таблицы к лабораторным занятиям
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Сабатаева Алла Анатольевна

предлагаю всем учителям биологии таблицы к лабораторным занятиям по биологии 7 класса с подробным описанием порядка работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦЫ

Для работы необходимы: 1) набор перьев: контурное, маховое, рулевое, пуховое и пух; 3) нитка; 4) лупа.

Порядок работы.

  1.  Рассмотри характерные признаки птицы: перьевой покров, крылья и хвост.
  2.  Расправь крыло и найди маховые перья первого и второго порядка (рис. 7). Расправь в стороны рулевые перья хвоста и обрати внимание на его ширину.
  3.  Определи, каким органам наземных позвоночных животных соответствуют крылья птицы.
  4.  Промерь ниткой окружность шеи и окружность передней части туловища и определи, что сглаживает резкий переход от шеи к туловищу и придает телу птицы обтекаемую форму.
  5.  На голове птицы найди носовые отверстия на роговом клюве, слуховые отверстия под глазами, несколько позади их, верхнее веко, нижнее веко и мигательную перепонку. Открой клюв и определи, есть ли зубы (рис. 1).
  6.  Рассмотри покровы ноги птицы и укажи признаки сходства с покровом тела пресмыкающихся.
  7.  Согни йогу птицы в пяточном суставе и заметь, как при этом будут сжиматься пальцы ноги. Подумай, какое это имеет значение для птиц (рис. 3, 4).
  8.  Возьми крупное перо и, руководствуясь рисунком 2, найди на нем стержень, опахало и очин.
  9.  Используя рисунки 2, 5 и 6, определи названия перьев из набора, выданного тебе.

10. Под лупой рассмотри особенности строения опахала контурного и пухового пера.



Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

ГИДРА

Для работы необходимы: 1) живая гидра в часовом стеклышке с водой; 2) лупа с 10- 20-кратным увеличением; 3) препаровальная игла; 4) пипетка; 5) черная бумага под часовое стекло.

Порядок работы

  1.  Рассмотри тонкое тело гидры со щупальцами на конце. Пересчитай количество щупалец.
  2.  Рассмотри гидру в лупу. Найди между щупальцами ротовое отверстие.
  3.  На теле гидры (если она хорошо питалась) можно обнаружить выросты со щупальцами — это почки.
  4.  При плохом питании на теле у гидры образуются бугорки, в которых развиваютс половые клетки. Эти бугорки можешь увидеть под венчиком щупалец и ближе к середине тела гидры.
  5.  При увеличении в 10 раз найди на щупальцах вздутия; в них находятся стрекательные (крапивные) клетки.
  6.  С помощью пипетки пусти в воду к гидре дафний и наблюдай, что произойдет.
  7.  Притронься к щупальцам иглой и заметь, как гидра реагирует на прикосновение.



Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ.

Для работы необходимы:

1) дождевой червь; 2) лупа; 3) блюдце или невысокий стеклянный сосуд; 4) стеклянная пластинка; 5) промокательная бумага.

Порядок работы.

  1.  Рассмотри членистое (кольчатое) строение тела дождевого червя.
  2.  По движению червя определи передний и задний концы тела, их толщину и окраску.
  3.  На рисунке отметь цветными карандашами разницу в окраске переднего и заднего концов тела червя. Обрати внимание на разницу в окраске спинной и брюшной стороны.
  4.  Проведи двумя смоченными в воде пальцами от переднего к заднему концу тела червя, потом от заднего к переднему концу и сравни степень сопротивляемости этим движениям.
  5.  Пусти червя по стеклянной пластинке, а потом по промокательной бумаге. Заметь разницу в движении.
  6.  Под лупой рассмотри щетинки на брюшной стороне и сбоку тела червя.
  7.  Определи направление щетинок и их роль в движении червя.



Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

ИНФУЗОРИИ

Для работы необходимы: 1) микроскоп; 2) сенной настой, заготовленный за 2—3 недели до работы; 3) стеклянная трубка.

Порядок работы

  1.  Конец стеклянной трубки опусти на I—2 см в сенной настой, другой конец прикрой пальцем и вынь трубку из воды.
  2.  Сенной настой из стеклянной трубки капни на предметное стекло и прикрой покровным.
  3.  Рассмотри под микроскопом разнообразных инфузорий.
  4.  По прилагаемым рисункам и описаниям наиболее интересных и часто встречающихся инфузорий определи названия увиденных тобою организмов.

Инфузория туфелька быстро проплывает в разных направлениях. Все тело равномерно покрыто ресничками.

