | 1 | |
18 | Среды жизни Жилища в жизни животных | 5 1 | 1 | ||
19 | Биотические иэкологические факторы в жизни животных | 3 | 1 | ||
20 | Свет в жизни животных | 1 | 1 | ||
21 | Вода в жизни животных | 2 | |||
22 | Температура в жизни животных | 2 | 1 | ||
23 | Кислород в жизни животных | 1 | 1 | ||
24 | Сезонные изменения в жизни животных | 4 | 1 | ||
25 | Численнноть животных | 3 | 1 | ||
26 | Изменения в животном мире Земли. Охрана животных | 6 | 1 | ||
Итого | 68 ч | 20 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок экологии 9 класс "Законы биологической продуктивности"
Урок экологии 9 класс "Законы биологической продуктивности". Содержит презентацию, тесты, опыт по данной теме....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ КО ДНЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ «ЭКОЭРУДИТ» (9-11 классы)
Интеллектуально - познавательная игра "Экоэрудит", посвящённое Дню биоразнообразия. Цели мероприятия: - привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира,...
Методическая разработка урока по экологии "Биологическое загрязнение и болезни человека."
Данный урок знакомит обучающихся с одним из антропогенных воздействий на биосферу. Способствует формированию понятий «биологическое загрязнение», «инфекционные болезни», «природно-очаговые болезн...
Презентация к уроку экологии "Биологическое загрязнение биосферы и здоровье человека"
Материал рассказывает о том, что такое биологическое загрязнение икак оно отражается на человеке....
Образовательная программа дополнительного образования детей эколого-биологического направления. «Юный эколог».
Учебная программа дополнительного образования...
Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»
Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....
Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"
Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...