Вопросы для самостоятельной работы по биологии в 6 и 7 классах
учебно-методический материал по биологии (6 класс) по теме
Замечательные вопросы практической направленности, которые можно использоватькак для самостоятельной работы учащихся на уроках, так и для домашней работы. Вопросы взяты из книги Е.Демьяненкова "Биология в вопросах и ответах". Ребятам очень нравится в процессе поиска ответов устанавливать причинно-следственные связи, что так необходимо на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_dlya_samost_7_kl.doc | 36.5 КБ |
voprosy_dlya_samost_otv.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Вопросы для самостоятельных ответов по зоологии
(из книги «БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» Демьянков Е. Н)
- Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?
- Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?
- У гидр в водоемах почти нет врагов. Если рыба схватит гидру, то сейчас же вместо того, чтобы проглотить, выпустит ее. Почему?
- Какое значение имеет для медузы-корнерот голубоватая окраска?
- Важный продукт питания человека — мясо, однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?
- Перед одним дождевым червем положили кусочек булки, смоченной в молоке, а перед другим — зубчик чеснока. Предположите, как поведет себя червь и почему.
- В первые годы жизни раки линяют часто, с пятилетнего возраста—не чаще одного раза в год, а потом совсем перестают линять. Чем это можно объяснить?
- Паук-крестовик твердую пищу есть не может. Но его жертвы-насекомые имеют твердый хитиновый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?
- Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук — листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?
- Многие бабочки питаются нектаром цветков, способствуя перекрестному опылению растений, т. е. приносят пользу сельскому хозяйству. Но в то же время бабочки наносят большой ущерб сельскохозяйственным растениям, и их приходится частично уничтожать. Объясните, в чем тут дело.
- Гусеницы капустной белянки встречаются в больших количествах на кочанах капусты. Они сильно объедают листья. Их часто называют «капустными червями». Правильно ли их называть «червями»?
- Костистые рыбы легко меняют плотность тела за счет изменения объема плавательного пузыря и благодаря этому регулируют глубину погружения. Однако у многих хрящевых рыб, например у некоторых видов акул, его нет. Благодаря чему всплывают и погружаются многие виды акул?
- Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?
- К змее приблизили обернутую черной бумагой холодную электрическую лампочку. Она не обращала на нее никакого внимания, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на нее. Как объяснить это явление?
- Часто можно видеть, как птица в холодное время нахохливается, делается более пушистой. Объясните значение этого явления.
- При содержании сельскохозяйственных животных в холодных помещениях затрачивается больше кормов, чем в теплых. Объясните почему.
- На конвертах и наклейках спичечных коробков иногда печатают призыв «Охраняйте полезных животных и птиц». Что неверно в этом выражении?
- У зародышей наземных позвоночных в определенный период эмбрионального развития имеются жаберные щели. Что это доказывает?
- Жуки-навозники обладают способностью скатывать громадные шары из навоза (в 20 раз больше себя). Древние египтяне считали их священными животными и называли скарабеями. Что в поведении жука могло вызывать удивление и восхищение египтян?
- Любопытную историю рассказал известный натуралист К. Брем про одного араба, уснувшего на скале. Когда он на утро проснулся, то оказался совершенно голым; за ночь насекомые съели всю его одежду. О каких насекомых идет речь, какие биологические особенности позволяют им перерабатывать клетчатку?
- Насколько справедливо с биологической точки зрения выражение «Проливать крокодиловы слезы»?
- Утята и гусята, выведенные в инкубаторе, в первые часы жизни не могут держаться на воде и быстро тонут, а утята, которых вывела утка, сразу начинают плавать. Объясните это явление.
- Оводы из отряда двукрылых ничего не едят; они лишены даже ротового аппарата; живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Объясните, почему оводы являются опасными врагами сельскохозяйственных животных.
- Случайно занесенный из Европы в США непарный шелкопряд быстро распространился на огромной территории, оголяя сады и леса, а в Европе эта бабочка менее опасна. Почему?
- Летучие мыши летают ночью, не задевая за ветви. Даже если заклеить им глаза, они не станут ориентироваться хуже. Чем объясняется такая способность ориентироваться? Как используется в технике это явление?
Предварительный просмотр:
6 класс
Вопросы для самостоятельных ответов по биологии
(из книги «БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» Демьянков Е. Н)
РАСТЕНИЯ
- Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр — в 15 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе.
2. У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают совсем. Почему?
3. Подземные побеги картофеля и топинамбура (клубни) под действием света зеленеют, а подземные органы георгин нет. Почему?
4. Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одинаково. У первого герань вскоре зацвела, а у второго зачахла. Почему?
- Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повредила много корешков. Растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение, почему стало вянуть растение.
- Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества. Однако такие вещества, как сахар, белки, масла, крахмал, растения не получают из почвы. Почему в растениях находятся эти вещества.
- На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая — на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?
- С гектара пшеницы в среднем получается 16 т сухого вещества (4 т зерна и 12 т соломы и корней). Для получения одного килограмма сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 5000 га?
- Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?
- Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный День?
- Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?
- На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из которых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).
- Для повышения урожая используют различные удобрения. На поля, где росли бобовые, не вносили удобрения, но, несмотря на это, с них был получен большой урожай пшеницы и картофеля. Дайте объяснение этому явлению.
- На лугу в течение нескольких лет пасли крупный рогатый скот. Изменится ли состав растений на этом лугу?
- В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.
- По внешнему строению морские водоросли похожи на растения суши, однако, ризоиды морской водоросли — не корни, а тело водоросли — не лист. Почему?
- Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом количестве света, однако он сильно нуждается в воде. Почему?
- В лесном массиве произрастало много папоротников, однако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?
- Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников, или в березовом. Почему?
- Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?
БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ
- Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
- В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом — подберезовиков. Почему?
- Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы (мухомор, бледная поганка и т. д.)?
- Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?
- Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое — на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по биологии в 7 классе по 1 разделу «Зоология – наука о животных»
Интересная это наука- зоология...
Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)
В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...
Вопросы для самостоятельной работы по "Слову о полке"
Задания поискового характера для любителей истории, биологии, этнографии разбудят интерес к памятнику....
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....
Вопросы для самостоятельной работы по разделу "Право"
Вопросы для самостоятельной работы по разделу "Право"...
Самостоятельная работа по биологии "Водоросли" 7 класс
Самостоятельная работа по биологии "Водоросли" 7 класс...
самостоятельные работы по биологии для 5 классов
работа по темам процессы жизнедеятельности в 5 классе...