Стилонихия свободно плавает в воде и может передвигаться по твердым предметам. Реснички разной величины и формы.

Трубач — одна из самых крупных инфузорий, прикрепляется тонким концом к подводным предметам. Может сокращать свое длинное тело. Отрываясь от предмета, свободно плавает, приобретая мешкообразную форму. Длинные реснички располагаются вокруг расширенной предротовой части тела.

Сувойки встречаются на подводных предметах большими скоплениями, видимые невооруженным глазом в виде белых налетов.

Под микроскопом сувойка имеет вид колокольчика, сидящего на длинной ножке, которая может сокращаться. Встречаются и свободно плавающие сувойки. У сувойки только ротовая область опоясана ресничками.

  1.  Найди признаки, характерные для всех инфузорий.



Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛЯГУШКИ.

Для работы необходимы:

1) умерщвленная лягушка; 2) живая лягушка в литровой банке; 3) ванночка; 4) пинцет; 5) щетинка или капроновая нить.

Порядок работы.

  1.  Положи мертвую лягушку в ванночку.
  2.  Обрати внимание на форму тела лягушки, сравни с рыбой, объясни причину резкого различия.
  3.  Рассмотри поверхность кожи и ее окраску на спине и брюшной стороне. Захвати кожу пинцетом и определи, как легко она отстает от тела.
  4.  Сравни длину передних и задних конечностей. Объясни роль задних конечностей в передвижении лягушки на суше.
  5.  Найди на задних конечностях приспособления для передвижения лягушки в воде.
  6.  На голове лягушки рассмотри глаза и сравни их с глазами рыбы.
  7.  Найди ноздри, введи в ноздрю щетинку и посмотри, выйдет ли она в ротовую полость.
  8.  Позади глаз найди круглые барабанные перепонки, прикрывающие полость уха.
  9.  Открой рот лягушки и пинцетом оттяни конец языка. Определи, как прикреплен язык.
  10.  На указателях рисунка напиши названия органов лягушки.



Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

МАЙСКИЙ ЖУК.

Внешнее строение.

Для работы необходимы:

1) майский жук; 2) пинцет; 3) препаровальная игла; 3) лупа. Примечание. За сутки до занятий на дно стеклянной банки насыпается влажный песок и прикрывается слоем ваты; сверху ваты укладываются жуки для размягчения.

Порядок работы.

  1.  Попробуй иглой прочность хитинового покрова жука.
  2.  Найди части тела жука: голову, грудь и брюшко.
  3.  На голове жука при помощи лупы рассмотри сложные глаза, пару веерных усиков (у самца они крупнее), ротовые части со щупальцами.
  4.  Подсчитай число ног. В лупу рассмотри, что находится на концах ног.
  5.  Удали жесткие надкрылья и рассмотри лежащие под ними тонкие крылья.
  6.  Отдели у жука голову и брюшко и определи, на какой части тела расположены все органы движения жука.
  7.  При помощи лупы на боках брюшка найди отверстия — дыхальца.



Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

Перловица.

Для работы необходимы:

1) речная перловица с раскрытыми створками; 2) ванночка; 3) пинцет; 4) скальпель или перочинный нож.

Порядок работы.

  1.  Рассмотри створки раковины. Снаружи они покрыты темным роговым слоем. Найди на нем полоски годового прироста. Определи возраст моллюска.
  2.  Слегка поскобли ножом роговой слой раковины, под ним увидишь белый фарфоровый слой.
  3.  Рассмотри внутреннюю поверхность раковины, покрытую перламутровым слоем.
  4.  Найди спинную сторону перловицы, где створки раковины соединяются. Там, где створки раскрываются,— брюшная сторона.
  5.  Сравнивая ширину спинной и брюшной сторон, определи значение клиновидной формы створок раковины.
  6.  Определи передний конец раковины по более тупому концу и мускулистому отростку — ноге.
  7.  Положи перловицу в ванночку раскрытыми створками вверх.
  8.  Найди у перловицы все указанные на рисунке органы.

Раковина

Замыкательная мышца

Ротовые щупальца

Нога

Жаберные пластинки

Мантия



Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

НАРУЖНОЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО РАКА.

Для работы необходимы:

1) речной рак (усыпленный или засушенный); 2) ванночка; 3) пинцет; 4) крепкая уксусная кислота; 5) кусочки панциря рака; 6) пробирка.

Порядок работы.

  1.  Рассмотри панцирь рака.
  2.  Положи кусочек панциря в пробирку с уксусной кислотой, в которой растворяется известь. В конце работы вынь кусочек из пробирки, в нем осталось хитиновое вещество панциря.
  3.  Положи рака спиной кверху и найди головогрудь, покрытую общим панцирем, и членистое брюшко (рис. 1).
  4.  На голове рака по бокам шиповидного отростка найди стебельчатые глаза. Если рак свежий, а не высушенный, то потрогай глаза пинцетом и определи их подвижность. Объясни' значение такого устройства глаз.
  5.  Переверни рака брюшной стороной кверху, найди основания усиков, определи количество пар усиков.
  6.  Руководствуясь рисунком, найди ротовое отверстие и многочисленные ротовые придатки, служащие для удержания пищи и ее измельчения.
  7.  Подсчитай число пар длинных ходильных ног.
  8.  Подсчитай число пар брюшных ног, включая парный пластинчатый придаток, имеющий вид плавника, на конце брюшка. Объясни значение подвижности брюшка.



Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБЫ.

Для работы необходимы:

1) живая, свежеубитая или выдержанная в 70° спирте рыба (плотва, карась, окунь или карп 10—12 см длиной); 2) банка для живой рыбы емкостью 2—3 литра; 3) пинцет.

Порядок работы.

  1.  Рассмотри форму тела рыбы. Определи, в чем выражается обтекаемость формы тела.
  2.  Руководствуясь рисунком, определи границы головы, туловища и хвоста.
  3.  Рассмотри чешуйчатый покров и объясни значение черепицеобразного расположения чешуи при плавании и ее защитное значение.
  4.  Найди парные и непарные плавники. На указателях рисунка напиши названия плавников: хвостовой, спинной, подхвостовой, грудные и брюшные.
  5.  Наблюдая живую рыбу в воде, определи, какой плавник имеет наибольшее значение при поступательном движении рыбы.
  6.  Рассматривая органы зрения-—глаза рыбы, выясни, есть ли у них веки.
  7.  Найди органы обоняния рыбы—-две пары ноздрей над верхней губой. Если рыба мертвая, с помощью пинцета определи, сообщаются ли ноздри с ротовой полостью.
  8.  Внимательно рассматривая боковые стороны тела рыбы, найди тонкую пунктирную линию от верхней части,жаберной крышки до хвоста; эта боковая линия — орган, воспринимающий колебание и давление воды.
  9.  На указателях рисунка напиши названия органов чувств рыбы.



Предварительный просмотр:

Таблицы к лабораторным занятиям.

ОСОБЕННОСТИ СКЕЛЕТА ПТИЦЫ

Для работы необходимы:

1) набор частей скелета птицы; 2) скелет птицы (один или несколько на класс).

Порядок работы

  1.  Рассмотри позвоночник птицы. Найди шейный, туловищный и хвостовой отделы. Определи подвижные и неподвижные соединения позвонков.
  2.  На рисунке 2 укажи, какие позвонки соединены подвижно, а какие неподвижно. Объясни, какое это имеет значение для птицы.
  3.  На скелете крыла, руководствуясь рисунком, найди отделы: плечо, предплечье и кисть.
  4.  Сравни скелет крыла птицы со скелетом передней конечности лягушки (рис. 1). Напиши на указателях (рис. 1) название костей.
  5.  На скелете ноги найди отделы: бедро, голень и стопу (рис. 2).
  6.  Найди грудную кость и обрати внимание на развитие выроста—киля на этой кости. Объясни значение киля.
  7.  Рассматривая череп, обрати внимание на легкость костей. Определи, есть ли зубы в челюстях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - лабораторное занятие по теме: "Общественная жизнь России при Николае I"

Урок – лабораторное занятие по теме: «Общественная жизнь России при Николае I». (Планируемый урок в 10 классе)   Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких ми...

Методическое пособие. «Альтернативные формы уроков истории. Лабораторное занятие»

В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного общественного внимания. Пик реформирования исторического образования пришелся на 1994 – 1996 гг. Преоб...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Информатика» II курс

Методические указания для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Информатика» II курс для учащихся очного отделения по специальностям: 080110, 080508, 260301, 260303, 260502, 150411, 150414, р...

Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) По теме: «Приготовление пряничного теста» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания.

Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс)По теме: «Приготовление пряничного теста» для специальности 260502 Техн...

Презентация к методической разработке лабораторного занятия по теме "Приготовление пряничного теста"

Презентация к методической разработке лабораторного занятия по теме "Приготовление пряничного теста"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ

Лабораторный практикум по физике способст­вует более глубокому и детальному изу­чению предмета, готовит учащихся к практической работе в их профессиональной деятельности. Методические указания к прове...